Как Дешт-и-Кипчак стал Русью

 
 
 
          1. Почему эмир Тимур пошел войной на Тохтамыша.

          После военной кампании, развернутой  войском Тамерлана против Тохтамыша, политическое взаимоотношение между русскими княжествами радикально меняется. В особенности битвы, прошедшие в 1391 и 1395 гг., между войском Тимура и Тохтамыша оказали колоссальное влияние на усиления славянских племен, и вообще изменило дальнейший ход истории всего Евразийского континента. Практически все историки отмечают, что удар Тимура для Золотой Орды был роковым. В данном случае хочу напомнить, что в свое время наставником Тохтамыша был сам эмир Тимур. Тохтамыш был ханом Мангышлык, но он был свергнут Золотой Ордой, но эмир Тимур восстановил его правление. А в 1377 году Тохтамыш при поддержке Тимура приступил к завоеванию Золотой Орды. Однако в первом же сражении, несмотря на гибель белоордынского царевича Кутлуг-Буги, сына Урус-хана, Тохтамыш был разбит и бежал к Тимуру. Вскоре он во главе более сильной армии, предоставленной ему Тимуром, вторично вторгся в Золотую Орду. Однако вновь он был разбит сыном Урус-хана Токтакией, и вновь укрылся у Тимура. Урус-хан потребовал от эмира под угрозой войны выдать ему Тохтамыша, однако Тимур отказался. В этот раз эмир Тимур сам стал готовиться к походу в Золотую Орду против Урус-хана и вскоре вторгся в её пределы и расположился у Сыгнака напротив войск Урус-хана. Однако, ввиду сильных морозов, Тамерлан отложил завоевание Орды до весны. И в следующем году решительного столкновения не произошло, так как Урус-хан внезапно скончался. Правителем Золотой Орды стал его сын Тимур-Малик. Ввиду многочисленных пороков и слабостей Тимур-Малик быстро стал терять власть, благодаря чему эмир Тимур счёл возможным вновь отправить Тохтамыша на покорение ордынского престола. Тохтамыш разгромил Тимур-Малика и стал правителем Белой Орды с центром в Сыгнаке, а к апрелю 1380 года он сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до Азова, включая столицу —Сарай-Берке.

          Таким образом, мангышлакский хан был посажен на трон Золотой Орды. Но, за все это добро сделанное эмиром Тимуром, Тохтамыш ответил неблагодарностью. Трижды золотоордынские войска Тохтамыша переступая границы империи Тимуридов стали опустошать их. После похода Тохтамыша в Азербайджан Тимур был очень разгневан. Больше всего эмир Тимур был огорчен вероотступничеством Тохтамыша, и будучи ревностным мусульманином он не мог простить ему этот поступок. Хочу напомнить, что когда он был усажен на ордынский престол, по праведности считался одним из примерных среди мусульманских правителей. Но после того стал ханом Золотой Орды он радикально изменился, в особенности после того, как встретился с послами византийского императора Иоанна V Палеолога. Прибывшие гости из Константинополя с богатыми дарами полностью изменило мировоззрение Тохтамыша. Он даже к удивлению элиты Золотой Орды, принимает греческое православие. Проходит некоторое время, получив дорогие подарки из Ватикана Тохтамыш становится католиком. И чтобы наказать этого мерзкого человека эмир Тимур собрав огромное войско, сначала пошел на западные территории Золотой Орды, а потом по широкой дуге повернул на север. В последующих сражениях, армия Тохтамыша, состоящая из степных кипчаков и русских дружин была на голову уничтожена армией эмира Тимура. В результате последовательных поражений  золотоордынская территория оказалась беззащитной. Преследуя армию противника, Тимур отправился на север, к берегам Итиля (Волги) и отогнал Тохтамыша  в болотистые леса Поволжья. Убегая от войска Тимура, Тохтамыш со своей свитой укрылся в Литве, при дворе князя Витовта.1

          2. Татары Литовского княжества.
         
