31. Технология заполнения вопросника
"Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий" (из словаря).
В этой и нескольких следующих главах как технолог Работы поделюсь своими способами Работы и опытом последовательности действий при заполнении вопросников на основе рекомендаций Байрон Кейти.
В первые годы моей практики Работы нередко расстраивалась, когда что-то не срабатывало, что-то не приносило реального облегчения, что-то шло не так, а главное не туда. Все чаще стала задавать себе вопросы: что же делаю неправильно, что мне помешало, почему не получилось у меня или у моего партнёра? Именно тогда пришло желание разобраться в деталях и нюансах Работы.
Много лет собираю информацию о сути метода, об инструментах Работы. Источником «научного знания» о Работе стали книги Кейти – читаю постоянно и еще составляю тематический сборник цитат. Пробовала на себе все, что Кейти предлагала, и естественно делала то, что она не рекомендовала. Мне хотелось действительно все проверить, чтобы по-настоящему поверить.
Ну а теперь пора рассказать про источники и составные части именно моего понимания "технологии" Работы.
Первый и конечно самый главный источник сама Кейти - просмотр видео и онлайн-участие в двух ретритах в молчании с Кейти, участие в девятидневной Школе Кейти и в ее очном семинаре в Вене. Второй источник - два года обучения в Институте Работы Байрон Кейти, три года учебы в Центре самопознания Ольги Берг. Мне приятно, что с Наталией Малиновской мы стали первыми выпускниками - консультантами Работы в Центре О. Берг (2016 г.). С 2018 года постоянно участвуют в различных мероприятиях МОО "СИМ". 3-4 вебинара - это мой ежегодный минимум.
Третий источник - общение с сертифицированными фасилитаторами Работы: Ольгой Берг, Патри Грейс, Бэллой Кит, Мариной Филимон, Татьяной Трунспергер, у которых училась и учусь. Они всегда отвечали на мои многочисленные вопросы и делились новшествами из методики Института Работы Байрон Кейти. Безмерно благодарна им за все, чем они поделились со мной. И еще одна составляющая часть - постоянная практика Работы: самостоятельно, в группах, в играх на основе Работы, с партнерами на вебинарах, в РВП (тандемах) и с клиентами. Благодарю всех и каждого за возможность быть в Работе!
Вот так и сложился мой опыт. А теперь, как "технолог Работы" желаю достичь определенного результата – познакомить с деталями и нюансами Работы тех, кому будет интересен мой опыт, тех, кто воспринимает Работу как практику оздоровления своего мышления. На этом завершу вступление. Перейдем к теме вопросников.
Вот что написала Кейти про заполнение вопросников:
- Я призываю вас быть осуждающими, резкими, по-детски непосредственными, придирчивыми и даже мелочными. Пишите со спонтанностью ребенка, обиженного, злого, смущенного или испуганного. Не пытайтесь быть мудрым, духовным или добрым. Наступило время быть абсолютно честным относительно своих чувств и не подвергать их цензуре. Позвольте своим чувствам проявиться без страха последствий или угрозы наказания.
- Только вы можете найти в своей голове мысли, которые причиняют вам страдание.
- Если я заполняю вопросник и осуждаю кого-то, чьи там мысли? Эти мысли из моей головы, эти мысли мои. Когда я исследую эти мысли, кто отвечает на вопросы? Я! Мысли на бумаге мои, ответы мои. Это 100 процентов обо мне.
- Делая Работу, начинайте с микроцентра каждого момента.
- Не ожидайте, что вашему эго понравится процесс заполнения вопросника.
- Вопросник – это рецепт вашего счастья, который вы сами себе выписываете.
- Исследование не может быть связано с каким-либо побуждением или мотивом - это наблюдение. Даже если вы выполняете Работу, руководствуясь самыми благими побуждениями — вернуть мужа, исцелиться или спасти мир, — исследование не будет подлинным, потому что вы заняты поиском определенного ответа и не позволяете более глубокому ответу всплыть на поверхность.
- Если вы хотите прекрасное будущее, исследуйте свое прошлое сейчас. Чтобы быть здесь и сейчас, освободи себя от прошлого.
