Дворянство Малого Сапожка. Часть 2
При свободном поиске по коллекции издания Рязанские епархиальные ведомости, за 1865–1917 годы по запросу «Малый Сапожок», в издании № 13 на странице 246 была найдена следующая запись:
«Распоряжения и известия по рязанскому епархиальному и духовно-учебному ведомству.
Преподано благословение святейшего Синода, за пожертвования в церкви и другие заслуги по духовному ведомству рязанской епархии: Б) Без выдачи грамот: писарю волостного правления в селе Малом Сапожке, сапожковского уезда, спасскому дворянину Василию Комарову;» [1]
Кто же такой писарь волосного правления и почему эту должность занимал дворянин? Вот что об этом говорит Википедия.
В Российской империи волостной писарь формально являлся помощником волостного старшины, возглавлявшего волость. Волостной писарь назначался уездным Присутствием по крестьянским делам. Сначала он приобретал опыт на должности сельского писаря, затем в качестве помощника волостного писаря. Обладая определенной грамотностью и основами юридических знаний, волостной писарь зачастую являлся фактическим руководителем волостного правления.
Писарь обязан был составлять ведомости о видах на урожай, о движении народонаселения, о числе рогатого скота и лошадей, отчёты о взыскании податей и различных платежей, доклады о поставке лошадей в войска, о проведении рекрутского набора, о призыве запасных солдат на службу, ответы на запросы по розыску различных лиц, в том числе государственных преступников, сведения о нищенстве и т. д.
В обязанности писаря входила и подготовка дел для слушания в волостном суде. Поэтому нередко от него зависели судьбы крестьян, и часто коррумпированные волостные писари использовали эту должность как источник обогащения.
После хождения в народ в волостные писари запретили принимать лиц дворянского происхождения и с высшим образованием [2].
Должность волостного писаря была учреждена в ходе реформы государственной деревни (1837–1841), известной как реформа П. Д. Киселёва. Ряд идей данной реформы, а именно организация волостного управления, нашли своё отражение в законодательных актах крестьянской реформы 1861 г. Именно в ходе преобразований в помещичьей (1861 г.), удельной (1863 г.) и государственной (1866 г.) деревне получило юридическое оформление крестьянское самоуправление — как на сельском, так и на волостном уровнях. В то же время данный орган оказался под контролем местной администрации, что позволяло современникам писать о нем как административном органе [3].
Что же заставило спасского дворянина Василия Комарова поступить на должность волосного писаря, которая в иерархии должностей Российской Империи имела достаточно невысокий статус? Это еще предстоит выяснить. Возможно, на решение принять должность волосного писаря повлияла близость Малого Сапожка к Сапожку. Интересным дополнением к найденному историческому факту можно назвать архивную выписку, приведенную в приложении, об участии в 1899 году города Сапожка личного дворянина Александра Васильева Комарова в крещении девочки Мариамны, дочери города Касимова подпоручика Константина Николаева Колосова и его жены Анны Васильевой (с некоторой вероятностью можно предположить, что Анна Васильева Колосова сестра Александра Васильева Комарова).
Литература
1. Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1877 № 13 Стр. 246
2. Википедия Статья Писец
3. Н. П. Никитина. Волостные писари в социальном пространстве псковской деревни второй половины XIX — начала XX в. Дата обращения: 3 августа 2016. Архивировано 14 сентября 2016 года.
Приложение
Архивная выписка
Архив г.о. Егорьевск, фонд №23, опись №1, дело №114, стр. 13
Метрическая книга записей рождения, брака, смерти Белого Собора г. Егорьевска (1899 г.)
1 января 1899 — 31 декабря 1899
Фонд Метрические книги и актовые записи по г. Егорьевск и Егорьевскому уезду
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, О РОДИВШИХСЯ
Страница 13
Счет родившихся женского пола № 34 .
Месяц и день рождения 17 февраля 1899 года.
Месяц и день крещения 17 февраля 1899 года.
Имя родившегося МАРИАМНА
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания.
Города Касимова Подпоручик Константин Николаев Колосов и законная жена его Анна Васильева, оба православного исповедания.
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников.
Города Сапожка Личный дворянин Александр Васильев Комаров и Астраханская мещанка Евдокия Николаева - Николаева
Кто совершал таинство крещения.
Священник Павел Чистяков с Диаконом Николаем Орфеновым.
Источник
Свидетельство о публикации №225011700343