          Это были времена, когда аристократия Литовского княжества главным образом состояло из татарских ханов, которое было сформировано в 1351—1352 гг. при участии Юрия Наримунтовича, Явнута, Кейстута и т.д. Даже сам князь Витовт находился в родственных связах с татарами. Поступая на службу к князю литовскому, татарам разрешалось сохранять свою религиозную и этническую идентичность. Но, с другой стороны татарам Литовского княжества были созданы все условия для принятия христианства, в особенности следует отметить предоставленные им преимущества и льготы. Поэтому принятие христианства и ассимиляция татар среди местного населения носил массовый характер. Среди них были аристократы Глинские, Яголтаи и другие шляхетские роды, в свое время будучи татарами и принявшие христианство, а самое главное за короткий срок ассимилировавшись среди христиан. Татары куда охотнее принимали православие, чем католичество. Глинские и другие знатные татары, невзирая на свое православное вероисповедание, продолжали восприниматься татарами мусульманами, как свои. И это исходило из того, что глинские находились в тесном контакте с влиятельными ханами чингизидов. Также татары были вольны исповедовать ислам. В особенности ислама придерживались в местах компактного проживания татар - Литве, Волыни и Черной уси. «Cлуживые татары» и татары-христиане несли военную службу, являлись послами и переводчиками. Хронисты миссии францисканских монахов в XIV веке, будучи на землях Великого Княжества Литовского, обратили внимание на пришельцев, которых именовали «скифами». Странные эмигранты на окраине Европы имели раскосые глаза и использовали в своих молитвах азиатский язык. «Скифами» оказались выходцы из Золотой Орды, которые частенько захаживали на земли княжества, устраивали грабительские рейды и нередко попадали в плен к литвинам. Великий князь Гедимин искал союза с татарскими мурзами: будучи искусным дипломатом, правитель Литвы смог уговорить ордынцев выступить единым фронтом вместе с ним против Немецкого Ордена в 1316 и 1319 годах.2

          Во время противостояния Тимура и Тохтамыша примерно 50 тысяч татар переселились на территорию Литовского княжества. Князь Витовт благосклонно относился к беженцам, принимал их и наделял землей. Следует отметить, что до прибытия татар в Прибалтике проживали гуннские племена акациры. Акациры — кочевой скотоводческий народ, обитавший в III—IV веках на территории от Приднепровья до верховий Волги. Этот народ имел своих вождей, сохранявших определённую независимость от гуннов Аттилы. (см. Акациры – Циклопедия). Историки связывают этноним с тюрками (agac eri – «лесной человек») и отождествляют его со средневековым туркменским племенем агачэри (a;ac;ri). Знать и население Литвы благосклонно относилось к переселенцам. Им давался участок земли для устройства своего хозяйства. С уважением относились литовцы и к вере и обычаям татарского населения. Им позволялось строить мечети и посещать их, жениться на литовских женщинах, растить детей в мусульманстве и соблюдать прочие национальные традиции и обряды. Кроме того, с татар снималась обязанность платить подати.   

          Алексей Медведь в статье «Татары Великого Княжества Литовского: наследники Золотой Орды» отмечает: Татары с XV века крепко осели на территории современной  Литвы и Беларуси. В крупных центрах Великого Княжества Литовского обосновались воины некогда крупной армии Тохтамыша. Новогрудок, Крево, Вильно, Лида, Тракай и Ковно стали местами основной дислокации татарских конных отрядов. Удивительно, но факт, что первый крымский хан Хаджи Гирей родился в Лидском замке. В Литовском государстве, равно как и в Речи Посполитой, представители степной аристократии имели теже привилегии, что и польско-литовская знать. Тем не менее, существовали формы самоорганизации, опиравшиеся на родоплеменные традиции. На польский манер они именовались хоругвями и имели свою систему управления. Всего их было 6: уланская, найманская, конгратская, юшыньская, баргынская и джалаирская. Названия происходили от наименований родов тюрко-монгольской знати: Найман, Кунграт, Ушин, Баргын, Джалаир. «Уланы» стояли особняком — название указывало на принадлежность к роду Чингисхана. Такие крупные группы, состоящие в основном из мужчин, говорили порой на совершенно разных тюркских наречиях. Свой язык мигранты утратили ещё в конце XVI столетия: всё чаще они использовали польский или западнорусский (он же — будущий белорусский) язык. 

