Как становятся хамами?

Как становятся хамами?
Есть люди, которые изначально считают себя умнее, значимее и во всех отношениях важнее окружающих. Иногда бывает, что они действуют нахраписто и нагло, как бы демонстрируя, что имеют на то определенные полномочия, на самом деле не имея таковых. Однако окружающие, подавленные их натиском и гиперактивностью, позволяют ввести себя в заблуждение и стараются не связываться с хамом «на всякий случай» — ведь разве он вел себя бы так нагло, если бы не имел для этого оснований? Именно для таких случаев идеально подходит другая народная мудрость: кто наглее, тот и прав.
Обратите внимание на то, что в описании поведения хамов и скандалистов часто используется «собачья» терминология: «брешет», «гавкает», «полаялся». Думаю, что аналогия возникла неспроста. Ведь если посмотреть на взаимоотношения в собачьей стае, можно обнаружить, что там частенько возникают перебранки, вызванные конкурентной борьбой за еду, спаривание и «личную» территорию.
Самый сильный претендент на свежую кость или течную суку начинает борьбу с потенциальным конкурентом с того, что старается отпугнуть его грозным рычанием и враждебным лаем. Драка не является целью, она возникает только в том случае, если конкурент не хочет уступать.
Та же линия поведения характерна и для людей, у которых в аналогичных условиях просыпаются «собачьи» инстинкты. Видимо не все люди произошли от обезьяны. Любые попытки что-нибудь «отобрать» у человека, склонного к хамству, приведут к всплеску его агрессии. Причем нет особого значения, что именно у него могут «отобрать».
Взять даже случай с одной знакомой мне помощницей президента компании. Она всегда разговаривает с сотрудниками на повышенных тонах и всеми доступными ей способами (часто некорректными) подчеркивает своё вышестоящее положение
Казалось бы, кто и что может отобрать у сотрудницы ее уровня, ведь ее позиции в глазах коллектива и начальства незыблемы? Но нет, все не так просто. Достаточно понаблюдать за ней несколько дней и составить определенную статистику ее «наездов».
Итак, кто же становится жертвой административной хамки чаще других?
Во-первых, молодые сотрудники, недавно появившиеся в компании.
Во-вторых, умные, знающие, быстро соображающие и настроенные на карьерный рост. В-третьих, сотрудники, которые за последние дни чем-то отличились и выделились из общей массы.

Чувствуете, что прослеживается определенная закономерность?

Для того чтобы «не попасть под горячую руку» хамки, достаточно быть «серой мышкой», вялой и послушной посредственностью, поддакивающей и исполнительной. Ведь все остальные воспринимаются ею как потенциальные соперники, которые могут сдвинуть ее с пьедестала. Увы, такая картинка — совсем не редкость в современном обитаемом офисе.

На бессознательном уровне, как только возникает реальная или кажущаяся угроза что-то потерять из-за вмешательства посторонней силы, тут же следует взрыв агрессии, цель которой, как и в собачьей стае, — отогнать конкурента и показать ему, кто тут главный.
По большому счету хамством можно назвать любое внешнее проявление конфликта, возникающего при пересечении интересов разных людей и сопровождающегося проявлениями грубости и агрессии. Вы наверняка замечали, как хамство то и дело вспыхивает в давке переполненного общественного транспорта, во дворах, где нет мест для парковки, в очередях, когда кто-то пытается «пролезть», на дорогах, закупоренных автомобильными пробками.

Это явление вряд ли можно искоренить. А в общественных местах оно еще и подогревается тем, что в конфликт вступают незнакомые люди, с которыми не надо выбирать выражения. Поорали друг на друга, пообзывались, разошлись и забыли. Подобные единоразовые вспышки дают выход накопившемуся раздражению и агрессии. И даже если нам кто-то испортил настроение своим хамством, мы тоже избавились от негатива, излив его на первого встречного, а не потащив в себе домой, к семье и детям.
Совсем по-другому дело обстоит с офисным хамством. Офисные конфликты, подогревающие хамство и грубость, могут продолжаться до бесконечности. А если конфликт зашел далеко и сотрудники, склонные к хамству, вынуждены общаться друг с другом ежедневно, пребывание в стенах офиса для его участников превращается в настоящую пытку. Иногда даже до мордобоев доходит.
Однажды я была свидетелем такого случая. Началось с того, что два менеджера по продажам, работавшие в одном отделе, не поделили клиента. Нашел его первый, но начальство почему-то пожелало закрепить его за вторым, и тем самым у него появилось больше возможностей заработать. Сначала они просто объявили друг другу бойкот, регулярно нарушавшийся взаимными репликами-эпитетами из серии «урод» и «козел», обрываемыми вмешательством сердобольных коллег. А через пару недель, когда новый клиент сделал крупный заказ, разразилась настоящая буря.
Заказ был крупный и выгодный. Первый менеджер не выдержал и бросил реплику второму: «Что, доволен? “Вылизал” себе крупного клиента? Сам-то не можешь ничего продать, ни одного клиента сам не нашел…»
На что второй ответил: «Да брось, ты просто завидуешь. Главное — не найти, а удержать. С тобой же никто не хочет дело иметь! Мне твои клиенты сами звонят, потому что я с людьми умею разговаривать, а ты просто хамло!»
— Я хамло?! — немедленно среагировал первый. И после этого пошла такая перепалка, что уже никто не смог ее остановить и дело закончилось дракой с кровью и выбитыми зубами.
Поэтому хамство на работе не только неуместно, некрасиво и некорпоративно, но еще и потенциально опасно для здоровья.

Однако с этим можно и нужно бороться!
Подробно ситуация с хамством (и хамами) на работе описана в моей книге "Обитаемый офис".
Если сталкиваетесь с этим - рекомендую прочитать.


Рецензии