- Используйте простые короткие предложения. Если предложение сложное – это праздник для эго. Вы теряетесь, разбрасываетесь. Прекрасно, когда утверждения простые, не размытые, понятные.
Теперь буду делиться с вами моим опытом выполнения этих рекомендаций Кейти.
На конкретном примере хочу продемонстрировать, почему важно не объединять разные понятия в первом пункте вопросника. Если у нас болит горло, то врач выпишет рецепт на лекарство от ангины. А вот, когда давление повысилось, то нам предложат совсем другое лекарство. Поэтому давайте не будем в одном вопроснике выписывать себе одно лекарство от разных болезней.
Одна из клиенток Кейти заполнила вопросник, в котором в пункте 1 было такое убеждение: «Отец оскорбляет меня и хочет выгнать из дома». Кейти в той сессии задавала вопросы к убеждению «Отец оскорбляет меня».
После просмотра этого видео решила провести эксперимент, чтобы понять, почему и для чего Кейти именно так сделала. Для этого заполнила два вопросника. Один - про оскорбления, второй – про то, что человек хочет выгнать женщину из дома.
Приглашаю вас заметить, как разделение этих понятий повлияло на другие убеждения в вопросниках. Вероятно, именно поэтому Кейти рекомендует находить микроцентр для заполнения ОБС. Писала вопросники по своим ситуациям.
Первый вариант:
1. Я напугана, потому что он хочет выгнать меня из дома.
2. Я хочу, чтобы он не лишал меня моего дома.
Я хочу, чтобы он не создавал для меня проблему с жильем.
3. Он не должен нарушать мое право на жизнь в этом доме.
4. Мне нужно, чтобы он отказался от мысли лишить меня жилья.
5. Злой, жестокий, самодур, враг, нарушитель прав.
6. Я не хочу никогда снова бояться его, когда он выгоняет меня из дома.
Второй вариант:
1. Я в отчаянии, потому что он оскорбляет меня.
2. Я хочу, чтобы он не унижал меня. Я хочу, чтобы он успокоился.
3. Он не должен хамить мне. Он должен сдерживать свою агрессию.
4. Мне нужно, чтобы он прекратил грубо разговаривать со мной.
Мне нужно, чтобы он перестал быть жестоким со мной.
5. Хам, дурак, жестокий, злой.
6. Я не хочу никогда снова страдать из-за его оскорблений.
У меня получились совершенно разные вопросники, которые позволят исследовать две разные истории.
Мне кажется, что не надо буквально понимать слова Кейти о том, что вопросник создан для того, чтобы собрать все мысли. Я бы уточнила – речь идет не об одном вопроснике. У каждого из нас много историй, в которые мы верим, и каждая из них ждет своего вопросника.
Вот как Кейти говорит об этом: «Я часто использую слово «история», когда говорю о мыслях или о череде мыслей, в истинности которых мы убеждены. История может быть о прошлом, настоящем или будущем, она может быть о том, как должны были обстоять дела, какими они могли бы быть или почему они такие сейчас. Истории возникают в наших умах сотни раз за день: когда кто-то встает и молча выходит из комнаты; или когда кто-то не улыбается вам или не отвечает на телефонный звонок; или когда незнакомый человек улыбается; или когда вы чувствуете учащенное сердцебиение перед тем, как открыть важное письмо; или когда начальник просит вас зайти к нему; или когда ваш партнер говорит с вами каким-то не тем тоном. Истории — это непроверенные, неисследованные теории, которые рассказывают нам о том, что означают все эти вещи. Мы даже не осознаем, что это всего лишь теории».
Каждый вопросник – про боль очень разных людей в разных ситуациях, но это всегда план исследования очередной истории. Именно поэтому приглашаю очень внимательно и тщательно заполнять вопросники. Эффективность исследования во многом зависит от того плана, который мы для себя создаем. Кейти называет вопросник рецептом вашего счастья. Поэтому сама стараюсь и вас приглашаю быть очень внимательным доктором для себя.
Продолжение здесь http://proza.ru/2025/01/21/632
Свидетельство о публикации №225011701834