Ежедневный лист Талмуда. 16 янв
Урок на 19 тевета 5780 — 16 января 2020
Брахот
лист 13
Перевод текста молитвы:
СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ: ГОСПОДЬ — БОГ НАШ, ГОСПОДЬ ОДИН
(Шепотом): БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ВЛАДЫЧЕСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!
ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ И ВСЕЙ ДУШОЙ СВОЕЙ И ВСЕМ ДОСТОЯНИЕМ СВОИМ. И ДА БУДУТ СЛОВА ЭТИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДОВАЛ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, В СЕРДЦЕ ТВОЕМ. И ПОВТОРЯЙ ИХ ДЕТЯМ СВОИМ, И ПРОИЗНОСИ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ И НАХОДЯСЬ В ДОРОГЕ, ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ; И ПОВЯЖИ ИХ В ЗНАК НА РУКУ ТВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ. И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ.
И БУДЕТ ТАК: ЕСЛИ ВНИМАТЬ БУДЕТЕ ЗАПОВЕДЯМ МОИМ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ ГОСПОДА, БОГА ВАШЕГО, И СЛУЖИТЬ ЕМУ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ВАШИМ И ВСЕЙ ВАШЕЙ ДУШОЙ, ТО ДАМ Я ДОЖДЬ ВАШЕЙ ЗЕМЛЕ В ПОРУ ЕГО, РАННИЙ И ПОЗДНИЙ, И ТЫ СОБЕРЕШЬ СВОЙ ХЛЕБ И СВОЕ ВИНО И ТВОЙ ЕЛЕЙ, И ДАМ Я ТРАВУ В ПОЛЕ ТВОЕМ ДЛЯ ТВОЕГО СКОТА, И БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫТИШЬСЯ. БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, ЧТОБЫ НЕ СОБЛАЗНИЛОСЬ СЕРДЦЕ ВАШЕ: И УКЛОНИТЕСЬ ВЫ, И СЛУЖИТЬ БУДЕТЕ БОЖЕСТВАМ ЧУЖИМ И ПОКЛОНЯТЬСЯ ИМ. И ВОСПЫЛАЕТ ГНЕВ ГОСПОДА НА ВАС, И ЗАМКНЕТ ОН НЕБЕСА, И НЕ БУДЕТ ДОЖДЯ, И ЗЕМЛЯ НЕ ДАСТ СВОЕГО УРОЖАЯ, И ВЫ СГИНЕТЕ ВСКОРЕ С БЛАГОДАТНОЙ ЗЕМЛИ, КОТОРУЮ ГОСПОДЬ ДАЕТ ВАМ. И ПРИМИТЕ ЭТИ СЛОВА МОИ СЕРДЦЕМ ВАШИМ И ДУШОЮ ВАШЕЙ, И ПОВЯЖИТЕ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ ВАШУ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ НАД ГЛАЗАМИ ВАШИМИ; И НАУЧИТЕ ИМ ВАШИХ СЫНОВЕЙ ПРОИЗНОСИТЬ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ ТВОЕМ И НАХОДЯСЬ В ДОРОГЕ, И ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ. И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА ТВОЕГО И НА ВРАТАХ ТВОИХ; ЧТОБЫ ВЫ И ВАШИ СЫНОВЬЯ ЖИЛИ НА ЗЕМЛЕ, О КОТОРОЙ КЛЯЛСЯ ГОСПОДЬ ОТЦАМ ДАРОВАТЬ ЕЕ ИМ, ТАК ДОЛГО, КАК ДОЛГО СУЩЕСТВУЮТ НЕБЕСА НАД ЗЕМЛЕЙ.
