Смысл Притчей о Десяти Девах и о Талантах
Моё исследование относится к не столь отдалённым временам, когда окончится эпоха Церкви и Бог обратится к Народу Израиля. Оно относится к обычным людям, которые, не войдут в Церковь и останутся на Великую Скорбь. Оно относится как к Иудеям, которые ожидают Мессию. Так и к язычникам, из которых кто-то ожидает, какого-то своего мессию, а кто-то никого не ожидает.
Я надеюсь, что мои исследования помогут кому-то иметь мудрость для умножения талантов, а кому-то помогут обрести масло для светильников, чтобы увидеть свет в конце тоннеля, увидеть дверь, и войти в неё, чтобы занять своё место за пиршественным столом на Брачном Пире Христа и Церкви, который будет длиться, ровно тысячу лет.
Притчи о Десяти Девах и о Талантах.
В Евангелиях мы находим места в которых Христос обращается не к ученикам, а только к Народу Израиля, и было бы удивительно, если бы этого не было, так как Сам Он сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». (Матф.15:24)
И заметьте, это заявление представлено именно в Евангелии от Матфея. Потому что, по мнению исследователей Писания, Матфей написал своё Евангелие для Евреев.
Левий Матфей, бывший сборщик податей. По происхождению иудей, он, по всей вероятности, очень скорбел о состоянии своего народа, и цель его была – нести свет Христов для евреев.
Поэтому Евангелие от Матфея изобилует ветхозаветными цитатами. Он особо подчеркивает еврейскую родословную Христа от Давида, использует специфические понятия иудеев, не объясняя их, а также употребляет слова из арамейского языка.
Хотя и в остальных трёх Евангелиях представлены притчи Христа касающиеся будущего этого мира, только в Евангелии от Матфея, есть притчи о будущем Израиля, а также описание событий предшествующих Второму Пришествию Христа, который называется у Евреев День Господень.
Все эти события, описанные, как в притче о Десяти Девах, так и в притче о Талантах, а также в описании второго пришествия Христа, которое мы находим в конце 25 главы Матфея, происходят в течение семи лет, которые в Писании названы Великой Скорбью.
Церкви здесь нет. Церковь вознеслась в начале Великой Скорби.
Эпоха Церкви заканчивается за 7 лет до окончания Шестого Тысячелетия от создания мира. Именно эти семь лет - время Великой Скорби, откроют Евреям глаза на того «мессию», которого они посадили в своём Храме на святом месте.
Поэтому, не стоит толковать притчу о десяти девах и притчу о талантах, как имеющих отношение к Церкви. Нам стоит внимательнее присмотреться к историческому контексту этих двух притч.
Но, для начала рассмотрим, контекст повествования. Обе эти притчи расположены в 25 главе Евангелия от Матфея. Чтобы ясно увидеть место и время события нужно читать с начала 24 главы.
Вы можете сами всё это прочитать. Я же, своими словами перескажу суть события.
Несколько ранее, в 23 главе, Иисус ведёт обличительную полемику с книжниками и фарисеями, где после каждого обличения, повторяет - «Горе вам!» И как лейтмотив, звуча Его слова: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! (Матф.23:37-39)
По выходе из Храма, в котором проходила эта полемика, Он встречает Своих учеников, которые почему-то решили показать Ему здания Храма.
Я не думаю, что Иисус никогда их не видел, и что была особая нужда в этой экскурсии. Но мне кажется, что после столь ошеломительного успеха Его торжественного входа в Иерусалим, ученики решили показать Ему, Его будущее жилище, в котором, по их представлениям, Ему, как Мессии - Царю Израиля, отныне предстояло проживать. Вместе с ними, конечно.
Но Он, сразу же, разбивает их мечты, объявляя о предстоящем полном разрушении этого великолепного строения.
