История человечества как диалог
ИТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ДИАЛОГ
Субъективные заметки
"Все люди - братья!"
(Первоначальный лозунг Союза коммунистов (Союза справедливых))
Исповедующие ту или иную религию люди так и представляют себе отношение между людьми и Богом: в виде диалога, правда такого диалога, в котором вопросы и ответы выступают не столько в виде слов (молитв, песнопений, чтения священных книг), сколько в виде дел: «По делам их узнаете их».
Нельзя игнорировать влияние религий на особенности тех или иных цивилизаций (и в конечном итоге всех видов социумов). Считается, что одним из исходных смыслов латинского по происхождению слова «религия» было «связывание».
И, даже, не признающие себя религиозными, социальные учения продолжают, заимствованную от религиозного, т.е. выраженного в мифологической (по Ф. Энгельсу, в фантастической) форме отражения реальности, функцию связывания, функцию связывания человека с окружающим Миром. Надмирность человека (его непохожесть) на других живых существ не должна его отрывать от Мира.
Различные мифолого-религиозные системы выступали и, в известной мере, выступают (в настоящее время вместе с нерелигиозными идеологическим системами, которые все, абсолютно все, отражают в себе и социальный опыт религиозных) своеобразными программами развития различных цивилизаций. Они не есть раз и навсегда утверждённые «программы». Они изменялись и изменяются. Что обусловливает их изменения? Практика, опыт, динамика самого изменяющегося Мира.
Все бесчисленное множество этих изменений, в сущности, представляет собой реальный исторический процесс, но одновременно его можно представить в виде растянувшегося на тысячелетия диалога между человечеством и окружающим его Миром, составной частью которого является и сам человек. Человек всегда имеет дело с окружающим Миром (Природой, Космосом Вселенной), который позволил ему, человеку, появиться.
Результаты этих социально-исторических процессов концентрируются в четырёх обусловливающих себя взаимно социальных феноменах: социуме, его качестве и типах; качестве духа социумов ( этосов по М. Веберу); качестве человека как личности; в качестве самой программы. Программа - сумма знаний, которые человек использует в своей социально-исторической практике ( производной религиозной и нерелигиозной, ненаучной и научной, что в реальности близко к понятию «культура»). Последний социальный феномен, культура, развивает и соединяет людей с природой и между собой.. Он представляет собой базу социальных и духовных ценностей. Его сохранение и развитие служит залогом объединения людей в человечество.
Деградация же культуры ведёт к обратному результату. Если не соединяет, а разъединяет, то тогда это не культура, не религия, не истинное знание. Это дорога в небытие. Вспоминается справедливое вопрошание Горького: « С кем вы, мастера культуры?». В идеале каждый человек может и должен стремиться стать «мастером культуры»
Культура, видимо, и есть тот феномен, то орудие, с помощью которого человек стремится подтвердить свое звание «Человека Разумного», но которого он до сих пор многими своими действиями не подтверждает. Стать действительно «Разумным», как виду, ему ещё только предстоит (наши «неразумные братья» по жизни на планете, конечно, убивают и калечат друг друга, но до таких грандиозных массовых убийств себе подобных, которые устраиваются людьми, им далеко).
Человеку необходимо совершенствовать культуру как орудие и одновременно совершенствовать пользование им. Особенно важной на современном этапе становится та её часть, которая именуется «духовной культурой» как программой нравственного и морального совершенствования.
Эта часть культуры отвечает за коммуникации человека, т.е. диалоговое взаимодействие, общение человека со всем Миром. И в этом человеческом общении значимость Другого будет возрастать не как противника, врага, чужого, а как потенциального соработника. Сегодняшний Эр-Рияд, пусть отдалённо, но напомнил нам о серии встреч и переговоров руководителей Великих Держав (Большой тройки)* в годы Второй мировой войны. А эти встречи во время грандиозного пожара, охватившего тогда Землю, несомненно подтверждали, что у Человека сохраняется шанс действительно стать Разумным.
__________________________-
* Необходимо отметить, что если на какое-то время совпадение точек зрения в отношении нацизма, в частности, буржуазных политиков-прагматиков и радикальных сторонников общества социальной справедливости ( коммунистов) имело место в прошлом, то почему бы сегодня не найти соприкосновение общих интересов буржуазных политиков-прагматикаов и политиков из бывших коммунистов, ставших своими, «буржуинскими» и тоже «прагматиками» и политиками, продолжающими называть себя коммунистами, но реально ведущими тоже весьма прагматичную политику.
Каждый человек - прагматик, различающийся лишь масштабом своего прагматизма и искусством его реализовывать. Впрочем, последнее может не соответствовать выбранному масштабу. Кстати, масштаб прагматизма, реальных гуманистов (коммунистов), самый большой: хотят соединить людей в единое целое.
Свидетельство о публикации №225011801520
все живем, в конце концов может быть исправлена только
огромным открытием тех взаимосвязей, которые состав-
ляют красоту природы» Г.Бейтсон.
Отличный текст! Спасибо!
Игорь Колобов 18.01.2025 18:31 Заявить о нарушении
Игорь Ерошенко 19.01.2025 12:03 Заявить о нарушении