И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ МОШЕ ТАК: ГОВОРИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ ИМ, ЧТОБЫ ДЕЛАЛИ СЕБЕ КИСТИ НА УГЛАХ ОДЕЖД СВОИХ ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ СВОИХ, И ВПЛЕТАЛИ В КАЖДУЮ КИСТЬ НА УГЛАХ ГОЛУБУЮ ШЕРСТЯНУЮ НИТЬ. И БУДУТ У ВАС КИСТИ, ПОСМОТРЕВ НА КОТОРЫЕ ВЫ БУДЕТЕ ВСПОМИНАТЬ ВЫ ВСЕ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДА И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, И НЕ БУДЕТЕ БЛУЖДАТЬ ВЛЕКОМЫЕ СЕРДЦЕМ И ГЛАЗАМИ ВАШИМИ, ПОДОБНО ТОМУ, КАК БЛУЖДАЕТЕ НЫНЕ ВЛЕКОМЫЕ ИМИ. ЧТОБЫ ВЫ ПОМНИЛИ И ИСПОЛНЯЛИ ВСЕ МОИ ЗАПОВЕДИ И БЫЛИ СВЯТЫ ПЕРЕД БОГОМ ВАШИМ. Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ. КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ВАС ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ ВАС БОГОМ. Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ.
Не следует делать паузу между словами «БОГ ВАШ» и «ИСТИННОЕ». Тот, кто молится один, должен дважды повторить слова «Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ»
ИСТИННОЕ.
Источник: http://www.moshiach.ru/lesson/prayer/6730.html
***
Приложения ликбезные лику Его любезные
(0)
ЗАКОНЫ ЧТЕНИЯ "ШМА, ИСРАЭЛЬ"
Гл. 1
1. Два раза в день, утром и вечером, читают Шма Исраэль, как сказано: «…Лежа и стоя» (Дварим 6:7; 11:19), то есть когда принято лежать (а это ночь) и когда принято стоять (а это день)
2. И что именно читают? — Три следующих отрывка: «Слушай…» (Дварим 6:4–9), «И будет если…» (Дварим 11:13–21) и «И сказал…» (Бамидбар, 15:31:41)[3]. Начинают читать с отрывка «Слушай…», потому что в нем [содержатся] повеления признавать единство Г-спода, любить Его[5] и изучать Его [Тору] — а это великий принцип, от которого зависит все. Вслед за этим «И будет если…», потому что в нем содержится повеление обо всех остальных заповедях[8], а потом отрывок о кистях-цицит, потому что в нем также содержится повеление помнить обо всех заповедях.
3. Хотя заповедь о кистях-цицит ночью не исполняется, все равно этот отрывок читают ночью, потому что в нем упоминается Исход из Египта, а заповедано вспоминать об Исходе из Египта днем и ночью, как сказано: «Чтобы помнил ты день Исхода своего из страны Египетской все дни твоей жизни» (Дварим 16:3). Чтение трех этих отрывков в таком порядке называется чтением Шма.
4. Тот, кто читает Шма, после завершения первого стиха добавляет шепотом «Благословенна слава царства Его во веки веков», а потом продолжает читать в обычном порядке: «И люби Г-спода, твоего Б-га…», до конца. Почему читают этот стих? — Традиция говорит, что когда наш праотец Яаков собрал сыновей перед своей кончиной в Египте, он заповедал им и увещевал признавать единство Г-спода и [идти по] пути Г-споднему, по которому шли Авраам и Ицхак. И он спросил у них: «Дети, может быть, среди вас есть негодные, кто не стоит рядом со мною в единстве Владыки мира», — подобно тому, как наш наставник Моше сказал: «Вдруг среди вас есть мужчина или женщина и т.д.». И все они как один ответили: «Слушай, Израиль, Г-сподь наш Б-г, Г-сподь один», как бы говоря: «Послушай нас, отец наш Израиль, Г-сподь наш Б-г, Г-сподь один». И на это старец ответил: «Благословенна слава царства Его во веки веков». Поэтому в обычае всего народа Израиля произносить славословие, произнесенное старцем Израилем после этого стиха.
5. Тот, кто читает Шма, произносит благословения до того и после того. Днем — два благословения до и одно после, а ночью — два благословения до и два после.
6. Первое благословение перед Шма — «Творящий свет…», а второе — «Любовью вечной Ты возлюбил нас…» А после Шма — «Истинно и твердо…». Ночью первое благословение перед Шма — «Опускающий вечера…», а второе — «Любовью вечной [дом народа своего Израиля][21] Ты возлюбил…». Первое благословение после Шма — «Истинно и верно…», а второе — «Уложи нас…».