Через какое-то время, оставшись с Ним наедине, ученики, задают этот, так мучивший их вопрос: «Когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» После чего Он пространно и полно, открывает им все последующие события, ожидающие Народ Израиля, в момент Его второго пришествия. Здесь я подчёркиваю, что в описываемых событиях в 24 главе и в притче о Десяти Девах в 25 главе, Он говорит только о будущем Израиля.
На тот момент, Церкви ещё нет. Она только-только начала формироваться из числа Его учеников, они и сами ещё не понимают, кем станут в будущем.
Хотя из Писания мы знаем, что именно они сядут на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израиля. А пока что, это простые рыбаки и селяне, простые Иудеи, живущие под Законом. И вопрос у них к Нему не от имени Его Церкви, а от имени народа Израиля, от имени простых людей, которые хотят узнать судьбу своего Народа в будущем. Поэтому в Своём ответе Господь освещает подробно и полно не судьбу Церкви, а судьбу Израиля.
Вся 24 глава посвящена описанию событий Великой Скорби и полна предостережений для Народа Израиля, а точнее, для тех из них, которые ожидают Пришествия Мессии.
Во-первых, Господь предостерегает тех, кто с искренним сердцем ждёт Мессию, чтобы они не верили слухам о местонахождении Мессии, в каких-то тайных местах.
Во-вторых, Он говорит об усилении землетрясений, умножении военных конфликтов, о глобальных пандемиях и повсеместной нехватке продуктов.
В-третьих, Иисус предостерегает оставшихся на Великую Скорбь Иудеев и всех прочих, уверовавших через проповедь во время Великой Скорби, что их будут вылавливать и убивать, и таким образом будет умерщвлено неисчислимое количество людей. Тем не менее, именно в то время и окончится проповедь Евангелия, длившаяся 2000 лет.
В-четвёртых, Господь предупреждает всех ожидающих Его пришествия Евреев, что не все войдут в Его Царство, кто-то будет взят, а кто-то оставлен. И критерием отбора, здесь, будет любовь к ближнему, забота о людях, употребление всех своих материальных возможностей, чтобы хоть немного облегчить жизнь людей. «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Матф.24:21,22)
Здесь «избранные» это 144 тысячи Евреев из всех колен Израиля. По 12 тысяч из каждого колена. Они будут избраны и запечатлены Богом, во время Великой Скорби, для особого служения.
После всех этих предостережений, следует Притча о Десяти девах, и за ней, сразу же, без перерыва, Он рассказывает Притчу о Талантах.
В этом случае Господь Иисус, облекает в простой и запоминающейся форме краткого повествования великую истину о неизменности Его обетований.
Притча о Десяти Девах, а вернее о девушках - подругах невесты, которые по обычаям той местности ожидали жениха и невесту с брака, чтобы войти с ними на брачный пир в доме невесты, станет понятна для нас, если мы будем знать, как проходит настоящая Еврейская свадьба. Вернее, как она происходила во времена Христа.
В те времена жену для своего сына выбирал отец.
Также и Бог-Отец, выбрал невесту для Своего Сына - Церковь, о чём говорит Иисус в Евангелии от Иоанна: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». (Иоан. 17:24)
Потом платился выкуп за невесту.
Об этом напоминает Павел, говоря верующим Коринфа: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1Кор.6:20)
Также и Пётр в своём первом послании говорит о том же самом: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». (1Пет.1:18,19)
Потом следовало обручение, которое включало в себя составление и подписание брачного договора. А также подарки невесте от жениха и совместное распитие вина из одной чаши.
Здесь уместно, как мне кажется, привести слова ап. Павла, к верующим Коринфа: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою». (2Кор.11:2)
Новый Завет включает в себя брачный договор, где описана ответственность сторон. Внимательно читая Евангелия и Послания апостолов, мы увидим, какие блага ожидают верующих в Царстве Христа.
Бог обещает верующим Царство. Что может быть выше?!!
Верующие же, со своей стороны, вступая в Завет с Господом через святое водное крещение, обещают жить по совести и исполнять заповеди Христовы. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». (1Пет.3:21)
Теперь поговорим о подарках от жениха невесте.
