Почтовый станец в Новогодних Тальцах 1

Город Зима, в котором я проживаю, начинался не с ямщицкого станца - его упоминает ещё исследователь Сибири Миллер в 1735 году. Конечно тогда это был не город, а русское поселение в месте слияния реки Зимы с Окой-Сибирской. И Миллер, в своих документах, записал зиминцев, как промысловиков, уплачивающих в царскую казну налог соболями. Полагаю, что первые русские поселенцы в нашем междуречье поставили свои жилища на этом месте вскоре после основания Братского острога. Это был стратегически важный перекрёсток дорог - сухопутной из Европы на Дальний Восток, и водной - от истоков Оки, через Саяны, к поселению Зиминскому, а далее по Московскому тракту, через Сибирь в Европу, либо через Забайкалье в Восточную Азию. Это была ветка "Чайного пути" - товары из Китая, через Монголию доставлялись к Зиме по воде, или по льду, а дальше караваны оказывались на перекрёстке двух дорог и выбирали путь согласно ранее составленному плану. Можно было и к Братскому острогу проследовать по Оке, до слияния с Ангарой, а там до Енисея и Красноярска "рукой подать". Можно было по тракту доехать до Балаганского острога, а оттуда, по Ангаре повернуть на Иркутский острог, или пересекая Ангару податься к острогу Якутскому. Это была "балаганская" развилка пути на северные и восточные земли. А вообще-то, я хотел сказать, что официальной датой образования Зимы считается 1743 год, с момента основания здесь ямщицкого станца на настоящем Московском тракте. А вот теперь, имеет смысл перейти к ямщицкому станцу на отрезке Московского тракта через Тальцы. На самом деле, ямщицкий станец, воздвигнутый в музейной экспозиции Тальцов, имитирует почтовую станцию на берегу речки Малиновки, впадающей в Байкал. Поэтому станция и называется Малиновская. Больше всего меня впечатлила вывеска на воротах с двуглавым орлом над ней. Так же вызвала интерес хомутарка с уздечками, хомутами, да мешками с овсом. Внутренняя экспозиция в почтовой конторе не броская - манекен, изображающий почтового чиновника, казённый стол, гусиное перо в чернильнице, лавки, почтовые сумки, сундуки. Для ямщиков отдельное здание с хомутаркой и комнатой отдыха, предполагающей сон и харчевание. За зданиями просторный двор. В дальнем углу двора навес, под которым сани и телеги. Не богато, конечно, но как без почтового отделения на Московском тракте? Этот тракт и был основан для доставки почты, что тогда являлось чуть ли не единственным видом связи, не считая голубиной почты и судоходства между речными и морскими портами. А сопутствующими почте продвижениями по тракту были - перевозка пассажиров и товаров. То есть - не государственная "ямщицкая гоньба" предусматривала оказание платных услуг путешественникам, купцам, и прочим, а казённая использовалась по государственной надобности, и даже - Российским казначейством. Только, казённые ямщики были на службе государевой, и только их Управление российской почты одевало, обувало, харчевало и выдавало денежное довольствие. Теперь, про Государственное российское казначейство. К примеру - жалование иркутским государственным чиновникам отправлялось из столицы, а налоги с местного населения, и деньги собранные Иркутской таможней, перевозились в обратном направлении - от станца, к станцу. Это сейчас - Российская почта утрачивает свои особо важные позиции среди основных видов связи. А раньше (не так давно) - без ямщицкой почты, русский царь был "как без рук"!


Рецензии