7. Первое благословение перед Шма, как днем, так и ночью, начинается с «Благословен» и завершается «Благословен…»; каждое из остальных благословений завершается «Благословен…», но не открывается [им]. Эти благословения, вместе со всеми остальными благословениями, которые в установленном виде произносятся всем народом Израиля, учредили Эзра и его суд, и никто не вправе сокращать их или добавлять к ним. Там, где постановили завершать «Благословен…», не дозволено не завершать так. Там, где постановили не завершать, не дозволено завершать [«Благословен…»]. Там, где постановили не начинать с «Благословен…», недозволено так начинать, а там, где постановили начинать, недозволено не начинать. Общее правило: всякий, кто изменяет формулировку благословения, установленного мудрецами, ошибается и должен вновь произнести благословение в правильной формулировке. И кто не произносит «Истинно и твердо…» утром и «Истинно и верно…» вечером, тот своего долга не исполнил.
8. Если второе благословение прочел прежде первого — неважно, днем или ночью, неважно, перед [Шма] или после, — свой долг исполнил, потому что нет порядка для благословений. Если утром начал с «Творящий свет…», а закончил «Опускающий вечера» — долг не исполнил. Если же начал с «Опускающий вечера…», а завершил «Творящий свет…» — долг исполнил. Если вечером начал с «Опускающий вечера…», а завершил «Творящий свет…» — долг не исполнил, а если начал с «Творящий свет…», а закончил «Опускающий вечера» — долг исполнил. Потому что все благословения определяются по завершающей формуле.
9. Когда наступает время чтения Шма ночью? — Читать Шма заповедано от времени выхода звезд и до половины ночи. Если же пропустил и прочел до утренней зари[30] — долг выполнил, ведь «до полуночи» сказано, только чтобы оградить человека от нарушения.
10. Если прочел вечерний Шма после утренней зари, но до того, как выглянуло солнце, — долг не выполнил, разве что был к тому принужден, например, пьян, болен или нечто подобное. Тот, кто вынужденно читает в это время, не читает «Уложи нас…».
11. Когда наступает время чтения днем? — Заповедано начинать чтение до того, как выглянуло солнце, чтобы завершить и прочесть последнее благословение, когда выглянет солнце. Количественно это приблизительно [десятая доля] часа до восхода солнца. Если опоздал и прочел Шма после того, как солнце взошло, то долг выполнен, потому что кто пропустил и опоздал — его время [читать Шма] до конца третьего дневного часа.
12. Тот, кто прочел Шма Исраэль утром после зари, исполнил свой долг, даже если завершил до того, как показалось солнце. В час нужды, например, если утром предстоит выйти в путь, можно читать с зарей.
13. Если прочел Шма Исраэль после третьего дневного часа, даже если был к тому принужден, — долг читать Шма в установленное время не выполнил. Он читает его, как будто читает Тору, и произносит благословения перед Шма и после Шма весь день, даже если читает после третьего часа.
***
Рабби Моше бен Маймон - Рамбам - Маймонид - Мишне Тора - Кодекс Маймонида - 2 - Книга «Любовь» - ЗАКОНЫ О ЧТЕНИИ ШМА
ОДНА ЗАПОВЕДЬ, А ИМЕННО — ЧИТАТЬ ШМА ИСРАЭЛЬ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ.
Объяснение этой заповеди — в следующих главах.
В «Книге заповедей» (Предписания, 10) говорится: «Нам заповедано читать Шма Исраэль всякий день — вечером и утром, и это сказано словами: “И произноси их, когда ты сидишь в доме...” (Дварим, 6:2). Законы, касающиеся этой заповеди, объяснены в трактате Брахот, и там (21а) говорится, что чтение Шма Исраэль — закон Торы...»
