Веяние тихого

(Посвящается празднику Крещение Господне )

                «Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам,
                или с любовью и духом кротости?» (1Кр.4:21).


ЗНАЧИМОЕ
Живя по плоти, мы думаем, мыслим, разумеем, видим, осознаём, мечтаем только о плотском – земном и другого для нас не существует, конечно, не вообще, а конкретно в нашей жизни. Так живя в России, кого из нас волнует и привлекает внимание, например, государство Гамбия, среди нас найдутся лишь единицы живущих интересами этого государства. Тогда такие понятия, как «семья» или «работа» полностью вросли в наше сознание и чувства, захватили, пленили наше бытие, стали практически единственным содержанием нашей жизни. Скажи кому: «Нет «семьи» и не бывает «работы»!» (например, в таком же смысле, что «нет Бога»). Он удивиться, покрутит у виска и пойдёт дальше. (А попробовал бы кто сказать преподобному Александру Свирскому или иному святому: «Да что вы! Бога нет!», не сомневаюсь, получил бы в ответ от них точно такую же реакцию «у виска».) Да и многие ли смогут разумно себе ответить, что такое «семья» и что такое «работа»?
 Послушаем, что сказал об этом мудрец из мудрецов, Екклесиаст.

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!» (Екк.1:14).

Что означает по сути своей: «чего-либо мелкое, незначительное, не имеющее истинной ценности», т.е. пустое, и большей частью надуманное. Почему так? И что тогда «ценно» на земле под этим небом, и тем более в человеческой жизни?

Мы все явились и существуем благодаря Всевышнему. Даже сама жизнь, дыхание в нас это от Него. Он даёт (её), и Он же забирает: едим, спим, бодрствуем, имеем, можем, радуемся, грустим, … всё, всё это благодаря Богу. Парадокс, но даже наша свобода, тоже от Него: ибо Он оставил (и даёт) нам альтернативу и возможность выбора!

КУРЬЁЗЫ ЛОГИКИ. Какой сын скажет отцу худое, например, «рака» и останется в милости у него, не потеряет того близкого, родного расположения к себе? Мы же убеждены, что всё имеем от собственных рук и даже не думаем или просто игнорируем присутствие в нашем существовании чьего-либо, неземного влияния. Чем (равнодушием, безразличием) оскорбляем, получая в ответ полное неведение такого «влияния». Так ведь «Гамбия» не нужна нам, поэтому ничего о ней не знаем и не ведаем. «Пустое» нам близко и необходимо, реальное же считаем нереальным, а значит нам без надобности.

ИОВ
А что будет с нами, если Бог отступиться, оставит, отойдёт от нас?

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.» (Ив.1:1).

Так начинается Книга Иова Многострадального. Всё имел он: и богатство сверх достатка, и многочисленную семью, и «дом – полная чаша», но за всем этим Бога не забывал.
И однажды Господь указал сатане на раба Своего Иова:
«ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.» (Ив.1:8).
Сатана же усомнился в искренности благодарения и «благословения», и «разве даром богобоязнен Иов?»
Если Твоё попечение - всю «чащу» отнять от Иова, то
«благословит ли он Тебя?»
Дальше нам известно, что произошло с этим человеком: как в одночасье он, Иов, оказался без всего и даже без здоровья – проказа поразила всё тело: «от подошвы ноги его по самое темя его» (Ив.2:7).

Отсюда вышли крылатые фразы, можно сказать, народной мудрости.
«наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Ив.1:21).
«неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Ив.2:10).

Всё окружение, друзья и знакомые, страдальца и жена взывают к нему опомниться и покаяться перед Богом во грехах, чтоб умереть хотя бы с надеждой прощения.  И вот, когда он это всё говорит жене, произносит перед тем ей укор.

«Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных» (Ив.2:10).

«Безумные» же здесь – мы с вами, маловеры, поскольку относимся к подобным невзгодам (несчастьям) в лучшем случае как к каре Божьей (льстим себе), в худшем же - к немилости судьбы, говоря, такой у нас рок, наша планида. А чтобы вместо этого, как Иов, не благодарить за всё Бога, приговаривая – «Господь дал, Господь и взял.»?

Безумие – это не понимать, что жизнь и всё что в ней – от Бога, а не природное явление и стечение случайностей, поскольку «безумный» не может этого видеть. Не всё очевидное можно видеть глазами, да и не всё, что видит глаз есть то, что видит; разве безумный не различает дня и ночи и многое другое вокруг себя, однако действия его и речи (заметим) для нас неадекватны, а, следовательно, (опять заметим) мы ставим диагноз.

«Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Ин.10:20).

- Говорили кто?
- «Слепые вожди слепых»! (Мф.15:14).

Ну хорошо, этот случай с Иовом уподоблен как раз Сокрушающему и Немилующему.

«Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом,
но не в ветре Господь» (3Цр.19:11).

И действительно Господь не в гневе и ярости, а в воздаяниях и щедротах к верным «рабам» Своим, чем и заканчивается история Иова.

«И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние …
После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями.» (Ив.42:12-17).


ТОВИТ
Сейчас мы рассмотрим другой, более близкий, подходящий всем нам пример.

Известно, что жизнь наша соткана из бело-серо-чёрных событий, т.е. бывают дни добрые, удачные, бывают не очень, а бывают сущим адом –чёрной полосой и мы понимаем, что этот «окрас» судьбы от нас не зависит – не мы «художники». Если кто-то думает иначе он просто тешит себя «бирюльками».
- А как же свобода?
- Свобода? Свобода - это мяч, который гоняют по полю: он свободен, но только в полёте и, как бы его не гоняли, и он бы не летал, обязательно окажется в воротах (т.е. жизнь закончится).
Или вот ещё.
Вы свободно и легко идёте по дороге, насвистывая любимую мелодию, и от этой свободы движения не замечаете под ногами камень, падаете и разбиваете нос - это тоже свобода.
Или ещё … Нет, стоп, мы не об этом!

(Кстати совет о днях «добрых и удачных». Когда они (он) настанут, если внимательны будите, вы их легко определите для себя, то у вас в этот период получится самое, ну совсем безнадёжное дело – попробуйте и увидите. И наоборот, во дни неудачные ничего не затевайте – на ровном месте споткнётесь и на песке поскользнётесь.)

Вернёмся к теме.

«Я, Товит, во все дни жизни моей ходил путями истины и правды
и делал много благодеяний братьям моим и народу моему, пришедшим вместе со мною в страну Ассирийскую, в Ниневию.» (Тв.1:2-3).

Так начинает свой рассказ сын Товиилова, из племени Асиилова, из колена Неффалимова, Товит. В то время народ, колена, «отложились» от Бога Истинного и приносили жертвы Ваалу. Товит, лишившись отца, воспитывался в вере матерью и не отступал от заповедей Божьих – «ибо я помнил Бога всею душою моею» (Тв.1:12).
Смотрите: «всею душою»!? Почитайте Книгу Товита и вы легко увидите, что значит «всею душою». Бог там на уровне …, нет, выше, превалирует над «семьёй» и «работой» - они Им живут и дышат.
Сегодня, как и тогда, многие крестились, но не многие живут по христиански – не «облеклись» во Христа (Гл.3:27), а служат современному Ваалу – культу потребления, идолу консюмеризма и комфорта. Отними у нас эту «соску» и всё, жизнь закончится, станет бессмысленной, сразу понадобится «Гамбия» - вспомним Небеса и Бога.

Товит повествует о том «веяние тихого», которое хранило его и близких. Для мира и спокойствия душевного Всевышний послал им в помощь даже Ангела Рафаила. Рафаил же незаметно, ну как по жизни бывает, для них совершает желаемое, устраняя препятствия и неприятности. Так живя под покровом Божьим, они не впадают (как мы) в забвение благодарить Бога, они живут с Ним: разговаривают, советуются, на всё просят помощи и благословение и за всё благодарят Его – для них нет жизни вне Бога. Отступление, забвение есть такое же беззаконие и грех. А без Бога бывает ли жизнь?

«Грешники же суть враги своей жизни.» (Тв.12:10). – говорит Ангел Товиту.

То есть бывает, но какая? Так народ, братья Товита, «отступили» и впали в язычество, за этим последовало пленение, утрата родины, свободы и рабское существование! И врагу не пожелаешь такой жизни! Даже праздники их сделались днями скорби. Так в пятидесятницу, плача по очередному убитому («удавленному») и брошенному на площади соотечественнику, Товит вспоминает слова пророка.
«И вспомнил я пророчество Амоса, как он сказал: праздники ваши обратятся в скорбь, и все увеселения ваши - в плач.
И я плакал. Когда же зашло солнце, я пошел и, выкопав могилу, похоронил его.» (Тв.2:6-7).
Причём ещё немного и он сам оказался бы на месте тех, кого хоронил - Бог уберёг. Да, это тоже жизнь, но кто же из нас желает себе и своим близким такой жизни? Действительно, только враг!
Вместе с тем, сколько в наше время, лишённые жилья и родины, скитаются по миру, прося убежища и хлеба. И какому богу они кланяются, который «вразумил» их и обрёк на это незавидное существование?