В день сошествия Святого Духа на Церковь, верующие исполнились Духа Святого, а с Ним, получили все Дары Святого Духа в полноте. Таким образом, все правила сватовства были соблюдены.
И ещё один обязательный обряд сватовства, чаша Завета, был соблюдён, на Тайной Вечере, когда Иисус, «Взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие».
(Лук.22:17,18)
Далее следовал обряд, который назывался по-еврейски - миква, что значит - погружение в воду, когда невеста полностью погружалась в воду. У Евреев вода всегда применялась для ритуального очищения от грехов, как у священников, так и у простого народа.
Этот обряд, из глубины веков, возвещает нам, что всем нам надлежит очиститься через Слово Божье, которое здесь символизирует вода, в которую погружается невеста.
Об этом Своим ученикам, а через них и нам, говорит Господь Иисус Христос: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Пребудьте во Мне, и Я в вас». (Иоан.15:3,4)
Ожидая нашего Жениха, мы должны каждый день изучать Слово Божье, Которое, несомненно, покажет нам все наши несовершенства и откроет всякую нашу нечистоту, от которой мы сможем очиститься через молитву Небесному Отцу, при ходатайстве Сына Божьего, в силе Духа Святого.
После окончания процедуры сватовства, жених уходит в дом своего отца, чтобы приготовить их совместное жильё. Невеста, оставшись одна, ведёт скромный и уединённый образ жизни, ожидая жениха каждую минуту.
О чем написано в Евангелии от Иоанна: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». (Иоан.14:2,3)
А об ожидании Церковью своего Жениха очень много написано в Новом Завете.
Приведу только одно место: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.
(Фил.3:20,21)
Теперь о самом браке. Когда покои для молодожёнов были готовы, жених забирал невесту из дома её родителей, и увозил в свой дом, обычно среди ночи, тихо, без всякой помпы. Поэтому она должна была, всегда находиться в постоянной готовности.
Так и Церковь, все эти два тысячелетия, ожидала Жениха со дня на день, когда Он внезапно явится, чтобы забрать её на Небеса, для совершения обряда бракосочетания.
Эти события, происходящие на Небесах, описаны в 19 главе Книги Откровение. Восхищение Церкви уже состоялось и Она в полном составе, готова вступить в брак со своим Возлюбленным.
Но прежде того как состоится венчание Сына Божьего с Его Невестой - Церковью, в главах 17 и 18 Откровения, произойдёт полное уничтожение «вавилонской блудницы», которая все эти века претендовала на звание Невесты Христовой. Сама эта дьявольская система, породившая церковь - отступницу, уничтожит её, потому, что на землю явится тот, который не потерпит даже самого упоминания об Иисусе из Назарета, именем Которого продолжала называть себя эта, впавшая в блуд церковь.
Об этом наш Господь предупреждал религиозных людей своей эпохи, а в лице их, всех, неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
Иисус тогда сказал им: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». (Иоан.5:43)
Об этом мы читаем в Книге Откровение. Там написано, что Антихрист придёт как Царь и как Бог, так, что в Храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога и всем живущим, заставит воздавать себе Божеские почести. Он не захочет ни с кем делить свою славу, даже с этой блудницей, которая много веков отравляла жителей земли ядом своего учения, в котором духовное смешано с плотским, исподволь готовя приход князя тьмы, сына погибели.
Сам процесс уничтожения Вавилонской Блудницы описан в 17 главе Книги Откровение.
События Великой Скорби, здесь, на земле, будут продолжаться семь лет. В это же самое время, совершится бракосочетание и последующее совместное проживание Христа и Церкви, в доме жениха, на Небесах.
Кстати, у Евреев бракосочетание жениха и невесты, всегда, происходит под балдахином, будь то на улице, или в доме. Балдахин здесь символизирует небо. Ибо брак Невесты и Агнца будет происходить на Небесах, в доме Небесного Отца. Бракосочетание всегда проводил священник или раввин, а в нашем случае это Отец Небесный.