Рамбам считает, что заповедь читать Шма Исраэль вечером и утром — это одна заповедь, а не две (одна из которых предписывает читать Шма Исраэль вечером, а другая — читать Шма Исраэль утром). Рамбан (р. Моше бен Нахман, 1194-1270), младший современник Рамбама (замечания в конце «Книги заповедей» и к «Корню и»), в свою очередь, указывает, что речь идет о двух заповедях.
1.1 (1) Два раза в день, утром и вечером, читают Шма Исраэль, как сказано: «...Лежа и стоя» (Дварим, 6:7; 11:19), то есть когда принято лежать (а это ночь) и когда принято стоять (а это день)1.
1.2 И что именно читают? — Три следующих отрывка: «Слушай...» (Дварим, 6:4-9), «И будет если...» (Дварим, 11:1321;) и «И сказал...» (Бемидбар, 15:31:41)2. Начинают читать с отрывка «Слушай...», потому что в нем [содержатся] повеления признавать единство Господа, 3 любить Его4 и изучать Его [Тору]5 — а это великий принцип, от которого зависит все6. Вслед за этим «И будет если...», потому что в нем содержится повеление обо всех остальных заповедях. 7
https://esxatos.com/maymonid-rambam-mishne-tora-2-lyubov
(1)
Кицур Шульхан Арух 17. Законы чтения «Шма»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
1. Начало времени утреннего чтения «Шма» — то же самое, что и начало времени наложения тфиллин (выше, глава 10, параграф 2). И время чтения «Шма» продолжается до четверти дня, неважно, длинный ли это день или короткий. И днем считается время от появления света зари до выхода звезд1. И самый лучший способ выполнения этой заповеди — читать «Шма» так, как делают любящие заповеди, которые старались начать чтение «Шма» незадолго до появления первого луча солнца, чтобы закончить чтение «Шма» и ее благословений одновременно с появлением первого луча солнца, и сразу после «Шма» начать «Шмонэ Эсрэ». И тому, кто в состоянии устроить так, обещана очень большая награда. И в любом случае следует очень тщательно следить, чтобы не опоздать прочесть «Шма» до истечения первой четверти дня, особенно летом, когда в нашей стране дни очень длинные, и иногда окончание времени чтения «Шма» наступает даже до семи часов утра. Но, тем не менее, если уж так случилось, что человек опоздал прочесть «Шма» вовремя, он может еще прочесть «Шма» со всеми ее благословениями, пока не пройдет треть дня. Но по истечении трети дня ему уже запрещено произносить благословения2, а должен он прочесть только саму «Шма»; это можно делать весь день3 (а некоторые говорят, что и благословения можно произносить весь день).
2. «Шма» можно читать как сидя, так и стоя. Если человек начал читать «Шма» сидя, встать ему запрещено. Но запрещено читать «Шма» лежа. А если в момент чтения «Шма» он лежит, пусть повернется полностью на бок и прочтет так4. Если же человек неопасно болен и ему тяжело лежать полностью на боку, он должен по крайней мере повернуться хоть немного на бок.
3. Прежде чем начать чтение «Шма», человек должен подумать о том, что он собирается выполнить заповедь чтения «Шма», данную ему Святым, благословен Он; а, произнося стих: «Слушай, Израиль…», должен он думать о смысле этого стиха: «Слушай, Израиль: Б-г, Который есть наш Г-сподь — это Б-г, который один, единый и единственный в Небесах и на земле». И пусть протянет звук «х» в слове «эхад» («один»)5, чтобы успеть подумать о том, что Святой, благословен Он, царствует на Небесах и на земле. И звук «д» в слове «эхад» также следует немного продлить, настолько, чтобы успеть подумать о том, что Святой, благословен Он, единственный в Своем мире, и что Он властвует над всеми четырьмя сторонами света. Но не следует тянуть этот звук дольше, чем необходимо для этой мысли. И необходимо следить, чтобы не испортить звучание слова «эхад» продлением звуков, поскольку некоторые люди таки портят его: у некоторых получается «эха-ад», а у некоторых — «э-эхад». И лучше вообще не продлевать никаких звуков, чем продлить и испортить этим звучание слова. И есть обычай произносить стих: «Слушай, Израиль…» громким голосом, чтобы пробудить внимание. И в момент произнесения его кладут правую руку на глаза. После того, как стих: «Слушай, Израиль…» произнесен, делают небольшую паузу и произносят: «Благословенно Имя Славы Царства Его во веки веков», шепотом (кроме Йом-Кипур). И, произнося эту фразу, следует также думать о значениях произносимых слов.
