Под лестницей в лакейской...

 
Страшно наблюдать громкие страсти, но и тихие человеческие пороки могут привести наблюдателя в уныние. Например, тщеславие (и примкнувшее к нему человекоугодие), причем в мельчайших, тоненьких, укромненьких его проявлениях.
 
Например, возьмем подобострастие... Грубые проявления такового порока, конечно, и толпа заметит, если он являет себя перед действительно важной, влиятельной персоной, от которой зависит... да много чего зависит: кусок хлеба, здоровье несчастных близких, а нередко и сама жизнь.

Вынужденное подобострастие можно тоже в свою очередь поделить на знаменатель:  в какой оно форме проявляется; перед иерархической персоной небольшой наклон головы - не грех, если не принятая норма жизни.  Но бывает, разумеется, гораздо более "жирное" подобострастие  перед сильными мира сего.

Есть и иной род тщеславнейшего, человекоугоднейшего подобострастия  (без телескопа неопытным глазам не видимый).
Это трудно различаемое подобострастие перед культовыми фигурами. Понятно, что в разных сообществах разные идолы, идолята и еле заметные, но все же по-своему важные "культовые персоны". Таковые наловчились свою важность подчеркивать "аристократизмом" довольно высокомерного, надменного поведения, рыцарско-вальяжного общения с дамами (коль тут  о сильном поле речь), некоторой искрометностью эрудиции, "посвященности", явно не нищенским, а вполне приличным , публике являемым стилем жизни и умело подпускаемым местами холодком дистанцирования, - если их трактовка "сценария" жизни того требует. Чем не джентльменский набор?!

От общения с подобными  "богатенькими буратинами" (не обязательно в денежном эквиваленте) ничей кусок хлеба и получение доходного места, конечно, не зависят. Подобострастничающие перед таковыми за собой подобострастия сроду тоже не признают. Не согласятся, что действуют они по указанию внутреннего командира - по автоматике укорененного в них человекоугодия перед проявлениями той или иной земной, не Небесной, конечно, силы; по  причине внутренней зависимости от даже простого появления перед ними человека доминирующего, увы, не дарами Божиими (они всегда влекут человека к неизвестности, к скромности, скрытности, а в сугубой форме - к юродству) а примитивным задиранием подбородка.
Народ, клюющий на подобный "аристократизм", к сожалению, не понимает, что чествует своим вниманием не "лорда в поместье", а его... дворецкого.

Все эти мелкие подобострастия  бывают до смешного беспомощны.  Например, нередко видишь, что кто-то что-то в сети стоящее написал, опубликовал, а наш "зависимый" спешит отметиться не у "героя дня", а у похвалившего его очередного "дворецкого" с высоким подбородком.
Человек угощает добрым хлебом, а все внимание части публики - не к хлебу, а к барски похлопавшей хлебушек по горбушке "персоне". Подобострасный  про сам хлебушек-то сразу забыл, а занялся реверансами в прихожей у "дворецкого".

Конечно, все это выглядит в жизни приглушенно, микшированно, почти незаметно, но те, кто знают истинный облик многодетной мамаши по имени Тщеславие, те слышат и распознают такие дела сразу, испытывая боль и горечь за несовершенный этот мир.

Сколько таких рассказов в отечниках и патериках о великих старцах, монастырских наместниках, ходивших в самых простых одеждах и выполнявших любые "низкие" послушания! И о том, как стремившиеся к ним люди не умели разглядь в них их подлинную духовную высоту и принимали "по одежке" этих истинных аристократов Духа за людей самого ничтожного положения.

И все же речь здесь не о важных персонах, но о наших штампованных представлениях об истинной добрОте в человеке, который всегда как огня боится чванства, жеманства, от проявлений собственной значительности с помощью внешних средств: языка, манер, стиля, - ну, вы понимаете, как у того дворецкого. Речь здесь о нашем скрытом и явном человекоугодии. Конечно, прежде всего открытом. Хотя и таковое рано или поздно становится явным. На чем-то да прокалывается.


Рецензии
Все мы не без греха. Читала и в некоторых моментах ловила себя на мысли, что и мне это свойственно. Немного, но есть. Каюсь. Не столько явное подобострастие, сколько некая робость перед теми, кто "выше" и добровольное принятие того, что я "ниже". в общем, несвобода в присутствии "дворецких".

Ольга Кострыкина   22.01.2025 09:12     Заявить о нарушении
Уважаемая Ольга! Конечно, Вы правы: "все мы". Другое дело, один замечает это за собой и страждет, ненавидя себя за это, а другой - ну, совсем не отдает себе отчета, зачет он осыпает словами почести того или иного "деятеля". Вот для них и написано. Хотя вижу, что таковых не пронять. А вам - поклон и - спасибо.

Екатерина Домбровская   22.01.2025 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.