Фотография - это как... спорт. 4 подход. Тренировк

Не сможешь выпить ты из чаши
То, что не налито в неё.

Соревнования определяют победителя, победителем делают тренировки, тренировки есть упражнения, именно упражнения — ключ ко всему.

40 против 11 000 000 — разница очевидна, она колоссальна, только про что это?

Вот я иду по улице, в ушах моих увлекательная книга, я гуляю и слушаю или слушаю и гуляю, без разницы, могу себе позволить. Дело в том, что ходьба — это автоматизированный навык, а значит во время неё я могу заниматься чем-то ещё и вы тоже, и любой другой. Кто-то слушает книги, как я, кто-то наслаждается музыкой, кто-то глубоко воткнут в смартфон. Вдруг, на этой самой улице, происходит нечто, вызывающее исключительный интерес за моё внимание. Например, две собаки сцепились в яростной схватке. Я продолжаю идти, потому что это очень крепкий автоматизм, читал даже, что ходьба не расходует интеллектуальный ресурс, а увеличивает его. Но. Минуя агрессивных животных я понимаю, что часть аудиокниги пролилась мимо моих ушей. Я ничего не услышал. Почему?

Ответ: 40 против 11 000 000. 40 бит/с — такова скорость обработки информации сознанием человека, если верить некоторым учёным. Переводя на простой и практичный язык — наш мозг сильно однозадачен. У подсознания совсем иные возможности — 11 000 000 бит/с, только эти процессы скрыты от внимания, но они есть.

Но 40 бит/с? Это не плохо, не хорошо, так есть, что с этим делать? Чтобы снизить к минимуму нагрузку на свой центральный процессор, нужно максимально автоматизировать навыки, необходимые для решения задачи, перевести их на уровень с иной эффективностью. Вот здесь и решают упражнения, здесь царствует повторный метод — основа спортивной подготовки.

Помню, сын учился в школе, приходил после уроков домой и неряшливо определял школьную форму на спинку стула, а это — мятая рубашка, мятые брюки, неопрятный внешний вид. Сегодня ты мят и неприч;сан, а завтра Родину продашь? Чехову бы такое не понравилось, мне не нравилось тоже, ибо всё в человеке должно быть прекрасно. Кто виноват? Что делать? Обычное действие, действие, но не решение — это попросить. Только это мой ум занят опрятностью, а юный мозг сына имеет массу других, более привлекательных приоритетов. Забывает. И тогда, по классике:

— Но я же просил! Сколько раз?
— Извини, я забыл.

Потому что 40 бит/с. Нужна привычка, нужен стабильный автоматизм, необходимо призвать силу базальных ядер. Каких ядер?

Базальные ядра головного мозга отвечают за формирование навыков, помимо широкого спектра прочих важных функций. Работа их очень интересна: когда вы выполняете какое-либо действие один раз, они безучастны, дважды, подряд — они просыпаются, трижды — и они включаются в полной мере. Я же стараюсь придерживаться десятикратного повторения, это даёт видимый результат и не чрезмерно скучно.

— Сколько раз?!

Нет, ни к чему истязать свою и, тем более, психику ребёнка. Без толку, к тому же. Что делаю я? Сын возвращается со школы, форма по обыкновению комком кидается на стул.

— Повешай аккуратно, пожалуйста.

Сын исправляется. Я снимаю форму со спинки:

— Ещё раз.

Вешает снова, я опять снимаю форму со спинки. Важно: всё это происходит без эмоциональных потуг, без агрессии, в спокойном режиме. Десять раз. Результат чудодейственный: без напоминаний, без упрёков, форма с этого момента вешается как надо. Потому что сыну более не нужно думать про это, держать в памяти, работают базальные ядра, подсознание работает. Результат чудодейственный, но не абсолютный, как правило требует ещё одного закрепления и лишь однажды.

Конечно же, начинал эти опыты я с себя, но они сложнее по описанию, да и пишу я это всё для сына.

В фотографии, в моей профессиональной практике я исповедую домашние тренировки, которые имеют ту же самую основу, что и будничные, бытовые практики. Если я хочу внедрить, укрепить какой-то навык в свою съёмку, то занимаюсь этим в спокойных домашних условиях за минимумом отвлекающих факторов, в отсутствие злых собак, через десятикратное повторение.

Отмечу, что здесь ситуация на порядок сложнее бытовой, потому что вмешивается большое количество факторов, усложняющих формирование и проявление устойчивого навыка, но это точно лучше вялотекущего пассивного прогресса. На съёмке, в условиях ограниченного времени, вы всегда будете решать задачу, опираясь на то, что в вас уже крепко сидит.

Если вы в поединке с сильным соперником, на боксёрском ринге, решите поэкспериментировать, поотрабатывать новые удары — вы дурак. Удары нарабатываются, отрабатываются на тренировках, до абсолютного автоматизма, чтобы в бою с лёгкостью жонглировать доступным арсеналом приёмов. К любой неспортивной профессиональной сфере это применимо на тех же основаниях.

Конкретика, пример, теперь уже применительно к самой фотографии: допустим, я хочу усилить разноплановость съёмки, всякий интересный  объект снимать, как минимум, в двух вариантах — общий план и крупный план. В домашних условиях я беру камеру и начинаю смотреть вокруг: вот, вижу горшок с цветами, делаю общий план, укрупняюсь — ногами или зум-кольцом, — делаю крупный. Переключаюсь на фотографию любимой собаки, висящей на холодильнике. Делаю общий план, укрупняюсь. Полка с книгами — по той же схеме. Ещё один объект, ещё, ещё и ещё, чтобы десять, как минимум. Да, теперь я чувствую, что интересная мне тропинка в голове стала шире, но чтобы превратить её в скоростную магистраль потребуются ещё тренировки, ещё повторения, потому что с этим приёмом будут конкурировать прочие, более крепкие, а значит, в сложных условиях, более предпочитаемые.

Важно: опыт показал, что подобную работу лучше сосредотачивать на чём-то одном, до устойчивого формирования. Спешка контрпродуктивна. Всё таки 40 бит/с для двух задач слишком много. Хотя стоит ли торопиться, если я знаю, что расту. Да — медленно, но верно, от тренировки к тренировке.


Рецензии