4. После этой фразы делают небольшую паузу, затем произносят: «И возлюби Г-спода…». И также после этого отрывка, перед отрывком: «И будет: если вы будете послушны…», нужно сделать небольшой перерыв. И также перед отрывком: «И сказал Г-сподь Моисею…» нужно сделать небольшой перерыв. И, произнося отрывок: «И сказал Г-сподь Моисею…», нужно иметь в виду, что произносящий выполняет требующую заповедь вспоминать о выходе из Египта.
5. Нужно читать «Шма» очень точно, по тщательно проверенному сидуру. И читающий должен слышать то, что он произносит. И он должен следить, чтобы не поставить «дагеш» (знак, меняющий произнесение некоторых согласных на «смычные» — перев.) там, где его не должно быть, или не пропустить его там, где он должен быть. И пусть делает паузу в каждом месте, где в сидуре стоит вертикальная черта. И за всем этим нужно следить и при произнесении Псукей де-Зимра. И следует очень тщательно произнести букву «аин» в слове «нишба» («поклялся»), чтобы не послышалось, что в этом слове вместо конечного «аин» стоит «hей», и тогда получится слово «попал в плен». И также букву «заин» в словах «тизкеру» и «у-зхартем» («помните») необходимо тщательно выделить, чтобы не послышалась в этих словах вместо буквы «заин» буква «син» (и тогда получится «тискеру», «у-схартем», «нанимайте»).
6. Читающий «Шма» не должен подавать никаких знаков ни глазами, ни губами, и не должен указывать на что-либо пальцем. Но если это нужно для выполнения заповеди, то можно подать знак во время чтения второго отрывка.
7. Перед началом чтения «Шма», когда молящийся произносит: «Собери нас с четырех концов земли…», он берет цицит в руку и держит их во время чтения «Шма» в левой руке между безымянным пальцем и мизинцем, напротив сердца; а, дойдя до отрывка «И сказал Г-сподь Моисею…», говорящего о цицит, берет их также и правой рукой5*. И, произнося слова: «…и увидев ее…», он прикладывает цицит к глазам, смотрит на них и целует. И есть обычай целовать цицит каждый раз, произнося слово «цицит»; и держат их в руке, пока не произнесут «…и желанны вечно…», а в этот момент целуют их и выпускают из рук.
8. Произнеся слова: «Я Г-сподь, Б-г ваш», следует немедленно добавить слово «истинно», не сделав никакого перерыва. И также хазан завершает «Шма» таким же образом6, а потом снова повторяет: «Г-сподь, Б-г ваш — истинно». И каждый должен внимательно выслушать эти три слова (на иврите Б-г ваш — одно слово — перев.), произнесенные хазаном, поскольку эти три слова входят в 248 слов «Шма», соответствующие двумстам сорока восьми органам тела человека. И после этого все начинают читать благословение после «Шма» со слова «…и несомненно…». Но запрещено произносить после этого еще раз слово «истинно». А тот, кто молится в одиночку, пусть произнесет перед стихом «Слушай, Израиль…» слова: «Б-г — царь верный», чтобы эти три слова довели число слов в «Шма» до двухсот сорока восьми.
9. Если человек прервался посреди чтения «Шма» (то есть между «Слушай, Израиль…» и «…над землею»7) потому, что был вынужден это сделать, как, например, если он должен был выйти по нужде или если в доме были обнаружены экскременты — тогда, если он прождал столько времени, что за это время мог сказать «Шма» целиком, он должен после этого повторить чтение «Шма» сначала.
