К 4. Глава 7 Зрелая Хараппская цивилизация

Этот период охватывает промежуток между 2600 и 1900 годами до нашей эры. Исследования показывают, что медленное движение муссонов способствовало развитию сельского хозяйства в долине Инда. Благодаря периодическим разливам и дождям, фермеры смогли достичь уровня перепроизводства, что привело к избытку еды. Это, в свою очередь, способствовало росту городов. Однако фермеры не уделяли должного внимания развитию ирригационных систем, полностью полагаясь на естественные муссонные осадки, которые орошали землю летом. В дальнейшем это негативно сказалось на развитии цивилизации.

 

Зрелая Хараппская цивилизация, 2600—1900 годы до н. э.

Долгое время в научных кругах господствовало мнение о хараппской цивилизации как о чём-то неизменном и мало менявшемся на протяжении столетий. Это представление сложилось из-за недостатка информации и недооценки археологами на ранних этапах исследований фактов, которые могли бы пролить свет на особенности взаимодействия людей с окружающей средой, а также на их хозяйственную деятельность и культуру в широком смысле слова. Тем не менее, сходство материальных элементов цивилизации, особенно в период её расцвета, указывает на существование культуры, представители которой поддерживали тесные связи в разных областях. Как были организованы их сообщества? Почему образовалась такая обширная общность? Какую роль в жизни цивилизации играла торговля? Эти вопросы, как видно из постоянно меняющихся представлений об этой культуре под влиянием новых открытий, всё ещё остаются без ответа.
Города

Большинство поселений культуры Хараппы были небольшими сельскими общинами. Всего известно четыре крупных города: Хараппа, Мохенджо-Даро, Ганверивала и Ракхи-гархи. Площадь этих городов достигала многих десятков гектаров, хотя точную границу обжитой территории определить бывает сложно. И крупные, и некоторые относительно небольшие поселения были окружены обводными стенами, построенными из обожженного кирпича, кирпича-сырца, камня и других доступных материалов. Предполагается, что главная функция этих стен была не оборонительной, а служила защитой от наводнений. Существует мнение, что фортификация была необходима лишь на окраинах хараппской территории, на аванпостах, созданных на чужих землях.

Регулярная застройка хараппских поселений резко отличалась от хаотичной планировки городов других цивилизаций Древнего Востока. Эта регулярность может помочь в реконструкции особенностей социальной организации, которая все еще остается не до конца понятной. Жилые кварталы строились по строгому плану. В городах были главные улицы, ширина которых в Мохенджо-Даро достигала 10 метров. Они пересекались под прямым углом с более мелкими улочками. Дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу, но были достаточно благоустроены. Практически каждый дом имел следующую планировку: в центре — двор, а вокруг него — четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения. Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Большинство жителей города жили согласно своему роду деятельности, и город делился на строго определенные районы, где жили те или иные профессионалы.

 

В отличие от своих современников — Месопотамии и Древнего Египта, Хараппская цивилизация не возводила грандиозные здания. Не было найдено ни дворцов, ни величественных храмов. Большинство крупных зданий относятся к зернохранилищам. Уровень жизни в этой культуре был относительно одинаковым для большинства людей. Исследователи отмечают, что она была направлена на создание примерно равных условий для всех.

Одним из самых поразительных изобретений Хараппской цивилизации стала сложная система канализации. Благодаря ей в каждом доме были купальни и туалеты с системой смыва. Например, в Париже централизованная канализационная система появилась лишь в XX веке! По всем улицам протекали арыки, из которых в дома подавалась вода. Сточные воды уходили через подземные стоки, выстроенные из кирпича. На улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты. Затем грязная вода попадала в каналы, которые, вероятно, регулярно прочищались. Эти каналы строились из кирпича и сверху покрывались кирпичами и каменными плитами. Была создана система управления водными ресурсами посредством водохранилищ. Канализационная система была настолько высокого инженерного уровня, что долгое время не имела себе равных. Более того, в некоторых районах современных Индии и Пакистана канализационное обустройство значительно уступает хараппскому.

