Наука и религия. Структура бытия и сознания
Действительно, отрицать пересечение предметов науки и религии невозможно: по многим проблемам они предлагают свои собственные решения, порой противоречащие друг другу. Другой вопрос состоит в том, является ли их пересечение полным, или же имеет место лишь частичное совпадение интересующих их проблем? Действительно ли наука может исключить религию, и наоборот?
Ответить на эти вопросы поможет анализ структур реальности (бытия, действительности) и сознания. Сознание и бытие – одни из наиболее сложных явлений, что не помешает, однако, выделить в них ряд относительно самостоятельных образований. Бытие, или действительность, вследствие своей многогранности может быть охарактеризовано с разных ракурсов, сообразно которым обнаруживаются различные структурные элементы. В настоящем случае в качестве изначального критерия градации действительности мы будем рассматривать индивидуальное и коллективное человеческое сознание. Благодаря этому появляется возможность объяснить, из каких элементов состоит окружающая действительность с позиции нашего индивидуального сознания, а также интегрированного сознания множества людей.
Структура действительности
1. Взяв за «точку отсчёта» человеческое сознание, начать характеристику действительности наиболее обоснованно с той её части, которая наиболее близко примыкает к нему, непосредственно контактирует с ним. Этот первый уровень действительности, или воспринимаемая действительность. Это та область бытия, которая непосредственно находится в поле внимания в наличный момент времени. В фокусе внимания объективное немедленно трансформируется в субъективное, сливаясь с ним. Воспринимая действительность благодаря органам чувств, мы как никогда близки к ней, в режиме реального времени получая о ней максимально полную информацию, насколько это позволяют природные способности. Мы не в состоянии увидеть предмет лучше, чем прямо направив на него взгляд – периферическое зрение воспринимает аналогичные сигналы на порядки хуже.
Воспринимаемая действительность максимально подвижна – фокус внимания находится в постоянной динамике, а потому предмет, бывший в фокусе секунду назад, но после выпавший из него, к воспринимаемой реальности уже не относится.
Воспринимаемая действительность максимально индивидуальна, поле внимания людей в большинстве случаев не совпадает. Даже зрители, находясь на спектакле в театре, обозревая одно и то же сценическое действие, видят его с собственного уникального ракурса. И всё же считается очевидным, что восприятие окружающего мира у различных людей при одних и тех же условиях в целом идентично. Именно эта способность одинаково интерпретировать внешние сигналы, поступающие посредством органов чувств, открывает возможность нахождения объективной истины.
2. Следующий уровень реальности – познанная действительность. Это та часть окружающего мира, которая не находится в фокусе субъективного внимания, но известна человеку благодаря совершённому им ранее акту познания.
Выделяются две ступени познания – чувственная и рациональная. Одной из форм чувственного познания является представление – основанный на предшествующем опыте (актах ощущения и восприятия) образ предмета, не воспринимающегося в данный момент. Рациональное познание осуществляется при помощи абстрактного мышления – умения мыслить не единичными предметами и явлениями, а их обобщениями, получать новые факты не из непосредственного созерцания окружающей реальности, а из полученных ранее знаний. Вместе с тем рациональное познание опирается на чувственный опыт, который предоставляет необходимую эмпирическую базу, буквально «почву» для размышлений.
Наши знания, накопление которых осуществляется благодаря ресурсам памяти, позволяют держать в субъективном психическом поле информацию о явлениях окружающего мира даже при условии отрыва от них фокуса внимания. Из совокупности полученных и запечатлённых в памяти знаний образуется второй уровень реальности – познанная действительность.
Если от одного индивида перейти к человечеству в целом, то с точки зрения всего человечества познанная действительность предстаёт как часть реальности, о которой были получены достоверные сведения. Данный пласт бытия в той или иной степени человечеством изучен и определяет миропонимание людей в конкретную историческую эпоху.