НЕРАЗУМЕНИЕ
«Вразумил» или неразумение – это не только, когда не трогает то, чего не понимаешь, хуже, когда понимаешь, но оно тебя так же не трогает. Неразумение ещё – это понимание, которое тебя не трогает. Так все с малых лет знаем и понимаем заповеди Божие, но мы к ним не любопытны и безразличны, утешая себя, ведь мы «не украли» и «не убили».
И тем самым понимаем их лишь непосредственно - в «лоб». Разумение же заповедей, в том числе, «не укради» или «не убей», заключается в понимании и обязательно в действии и поступке – «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.» (Лк.6:31).
Многие ли из нас живут: «подставляя щёку» или отдавая «последнюю рубаху»? И бесы не все «крадут» и «убивают», но в рай за это не попадают, поскольку и доброго не делают и более того:

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
- Говорит апостол Иаков -
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Ик.2:19-20).

Вера здесь подобно знаниям без нужды – не разумеется, но даже бесы боятся и шарахаются от святости как от огня, т.е. нуждаются в ней для «безопасности», чтобы не обжечься.
Вот Товит - с верой, и что же мы узнаём, о каких делах его, может о том, как тяжело ему удерживать руку от «чужого» или от «пролития крови»? Читаем:

«Во дни Енемессара (царя ассирийского) я делал много благодеяний братьям моим: алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стену Ниневии, погребал его.» (Тв.1:16-17).

За подобные дела иноплеменник, раб подлежал смертной казни.  Такое преследование конечно не миновало и Товита.

«Один из Ниневитян пошел и донес царю, что я погребаю их; тогда я скрылся. Узнав же, что меня ищут убить, от страха убежал из города.» (Тв.1:19).

Однако, сохранив жизнь, он лишился всех средств к ней.

«И было расхищено все имущество мое, и не осталось у меня ничего, кроме Анны, жены моей, и Товии, сына моего.» (Тв.1:20).

В те времена исполнение заповедей было связано с риском, страхом и лишением. Кто же сегодня не исполняет «возлюби ближнего твоего» от того, что боится, рискует или что-то теряет? Сказать: от лени или нежелания, значить ничего не сказать. Там у Товита и страх смерти не препятствует делам Божьем, что наводит на мысль: беда наша не в лени или нежелании, а именно в неразумении, помутнении сознания и смыла, помните:

«ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.» (Мф.13:15).

Да, чтобы испугаться, уберечься, понять, что нужно делать и без души и сердцем каменным поймёшь, когда навалятся на тебя

«большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы»
или
«землетрясение»,
или
 «огонь»!

Но почувствовать «веяние тихого» нужны тонкость душевная и мягкость сердечная! Так давайте выберем, что мы хотим: чтобы «с жезлом» приходил к нам или «с любовью и духом кротости?» (1Кр.4:21).

Не обманываем себя, если хотим к себе любви и кротости, а не жезла, то прежде надо заиметь эти «органы» в себе. А чем это делать? Последуем, например, совету посланника Божьего Рафаила.

«Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать.» (Тв.12:8-9).

Именно, раздавая своё и себя с добрым желанием, сотворит в нас чудо! В нас возродятся и укрепятся органы духовные: появятся разумение и смысл, виденье жизни, откроются глаза телесные и душевные и слухом почувствуем, услышим «веяние тихого», а за этим - мир и радость душевная!


P.S. Мы же думаем: вера и всё это от бескультурья и необразованности. Друзья, если внимательно присмотреться (тем более материала, где «присмотреться», выше крыши), то заметим – это без Бога мы дичаем и тупеем. Мы же не Эрмитаж и не компьютер, в нас есть душа и только вера с Богом и больше ни с кем делает душу человеческой, а в конечном, преобразует в «дух животворящий».

«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.» (1Кр.15:45-47).

Да, в нас есть и то и другое, «пшеница» и «плевела» - искажение, гонение, перегибы, подтасовки, ереси, непонимание, неразумение и просто унижение и оскорбление, но не в этом Господь.
Образ Христа – и здесь Господь!
Мы получили Его как Данность, как Факт, очищающий от всякой шелухи и никчёмности!
Так давайте же «во Христа облечёмся»!

Рисунок. И. К. Айвазовский. Спокойное море. 1863г.


Рецензии