В условиях индийского климата, скученности населения и низкого уровня санитарии и гигиены налаженная система водоснабжения и канализации приобретала исключительно важное значение. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не зная о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили свои поселения от распространения опаснейших болезней.
Поселение Мохенджо-Даро

 

Руины, Мохенджо-Даро

Особенности крупных поселений можно рассмотреть на примере Мохенджо-Даро — древнего города, который уже давно привлекает внимание исследователей. Из-за многовековых отложений точные размеры города остаются неизвестными, однако важно отметить, что следы построек были обнаружены в 2 км от предполагаемой границы. В период расцвета население города составляло от 35 до 40 тысяч человек. Даже сейчас можно различить древнее деление города на две части — «цитадель» и «нижний город», разделённые незастроенным пространством.

Сооружения «цитадели» располагались на пятиметровой кирпичной платформе. Здесь были раскопаны два крупных сооружения, назначение которых остаётся неясным. Предположительно, они использовались для собраний, хотя маловероятно, что одно из них было резиденцией высокопоставленного лица. Одно из сооружений имело площадь 70 на 22 метра и толстые стены с вестибюлем. Другое представляло собой зал площадью около 900 квадратных метров, разделённый на четыре части рядами столбов. Здесь же было обнаружено основание сооружения, верхняя часть которого была деревянной. По распространённому мнению, это было общественное зернохранилище площадью 1350 квадратных метров с глубокими вентиляционными каналами в основании. Подобное зернохранилище было обнаружено и в Хараппе у подножия «цитадели», его площадь составляла 800 квадратных метров.
 

«Бассейн» для омовений в Мохенджо-Даро

На территории «цитадели» находился «большой бассейн», который был возведён позже остальных построек. Его площадь составляла 11,70;6,90 м, а глубина — 2,40 м. К бассейну вели деревянные лестницы, покрытые битумом, с узких сторон. Для обеспечения водонепроницаемости была применена известковая и битумная обмазка. Наполнялся бассейн из расположенного рядом колодца, а его опорожнение осуществлялось через желоб в одной из стенок. Его окружала галерея, от которой сохранились столбы. Предполагается, что этот бассейн мог использоваться для ритуальных омовений, которым придавалось большое значение в жизни древних жителей.

 
 

Мохенджо-Даро

 «Нижний город» был застроен жилыми домами. Стены зданий достигали высоты до 6 метров, а колодцы, которые располагались регулярно (по одному на каждые три дома), были глубокими. Помещения с плоскими перекрытиями группировались вокруг дворов. Самый большой блок, состоящий из двух частей, соединённых крытым переходом, занимал площадь 1400 квадратных метров. Однако нет оснований полагать, что он принадлежал какому-то высокопоставленному лицу. В целом, площадь домов достигала 355 квадратных метров, и они состояли из 5-9 комнат. Для того времени уровень благоустройства был необычайно высоким. В домах были ванные комнаты и туалеты.
Власть и управление

Археологические раскопки не позволяют с полной уверенностью определить форму правления в Индской цивилизации. Трудно установить, какие именно слои населения обладали наибольшей политической властью. Однако очевидно, что существовал единый центр управления с соответствующими органами власти, наделенными значительными полномочиями. Об этом свидетельствуют города с единой планировкой, сложная система водоснабжения, а также посуда и другие изделия, которые имели явно общий стандарт изготовления: кирпичи, печати, керамическая посуда, меры веса и общественные сооружения. Это позволяет сделать несколько выводов:
1) В Индской цивилизации существовало единое государство, которое занималось планированием городов и поселений, руководило добычей сырья и контролировало стандарты размеров и веса.
2) Единого правителя, управлявшего всем государством, не было. Однако были отдельные управленцы, по крайней мере, над крупными городами цивилизации.
3) В обществе Индской цивилизации не было резкого расслоения в правах и достатке. Большинство людей имели примерно равный социальный статус.

В истории есть и другие примеры подобных обществ, например, поселения Чатал-Хююк и Норте-Чико (вспоминаем прочитанное ранее).
Технологический уровень Индской культуры

Хараппская цивилизация достигла впечатляющих высот в области измерения длины, массы и времени. Она была одной из первых, кто осознал необходимость единой системы мер и весов. Без этой реформы масштабные строительные проекты на территории Индской культуры были бы просто невозможны.

