Легендарная морячка
дальнего плавания-была Анна Щетинина.
Родилась она 26 февраля 1908 года на
станции с примечательным названием
Океанская.Название места её происхож-
дения стало как бы руководящей направ-
ляющей силой,определяющей её судьбу.
В 1929 году Анна закончила Владиво-
стокский морской техникум. Однако для
получения штурманского диплома у неё
недоставало плавательского ценза.И все-
го за 5 лет прошла путь от матроса до
капитана:
матрос портофлота
штурманский ученик
матрос 1 класса
3-ий штурман
2-ой штурман
старший штурман
Вот как она определила свой путь морячки.
"Я прошла весь нелёгкий путь моряка от начала
и до конца.И если я сейчас ,капитан большого
океанского корабля,то каждый из моих подчинённых
знает, что я появилась не из пены морской".
В 1935 году в Гамбурге Советскому Союзу переда-
вался приобретённый им пароход "Чавыча".Принимать
его доверили Щетининой,которой исполнилось 27 лет.
И она провела его без помех по курсу Гамбург-Одесса-
Сингапур-Петропавловск-Камчатский.
Работая в сложных условиях Охотского моря она не
раз справлялась с трудностями.Однажды судно было за-
жато тяжёлыми льдами.11 суток она боролась за его бе-
запасность и,умело используя ледокол и буксир, вывела
его на чистую воду.
В годы Великой Отечественной войны А.И.Щетинина ко-
мандовала судами на Балтике,где под градом немецких
бомб и атак немецких подлодок осуществляла снабжение
армии.Особенно тяжёлым и опасным было участие в Тал-
линской операции.Фашистская Германия буквально обру-
шилась на образованные в июле 1940года и вошедшие в
августе этого же года в Союз ССР Эстонскую,Латвийскую
и Литовскую прибалтийские республики.Помимо обстрела,
бомбардировок,гитлеровцы активно проводили минирование
путей к их портам.И судну, которое вела Щетинина из
Таллина в Кронштадт с людьми и с ценным грузом,поистине
удалось преодолеть двести огненных миль.
После того,как в августе 1941 года из США и Канады
начали поступать военные материалы,закупленные Советским
Союзом,Япония стала препятствовать свободному плаванию
советских судов в проливах Лаперуза и Татарский.Это про-
тиворечило Пакту о нейтралитете с Советским Союзом.Более
того,японское правительство в нарушение международных пра-
вил 8 декабря 1941года объявило проливы Лаперуза,Сангарский
и Корейский своими оборонными зонами.Все выходы из Японского
моря оказались под контролем японских властей.
В 1941-1944 годах японцы задержали 178 советских судов
12 транспортов было ими потоплено.Одним из капитанов,которым
было доверено,несмотря на смертельную опасность,проходить
между японскими заслонами была А.И.Щетинина.И её пароход
Жан Жорес (типа Либерти)с этим успешно справлялся.
В августе 1945г. Анна Ивановна участвовала в переброске
войск для освобождения от японских оккупантов Южного Сахалина.
После войны Щетинина работала капитаном на судах Балтийского
пароходства.В сетябре 1960года Анна Ивановна вернулась в родной
Владивосток,где стала руководить кафедрой "Управлением судном"
Владивостокского высшего инженерного морского училища.
За мужество и мастерство капитана Щетинину наградили в 1941г.
медалью "За оборону Ленинграда",в 1942г.-орденом "Красной Звезды".
а в 1945-ом орденом "Ленина".
В 1978г. Анне Ивановне Щетининой было присвоено звание
Героя Социалистического Труда".
Новое судно Дальневосточного морского пароходства носит
имя"Анна Щетинина".
******** ******** *******
,
Свидетельство о публикации №225011701137