В отличие от воспринимаемой, познанная действительность в некоторой степени обладает вероятностным характером. Держать все элементы бытия в центре субъективного внимания невозможно – они с неизбежностью из него выпадают, а поскольку предметов, не изменяющихся с течением времени, практически не существует, наши знания о них, пусть и едва заметно, устаревают. В результате может оказаться, что действительность (отдельные её явления), которая считалась познанной, оказывается неактуальной, ложной, вымышленной. Актуализация познанной действительности осуществляется посредством направления на неё фокуса внимания, кратковременного её перевода на первый уровень бытия.
Единство воспринимаемой и познанной действительности обозначим как известную действительность – сумму первого и второго уровней бытия.
3. Третий уровень действительности – познаваемая действительность. Данный пласт бытия характеризуется тем, что выходит за пределы известного, однако может быть изучен, т.е. существует теоретическая или практическая возможность его познания. Например, требуется провести сложные расчёты, организовать эксперимент либо просто «дожить» до определённой даты, на которую запланировано событие, высказываемое в гипотезе.
Познаваемая реальность в принципе доступна для неограниченного круга индивидов, обладающих нормальными способностями восприятия – даже если для её распознавания потребуются технические устройства (микроскоп, телескоп, усилители звука и т.п.). Несмотря на известную труднодоступность, она, тем не менее, объективна, т.е. существует помимо воли отдельных людей, а значит, может быть однозначно описана и вовлечена в среду обитания человека, обогащая его миропонимание и мировоззрение.
Познаваемая действительность существует на микро- и макроуровнях, представляя собой потаённые места окружающего мира, куда человечество не смогло ещё направить фокус своего внимания. Это неисследованные области пространства, физические и химические процессы, необъяснённые события прошлого и всё прочее, что не установлено достоверно. Разработка проблем третьего уровня реальности реализуется в русле специфической деятельности. На протяжении всей своей истории люди сталкивались с необъяснимыми явлениями и пытались осмыслить их. Первоначально объяснения в основном носили некритичный, внерациональный характер. Мифологическое сознание не предполагало досконального проникновения в причины явлений, верификации версий, не абсолютизировало идею достоверности. Лишь впоследствии была развита вторая, рациональная форма объяснения окружающего мира, основанная на истине и связанных с ней принципах. Данная форма основана на особой методологии и составляет важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности – науку.
Таким образом, познаваемая действительность – это фрагмент бытия, сведения о котором человечеству неизвестны, но могут быть получены благодаря научной методологии, т.е. способам получения достоверного знания. С точки зрения отдельного человека познаваемой действительностью является всё, о чём он в текущий момент времени не знает, т.е. всё, что не включено в его психическое поле и субъективный опыт, но может быть достоверно усвоено в результате акта познания.
Известная действительность в сумме с познаваемой действительностью, т.е. три описанных уровня реальности, составляют наличную действительность – окружающий мир, с которым человечество соприкасается, который воспринимает или принципиально может воспринять при определённых условиях, в том числе использовании необходимой техники.
4. Четвёртый уровень действительности – непознаваемая действительность. Данный уровень бытия специфичен тем, что находится буквально по ту сторону человеческого восприятия, и никаких способов его постижения, в том числе теоретических, неизвестно. Эту часть бытия справедливо охарактеризовать как параллельный, потусторонний мир. В связи с этим четвёртый уровень реальности носит гипотетический характер, поскольку не существует никаких научных (связанных с получением объективного знания) методов его подтверждения или опровержения. Суждения о нём с точки зрения объективной истины могут расцениваться не больше чем гипотезы, которые принципиально невозможно верифицировать. Непознаваемая действительность в зависимости от субъективных предпочтений может наполняться самым разнообразным содержанием – мультивселенной, раем и адом, параллельной реальностью, четвёртым и пятым измерениями, в которых присутствуют или отсутствуют те или иные существа, пространственные или временные характеристики и т.д. Непознаваемая реальность, как следует из её названия, ни в каком виде не может быть сопряжена со знанием. Вместо знания в данной области господствуют вера и убеждение,
Совокупность наличной и непознаваемой действительности образует мыслимую действительность – реальность, охватывающую четыре перечисленных уровня.