Церемония бракосочетания Церкви с Христом ещё не состоялась во времени и в пространстве, но она уже состоялась в Вечности и была показана апостолу Иоанну. После чего он описал её в очень сжатой форме в главе 19 Книги Откровение. Приведу несколько основных стихов, которые понадобятся нам в нашем исследовании Притчи о Десяти Девах: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии». (Откр.19:7-9)
Здесь для нас, в нашем исследовании, важны слова: «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца», относящиеся к народу Израиля, потому, что брачный пир у Евреев всегда проходил в доме невесты.
После церемонии бракосочетания по обычаям Израиля, жених и невеста удалялись в свой чертог украшенный, где оставались наедине в течение семи дней, после чего отправлялись в дом невесты, где накрывались столы, за которые усаживались приглашённые и начинался пир.
Эти семь дней, а в нашем случае семь лет, когда Церковь будет находиться на Небесах, здесь, на земле, будут происходить страшные события, называемые в Библии, Великой Скорбью или Годиной Искушения, грядущей на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
По окончании этой последней седмины, заканчивающей определённый Богом для Израиля период, в семьдесят седмин, наступит Тысячелетнее Царство, в котором Христос и Церковь будут находиться на земле, а все жители земли окажутся в роли званных на Брачный Пир Агнца.
Позже я поясню, как там окажутся язычники.
А сейчас наша задача понять, как там окажутся те Евреи, к которым обращены слова Христа: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет».
В образе Десяти Дев, в притче, представлен весь народ Израиля. Десять девушек из притчи, это подруги невесты, которые по обычаям Палестины должны сопровождать невесту, на брачный пир. Это были её подруги. Вместе с ними она росла, играла в детские игры, предавалась девическим мечтам, а придя в возраст совершенный, была просватана, обручена и через какое-то время, увезена в дом жениха, для совершения обряда бракосочетания. А её подруги оставались в своей деревне, ожидать прихода Жениха с Невестой на брачный пир.
В современном христианстве, почему-то, принято в образе десяти дев видеть Церковь Христову. Но если мы посмотрим внимательно, то увидим что в Писании, всё относящееся к Церкви, имеет иное исчисление, так называемое число Божественной полноты, а это отнюдь не десять. Ибо десять - число человеческое, так же как и пять, и шесть, и тринадцать.
Израиль как народ, был избран и устроен Богом в количестве двенадцати колен. Это Божественная полнота Божьего избрания. На сегодня этого нет. Есть Иудеи и иже с ними у которых нет ни Храма, ни Жертвы, ни Первосвященника. Поэтому и представлен этот народ в нашей притче в числе десяти девушек, которые знают, что должны придти долгожданные Жених с Невестой и тогда они все вместе войдут в брачный чертог, двери закроются, и начнётся брачный пир.
Мы знаем, что Бог восстановит Свой Народ в прежнем качестве и количестве, а именно, в качестве Народа Божьего в количестве двенадцати колен.
Во время Великой Скорби Христос изберёт и запечатлит по двенадцати тысяч из каждого колена, что в общей сумме будет составлять сто сорок четыре тысячи: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых». (Откр.7:4)
Это, так называемый Святой Остаток, о котором писал Исаия, и о котором напоминает нам Павел в Послании к Римлянам: «А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. (Рим.9:27-32)
На сегодня Церковь Божья - Невеста Христова, состоящая, в основном, из язычников, ждёт своего Небесного Жениха, ждёт восхищения всех искупленных Христом на облаках, для встречи с Господом.
Также Израиль, противящийся учению о Благодати, и продолжающий уповать на Закон, представленный в нашей притче десятью девами, тоже ожидает своего мессию, который не замедлит явиться после вознесения церкви и окажется подделкой.
