В кровавом отблеске алмаза
Александр Сергеевич Грибоедов известен нам как автор комедии «Горе от ума». Однако в первую очередь он был слугой государевым, дипломатом, что привез в Санкт-Петербург Туркменчайский мирный договор, завершивший войну с Персией. В разработке его условий Грибоедов принимал активное участие. Но обласканный властью и светом, впоследствии был отправлен обратно. «На съедение»…
«Нужно было тотчас же, тут же рассердиться, стукнуть кулаком по столу и разом покончить с министерством иностранных и престранных дел. Но он не мог».
Произведение, разумеется, художественное, но основано на солидном историческом материале и содержит множество интересных подробностей жизни российской знати тех лет, описание нравов и быта жителей Кавказа и Персии... На страницах книги - император Николай I, министр иностранных дел Нессельрод, генералы Паскевич, Ермолов, Аббас-Мирза, Самсон-хан и многие другие исторические личности. Периодически появляются образы и упоминания декабристов, с некоторыми из них Грибоедов дружил… «А мы кто? Поврежденный класс полуевропейцев» - напишет он однажды, размышляя после подавления восстания.
Стиль произведения необычен и кого-то может отпугнуть (Тынянов – представитель русского формализма). Сухой, порой словно скомканный, короткие абзацы. Вступление тоже поймет не каждый. Есть моменты тяжелые, неприятные… И образ Грибоедова в романе сложный, противоречивый, как и его поступки. Трудно уловить черты его характера. Хотя одну таки можно - любовные интрижки героя дополняют портрет. Крутил романы с несколькими женщинами, выбор же остановил на юной грузинской княжне Нине Чавчавадзе… История их трогательной любви – это отдельная тема, о которой написано немало.
Обладая литературным даром, А. Грибоедов при жизни не стал признанным поэтом. Не успел... Но помимо литературы и основной работы, думал и о другом. Например, ему принадлежала мысль создания Российской закавказской компании, с целью развития там промышленности и торговли. Примером должна была послужить британская Ост-Индская компания. Но, но… Этот проект забраковали. Наверное, просто был не к месту. А пока шла борьба на поприще дипломатии. Ведь что это такое? Умение договариваться, часто – приспосабливаться. А в отношениях с власть предержащими, где царили чинопочитание и лесть (никуда не исчезло и столетия спустя), Александру Сергеевичу нужно было соблюдать правила этой игры. Хотя это и претило.
Не хотелось ему и ехать опять в Персию, пусть и в новой должности… Как мог оттягивал поездку, задерживаясь то в селе у крестьянина, то в Тифлисе… А зная биографию Грибоедова, понимаешь, чем закончится «Смерть Вазир-Мухтара», потому иногда хочется оттянуть концовку. Но с середины романа уже чувствуешь ощущение приближающейся беды, эта тревога растет, превращаясь в обреченность, которая ведет по страницам книги к той самой трагедии, известной нам из курса истории.
В 1829 году, 30 января (11 февраля), произошел разгром российского посольства в Тегеране ; толпа, науськиваемая муллами, зверски расправилась с теми, кто находился в посольстве. Погибло более 30 человек. Смерть была ужасна и унизительна. Самого Грибоедова обезглавили, останки таскали по городу, после чего бросили в яму, как и других… Тело впоследствии опознали с большим трудом (но и здесь есть сомнения). Наверное, фанатики стали лишь орудием расправы. Ненавистен он был в Персии и, может быть, нежелателен при дворе российском…
Восток – дело тонкое. Помимо недовольства наложенной контрибуцией, ярость вызвал у персиян и побег ханского евнуха – бывшего армянина, который попросил убежища в посольстве. Ранее к тому же приютили двух девушек из гарема, тоже армянок. По условиям мирного договора, все бывшие жители ставших российскими территорий имели право покинуть территорию Персии, однако имелся серьезный нюанс: наложницы и евнух считались, по сути, собственностью шаха. И вот с того момента нападение стало неизбежным.
Но как предполагают некоторые исследователи, это был лишь повод. Посольство решили уничтожить… Свою роль в конфликте сыграли, возможно, и англичане, не желавшие усиления влияния Российской империи в том регионе. Их миссия присутствовала в Персии.
А потом эту кровавую историю решили предать "вечному забвению". И это, наверное, самое страшное. После резни, чтобы вроде как загладить вину, Фатх-Али-Шах отправил в Петербург делегацию с извинительным письмом и дарами, главным из которых стал уникальный алмаз «Шах». Камень, впрочем, по мнению востоковедов, являлся не «платой за кровь», а всего лишь частью контрибуции. А персов тогда приняли хорошо, по-царски, император «простил» это «злополучное тегеранское происшествие».
Дипломатия или бессилие? И то и другое. Нужен был нейтралитет Персии во время русско-турецкой войны, так что резню решили простить. А еще был оговор, сделавший Грибоедова виновником трагедии (свою лепту тут внес единственный выживший сотрудник посольства Мальцов, описавший потом произошедшее).
Дочитывая последние страницы книги, опять ощущаешь обреченность. Финал тяжел и мрачен. О случившемся постарались если не забыть, то, во всяком случае, не вспоминать лишний раз. А подданных просто принесли в жертву политике.
Грибоедов успел оставить после себя великолепное «Горе от ума» и ряд других, пусть и малочисленных, творений... Но мог сделать еще больше…
Другой Александр Сергеевич - Пушкин, упомянул о гибели своего тезки в путевом очерке «Путешествие в Арзрум». Он вспоминал, как встретил арбу, на которой везли останки «Грибоеда», и помимо всего прочего сказал: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…».
Что еще сказать? Книга, как я уже написал, художественная, а потому субъективна, но зато привлекает внимание к личности дипломата и поэта, заставляет копнуть поглубже, чтобы узнать подробности его жизни и смерти. То, что не расскажут в учебниках.
…А что же сверкающий «Шах»? Алмаз с нанесенными на него именами трех восточных владык по сей день является одним из самых ценных экспонатов Алмазного фонда России. История его уходит в глубину веков - первая гравировка сделана в конце XVI столетия (в пересчете с мусульманского летоисчисления). Найдя новое пристанище, драгоценный камень стал еще и своего рода напоминанием о произошедшей в Тегеране трагедии. В его отблесках незримо присутствует кровь…
А. М.
Фото из открытых источников
Свидетельство о публикации №225011701203