Наименьшая мера длины, использовавшаяся хараппцами, составляла 1,704 миллиметра. Эта шкала, обнаруженная на слоновой кости, считается наиболее точной из всех, найденных в Бронзовом веке. Инженеры Хараппы вели измерения по десятичной системе, включая единицы массы. Система масс была основана на кремнёвых образцах, которые находились в соотношении 5 к 2 и имели веса 0,05, 0,1, 0,2, 0,5, 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 единиц. Каждый блок весил около 28 граммов, что напоминает английскую имперскую унцию или греческую унцию. Однако, несмотря на свою точность, образцы все же имели некоторые колебания.

В области металлургии хараппцы достигли впечатляющих успехов. Они умели изготавливать медь, бронзу, свинец и олово, а также строили печи высокого качества. Они также были искусны в обработке сердолика, золота, слоновой кости и морских раковин. В Банавали был найден камень со следами золота в виде полос, который использовался для проверки качества золота. Этот способ заключался в использовании пористого, небольшого камня. Когда им проводили по золоту и другим металлам, частички металла попадали в поры и приобретали строго определённый цвет. Имея в руках другой такой же камень, с точно известным металлом, можно было определять подлинность золота. Этот метод до сих пор используется в некоторых частях Индии.
Искусство и ремёсла

В эпоху Хараппской цивилизации были развиты различные ремёсла, такие как прядение и ткачество, а также резьба по кости и металлу. Мастера обрабатывали раковины, керамику, агат и изготавливали мелкие глазурованные гранулы, из которых впоследствии создавали бусы и браслеты. Были найдены золотые, терракотовые и каменные фигурки девушек, изображающие их в танцевальных позах. Среди терракотовых фигурок также встречаются фигурки коров, медведей, обезьян и собак. Однако существует один необычный образ, который трудно точно идентифицировать. Это животное, напоминающее одновременно быка и зебру, с одним рогом (единорог?). Предполагается, что этот образ имел сакральное или религиозное значение и не был связан с каким-либо реально существовавшим видом. Причём этот образ был довольно распространён среди хараппов. Среди других изображённых животных есть интересный пример — квагга. Квагга — это вымершее животное, которое обладало двойными чертами, сочетая признаки лошади и зебры. Возможно, жители Хараппы сталкивались и с однорогим животным необычного вида (единорогом), которое впоследствии вымерло, как и квагга.

 

Печать с изображением «единорога»

 

Детские игрушки, Хараппская культура

В Лотхалле было обнаружено изображение арфоподобного инструмента, что свидетельствует о существовании струнных музыкальных инструментов у хараппцев. Также они изготавливали игрушки и игры, среди которых можно найти кубические кости с одним или шестью отверстиями на гранях, обнаруженные в Мохенджо-Даро.

Производство орудий труда, утвари и строительных материалов в Хараппе было высокоразвитым и специализированным. Удивительно, но предметов вооружения было немного, хотя были найдены медные и бронзовые кинжалы и ножи, а также наконечники стрел и копий. Многие орудия труда были связаны с обработкой дерева (топоры, долота, тесла) и домашним хозяйством (иглы, проколки).

Из меди и серебра, реже из свинца и даже золота изготавливали сосуды. Было известно литье в открытых формах, холодная и горячая ковка, а некоторые изделия отливали в технике утраченного воска. В качестве сплавов использовали медь с мышьяком, свинцом и оловом, причем оловянистых бронз было около 30%. Украшения, такие как браслеты и бусы, делали из камня, раковин, меди, серебра и, редко, из золота. Как и в более позднее время, носили много браслетов, возможно, этот обычай имел ритуальный характер.

Камень также оставался в употреблении, хотя со временем уменьшалось разнообразие типов изделий, но росло качество и технология обработки. Из мягких сортов камня изготавливали сосуды, в том числе фигурные, имевшие ритуальное назначение, а из различных минералов — бусы и печати. Материалы как для металлических, так и для каменных изделий нередко доставлялись издалека.
Керамика

 

Церемониальный керамический сосуд — Хараппа

Ещё одним ярким примером высокоразвитого ремесла является керамическое производство. Посуду изготавливали на круге быстрого вращения и обжигали в двухъярусных горнах. Формы сосудов были разнообразны и в целом стандартны: чаши, кубки, блюда, жаровни, сосуды с заостренным дном, подставки и ёмкости для хранения молочных продуктов. Хотя традиция расписывать сосуды постепенно угасала, она всё же сохранилась. Роспись выполнялась чёрной краской по красному фону и включала геометрические и фигуративные элементы — изображения животных, растений и рыб. Несмотря на хорошее качество керамики, сосуды были тяжёлыми и отличались от более изящных изделий дохараппского периода, что характерно для массового керамического производства не только в древности, но и в наше время.