5. Пятый уровень действительности – немыслимая действительность – также представляет собой гипотетический фрагмент бытия, представить, охарактеризовать, помыслить который не представляется возможным ввиду ограниченности интеллектуальных ресурсов человека. Соответственно, сказать что-либо о пятом уровне реальности, за исключением общих положений, практически невозможно.
На данный тезис, пожалуй, напрашивается аргумент о том, что помыслить можно всё, что угодно. Однако едва ли следует признать человека образца 2025 года вершиной эволюции во Вселенной. Было бы слишком опрометчиво заявлять, что люди способны понять, описать, представить абсолютно любой феномен. (Предлагаем читателю описать, как будет выглядеть окружающий мир из 4, 5, 6 измерений пространства.) Животное, не наделённое разумом, не способно понять термоядерный синтез, сотовую связь и многое другое; для него не будет разницы между лежащим у реки валуном и древнегреческой скульптурой. В связи со сказанным есть основания предполагать, что любое существо, обладающее интеллектуальными способностями, в 2, 50 или 1000 раз превышающими человеческие, будет понимать нечто такое, что ни современный человек, ни его потомки не смогут осознать по физиологическим причинам.
Совокупность мыслимой и немыслимой действительности, или всех пяти уровней бытия, составляет полную действительность.
Из характеристик перечисленных уровней реальности следует, что границы между ними подвижны, поскольку связаны с гибким человеческим сознанием. Максимальная подвижность наблюдается между действительностью первого и второго уровней – достаточно лишь переключить внимание с одного предмета на другой. На порядок жёстче граница между известной (познанной, что здесь одно и то же) и познаваемой действительностью, вторым и третьим уровнями. Для того, чтобы познаваемая часть бытия стала познанной, требуется совершить акт познания – на уровне человечества для этого требуется научный скачок, прорыв, открытие. Для отдельного индивида, не обладающего знаниями всего человечества, граница познанной действительности более узкая – а потому для экспансии в пространство познаваемой реальности ему необходимо лишь изучить сведения, уже ставшие достоянием всего человечества.
Чтобы преодолеть границу между наличной (познаваемой) и мыслимой действительностью (третий и четвёртый уровни), требуются исключительные обстоятельства – научно-техническая революция, возникновение технических средств, принципиально меняющих способы восприятия мира, открывающие ворота в «параллельный» мир. Ярким примером в истории человечества стало крушение геоцентрической модели мира, благодаря которому люли получили совершенно иное представление о космосе, осознали, что Вселенная не исчерпывается лишь нашей планетой. Границы между третьим и четвёртым уровнями реальности проходят по известным ныне границам времени и пространства, заглянуть за которые в условиях нынешнего научно-технического развития невозможно. Гипотезы, описывающие, что находится за пределами известного нам времени и пространства («Что было до Большого взрыва? Что находится за пределами космоса?») являются непроверяемыми, неверифицируемыми.
Граница между мыслимой и немыслимой реальностью предельно тверда. Чтобы некий феномен перешёл из состояния немыслимой действительности, потребуется скачок интеллектуальных способностей, позволяющий осознать новые качества и свойства в существующей реальности. В условиях одного биологического вида экспансия на пятом уровне действительности представляется невозможной. Вероятно, помыслить немыслимое окажется способным искусственный интеллект, достигший состояния технологической сингулярности, при которой в бесконечно малые сроки генерируются новые открытия и изобретения. Однако существует вероятность, что даже в таком случае передать полученные сведения людям окажется невозможно по причине ограниченности их способностей, а потому немыслимое так и останется для них немыслимым.