           Отсутствие соседних тюркских племен вынуждало татарскую знать брать в жёны христианок с аристократических  польских, белорусских и литовских семей. Степные корни постепенно стали утрачиваться. Постепенно татарская знать стала принимать фамилии родов своих христианских жён…В результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского на основе Люблинской унии в 1569 году возникает федеративное государство Речь Посполитая. Выделялось три категории татарского населения Речи Посполитой: султаны, мурзы (князья) и татары-казаки. Титул «султан» носили два знатных семейства: Пуньские и Острыньские. Княжескими родами считались носители фамилий Билял-Мурза-Ахматович, Туган-Мурза-Барановский, Найман-Мурза-Кричинский, Мурза-Корицкий, Кондрат-Мурза-Обулевич, Конкирант-Мурза-Соболевский, Улан-Малюшицкий, Смольский, Ассанчукович, Баргынский и многие другие.3

          В Великом княжестве Литовском татары называли себя мусульманами (покорный воле Бога). Прежде литовцы называли религию татар бисурманской, а мусульман —бисурманами. В актах и документах белорусских татар XVII в. неоднократно встречается подобное определение, например, «по нашему бесюрманскому обряду», «у вере бесурманской татарской будучи» и т. п. Однако после войн с турками слово «бисурман» (басурман) приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве названия своего народа. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынуждало к смешанным бракам, способствовавшим быстрой языковой ассимиляции. Уже к концу XVI века перешли на белорусский язык, позднее произошёл переход на польский и русский языки. Для религиозной литературы использовался белорусский арабский алфавит.4
            
          Вернемся к истории хана Тохтамыша. Таким образом укрывшись при дворе князя Витовта, Тохтамыш стал правит Ордой из Литвы. В 1397 году оба правителя подписали договор, в котором Тохтамыш утвердил Витавта в качестве законного правителя русинских земель, которые являлись частью Золотой Орды. На основании этого договора Киевское, Псковское и Смоленское княжество переходило во владения Литовского княжества. После отхода войска тимуридов свергнутый хан с небольшим отрядом татар направил коней обратно за Днепр в Киев. Перед литовским государем открывались огромные возможности для расширения княжества. Было ясно – ослабевший хан Тохтамыш нуждался в армии Витовта. И он был готов предоставить свои услуги Тохтамышу для приобретения прежней власти, но с условием если он поможет захватить княжество Владимирское и Московское. Ради восстановления Орды, Тохтамыш был готов на любые условия. А к этому времени в 1392 году Василий I присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397—1398 — Бежеский Верх, Вологду, Устюг и земли Коми. Предпринял две неудачные попытки отобрать силой у Новгорода Двинскую землю. Впрочем, противостояние Тохтамыша и эмира Тимура продлилось еще несколько лет, вовремя которого происходит раздел территорий Золотой Орды. Едигей, став улубеем мангытов, всячески способствовал занятию золотоордынского престола Тимур-Кутлугом, который, разбив Тохтамыша, вслед за этим бежавшего в Литву, вскоре воцарился на золотоордынском престоле. Великий князь литовский Витовт начал готовить масштабный поход с целью восстановить на золотоордынском престоле Тохтамыша и тем самым подчинить Орду своему политическому влиянию. Выступив в поход, Витовт в 1399 году разбил лагерь на реке Ворскле (см. Битва на реке Ворскле), и Тимур-Кутлуг, испугавшись многочисленности противника, запросил мира. Тем временем со своими войсками к реке подоспел Едигей, который разорвал переговоры и убедил Тимур-Кутлуга продолжить борьбу. Возглавив ордынские войска, Едигей нанёс сокрушительное поражение Витовту. После этой громкой победы Едигей не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним. В 1405 году после продолжительных сражений в Тохтамыш был окончательно разгромлен и убит. Едигей к тому времени обладал огромным политическим влиянием. По словам испанского путешественника Рюи Гонзалеса де Клавихо,5

          3. Русские княжества после смерти Тохтамыша.
         
          После смерти Тохтамыша Витовт в 1405 году совершает поход на Псков и захватывает Коложе. Узнав об этом Василий I стал собирать под свои знамёна тверичей и печенег. Весной 1406 года войска родственников-противников встретились на реке Плаве под Тулой, но всё завершилось перемирием до будущего года. Это перемирие, заключённое без ведома тверичей, вызвало обиду тверского князя, который на следующий год отказался поддержать Василия I. В 1408 году Витовт захватывает Одоев. В ответ на это, Василий атакует литовские владения, захватив крепость Дмитровец, которая охраняла дорогу на Вязьму у реки Угры. Русское и литовское войско сошлись на реке Угре, где почти полмесяца простояли друг против друга, после чего был заключён Угорский мир.6               
    