Особо следует отметить реалистичные небольшие каменные и металлические скульптуры мужчин и женщин, которые точно передают антропологический тип, по крайней мере, части представителей хараппской цивилизации. Наибольшей известностью пользуется фрагмент скульптурного изображения бородатого мужчины в диадеме, облачённого в одеяние, украшенное рельефными трилистниками. Прищур его глаз напоминает положение век медитирующего человека.

 

Статуя «Священник Король», Мохенджо-даро
Изготовление печатей

Настоящими шедеврами являются печати-штампы, изготавливавшиеся в основном из стеатита. Как свидетельствуют найденные отпечатки, они предназначались для опечатывания товаров. Эти печати имеют плоскую, квадратную или прямоугольную форму, а на их оборотной стороне находится выступ с отверстием. Круглых печатей, столь характерных для Месопотамии, Ирана и других регионов Передней Азии, почти нет. Как и на сосудах, на печатях в основном изображались растения и животные. В Мохенджо-Даро таких изображений около 75%. Эти углубленные рисунки выполнены с большим мастерством и пониманием форм тел, передаваемых близко к натуре. Как правило, животные изображены спокойно стоящими возле предметов, которые трактуются как кормушки или условные символы. Помимо изображения, на печатях могли помещать краткую надпись. Также существуют печати с условными геометрическими фигурами.

Изображения на печатях связаны с праздниками и ритуалами: кормление животных, угощение змеи, поклонение дереву, в ветвях которого могла изображаться богиня, бракосочетание богов в антропоморфном и зооморфном облике. Похожие изображения встречаются и на медных пластинках неизвестного назначения. Существовали призматические каменные и глиняные предметы, принадлежность которых к категории печатей вызывает сомнение. Возможно, они играли роль амулетов. Печати могли служить знаками собственности, но нет сомнений, что они также служили ритуальным целям.

 

Печать с изображением слона, долина Инда
Торговля и транспорт

Долгое время в науке существовало мнение о том, что древние цивилизации были замкнутыми и самодостаточными. Однако в последнее время некоторые исследователи стали уделять особое внимание роли торговли в формировании и развитии цивилизации Хараппы. Судя по всему, экономика цивилизации Инд-Хараппы была ориентирована на торговлю, без значительного акцента на милитаризацию. А для торговли необходим транспорт, и жители Хараппы достигли значительных успехов в его развитии. Возможно, именно эта культура первой начала активно использовать колёсный транспорт. Одним из первых таких изобретений стала телега, запряжённая быками, принцип которой до сих пор применяется по всей Южной Азии. Кроме того, хараппцы активно использовали лодки — большинство из них были небольшими, с плоским дном, управляемыми с помощью парусов. Принципы управления этими лодками схожи с современными судами, которые используются в тех же местах и сегодня. Имеются свидетельства не только речного, но и морского судоходства и кораблестроения в Хараппе.

 

Упряжь с парой быков-зебу. Точно такие же по принципу упряжи, изображены на многочисленным печатях, найденных при раскопках Индской культуры

Не вызывает сомнений, что у хараппской цивилизации были тесные связи с её ближними и дальними соседями. Это подтверждается, в частности, тем, что долина Инда не богата полезными ископаемыми, в которых люди остро нуждались и активно использовали. С территории субконтинента поступали минералы и раковины, которые широко применялись в различных производствах. Из более отдалённых мест доставлялись медь (из месторождений в Иране, в частности, в Кермане, и Афганистане) и золото. Олово, как позволяют судить имеющиеся сведения, поступало из Центральной Азии (из Ферганской долины и другого региона на юго-западе Афганистана), лазурит — из Бадахшана (возможно, из Чагайских гор), а бирюза — из Ирана.

