Под лестницей в лакейской...
Страшно наблюдать громкие страсти, но и тихие человеческие пороки могут привести наблюдателя в уныние. Например, тщеславие (и примкнувшее к нему человекоугодие), причем в мельчайших, тоненьких, укромненьких его проявлениях.
Например, возьмем подобострастие... Грубые проявления такового порока, конечно, и толпа заметит, если он являет себя перед действительно важной, влиятельной персоной, от которой зависит... да много чего зависит: кусок хлеба, здоровье несчастных близких, а нередко и сама жизнь.
Вынужденное подобострастие можно тоже в свою очередь поделить на знаменатель: в какой оно форме проявляется; перед иерархической персоной небольшой наклон головы - не грех, если не принятая норма жизни. Но бывает, разумеется, гораздо более "жирное" подобострастие перед сильными мира сего.
Есть и иной род тщеславнейшего, человекоугоднейшего подобострастия (без телескопа неопытным глазам не видимый).
Это трудно различаемое подобострастие перед культовыми фигурами. Понятно, что в разных сообществах разные идолы, идолята и еле заметные, но все же по-своему важные "культовые персоны". Таковые наловчились свою важность подчеркивать "аристократизмом" довольно высокомерного, надменного поведения, рыцарско-вальяжного общения с дамами (коль тут о сильном поле речь), некоторой искрометностью эрудиции, "посвященности", явно не нищенским, а вполне приличным , публике являемым стилем жизни и умело подпускаемым местами холодком дистанцирования, - если их трактовка "сценария" жизни того требует. Чем не джентльменский набор?!
От общения с подобными "богатенькими буратинами" (не обязательно в денежном эквиваленте) ничей кусок хлеба и получение доходного места, конечно, не зависят. Подобострастничающие перед таковыми за собой подобострастия сроду тоже не признают. Не согласятся, что действуют они по указанию внутреннего командира - по автоматике укорененного в них человекоугодия перед проявлениями той или иной земной, не Небесной, конечно, силы; по причине внутренней зависимости от даже простого появления перед ними человека доминирующего, увы, не дарами Божиими (они всегда влекут человека к неизвестности, к скромности, скрытности, а в сугубой форме - к юродству) а примитивным задиранием подбородка.
Народ, клюющий на подобный "аристократизм", к сожалению, не понимает, что чествует своим вниманием не "лорда в поместье", а его... дворецкого.
Все эти мелкие подобострастия бывают до смешного беспомощны. Например, нередко видишь, что кто-то что-то в сети стоящее написал, опубликовал, а наш "зависимый" спешит отметиться не у "героя дня", а у похвалившего его очередного "дворецкого" с высоким подбородком.
Человек угощает добрым хлебом, а все внимание части публики - не к хлебу, а к барски похлопавшей хлебушек по горбушке "персоне". Подобострасный про сам хлебушек-то сразу забыл, а занялся реверансами в прихожей у "дворецкого".
Конечно, все это выглядит в жизни приглушенно, микшированно, почти незаметно, но те, кто знают истинный облик многодетной мамаши по имени Тщеславие, те слышат и распознают такие дела сразу, испытывая боль и горечь за несовершенный этот мир.
Сколько таких рассказов в отечниках и патериках о великих старцах, монастырских наместниках, ходивших в самых простых одеждах и выполнявших любые "низкие" послушания! И о том, как стремившиеся к ним люди не умели разглядь в них их подлинную духовную высоту и принимали "по одежке" этих истинных аристократов Духа за людей самого ничтожного положения.
И все же речь здесь не о важных персонах, но о наших штампованных представлениях об истинной добрОте в человеке, который всегда как огня боится чванства, жеманства, от проявлений собственной значительности с помощью внешних средств: языка, манер, стиля, - ну, вы понимаете, как у того дворецкого. Речь здесь о нашем скрытом и явном человекоугодии. Конечно, прежде всего открытом. Хотя и таковое рано или поздно становится явным. На чем-то да прокалывается.
Свидетельство о публикации №225011701719
Ольга Кострыкина 22.01.2025 09:12 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 22.01.2025 09:29 Заявить о нарушении