Подвижность границ бытия следует понимать и в ином ракурсе. В сущности любой предмет содержит в себе все пять уровней бытия (или, по крайней мере, три, поскольку два последних являются гипотетическими). Представим маленький камень, лежащий на столе. В случае если на него направлен фокус нашего внимания, мы непосредственно воспринимаем его цвет – с этой точки зрения он представляет собой воспринимаемую действительность. Однако даже если взгляд в наличный момент времени направлен на камень, за пределами фокуса внимания остаются другие известные нам сведения о нём – его текстура, вес, а также, например, вид его обратной стороны. Непосредственное ощущение и восприятие от созерцаемого камня дополняется полученным ранее представлением о нём, других его качествах, которые сейчас запечатлены лишь в нашей памяти. Третий уровень реальности в существовании данного камня связан с наличием у него неизвестных (нам или человечеству в целом) качеств, которые лишь могут быть изучены – его атомарной структуре, составу элементарных частиц и др. Вероятен у камня и четвёртый уровень действительности – например, в случае, если с его присутствием связаны некоторые магические свойства. Любые мистические представления, приписываемые реальным объектам, но не поддающиеся изучению, составляют четвёртый уровень их бытия. Наконец, столь же гипотетический характер существования у рассматриваемого камня и пятого уровня реальности – неких свойств, о существовании которых догадываться невозможно.
Структура сознания
Взаимодействие с окружающим миром основано на трёх основных аспектах сознания, которые могут рассматриваться в качестве элементов его структуры. Несмотря на их тесную взаимосвязь, они, тем не менее, функционально обособлены, а потому могут быть проанализированы по отдельности.
1. Информационный аспект – система представлений о мироустройстве, основанная как на непосредственном восприятии окружающей действительности, так и переданных от других людей и источников информации сведений, а также собственных аналитических выводах человека. Говоря об информационном аспекте сознания, мы подразумеваем всю имеющуюся в субъективном психическом поле совокупность сведений о том, что представляет собой реальность, при этом такие сведения могут иметь как характер факта, так и убеждения, не подтверждённого достоверно. Данный компонент сознания первичен по отношению к двум следующим.
2. Ценностный (аксиологический) аспект связан с оценкой тех или иных явлений действительности. В отличие от информационного компонента, основанного на чистых фактах и убеждениях, ценностный аспект выступает уже результатом осмысления мироустройства и субъективного присвоения ему эмоционально окрашенных характеристик. Оценки могут варьироваться от фактологических, практически неотличимых от сухих фактов (позитивный – негативный, оптимальный – неоптимальный, целесообразный – излишний), до сугубо личных, критерии в которых не поддаются объективному измерению (добрый – злой, справедливый – несправедливый, красивый – уродливый).
3. Идейно-преобразовательный (праксеологический) аспект сознания на основе представлений о мироустройстве и его субъективных оценок определяет стратегию поведения, вырабатывает руководство к действию, более или менее активному взаимоотношению с окружающей реальностью. В отличие от ценностного уровня, определяющего лишь, что хорошо и плохо, важно и не важно и т.п., праксеологический уровень сознания предлагает конкретные шаги (идеи) по взаимодействию с действительностью, вырабатывает ориентиры поведения в ней. Из него вырастают мотивы, установки человеческого поведения.
Существуют и иные срезы сознания, которые, однако, в контексте рассматриваемой темы затрагиваться не будут.
Каким образом соотносятся пять описанных уровня бытия и три перечисленных уровня сознания? Заметим, что структура действительности была охарактеризована исключительно с точки зрения самого её устройства, её познания и понимания носителем сознания. Двигаясь от первого уровня к пятому, изначально ясное, основанное на достоверных фактах понимание мироустройства сменяется гипотетическим, где имеют место лишь убеждения и вера, а на последнем уровне исчезает вовсе. При рассмотрении уровней реальности она не характеризовалась как позитивная и негативная, значимая и незначительная, справедливая и несправедливая и т.п. Соответственно, предложенная структура бытия относится только к информационному аспекту сознания, наполненному чистыми представлениями об устройстве реальности без её оценок и идей по её преобразованию.