В конце IV тысячелетия до нашей эры в месопотамских текстах начали появляться названия южных стран: Дильмун, Маган и Мелухха. Их локализация вызывает споры в науке, но ясно, что Дильмун и Маган были промежуточными пунктами между Месопотамией и Мелуххой (предполагаемой долиной Инда). Бахрейн, известный как Дильмун, всегда играл посредническую роль. Примечательно, что пик сведений об этом обмене приходится на период расцвета Хараппы. Печати хараппского типа были найдены в Уре, Умме, Ниппуре, Телль Асмаре, на островах Персидского залива, Бахрейне и Файлаке, на побережье Аравийского моря. В Омане обнаружена надпись, выполненная хараппским письмом. Носители другой культуры, кулли, также были связаны с западными областями — типичные для них изделия были обнаружены в Абу-Даби.

В Лагаше в конце III тысячелетия до нашей эры жили хараппские торговцы с семьями. Высказывались предположения о существовании месопотамских колоний на территории Хараппы, хотя прямых данных на этот счёт недостаточно. Удивление вызывает крайне небольшое количество характерных для цивилизации Месопотамии вещей на территории Хараппы. Обычно это связывают с тем, что они могли изготавливаться из недолговечных материалов; среди вероятных импортов упоминают ткани. Возможно, отсутствие чужеземных вещей — следствие твёрдой приверженности «хараппцев» своим традициям: в домах индийских купцов во все времена редко можно было встретить вещи иностранного производства.

Между портами Хараппы и Месопотамии была развита сеть морских перевозок. Плавания на столь дальние расстояния по морю стали возможными с постройкой стандартизированных кораблей, снабжённых одной центральной мачтой, с парусом из ткани. Подобный подход к доставке грузов по морю, когда могут использоваться перевалочные пункты, находящиеся между портами, применяется в мировой торговле и по сей день. Плавание по морскому пути, скорее всего, было каботажным, моряки не выпускали из виду берег.

Индийские учёные открыли порт Лотхал, расположенный на полуострове Катхиавар. В восточной части города они обнаружили выложенную кирпичом верфь правильной прямоугольной формы. Её размеры были довольно внушительными — 218 на 37 метров. Специально прорытый канал шириной 7 метров связывал верфь с рекой, впадающей в Аравийское море. Здесь были судостроительный док, зерновой склад и мастерская для обработки жемчуга. В Лотхале найдена печать, характерная для региона Персидского залива.

Прибрежные поселения, такие как Соткаген-дор на реке Дашт, к северу от Дживанни, Сохта-Кох — на реке Шади, к северу от Пасни и Балкот — около Сонмиани в Пакистане, образуют взаимосвязанную сеть вместе с Хараппским Лотхалом. По сути, это сеть торговых форпостов — каждый из них это порт, расположенный в неглубокой гавани у рек, впадающих в море. Подобный подход позволял поддерживать активную торговлю с Месопотамией.

Сухопутные торговые маршруты Хараппской цивилизации пролегали на север через горные перевалы, в обход пустыни Деште-Лут в долину Диялы, вдоль речных долин внутри своей территории, возможно, по побережью — хараппские поселения найдены на побережье Макрана. Вряд ли для далёких странствий использовали повозки, запряжённые быками. В период развитой Хараппы стали использовать двугорбых верблюдов, как предполагают, одомашненных в Центральной Азии.

Судя по найденным артефактам, относимым к Индской культуре, торговая сеть Харрапы объединяла огромную территорию, включавшую часть Афганистана, прибрежные районы Ирана, Северную и Западную Индию и Месопотамию. Так же есть свидетельства торговых контактов с Древним Египтом и островом Крит. В Рас-эль-Хадд, Оман, были сделаны археологические открытия, свидетельствующие о торговле и постоянных маршрутах, соединявших Индскую цивилизацию и Аравийский полуостров.
Сельское хозяйство

В Хараппской цивилизации, благодаря разнообразию природных условий, преобладало два основных вида хозяйствования: земледелие и скотоводство. Кроме того, играли свою роль собирательство, охота и использование ресурсов рек и моря.