Итак, десять Дев. В этом образе, в нашей притче, мы видим всех Евреев, которые ожидают прихода Мессии. И ожидают они Его, очень давно. Поэтому в притче написано: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули». (Матф.25:5)
Заметьте, уснули все. Как мудрые, так и неразумные. Потому, что ждут они Его ещё со времён Авраама - отца нации, о котором написано: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог».
(Евр.11:8-10)
Сама идея о Божьем избраннике - Мессии, проходит через весь Ветхий Завет, как естественное следствие упования всех праведников и пророков на лучшее будущее. Впервые этот идеал будущего владыки описан Исаией, которому дано было, через века увидеть рождение Мессии и даже погрузиться в созерцание Его Тысячелетнего Царства на земле.
В девятой главе Книги Исайи с шестого по седьмой стих, описано рождение Мессии: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
А в шестьдесят пятой главе, с восемнадцатого по двадцать пятый стих, идёт подробное описание Тысячелетнего Царства. Это Царство под управлением Христа, в нашей притче о десяти девах, знаменует собой брачный пир, на котором будут тысячу лет радоваться и ликовать пять мудрых дев, которые имели масло в сосудах своих и потому вошли на пир: «А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.
Там не будет более, малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
И будут строить домы, и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.
Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.
И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.
Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.
Вот так будет происходить брачный пир Агнца и Невесты. На этот пир войдут, пережившие Великую Скорбь, праведники из Народа Израиля, в образе пяти мудрых дев и великое множество язычников, пришедших от Великой Скорби, которых никто не мог сосчитать. Это событие описано в седьмой главе Откровения.
Почему же другие пять дев остались вне дверей? В чём вина этих пяти неразумных дев?
Они, взяв светильники свои, не взяли с собой масла! Что означает это масло? И что вообще означают светильники в этой притче?
В Книге Притч есть некие параллели между духом человека и светильником. Например, в двадцатой главе Книги Притч, в двадцать седьмом стихе, ясно видно, что Бог порой видит дух человека в виде светильника, иногда ярко горящего, иногда коптящего и даже угасающего: «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца».
В двадцать четвёртой главе Книги Притчей, в стихах девятнадцать и двадцать, говорится о нечестивых и о том, что их дух - их светильник может быстро погаснуть: «Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет».
Но самое удивительное сравнение духа человека со светильником, мы находим в тринадцатой главе Книги Притч в девятом стихе: «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
(Прит.13:9)
Как видим, во всех приведённых местах Писания, говорится о том, что горящий светильник, это отличительная черта человека стремящегося к правде, ищущего истину, сострадающего и милосердного. Напротив, гаснущий светильник, означает, что жизнь человека нечестивого, коварного и злого закончится во тьме и в тени смертной, потому, что светильник его погаснет. Обязательно погаснет.
Но вернёмся к нашей притче о Десяти Девах. Я думаю, именно этот - тринадцатый стих, из девятой главы Книги Притч, является ключом к пониманию притчи о Десяти Девах.
Но сначала давайте поговорим о масле. Масло для светильника это тот ресурс, который помогает светильнику правильно функционировать. Есть масло - светильник горит, нет масла, он чадит и гаснет.
Толкователи притчи, склонные ассоциировать Десять Дев из этой притчи, с церковью, указывают на то, что масло - елей, всегда является символом Духа Святого. Да, верно, елеем помазания, являвшимся символом Духа Святого, всегда помазывали царей и священников. Простых же людей этим елеем, не помазывали никогда. И вообще, у Евреев существовал елей для светильников и елей помазания. Елей для светильников, это обычное оливковое масло, а елей для помазания это миро. Вот как о нём говорится в Писании: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
(Исх.30:22-25)
Вот это миро и есть прообраз Святого Духа.
А в нашем случае, обладателями дополнительного количества масла являются отнюдь не цари или священники, но простые люди, Евреи, ожидающие пришествия Мессии. Потому и масло здесь, это не символ Святого Духа, а ресурс, который помогает поддержать горение светильника, чтобы осветить путь, увидеть врата, и войти в них.
