Тлакацинакантли или неоднозначность истории

В очередной раз я столкнулась с этим, корректируя исследовательскую работу своей ученицы. Продолжая работать над главой, связанной с концептом "летучая мышь" в искусстве Мезоамерики, наткнулась на нового для меня персонажа ацтекской мифологии - Тлакацинакантли. (Ну, и напридумывали же непроизносимых имен эти ацтеки!) А вместе с ним на неоднозначность некоторых трактовок видения/восприятия ми мироздания.

Ну, судите сами. Имя этого самого Тлакацинакантли с языка науатль переводится как «человек-летучая мышь». Но с точки зрения его визуализации в произведениях ацтекского искусства от летучей мыши практически ничего не обнаруживается. Кроме, пожалуй, широкой одежды, напоминающей крылья этого существа. Ну, и ее то, что отсылает нас косвенно к мышам-вампирам – кровь на одежде. Хотя, если вспомнить о кровожадности ацтеков и кровавых жертвоприношениях богу Солнца Уицилопочтли, введенных в свое время жрецом Тлакаэлэлом, - для поддержания солнечной энергии, а, значит, функционирования светила и жизни на Земле, то удивляться не приходиться.

В скульптурных изображениях из экспозиции музея Темпло-Майор в Мехико (на его территории в свое время находилась столица ацтекской цивилизации - город Теночтитлан) человеко-бог держит в руках обсидиановый нож для жертвоприношений, голову жертвы, змею или ее голову и вырванное сердце. В рисованных изображениях он многорук, имеет кожу зеленого цвета и черные волосы, а на затылке - щиток, напоминающий человеческое лицо. А скульптуры в музее представляют его в антропозооморфном виде - лишь с некоторыми чертами, свойственными человеку, прочее напоминает летучую мышь, по признакам относящуюся к отряду листоносых, которые для ацтеков были символами ночи, смерти и жертвоприношений.

Главная функция этого бога - жрец-жертвователь, отсекающий головы и приносящий их Миктлантекутли - богу подземного мира Миктлан. Иногда он делает подобные подношения и богине плодородия Шочикецаль (кстати, еще одно новое для меня имя!).
Интересно в этой истории и то, что "фигуру" Тлакацинакантли одновременно относят и к богам, и к жрецам. А связано это с тем, что иногда Тлакацинакантли сливается со своим господином - богом Миктлантекутли в единое божество.

И снова мое внимание привлекла неоднозначность некоторых трактовок образа мира душ умерших. С одной стороны у ацтеков Миктлан соотносится с подземным миром, и таким образом членение Космоса (= Мироздания) является традиционным, а храмы-пирамиды - синонимом Мирового древа. С другой стороны, ацтеки связывали своего бога-культурного героя Кецалькоатля, одной из стадий изменения которого они считали Тлакацинакантли, с Венерой - планетой Солнечной системы. И тогда мы приходим к мысли, что Миктлан мог быть объектом, миром, связанным с привычным нам понятием космоса. И с этой точки зрения ацтеки рассматривали Миктлан как ночной небосвод, где звезды и планеты - его обитатели, и Миктлан является миром, противоположным миру земному - миру солнца и света. И тогда, если принимать во внимание, что Венеру они рассматривали как двуединство Утренней и Вечерней Звезды, то Кецалькоатль является неким связующим "звеном" между богом Солнца Уицилопочтли и богом Миктлана - Миктлантекутли.


Рецензии