Наука и религия
Рассмотрим религию и науку применительно к выделенным уровням действительности и сознания. И наука, и религия несут, прежде всего, объяснительную функцию, предоставляя людям чистую информацию о мироустройстве. Однако методология, при помощи которой они это делают, принципиально различается. Религия относится к некритической форме постижения мира, а потому для объяснения разнообразных явлений реальности она не предполагает доскональное установление причинно-следственных связей, верификации суждений. Для религиозного миропонимания достаточным является описание мира путём введения в структуру реальности недоступного для восприятия, потустороннего, трансцендентного начала, которое выступает причиной всех явлений или их перводвигателем. В основе же научного лежит стремление к объективной истине, однозначным, достоверным и проверяемым фактам.
Сказанное означает, что для науки в принципе не существует ничего, кроме наличной действительности, состоящей из воспринимаемой, познанной и познаваемой реальности. Непознаваемая действительность, т.е. мыслимые гипотетические сущности и явления, взаимодействие с которыми невозможно, лежит за пределами научного, и, хотя наука стремится заглянуть за край восприятия, имеет дело лишь с тем, что может подтверждаться и опровергаться. Религия же в своём описании мира стремится охватить не три, а четыре уровня действительности, при этом непознаваемый уровень бытия рассматривает не просто в качестве неотъемлемого элемента мира, а как первичный, «подлинный», как источник всей «человеческой», наличной реальности. Если наука стремится объяснить познаваемую действительность на основе познанной и воспринимаемой, двигаясь от первого и второго уровней к третьему, то религия это делает с опорой на действительность непознаваемую, предстающей как божественную.
Несомненно, там, где человечество способно постигать истину своими силами, на основе рационального мышления и достигнутого уровня науки и техники, для религиозной догматики не остаётся места. В современном мире никому не придёт в голову называть Землю центром Вселенной, за исключением разве что построения теоретических моделей, в которых наша планета принимается в качестве точки отсчёта. Уровень достигнутого научного знания – один из ключевых показателей человеческого прогресса, а возможно, и общая цель всего человечества как цивилизации разума.
При этом это далеко не значит, что религиозное описание действительности является излишним, ненужным элементом. Во-первых, религиозное миропонимание исторически предшествовало научному, выполняло функции по определению человека в мире, который был рационально понятен ему чрезвычайно мало. Можно представить, что произойдёт с нами, если доведётся побывать в какой-нибудь компьютерной симуляции, где не работает ни один известным нам закон физики, а никаких новых законов установить не удаётся. Вполне вероятно, что мы бы списывали всё необычное и непредсказуемое поведение окружающей среды на то, что по другую сторону экрана сидит программист и по своей воле моделирует различные процессы. В мире, где древний человек не мог понять подавляющее большинство процессов, религиозное и мифологическое объяснение мира играло огромную роль в человеческом мироощущении, позволяло, пусть и искусственно, ощутить некую почву под ногами.
Во-вторых, окружающая среда полна явлений, до настоящего времени не объяснённых наукой. Это природа сознания, проблема края времени и пространства, загадки материи и многое другое. Существуют «вечные» вопросы, простые по своим формулировкам, но практически неразрешимые научными средствами. К ним относятся проблемы существования души, жизни после смерти, наличия потусторонних миров, Бога.
И здесь необходимо подчеркнуть. Эти и некоторые другие фундаментальные вопросы об устройстве мира, которые волнуют каждого человека и определяют не только информационный, но и аксиологический и праксеологический уровни его сознания, фактически лежат в сфере непознаваемой действительности, а следовательно, место фактов здесь занимают убеждения, основанные на вере. Вера же как система гипотетических убеждений об устройстве реальности может быть самой разнообразной – религиозной, внерелигиозной, антирелигиозной. Религия в этом смысле выступает лишь одним из способов объяснения этих не поддающихся научному исследованию проблем. Религиозная вера основана на идеях, проповедуемых религией. Внерелигиозная вера не основана на постулатах религии или, во всяком случае, не привязана к ним тесно, хотя и иногда может с ними перекликаться – например, философия объективного идеализма. Пример антирелигиозной, или атеистической, веры – философия материализма.