А вот как накопить этот ресурс, мы можем узнать из притчи о талантах, следующей сразу же за Притчей о Десяти Девах. Две эти притчи связывает тринадцатый стих, двадцать пятой главы Матфея, провозглашающий: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Этой фразой Господь как бы подводит резюме притчи о Десяти Девах и даёт направление развития событий в притче о Талантах.
В среде толкователей Писания, издавна принято считать, что таланты это духовные дары, которыми Бог наделяет каждого человека. Потому и утвердилось во всём мире такое понятие, как, дарованная человеку искра Божья, или талант. Появились такие понятия, как, талантливый человек, талантливое произведение, талантливый хирург, талантливый полководец и тд. и тп.
Всё это ни в коей мере не относится к нашей притче, ибо в то время ещё не было толкователей Нового Завета, да и самого Нового Завета ещё не было. Потому, когда Христос говорил о талантах, Он имел в виду, именно монету определённого номинала, используемую в качестве денежной единицы в Римской империи новозаветного периода, где один талант равнялся 60 минам, одна мина равнялась 100 драхмам, одна драхма равнялась шести оболам.
В притче о талантах мы видим некоего господина, который, уезжая в другую страну, позвал своих рабов и поручил им управление своим имуществом, выдав средства каждому по мере их сил и возможностей. Двое из них пустили деньги в оборот и получили прибыль, а третий, пошёл и спрятал свои деньги, зарыв их в земле и соответственно, не получил никакой прибыли. Вернувшись из другой страны, господин потребовал у рабов отчёта. Двое показали прибыль, за что получили одобрение, а третий, надерзил своему господину, представив его в очень невыгодном свете, и вернув полученные деньги, заявил, что не доверяет своему господину, и потому не пускал их в оборот, следственно, не получил прибыли. После чего со стороны господина последовало строгое наказание.
В реальной жизни, всё происходит именно так, как в притче! Бог при рождении каждого человека наделяет его ресурсами необходимыми для проживания на земле. Это, разум, воля, здоровье, сила, интеллект, посредством которых каждый из нас трудится, чтобы обеспечить себя и свою семью всем необходимым для жизни. Но, как мы знаем, изначально старт у всех людей разный. Разная среда обитания, разная наследственность, разная сила интеллекта, разные физические данные, разное социальное положение. Оттого, имущественное положение у них, тоже очень разнится. Вследствие чего, в мире, существует много людей нуждающихся, и довольно ограниченное количество тех, которые могут позволить себе всё.
Почему так происходит? Да потому, что некоторые люди не пускают свои ресурсы в рост, не раздают, а закапывают их, чтобы никто не мог ими воспользоваться.
Примером здесь может послужить притча из Евангелия от Луки, о богатом человеке, который, получив рекордный урожай с полей, предпочёл расширить свои хранилища и всё спрятать, чтобы ему хватило на долгие годы: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
(Лук.12:20,21)
На вопрос: «Что значит в Бога богатеть»? Иисус даёт ответ чуть далее, в этой же притче: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».
(Лук.12:33,34)
Вот он, главный наш ресурс, который окажется очень востребованным там, в вечности, в Царстве Христа!
Если бы все люди, имеющие излишки, как тот богач с рекордным урожаем, к примеру; не прятали от всех свои накопления, но щедро делились ими с нуждающимися людьми, в мире наступило бы всеобщее благоденствие. Люди не умирали бы от голода, не болели бы от недоедания, не замерзали бы на улицах, не страдали бы от нищеты и бедности, от презрения окружающих.
Милосердное и сострадающее - любящее сердце, готовое вместить всякого нуждающегося! Вот он - тот главный ресурс, который должен стремиться приобрести всякий человек. Для этого необходимо умерить свои потребности и обратить внимание на тех, кто нуждается в помощи.
