Дорога жизни Физтеха
Название «Яшумов переулок» впервые было присвоено в 1887 году по фамилии домовладельца проезду, начинавшемуся у Старо-парголовского проспекта, шедшему на северо-восток и заканчивавшемуся тупиком возле Политехнической улицы. Недалеко от тупика к переулку примыкала Приютская улица, выходившая на Политехническую. При этом в некоторых адресных книгах переулок значился как «Ишумов».
В 1920 году здание убежища для престарелых дворян приспособили под институт, точнее под будущий комбинат физико-технических институтов по проекту гражданских инженеров П. И. Сидорова и Ю. В. Билинского.
Торжественная передача здания Физико-технический институту состоялась 4 февраля 1923 года. В 1927—1928 гг. пристроили дворовую часть.
Угловая левая (со стороны Политехнической улицы) часть здания (два этажа) до 1953 года была квартирой А. Ф. Иоффе.
В тяжелые дни блокады физтеховцам удалось рассчитать предельно допустимые нагрузки при организации «Дороги жизни» по Ладоге. Для этого под руководством кандидата технических наук Рейнова Н. М. был создан оригинальный прибор с простым и симпатичным названием - прогибограф. Принцип его действия прост: измерительное устройство состоит из троса, перекинутого через блочок, один конец которого опускается на дно, другой крепится к показывающему датчику или карандашу, весь прибор на штативе ставится на ледовую толщу и фиксирует малейшие колебания льда во время прохождения автомобильной колонны. Таким образом было установлено, что самый опасный диапазон скоростей находится в пределах 20-40 километров в час. При 35 километрах в час автомобиль провалится под лед практически со 100 — процентной вероятностью.
Кроме того, математически было выведено число автомобилей в колонне и дистанция между ними, чтобы ледовый панцирь не начал резонировать и разрушаться. Имея на руках такие данные, советское командование смогло переправить по льду даже тяжелые танки КВ.
В 1950-х годах участок Яшумова переулка севернее Ольгинской улицы был включён в территорию завода Реконд, а к оставшемуся участку присоединили Сосновскую улицу, шедшую на восток, к Политехническому институту. Тогда же по этому участку от трамвайного кольца у Политехнического института проложили одноколейную ветку для грузового трамвая до песчаного карьера на Ольгинской улице, которая использовалась до начала 1960-х.
16 января 1964 года Яшумов переулок был переименован в улицу Курчатова.
В 1970 г. здание частично перестроили и расширили по улице Курчатова.
Перед главным фасадом установлены бюсты А. Ф. Иоффе (скульптор Г. Д. Гликман, 1964 год) и Б. П. Константинова (скульптор М. К. Аникушин, 1975 г.). По обеим сторонам от главного входа расположены мемориальные доски: слева от входа — С. Н. Журкову, Ю. Б. Харитону, А. П. Александрову, Я. И. Френкелю, В. М. Тучкевичу; справа от входа — И. В. Курчатову, Б. П. Константинову, Н. Н. Семёнову, Ж. И. Алфёрову.
Станция метро «Парк Победы» получила разрешение на реконструкцию 9 июня 2025, сообщила FONTANKA со ссылкой на citywalls.ru
Госстройнадзор Петербурга выдал разрешение на реконструкцию станции метро «Парк Победы». Документ был опубликован на сайте ведомства.Разрешение было выдано предприятию «Петербургский метрополитен» 6 июня и будет действовать до 6 августа 2027 года. Высота здания вестибюля составит 10,85 метра.Закрыть станцию на реконструкцию планируется в июне, однако точная дата пока неизвестна.
«Фонтанка» показывала, как будет выглядеть станция после открытия в 2027 году. А мне милее станция такой, какой я помню ее с детства, какой ее спроектировили Гецкин и Шувалова.Пусть она такой и останется в памяти и на фотографиях.
Александров А.А.
Станция метро «Парк Победы». Ленинград (Санкт-Петербург). Наземный вестибюль. Общий вид. Архитектор: Гецкин А.С.; Архитектор: Шувалова В.П.1961 г.
Номер в Госкаталоге:52221212. ГНИМА.
Свидетельство о публикации №225011701815