Конечно, можно допускать, что крайние материалисты действительно «не верят ни во что», а имеют дело только с фактами, заблуждениями, основанными на неверной интерпретации фактов, и научными гипотезами. В соответствии с этим мировоззрением существующим можно считать лишь достоверно доказанное, для иного же места в реальности не остаётся. Сколь бы ограниченным ни казался такой взгляд, он имеет право на существование, как и всякое мировоззрение; его анализ не является предметом данной работы. Представляется лишь, что определённую систему убеждений о мироустройстве и собственном существовании, не основанных на установленных наукой фактах, т.е. вере, конструирует для себя большинство людей. К ним относятся такие вопросы, как возникновение Вселенной (описываемых множеством теорий, в том числе симулируемой и сотворённой Вселенной – грань между религиозным и научным здесь зачастую отсутствует), существование судьбы и интуиции, параллельного мира и души, вселенской справедливости и предвидения будущего. Каждого, кто утвердительно отвечает на вопрос о существовании хотя бы одного из этих явлений, следует признать верующим безотносительно его религиозного или атеистического мировоззрения.
Далее, ценностный, или аксиологический, аспект сознания, т.е. представления о добре и зле, справедливости, красоте, наукой напрямую не формируется. Наука может дать представления о биологически естественном, что является неплохим критерием для определения стандартов красоты; обосновать юридические нормы, которые будут восприняты кем-то как эталон справедливости. Этические и эстетические предпочтения, будучи объективной частью общественной жизни, могут быть предметом научных исследований, которые позволяют устанавливать отдельные факты, закономерности (правила золотого сечения и т.п.). В то же время роль науки в формировании ценностей сравнительно невелика.
Подобное справедливо отметить и в отношении праксеологического компонента сознания. Несомненно, знания в сфере физики, экономики, медицины, права позволяют значительно повысить качество принимаемых решений, сделать жизнь более рациональной и безопасной. Если же говорить об идейно-преобразовательном аспекте сознания более глобально, а именно, расстановке долгосрочных приоритетов, смысле жизни в целом, знания одних только научных фактов оказывается недостаточно.
Наука сама по себе не направлена на формирование вкусовых предпочтений, регламентацию морального выбора, выработку жизненных ориентиров, определение большей или меньшей важности различных сфер жизнедеятельности. Все перечисленные вопросы, и не только они, находятся за пределами истинности, универсальный ответ на них невозможен и определяется лишь на основании субъективной человеческой убеждённости. Поскольку же перечисленные проблемы зачастую имеют важнейшее значение, составляя неотъемлемую часть мировоззрения, ответ на них необходим, и обращаться приходится к иным, отличным от науки формам духовной жизни общества.
В различные исторические эпохи выдвигались всё новые системы ценностей и смыслов, определяющие место человека в мире, дающие своеобразную карту жизненного пути. Стоицизм и конфуцианство, христианство и ислам предлагают собственные нравственные системы координат, определяют образ жизни, помыслы и цели человека. В XX веке присвоить эталоны нравственности и воспитать «нового человека» решили уже на государственном уровне, подгоняя воспитательный процесс под нужды конкретного политического режима. Так или иначе, следует признать, что существует значительный и притом необходимый для каждой личности пласт мировоззрения, который не определяется непосредственно наукой и наполняется на основе иных форм духовной жизни общества – религии, философии, художественной культуры.
Выводы
Предмет науки и религии совпадает лишь отчасти – в отношении описания и объяснения доступной для восприятия действительности (в терминологии настоящей работы – реальности первого, второго и третьего уровней). Поскольку наука предлагает рациональный путь познания, основанный на верификации и объективной истине, религиозные представления не должны противоречить научным знаниям. Строго говоря, представления в принципе не должны противоречить знаниям, поскольку последние заведомо отличаются качеством истинности.