Каждый день, практикуясь в делах благотворительности и милосердия, мы увеличиваем свои накопления в Небесном Хранилище. Именно это означает масло в сосудах, у мудрых дев, именно это означают таланты, отданные в рост рабами господина. Поэтому вся Библия, от Книги Бытия до Откровения, полна призывами к милосердию и справедливости. И здесь, мне кажется, будет удобно процитировать, Слово Божье, сказанное через пророка Михея: «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». (Мих. 6:8)
Почему неразумные девы не смогли войти на брачный пир? Потому, что не имели этого ресурса, который очень ценится в Царстве Божьем, а именно, сострадания и милосердия.
Почему в ответ на просьбу отворить им врата Царства, они услышали суровые слова Господа: «Истинно говорю вам: не знаю вас».
Почему человека, закопавшего свой талант, Господь повелел бросить во тьму внешнюю?
Из-за того, что все эти люди жили для себя, за счёт других. Это называется, здоровая конкуренция. Сам же Господь, находясь на земле, в человеческом теле, жил для других за счёт Себя. Потому, когда потребовалось - отдал самое ценное - Свою жизнь, претерпев ради спасения людей побои, поношения, и страшный позор креста!
Как им, этим людям, ужиться в Царстве Божьем со Спасителем, когда у них такие разные представления о правде и истине, о милосердии и справедливости?
«Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут! - говорил когда-то Иисус с вершины горы, собравшимся вокруг Него Иудеям. То же самое говорит Он, и в этих притчах, О десяти Девах и о Талантах ещё, и ещё раз, подтверждая эту простую и великую истину - как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними!
Здесь мы попрощаемся с Народом Израиля, к которому обращены эти две притчи, и как я обещал ранее, обратимся к язычникам, ибо они тоже будут проходить через тяжелейшие испытания периода Великой Скорби.
Будем читать слова Христа, записанные в конце двадцать пятой главы Евангелия от Матфея, которые повествуют нам о втором пришествии Иисуса Христа: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Матф.25:31-46)
Я думаю, их мало останется, этих несчастных бедолаг из всех племён и народов, уцелевших после целой серии катастроф планетарного масштаба, после каждой из которых погибало большое количество людей. Иногда, даже до одной третьей из всех живущих.
Как видим, все эти люди, как спасённые, так и погибшие, это простые грешники, не знавшие Христа, не читавшие Писания, и никогда не ходившие в церковь. Но в страшную годину испытаний, когда каждый выживал, как мог, они проявили сострадание к ближним, которые нуждались в нём, за что удостоились милости от Бога, и вошли в Его Царство.
А другие - точно такие же грешники, как и первые, не проявили ни милосердия, ни сострадания к своим ближним, за что были осуждены на вечные муки.
Первые остались людьми, за что и получили возможность жить на земле. А вторые перестали быть людьми, потому и потеряли возможность жить.
Эти притчи ещё раз подтверждают истину о том, что у Бога нет лицеприятия. «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся». (Рим.2:11,12)
Погибнут, находящиеся под Законом, пять неразумных дев Израиля, не имеющих масла в сосудах своих, и погибнет пока неизвестное нам число язычников из всех народов, которые не проявили милосердия к своим ближним.
Сегодня не я, а Моисей, обращается к уснувшим десяти девам Израиля: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им». (Втор. 30:19,20)
А язычникам, или грешникам, как бы они ни назывались, христиане, иудаисты, мусульмане, буддисты, индуисты или как-то ещё, не я говорю а апостол Павел: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
(Рим.2:12-16)
В этом исследовании, я обращаюсь к простым людям, моим современникам. С большой долей вероятности, вам, и вашим детям, предстоит жить в особый период человеческой истории, который продлится ровно семь лет. Ибо, если бы он продлился, скажем, восемь, или девять лет, то на земле умерли бы все. Но, к концу этого периода всё же, останется некоторое количество выживших людей.
Внимательно, ещё раз, прочитайте эти две притчи. Может быть, они помогут вам выжить и продолжать жить в том вечном празднике спасённых людей, здесь, на этой земле, на обновлённой земле, похожей на райский сад!
Свидетельство о публикации №225011801070