Земледелие было относительно развито, так как составляло одно из основных занятий населения. На всех землях Хараппы практиковалось дождевое земледелие. В предгорных и горных районах для удержания воды сооружали каменные насыпи, а для устройства посевных площадей — террасы. В долинах рек в древности, хотя на этот счет нет точных данных, паводковые воды накапливали, создавая дамбы и плотины. О проведении каналов сведений нет.

Основными земледельческими культурами были пшеница и ячмень, чечевица и горох нескольких видов, лен, а также хлопок. Население было знакомо и с садоводством. Для обработки земли использовали примитивный деревянный плуг, в который впрягали быков. Однако очевидно, что небольшие участки, особенно на мягких почвах, обрабатывали мотыгой, орудием типа палки-копалки и бороны. В Калибангане обнаружены следы перекрестной пахоты — еще одно свидетельство высокоразвитого земледелия. Не исключено применение севооборота.

Основной урожай, как полагают, до середины III тысячелетия до н.э., собирали летом (раби). Позже в некоторых районах стали практиковать и урожай хариф, при котором посев производился летом, а жатва — осенью. В этот поздний период распространяются просо, привнесенное с запада, и его разновидности. Начинают возделывать рис. На западе Уттар-Прадеша выявлены промежуточные сорта от дикорастущей и культурной формы. Население Индской культуры было самым ранним обществом, которое пришло к использованию сложной стратегии по выживанию:
1) Многокультурность в плане выращивания растений.
2) Выращивание растений в течение двух сезонов за год. Летом выращивались рис, просо, бобовые, а зимой — пшеница, ячмень, бобовые. Это связано с различными нуждами растений в поливе.

Наряду с земледельем в хозяйстве древнейших индийцев важное значение имело скотоводство. В разных местах преобладали различные виды скота, на хорошо обводненных аллювиальных землях доминировал крупный скот, хотя разводили и мелкий. Вне аллювия картина была обратной. Из домашних животных были известны овца, коза, корова, кошка, собака. Разводили и кур. Предполагается, что в эпоху Хараппы древние жители Индии приучили и слонов. Важные перемены происходят в начале II тыс. до н.э.: в поселении Пирак в северной части долины Качи, недалеко от Мехргарха, обнаружены не только кости верблюда и осла, но и самые древние свидетельства разведения в Южной Азии лошади.
Наряду с земледелием в хозяйстве древнейших индийцев важное значение имело скотоводство. В разных местах преобладали различные виды скота: на хорошо обводненных аллювиальных землях доминировал крупный скот, хотя разводили и мелкий. Вне аллювия картина была обратной. Из домашних животных были известны овца, коза, корова, кошка, собака. Разводили и кур. Предполагается, что в эпоху Хараппы древние жители Индии приучили и слонов. Важные перемены происходят в начале II тысячелетия до н.э.: в поселении Пирак в северной части долины Качи, недалеко от Мехргарха, обнаружены не только кости верблюда и осла, но и самые древние свидетельства разведения в Южной Азии лошади.

К концу IV — началу III тысячелетия до н.э. база жизнеобеспечения жителей Хараппы становится более разнообразной, чем прежде. Шире эксплуатируются ресурсы морских побережий и рек, в некоторых поселениях рыба и моллюски использовались гораздо больше, чем другая животная пища.
Религия

О мифах, верованиях и обрядах «хараппцев», как и о всей духовной жизни того времени, судить непросто, главным образом из-за недостатка информации и отсутствия письменных источников. Однако, есть несколько источников, которые помогают нам реконструировать эти аспекты. Во-первых, это изображения на печатях и других предметах, а также образцы скульптуры и следы проведения обрядов. Один из ключевых методов реконструкции — сравнение известных данных с представлениями и обрядами предполагаемых исторических преемников хараппской цивилизации или родственных им по языку дравидоязычных народов Индии.

Храмы, которые являются основными свидетельствами почитания богов, не были обнаружены или их существование остаётся под вопросом. Из всех объектов, которые ранее рассматривались как религиозные, только Большая Ванна в Мохенджо-Даро была признана религиозным сооружением. В ней могли проводиться религиозные омовения. Есть сведения о том, что обряды проводились в открытых дворах, а в Калибангане на «цитадели» было обнаружено нечто похожее на алтарь огня. Также были найдены подиумы с признаками жертвоприношений крупного скота. Очень вероятно, что существовали обряды шаманского типа и соответствующие представления.

