Мнг. ХЭР, тюрк. ДЕРИ, ав. КЬЕР

Мнг. ХЭР, тюрк. ДЕРИ, ав. КЬЕР

Халха-мнг. ХЭР (< QER), дагур. КЭР "шкура косули, добытой осенью",  общетюрк. ДЕРИ "кожа, шкура": ав. КЬЕР "цвет, краска, масть, ряд, терраса в горах".

Всё то же самое ( но ближе по написанию к тюркской форме) убедительно представлено в латинском языке: terra и пр.

Мнг. форма показывает близость ауарскому и свидетельствует о наличии 5 латерала в праформе.

Сюда можно добавить фракийский этноним ТРЕР.

Так как в тюркских и латинском латералы отсутствуют, то латинскую и тюркскую формы можно признать результатом блокировки чуждых им латеральных.

Ауарская и монгольская формы указывают на один и тот же источник происхождения и это - язык с латеральными.

По этому же ряду латеральных проходит соответствие : мнг. ТЭРГУЬУЬН- лат. TERGUM. Здесь рефлекс 4 латерала, но в ав. БЕКЬЕР ( диал. "голова, глава", в литературном- БЕТIЕР), всё же указывает на 5 латерал. Это заметно по рефлексам в дагъестанских языках.

Традиционная индоевропеистика и алтаеведение совершенно не учитывают фактор наличия латеральных и даже понятия о них не имеют.

Мы не знаем ни одной научной работы, в которой бы утверждалось присутствие латеральных в праиндоевропейском. Если это так, то и сам праиндроевропейский тоже можно рассматривать как заимствование.

Индоевропеисты утверждают что на праиндоевропейском уровне DRU- дерево и с ним связано, например, русское drati. Но как тогда объяснить рефлекс латерального в общетюркском deri, а также ауарскую и мнг. формы? У них же нет слова 'драть". Здесь всё же явный латерал. Ауарская скрипучая африката с корональные твёрдонёбным упором КЬ (T'Lh) лишь со стороны может восприниматься как DR/ TR. А 5 латерал - это K'Lh.

Носителям ауарского языка никогда не придёт в голову путать индоевропейские TR/ DR с собственным латеральным КЬ. Но обратите внимание как передают индоевропейцы этот латерал: нем. TREIBEN "бить, ударять, вколачивать", TREPPE "лестница", сербо-хорв. ДРАПЕЖИ "разбой, грабёж". Все эти забавные выкрутасы - результат восприятия на слух ауарского типа латерального КЬ в слове КЬАБИ-ЗЕ "бить, ударять, вколачивать". А носители ауарского языка не могли воспринять от индоевропейцев
 TREIB- en и превратить его в КЬАБИ-зе.

Должно было быть так, что индоевропейцы в прошлом столкнулись с миром носителей латеральных. Отражение ав. КЬ в слове КЬУРИ-зе как нем. drehen (TR/DR) и рус. "крутить" (KR)- это подражание, имитация 4 и 5 латеральных. По крайней мере, никто не доказал,что праиндоевропейское состояние предпологает наличие латеральных. Отсюда мы и исходим, что в праиндоевропейском, пратюркском 0 латеральных, но в монгольском и ауарском они есть.

Наличие латерального в исландском: сайЛЪ, аЛЪд и т.п. никем до сих пор  необъяснено в рамках индоевропейского языкознания.

Монгольские и нахско-дагъестанские языки объединяют латеральные и т.н. "огненные аффрикаты" - TS, DZ. Последние они закрепляют за определённым списком слов со значением "острый", "вытягивать", "обжигающий". При всём этом заметно большое количество единиц общей лексики.
 


Рецензии