Об изначальном христианстве
Много нового внесло в европейскую жизнь изначальное хритианство.
Изначально христианство не было религией. Это было национально-освободительное движение Иудеи против римского владычества. Уникальное по способу осуществления с которым римляне долго не знали что делать..
В родовом и рабовладельческом обществе того времени, в котором и военная сила была родовой и иерархической, родовая верхушка иудеев была прикормлена оккупантами, не старалась и не способна была что-то изменить.
Народные бунты против могучей римской армии, почти наверняка, были обречены и бунтарей ждала неизбежная и жестокая расплата. В т.ч. распятие живьем на шесте с перекладиной.
На выручку повстанцам пришла... религия иудеев, содержащая постулат о МЕССИИ - человеческом назначенце Бога, говорящем и действующем от его имени. Именно такое совойство приписывалось всегда иудейским царям и обосновывало их безраздельную власть и необходимость для народа ей безропотно подчиняться. Ибо она «от Бога». Забегая далеко вперед, надо сказать, что и европейские владыки куда более поздних времен тоже именовались «мессиями». С той де целью.
Из истории известно несколько иудейских восстаний, что характерно, каждый вождь, далеко не именитый и не родовитый, называл себя назначенцем самого Бога — по-гречески Исус Христос. Это не имя и не фамилия, как думают некоторые верующие. Это роль, статус народного вождя «божий мессия спаситель» (Древнееврейское имя состоит из корней слов Яхве (имя Бога в Ветхом Завете) и шуа («спасение»), краткая форма —Йешуа) и звание «мессия» (Христос — перевод на греческий язык слова «машиах»- мессия («помазанник»).
В иудаизме слово машиах иносказательно означает «духовный лидер» и «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок библейского царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление (геуллу) народа Израиля, включая политическое освобождение из-под власти других народов.
Таким образом, в случае провала, что было весьма вероятно, вождь восстаня приносил себя в жертву. А примкнувшие к восстанию, повстанцы, оказывались МОБИЛИЗОВАНЫМИ согласно действующим в Иудее религиозным правилам. И могли избежать наказания.
Так что описаное в Новом Завете судилише над Христом и реакция толпы дают вполне реалистичную картину. Реалистично выглядит и моральная подготовка путем уединения в пустыне будущего народного вождя, идущего на самопожертвование.
Римляне тоже были верующими, хотя пантеон их богов был велик и разнообразен. Однако осторожно относились к богам покоренных народов и не игнорировали местные обычаи.
Многолетняя борьба иудеев за освобождение и неспособность подавить ее привели римлян к новому, нетиповому решению - выселение и расселение еврейского народа по землям империи.
Все эти события зародили в жизни римлян и прочих обитателей Европы несколько новых явлений.
Во-первых, идея всеобщего равенства. Не в смысле, что дурак, бездельник и неуч равноценен умному, ученому и работящему. А во вполне конкретном аспекте: «Один человек не может быть хозяином другого». В смысле признания рабства вне закона.
Во-вторых, в иерархической рабовладельческой или феодальной среде возникло явление «народный вождь». Да, безродный да, самозванец, но готовый возглавить народ на правое дело. Вооруженный идеей. Бескомпромиссный, готовый принести себя в жертву. Боговдохновленный, если угодно.Таких и в русской истории немало.
В-третьих, в родовом обществе появилось такое явление как «неродовая обшина», то есть коллектив разнороднвх людей, связаных общей целью и общим трудом. Таких общин превеликое разнообразие: однополые монастыри, семейные общины типа староверских, армии по призыву и объединения добровольцев, трудовые коллективы, клубы и кружки по интересам...
Образовалось такое явление, как «диаспора» - этнические группы народов, проживающих на территории других титульных народов. И, соответственно, «рассеяные народы».
И, конечно же, идея единобожия и земного назначенца (назначенцев) этого бога была оценена римскими владыками и ими создана государственная христанская религия. Бог-управленец, создатель и готовый конструктивно вмешаться в земные дела значительно привлекательне, скажем, бога солнца или бога грозы.
Впрочем, здесь произошла немалая трансформация заветов изначального христианства.
Новый Завет отказывает в праве на существование жрическому племени, обслуге богов. Посредникам между богом и человеком. Однако, в Библии заложена идея миссионерства- порученца второго, третьего и т. д. уровня, проповедника, духовного наставника общины.
Библия запрещает создавать себе местных божков — кумиров и чудодейственные вещи- фетиши. Да и обрядов ни каких не оговаривает. А с Богом, отцом небесным, предлагает общаться без посредников, уединившись (Отче наш). Иначе фальшь, показуха, фарисейство.
Однако, религия предполагает принародное действо. Поэтому, собраный императором Константином Первый Вселенский Собор определил кое-какую обрядность, не противоречащую, в принципе, Библии. Хотя не обошлось без чудотворных икон и реликвий. Странно и то,что православные свщенники рядятся в золотые одежды, как египетские жрецы - солнцепоклонники. Для тех золото было солнечным металлом, символом Бога Солнца. Да и Христос ходил всю жизнь в одной простой рубахе.
Свидетельство о публикации №225011701069
С уважением,
Владимир Грачев 2 27.01.2025 01:31 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 27.01.2025 08:28 Заявить о нарушении