          В 1425 году умер князь московский Василий I. В это время наследнику престола Василию II Темный (1415 — 1462) было 10 лет. На основании завещания Василий I составленного в 1423 году, в случае смерти полномочия семьи отдавалась под защиту князя Литвы Витовта. Так и случилось, в 1427 княгиня Софья официально передала Московское княжество под руку Витовта, который примерно в это же время заключил договоры с князьями Тверским (1427), Рязанским (1430) и Пронским (1430), согласно которым они становились его вассалами. Самым крайним восточным владением Витовта была Тульская земля, которая в 1430—1434 годы передавалась ему по договору с Рязанским князем Иваном Фёдоровичем. После смерти в 1430 году князя Литовского Витовта, деда Василия II, против него выступила коалиция удельных князей во главе с его дядей — князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе войны, осложнённой одновременной борьбой с Казанью и Великим княжеством Литовским, власть несколько раз переходила к галич – мерской ветви московского дома, которых поддерживали Новгород и временно Тверь в …После смерти 27 февраля 1425 года князя Василия I, третий сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич князь Звенигородский и Галицкий, стал одним из кандидатов  на великокняжеский престол. Осенью 1431 года вместе с Василием II ездил с дарами в Орду получить ярлык у ордынского хана. Усилиями боярина Всеволожского ярлык достался Василию, но Юрий не желал уступать княжество без борьбы и искал повод для начала войны.7 
 
          В марте 1462 года тяжело заболел князь Василий. Как старший сын, Иван получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства — 16 главных городов. Став князем Московским, Иван III начал свою деятельность с подтверждения прежних договоров с соседними князьями, но больше всего его интересовало внешнеполитическая обстановка. Главной целью Ивана III была избавление Московского княжества от политической зависимости татарских ханств.  Для начала он заключил договоры с Тверским и   Белозерским с княжествами. Он сделал все возможное, чтобы на престол Рязанского княжества был посажен князь Василий Иванович, который был женатый на сестре Ивана III. Иван III начал политику привлечения на свою сторону татарских царевичей. В 1471 году он при участии татарских царевичей совершил поход на Новгород и разбил противников в Шелонской битве, а затем в 1478 году окончательно уничтожил независимость Новгородской республики, подчинив ее Москве. Продолжая политику по расширению территорий Московского княжества, Иван III хитростью и обманом, огнем и мечом, а также путем дипломатических переговоров подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489). Но главная цель Ивана III была направлена на избавление от Казанской зависимости, по этой причине он поддерживал тесные связи с противниками хана Ахмета с Ногайской Ордой и Крымского ханством. Используя «византийскую политику» внося раздор между ханами, он искусно манипулировал ими. В последующие годы, несмотря на регулярный обмен посольствами, хан Ахмет не смог добиться возобновления выплаты дани от Москвы и помешать складыванию антиордынского московско-крымского союза между Иваном III и Менгли-Гиреем (1474 г.). В 1476 году, после захвата Крыма, Ахмат направил к Ивану III своего посла Бучука. Он требовал возобновления дани и даже потребовал от Ивана III лично явиться в Орду. Для Ивана III ситуация складывалась неблагоприятно, поэтому он высказал дружеское расположение и дал согласие о выплате дани. Однако в 1479 году ситуация переменилась, и это случилось после того как хан Ахмат потерял Крым. При участии послов Казани Иван III демонстративно разорвал грамоту хана. Осенью 1480 года, заручившись поддержкой Литовского князя Казимира, Ахмат предпринял крупномасштабный поход на Москву, вылившийся в так называемое Стояние на реке Угре (8 октября — 11 ноября), которое закончилось отступлением хана без генерального сражения. Так как Ордынцы впервые встретили прочную оборону рубежей Московского княжества. На этом пространстве сосредоточились огромное войско. Принимала участие в обороне границ по Оке конница татарских феодалов, в том числе и Данияра, который стоял на Коломне. Ахмад, не сумев переправиться через Оку в районе Алексина, в первой половине августа поспешно отступил. Как прибавляют Софий¬ские I и II летописи, а также Новгородская IV летопись, основная заслуга в этом принадлежала Данияру. Но, главной причиной отступления войск Ахмата послужило нападение Крымского хана Менгли Герая на польско-литовские земли. Ахмат не получив от Казимира обещанной помощи вынужден был отступить. Таким образом, участие Касимовских и Крымских татар на стороне Ивана III избавило московское правительство от выплаты дани хану Ахмату. Вернувшись в степь хан Ахмат, вскоре в своей ставке подвергся внезапному нападению ногайской и сибирской конницы. Такое изменение отношений можно объяснить проводимой Ивана III достаточно успешной «византийской политикой» против казанского хана. В особенности изменению обстановки повлияло переговоры Данияра с Тюменским ханом. В результате заговора организованным Ивана III было совершено ряд покушений на Казанского хана. Ахмат был убит в своей кочевой ставке в устье Северского Донца тюменским ханом Ибаком и ногайским мурзами ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи.  В 1474 г. за оказанные услуги Иван III отдает новый городок по Оке царевичу Муртазе. Изгнанному из Казани царю Мухамет-Амину отданы были  Кашира, Серпухов и Хотунь, а Юрьев и Звенигород была передана Абдуллатифу. Все эти города располагались на южных рубежах Московского княжества. В свое время эту политику использовали императоры Византия против булгар.  И передача этих городов именно татарским феодалам объяснялась чисто военными причинами. Отряды татарских служилых царевичей могли лучше бороться против конных войск своих сородичей из поздних золотоордынских государств.  За время правления Ивана III расширились международные связи с другими государствами, в первую очередь с Римской империей, Данией и Венецией, а также были установлены отношения с Османской империей. Князь Ивана III считался наследником византийского престола. На печати Ивана III, доставшейся от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображён лев, терзающий змею (Лев — символ Владимирского княжества), но после женитьбы на византийской принцессе Зое Палеолог государственным символом был избран двуглавый орёл. Двуглавый орёл, являлся копией символики Римской империи – сильнейшего государства Западной Европы, и выбор этот был не случайным. Таковым представил Ватикан московского князя, доказательством того, что Ивана III является наследником восточной части распавшейся Римской империи — Византии. И поводом тому являлся то, что он был женат на Софии Палеолог, происходившей из последней правящей в Византии династии, дочери морейского деспота. Этот символ был не семейным, а родовым знаком всей династии. После окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды впервые появляется великокняжеская печать Ивана III.8

