Фотография - это как... спорт. 8 подход. Психологи
Идёшь ты против ветра.
Не ссы.
Вы вообще в курсе, сколько спортсменов не реализовали свой выдающийся, завидный физический потенциал из-за страха проиграть? Я — нет. Хоть это значит, что я просто за все случаи не скажу, но знакомы мне многие. Лучший худший пример — я сам.
Прежде, чем закончить с классическим двоеборьем в гиревом спорте, я трижды показывал мастерский результат на соревнованиях различного уровня: зональные сельские игры, областной чемпионат и чемпионат России. На стартах попроще я работал с уверенным запасом, на главном старте страны я сработал впритык — набрал ровно необходимую сумму, не больше, не меньше. Причина банальна — груз ответственности. По этой же причине олимпийское золото сложнее добыть — и статистически, и психологически. Соревнуются те же атлеты, что и на чемпионатах мира, но те проводятся каждый год, а Олимпиада... Или футбол, как исключение — сегодня ты облажался, а следующий шанс ждать четыре года. Четыре года, Карл!
Тогда, в 2005-м, на помост я поднимался будто входил на эшафот. Весовая категория до 80 кг, личный вес — 77, привычный, стартовый и, по ощущениям, килограмм сто двадцать волнения сверху. То было чересчур, но привычно. Обычно мандраж проходил в течение одной, двух минут выступления. Начинаешь в дискомфорте, переключаешься на работу и толкаешь, сколько хватает сил. Обычно. Не в тот раз. Весь отведенный отрезок, все десять минут, меня не отпускало. Тело, будто одна, скованная судорогой мышца. Выстоял на зубах, это я умел, но сколько я потерял в результате? Сколько терял постоянно? Думаю, что много. Страх порождает скованность, скованность отнимает силы. Боишься — значит, считай, уже проигрываешь, сам себе — точно.
Сколько я недобирал в спорте, сколько в профессии, сколько терял в жизни — из-за контрпродуктивного волнения, из-за привычных тревог, из-за бестолкового страха.
Научить не кому было, научился сам. Ведь волнение считается нормой. Мол, если не волнуешься, значит безответственный тип. А я говорю: БРЕД! Если ты не знаешь, как можно по другому, это не значит, что то, что ты знаешь, правильно. А, не "правильно", а "эффективно".
Как быть? Быть честным, перед собой прежде всего. Конечно же выигрывать хочется, но достаточно ли ты подготовлен или вся твоя надежда на простые условия или слабого соперника? Нынче вообще принято раздавать медали просто так, даже за вялое участие, все хотят выигрывать — постоянно.
А я предпочитаю достойно проиграть, чем халявно выиграть. Проиграть сильному — честь, потому что это справедливо, на то он и сильный. Да, возвращаюсь к тому, что я поражения не боюсь и это первый ключ в работе над ликвидацией ненужных переживаний. Первый? Да, значит есть и второй, и третий.
Учась в институте, неоднократно испытывая волнение перед экзаменами я озадачился вопросом: а почему так происходит? Готовился я, как правило, порядочно, но это не способствовало уверенности. Потому что всякий раз появлялось ложное ощущение, что я ничего не знаю. Именно ложное. Я готовился, я учил, но отсутствие конкретики провоцировало ужасное чувство полного незнания. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Что?! Тяните билет. Ок. О, я же это учил! Я знаю! Бинго!
Осознав это я начал получать кайф от сессии, мне было всё равно, ведь я учил. В фотографии же пришлось учиться заново. Иди куда-то туда, снимай что-то то, не знаю что. Тот же механизм: волнение в отсутствие конкретики. Сейчас, будучи фотографом, если я чувствую зачатки сомнений в своём профессионализме (как ни странно, учитывая опыт), то составляю простейший протокол, определяющий ту самую конкретику, что обеспечивает уверенность. Например: я прихожу и делаю общий, адресный план. Всё, одного этого может оказаться достаточно. Первый фокус определили, а дальше разберёмся — уже на месте.
Третий вспомогательный ключ — это заочное визуальное знакомство или работа с референсами. Суть, опять же, в конкретике, но в ещё большей. Вы узнаёте, что будет происходить, даже если вам предстоит снимать что-то абсолютно новое. Вчера, например, впервые снимал борьбу на поясах. Предварительно ознакомившись с контентом, предложенным интернетом, я уже на берегу составил план на съёмку. Какое тут волнение может быть? Я знаю точно, что буду делать. Остаётся выбрать саундтрек ко всему этому действу, снова уподобившись многим спортсменам. Бывает, что мощное музыкальное сопровождение заметно усиливает боеготовность, да хоть и Стас Костюшкин (например, "Я бальник" в дуэте с Моисеевым).
Вообще, люблю классику, особенно Мусоргского, но здесь финал главы и он про улыбку. В силу всё той же однозадачности ума вы не можете одновременно искренне улыбаться и пребывать в тревоге. Это ещё один инструмент в копилку профи. В моём случае, он находится в стадии разработки, развиваю, прорабатываю его: когда тяжело или страшно, стараюсь улыбаться, не всегда, но получается. Это прикольно.
Свидетельство о публикации №225011801423