В тех же областях объяснения действительности, куда наука до настоящего времени не смогла добраться, всегда есть место дискуссиям, гипотезам и вере. Вера может иметь религиозный, внерелигиозный или антирелигиозный характер. Религия является одним из способов объяснения непознаваемого (четвёртого) уровня реальности, к которому относятся проблемы возникновения мира, а также того, что находится за его пределами; наличия души, жизни после смерти, предначертанной судьбы и т.п.
Наука непосредственно не определяет ценностный и идейно-преобразовательный аспекты человеческого сознания либо делает это косвенно и фрагментарно. Поскольку данные проблемы не имеют универсального решения, они лежат вне сферы научного. Система убеждений, включающих ценностные и смысловые ориентиры в человеческой жизнедеятельности, вырабатывается различными учениями – философскими, в некоторой степени политическими, а также, конечно, религиозными. Ценностно-смысловая система координат в религиях проработана не меньше, чем описание мироустройства. Само возникновение и непрерывное на протяжении всей сознательной человеческой истории существование религии связано не просто с попыткой объяснить окружающий мир, но и с необходимостью определить в нём собственное место, разрешить конфликт между стремлением к жизни и конечностью земного существования.
Таким образом, наука ни в настоящее время, ни в будущем не в состоянии отменить религию. Их столкновение может происходить лишь в части описания и объяснения окружающего мира, при этом предпочтение в таком случае отдаётся науке. В то же время наука не затрагивает множество сфер, играющих существенную роль в мировоззрении каждого человека – это фундаментальные («вечные») вопросы онтологии, нравственности, субъективного существования. Свою систему убеждений по ним предлагает религия. Религия – это не только комплекс постулатов, объясняющих мироустройство. В наше время эта её функция сократилась до описания наиболее фундаментальных и не решенных наукой проблем. В то же время религия – это ещё и нравственная система координат, помогающая человеку обрести ценностно-смысловые установки. В этом смысле она соприкасается не с наукой, а философскими учениями, опровергать или отменять которые в голову никому не приходит. Религия, не противоречащая науке, предлагает глубоко проработанную и при этом позитивную модель мировоззрения, основанную на идеях справедливости, правды, спасения, осуждающую лень, алчность, гордыню.
Необходимо признавать ценность всех форм духовной жизни общества, уникальность их роли в судьбе человечества. Ни одна из них не должна подавляться искусственно. Вместе наука, религия, культура, образование обеспечивают устойчивое функционирование и развитие общества, предлагая человеку свои собственные блага, позволяя ему улучшать качество жизни, преодолевать трудности, понимать мироустройство и искать в нём своё предназначение.
Свидетельство о публикации №225011801588
Слово "религия" в вашем выводе - абсурдно! Религия сыграла "свою роль" в развитии (и деградации)
нашей цивилизации, но в наше время, от ней нет ничего, кроме вреда!
Виктор Гаврилов Степ 19.01.2025 03:53 Заявить о нарушении
Для того чтобы не было деградации, нужно, чтобы наука и религия гармонично сосуществовали, и ни одна из них не угнеталась, как это было в Средневековье.
Если проанализировать, вред могут привести как религиозные убеждения, так и научные достижения, если человек игнорирует здравый смысл. Это отказ от доступной медицинской помощи и слепое упование на Бога, это и миллионы абортов, которые благодаря науке поставлены на поток. Итоговые решения зависят от разумности человека, который самое благое может обратить во вред себе или другим.
Альдер Ан 19.01.2025 07:32 Заявить о нарушении
Наука презирает религию, потому что религия антинаучна! Так что "гармонично" существовать они не могут.
Многие умные люди терпимы к религии, потому что некоторым глупым людям религия нравится
и умные просто не хотят их обижать, но для развития общества - религия вредна!
Виктор Гаврилов Степ 19.01.2025 08:34 Заявить о нарушении