Выявлено существование ритуально-мифологических моделей и схем, связанных с культом плодородия. Среди статуэток, найденных в домах горожан, особенно многочисленны терракотовые фигурки, чаще всего женские, иногда соединённые со светильником. Они носят сложные головные уборы и множество бус и браслетов, что свидетельствует о почитании женщины как символа воплощения идеи плодородия. Возможно, эти статуэтки изображают великую богиню-мать, культ и изображения которой были распространены в Индии.

В некоторых случаях женские изображения имеют рога и связаны с растительными мотивами. На одной из табличек Мохенджо-Даро изображена богиня с рогами в разветвлении священного фигового дерева. Перед ней в позе почитания расположен рогатый адорант, предположительно тоже божественной природы. Между его рогами изображена ветвь с цветами и листьями, а позади него — козёл с человеческим лицом. Под этими персонажами находятся семь фигур, вероятно, богинь с длинными косами и ветвью на голове. Исследователи относят их к нижнему миру и сравнивают с богиней оспы Ситалой и её шестью сёстрами. Изображение женской фигуры в ветвях дерева может быть связано с культом деревьев. Почитались в основном мощные фиговые деревья (баньян, пиппал), с которыми могла ассоциироваться идея мирового древа. На ряде печатей изображены животные у дерева или женщина у дерева.

Мужской аспект плодородия, отражённый на печатях, представлен изображением рогатого и трёхликого божества, восседающего на троне или на земле в ритуальной позе с поджатыми ногами. Из его головы между рогами растёт ветвь с цветами. Вокруг расположены животные: олени или антилопы, носорог, слон, буйвол и тигр. Это изображение очень напоминает образ Шивы-Пашупати, владыки зверей. Однако не все исследователи согласны с такой интерпретацией. Они утверждают, что фигура не имеет трёх лиц и не находится в позе йоги, а также что в ведической литературе Шива не был покровителем диких животных. В результате было решено, что, хотя имеет смысл считать фигуру на печати божеством, не совсем оправдано рассматривать её как прото-Шиву.

С мотивами плодородия также связаны многочисленные фаллические символы из камня конусообразной формы. Им соответствовали женские символы в виде каменных колец. Считается, что сочетание этих символов отражено в архаичных колоннах, основание которых выходит из каменного кольца. Были найдены игральные фигурки для игр типа шахмат или шашек, имеющие фаллическую форму. Существует множество игр, в которых разные стороны обозначены как «мужская» и «женская», а фигуры подобны соответствующим символам, например, кетские «шахматы».

На печатях и металлических табличках изображено огромное количество различных животных. Можно предположить, что эти изображения являются пережитком тотемистических представлений, а определённые животные могли быть тотемами племенных групп. Судя по печатям, в индских городах существовали обычаи поклонения огню, воде и деревьям. Часто встречаются изображения фантастических гибридных существ, к которым относятся антропотризавр (бык с лицом человека, хоботом слона и хвостом тигра), тур — трикефал (голова — антилопы, нижняя часть — быка), носорог — трикефал эктозавр (звездообразная фигура с головами разных животных), тигр с рогами быка и лицом человека, бык с хвостом в виде кобры и многие другие.

 

«Печать Пашупати» — артефакт, значение которого остается спорным

Известно, что на некоторых печатях были изображены антропоморфные существа — как мужского, так и женского пола. На одной из них был обнаружен рогатый и хвостатый мужской персонаж с луком, что, по всей видимости, свидетельствует о существовании охотничьих обрядов. Вероятно, таких мифологических существ было много, и они были связаны с культами плодородия, представлениями о жизни и смерти. Существовали обряды священного брака, возможно, проводившиеся сезонно. Важную роль играли жертвенные ритуалы. Исследования ученых позволяют предположить, что хараппцы почитали небесные светила, основываясь на своих знаниях в области астрономии и наблюдениях за явлениями природы.

Погребения проводились различными способами — от трупоположения на спине до дробления останков специальными приспособлениями и кремации (есть погребения в урнах). Основным погребальным положением оставалось вытянутое на спине положение трупа. Людей хоронили с небольшим набором украшений и личных вещей. В Лотхале были обнаружены парные погребения.


Рецензии