          4. Жена Ивана III - византийская принцесса Софья Палеолог.
         
          Чтобы подчинить себе Ивана III Папа Римский решается выдать византийскую принцессу Софию замуж за русского князя. Принцесса Софья Палеолог была племянница последнего византийского императора Константина XI. Появление ее кандидатуры в списке возможных претенденток на роль царевны стало результатом усилий в первую очередь римского папы Сикста IV, который увидел в возможности выдать племянницу последнего византийского императора за русского царя шанс на заключение унии с русской церковью, а в последующем и католизацию Руси. Для претворения своей идеи Папа Римский в это дело подключает греческого церковного просветителя Виссариона Никейского, который одновременно являлся сторонником унии, как православия, так и католицизма. В феврале 1469 года отправил Виссариона Никейского в Москву, с предложением Великому князю руки Софии Палеолог. Приехав в Москву отец   Виссарион добился того, что и его мать, Мария Ярославна, и митрополит Филипп, и бояре согласились на свадьбу с Софьей Палеолог. Ивану III пришлось по душе предложение породниться с династией Палеологов, и он в следующий же месяц отправил в Рим своего посла - итальянца Ивана Фрязина (Джан-Батиста делла Вольпе). Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября 1472 года, и в тот же день состоялся обряд венчания ее с Иваном III. Так в русскую историю вошла византийская принцесса, имевшая понтийское происхождение (румели). После переселения в Москву принцесса Зоя Палеолог стала называться  русская княгиня Софья  Фоминична.9
 