10. Если человек уже прочел «Шма», а после этого пришел в синагогу и обнаружил, что в ней община читает «Шма», — он должен прочесть вместе с ними «Шма» целиком8, чтобы не показалось, что он не желает принять на себя иго царства Небес вместе со своими товарищами; и за это он получит награду, как за чтение стихов из Торы. И так же он должен поступить, если он находится в синагоге и произносит какие-то молитвы или стихи из Писания и дошел до места, где может прерваться. (Что делать, если он находится в месте, где не может прерваться — разъяснено выше). А если он еще не прочел «Шма», он тоже читает вместе с общиной, но во время чтения должен иметь в виду, что этим чтением он не собирается выполнить свою обязанность прочесть «Шма», чтобы потом он смог прочесть «Шма» с благословениями. И так же следует поступать, слыша, как община произносит вместе другие отрывки, как, например, Ашрей, Алейну и так далее, и даже9 гимны пусть произносит вместе с ними, чтобы не отделять себя от общины.
1 Таково мнение «Маген Авраам». А по мнению а-Гра — от появления луча солнца и до захода солнца.
2 И так же постановляет МБ. Однако, если он был принужден внешними обстоятельствами, возможно, ему разрешается благословлять до полудня.
3 Обязанность произнести стихи о выходе из Египта сохраняется весь день.
4 Речь о человеке, который спит раздетым. Но если он одет, пусть встанет и прочтет.
5 Некоторые говорят, что не следует протягивать «х», а успеть мысленно произнести все необходимое, выговаривая «д».
5* И пусть посмотрит на них. И также написано в рукописях Аризаля.
6 Таков обычай. А по мнению а-Гра, не следует в первый раз произносить: «истинно».
7 МБ не говорит, что «И сказал Г-сподь Моисею…» не включается сюда. (А «При Мегадим» сомневается на этот счет). Если посреди благословений «Шма» он сделал такую длинную паузу, что за время ее смог бы прочесть все от «…создающий свет…» до «…избавивший Израиль», должен вернуться к началу того благословения, которое читал. Если он сделал такую паузу в благословении после «Шма», возвращается к стиху: «Слушай, Израиль…».
8 Таково мнение а-Гра. А по мнению «Шульхан Аруха», согласно букве закона он должен прочесть только первый стих и фразу: «Благословенно Имя…», но лучше прочесть целиком.
9 Этот пример не приведен в МБ. (И, видимо, источник имеет в виду человека, который молится вместе с общиной)
Истопник:
https://toldot.com/articles/articles_15600.html
(2)
Жемчужины Ѓалахи
Законы чтения Шма Исраэль
Шма Исраэль следует читать очень сосредоточенно, преисполнившись страха и священного трепета, четко осознавая, что в данный момент мы читаем Божественное слово, исходящее от Владыки мира – Святого, благословен Он. И хотя мы читаем Шма каждый день, утром и вечером, следует приложить все усилия к тому, чтобы сосредоточиться на смысле произносимых слов, как будто мы читаем их впервые в жизни (см. Шульхан арух, 61, 1-2).
Помимо этого, читающий Шма Исраэль должен произносить правильно все буквы. Нельзя проглатывать какую-либо букву, и все чтение должно в точности соответствовать правилам ивритской грамматики. Изначально (лехатхила) следует также произносить по-разному такие буквы как ; (алеф) и ; (аин), ; (хаф) и ; (хет), а также огласовки камац и патах, цере и сеголь (см. Шульхан арух, Орах хаим, 61, 14-23). И сказали мудрецы: «Для всякого, что при чтении Шма Исраэль произносит четко и правильно все буквы, остужают Геѓином» (трактат Брахот, 15б). Постфактум (бедиавад), если человек прочел какую-то букву или слово не в соответствии с правилами грамматики, заповедь все равно считается исполненной, при условии, что он не пропустил целое слово или слог (см. Шульхан арух, 62, 1; Мишна брура, 1).
Человек должен слышать слова, которые он произносит, но постфактум (бедиавад), если во время чтения он шевелил губами, но не слышал сам себя, заповедь все равно считается исполненной, так как с помощью губ он совершил целенаправленное действие. Но тому, кто произнес Шма Исраэль лишь мысленно, заповедь не засчитывается, потому что он не произнес слова, из которых состоит Шма (см. Шульхан арух, 62, 3; выше, гл. 1, п. 9) 1.