          Интерес к личности этой женщины объясняется еще и тем, что в последние десятилетия XV века она принимала участие в сложной династической борьбе, развернувшейся при дворе Ивана III. Всего в браке с Иваном III у Софьи было двенадцать детей. Еще в 1480-е годы здесь складываются две группировки московской знати, одна из которой поддерживала прямого наследника престола князя Ивана Молодого. Но он умер в 1490 году, в возрасте тридцати двух лет, и Софья хотела, чтобы наследником стал ее сын Василий, а не внук Ивана III Дмитрий (единственный ребенок Ивана Молодого). Долгая борьба шла с переменным успехом и закончилась в 1499 году победой сторонников княгини Софьи, испытавшей на этом пути немало трудностей. В данном случае будет уместно напомнит, что первой женой Ивана III была тверская княжна Мария Борисовна. В 1458 году у них родился первенец — Иван Иванович, получивший затем прозвище Молодой. Девять лет спустя Мария умерла. Источники передают, что она была отравлена, но не известно кем и за что. Иван Иванович Молодой (февраль 1458-март 1490) – удельный князь Тверской, сын и наследник князя Московского Ивана III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича и сестры правящего в Твери Михаила Борисовича. Как племянник Михаила Борисовича, у которого не было сыновей, претендовал на наследование Великого княжества Тверского.  В 1490 году князь заболел «ломотой в ногах». Из Венеции был вызван лекарь-еврей Леби Жидовин, но и он не смог определить причины болезни, от которой Иван Молодой скончался 7 марта 1490 года. Врач был казнён по приказу Ивана III за неудачное лечение. Существует гипотеза об отравлении Ивана Молодого слугами Софьи Палеолог. Византийская царевна не пользовалась популярностью, её считали умной, но гордой, хитрой и коварной. Неприязнь к ней сказалась даже и в летописях: например, по поводу её возвращения с Белоозера летописец замечает: “великая княгиня Софья… бегала от Татар на Белоозеро, а не гонял никто же; и по которым странам ходила, тем пуще татар — от боярских холопов, от кровопийцов христианских. Воздай же им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их”.10               

          С появлением этой женщины в Московии стал меняться не только нрав и быт, но и внутренняя и внешняя политика татарских и русских княжеств. И это  было связано с тем, что вместо со свитой она с собой принесла византийскую политику. Под «византийской политикой» обычно понималось поведение, когда говорят одно, думают другое, а делают третье — то есть когда действия означают не совсем то, что декларируется. Длительное политическое соперничество с Восточным Римом, осложненное религиозным расколом, зародило у Византийцев двоемыслие, трусость и подлость. По этой причине крестоносцы считали греков уже чужими, «схизматиками» и «еретиками». Обычно история Византии изображалась как сплошной упадок, и этот взгляд был усвоен и западноевропейской историографией, а через нее Чаадаевым: «Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии».

          Согласно концепции британского историка XVIII в. Эдуарда Гиббона, обоснованной в его классической работе «История упадка и разрушения Римской империи», Восточная Римская империя находилась в состоянии непрерывного упадка, основной причиной которого было распространение христианства. Для Гиббона Византия была воплощением нравственного и политического застоя. Характеризируя историю Византии Гегель в своей «Философии истории» отмечает: “История высокообразованной Восточной Римской империи, где, как следовало бы думать, дух христианства мог бы быть понят в своей истинности и чистоте, представляет тысячелетний ряд беспрестанных преступлений, слабостей, низостей и проявлений бесхарактерности, ужаснейшую и поэтому всего менее интересную картину”. (Гегель . Философия истории. Перев. А. М. Водена. M.—Л., 1935, стр. 318)...У А.И. Герцена также встречаются высказывания, в отрицательном свете рисующие Византию. Так, например, в «Легенде» мы читаем следующие строки: „...и человечество представлялось ему худшею частью своею — Византиею. Византия, которой гниение началось вместе со славою, — развратная, гнусная, должна была ужаснуть юношу". Отмечая те или иные недостатки разбираемого сочинения, он вносит свои существенные коррективы и дополнения. В серьезный упрек Медовикову Грановский ставит то, что он в своем труде не остановился на объяснении причин, приведших византийскую империю к катастрофе 1204 г. Главные причины падения византийского государства в начале XIII в., Грановский усматривает в изменившихся отношениях к славянам и в глубокой порче государственного организма, находившейся в связи с развращением высших сословий в Константинополе.11 

          В области политики и быта Восточный Рим вовсе не отставало от Западного. Повсеместно применяя принцип «разделяй и властвуй», православные правители никогда не стремились к полному уничтожению противника, ведь вчерашний враг завтра может стать ценным союзником в борьбе против новой угрозы. После падения Константинополя эта политика стала часто применяться в русских княжествах.               

          5. Князь Василий III.