По сути закона, хотя Шма Исраэль и молитву желательно читать на святом языке, если человек прочел их на другом языке, заповедь считается исполненной, при условии, что он понимает этот язык (и см. выше, гл. 1, п. 10). Однако некоторые крупнейшие поздние авторитеты пишут, что в наши дни заповедь чтения Шма Исраэль невозможно исполнить на другом языке, потому что некоторые слова невозможно точно перевести на другой язык. Например, слово ;;;;;; (ве-шишантам), которое принято переводить как «и повторяй» или «и тверди», означает как повторение, так и оттачивание знаний, и такого слова нет на других языках. А поскольку Шма Исраэль невозможно точно перевести на другой язык, эту заповедь невозможно исполнить на другом языке (см. Мишна брура, 62, 3) 2.
Истопник:
https://ph.yhb.org.il/ru/02-15-09/
(3)
Зеэв Гейзель. Еврейская традиция
Чтение Шма
В предыдущих главах говорилось о некоторых из тех заповедей, указание на которые мы находим в "Шма". Подчеркнем - именно о некоторых, не обо всех. Например, мы не разбирали, на какую заповедь указывает начало первого отрывка "Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем, всей душой и всеми силами". А ведь эти слова, вместе с самой фразой "Слушай, Израиль: Всевышний - Б-г наш, и Он - один" составляют основу того, что называется монотеизмом (верой в единого Творца) еврейской религии. Внимательное изучение всех трех отрывков "Шма" показывает, что эта молитва связывает соблюдение заповедей и с краеугольным камнем еврейской истории - выходом из Египта, и с выполнением пророчеств на будущее, и с пребыванием народа в Эрец-Исраэль.
Но есть еще одна заповедь, связанная со "Шма"; это - сама обязанность читать эту молитву - согласно традиции, это делают каждый день дважды, утром и вечером. Откуда же известна заповедь, требующая повторять эти слова? Из тех же слов.
В процитированном отрывке, в частности, сказано: "те слова, что приказываю Я тебе сейчас... говори их, когда ложишься и когда встаешь...". Поэтому слова "Шма" включены и в утреннюю, и в вечернюю молитву. Чтение их является самостоятельной заповедью - "криат шма" ( - чтение "Шма"). Криат Шма - это самая древняя часть еврейских молитв. С обсуждения этой заповеди начинается Талмуд. С нее же начинает свои передачи государственное израильское радио.
Особое значение имеет первая фраза молитвы, по которой она и названа: "Слушай, Израиль: Всевышний - Б-г наш, и Он - один".
Произнесение этой фразы - заповедь де-орайта, и поэтому традиция рекомендует: произнося эту фразу, надо закрыть глаза и сосредоточиться; слова говорить медленно и четко, с особой силой и вдумываясь в них. Эти слова, согласно традиции, должен произнести еврей, и тогда, когда почувствует, что пришел его последний час.
О происхождении этой фразы и ее значении рассказывает мидраш:
Когда праотец Яаков (он же Израиль) был при смерти, собрались вокруг него все двенадцать сыновей. Яаков хотел убедиться, что дети его поняли то главное, чему он учил их, не забудут этого даже в Египте, среди идолопоклонников, и смогут передать это самое важное своим детям, а те - своим и так далее... Он уже с трудом мог говорить, но сыновья поняли, что беспокоит его, и сказали ему: "Слушай, Израиль [то есть Яаков]: Всевышний - Б-г наш, и Он - один". И так же, как и они, говорит традиция, каждый еврей должен дважды говорить: "Слушай, Израиль[и праотец Яаков, и весь народ, вот то, что я знаю:] ...". Поэтому, когда сегодня взрослый еврей, выросший в ассимилированном окружении, никогда не учившийся Торе и незнакомый с еврейской традицией, пытается начать вести еврейский образ жизни, первой молитвой, которой его обучают, является "Шма".
Истопник:
https://machanaim.org/yearroun/inb_trad.htm
Свидетельство о публикации №225011700524