          Следующим князем Московии после смерти Ивана III стал Василий III, он вступил на московский трон в 26 лет. Когда дело дошло до брака, то он отказался от невесты из числа иноземных принцесс и впервые устроил при великокняжеском дворце смотрины русским невестам. Выбор Василия пал на Соломонию — дочь боярина Юрия Сабурова. Этот брак оказался неудачным — у великокняжеской четы детей, и прежде всего сына-наследника, не было. Наравне с престолом Василий III унаследовал византийскую политику своего отца. Одной из главных целей  явилось усиление монархии. При этом обман и насилие стали характерной чертой московской политической жизни. Также исследователи отмечают, что московский князь Василий III Иванович являл собой вероломного и целенаправленного правителя. Он всеми средствами добивался сосредоточения полноты государственной власти на объединенных русских землях в собственных руках с тем, чтобы передать эту власть законному наследнику, продолжателю великокняжеской династии. И это ему удалось, он преуспел, хотя и далось ему это с превеликими трудами. Василий III убрал со своего пути старшего из удельных князей Андрея Большого Углицкого.  Андрей Курбский писал в своей «Истории о великом князе Московском», что Иван III в малое время удушил в темнице тяжёлыми веригами своего единоутробного брата Андрея Угличского, человека весьма рассудительного и умного. Оттого он остался в народной памяти под скорбным именем «Горяй». А детей Андрея Угличского, — своих двоюродных братьев — Василий III держал много лет «скованными» в тюрьме города Переяславля. Также Василий III завершил начатое Иваном III формирование поместной системы в стране. Основой ее служила государственная земельная собственность Насильственное отбирание удельных владений касалось не только бояр, но и единокровных братьев великого московского князя. Самодержец отбирал уделы у Дмитрия Шемячича, Глинского.12

          И за неимения детей Василий III от Соломонии Юрьевне Сабуровой, брак был расторгнут, а княжна насильно была пострижена в монастырь.  Вторым браком Василий III был женат на Елене Васильевне Глинской. Великокняжеское бракосочетание состоялось 21 января 1526 года и отличалось торжественностью. Выбор новой жены великим князем говорит и о его политических соображениях. Вступая в брак с Еленой Глинской князь Василий III мог претендовать на польско-литовскую корону. Кроме того, род Глинских вел родословную от потомка ханов Большой Орды Чингизида Ахмата. Это тоже давало определенные внешнеполитические выгоды в отношениях, как с Казанью, так и с Крымом. От данного брака родилось двое сыновей: Иван Васильевич Грозный и Юрий Васильевич Углицкий.  Именно при Василии III наступает коренной перелом в торговых и культурных отношениях между Россией и Западом. Сохранившийся до наших дней.12
 
          Концепция преемственности власти русских государей от «Византийского царства», начатая игуменом Иосифом Волоцким и монахом Филофеем, получила название «Москва — Третий Рим».  Иосиф Волоцкий создал систему теократического православного абсолютизма, симфонии светской и духовных властей, которая подразумевала обожествление государя и построение отношений между духовной и светской властью. Он сформулировал отношение двух властей, которое представляло компромисс: государственная власть получала право проникать во все сферы церковной жизни и влиять на них, считая себя защитницей «третьего Рима». Филофей в послании Василию III сформулировал мессианскую программу Москвы: первый Рим пал из-за язычества, второй — под ударами неверных, третий Рим — Москва, а четвёртому не быть. История завершалась: все православные царства христианской веры сходились в единое царство, а в «богоспасаемом граде Москве» Церковь сияла ярче солнца на всю вселенную.13 Была предпринята политика сближения с Западом. Безоговорочно титул Ивана как царя уже с 1555 г. признавался Англией, чуть позже последовала Испания, Дания и  Флорентийская республика. В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного (восточного) цесаря». В начале 1560-х годов Иван Васильевич произвёл знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной. При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: “в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».14   

          6. Время правления князя Ивана Грозного.

          В начале XVI века Московская Русь вынуждена была платит дань ханам Крыма и Казани. При отказе оплате происходили набеги. Во время правления Ивана Грозного всего казанские ханы совершили, около сорока походов на русские земли, в основном в регионы Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича, Мурома, Вологды. «От Крыма и от Казани до полуземли пусто было» — писал царь, описывая последствия нашестёвий. Иван Грозный не желал подчинения татарам, поэтому казанские и крымские походы не прекращались. Чтобы избежать всех этих неприятностей была запущена механизм «византийской политики». При участии константинопольских советников в дело было пущено подстрекательство и заговоры среди ханств окружающих русские княжества. Начались войны между ханствами.  В 1546 году 10-тысячное ногайское войско под командованием Али-мирзы выступило в поход на Крымское ханство, чтобы отомстить за захват Астрахани крымским ханом Сахиб Гераем.  В крупном и ожесточённом сражении в окрестностях Перекопа крымцы полностью окружили и наголову разгромили ногайцев. Сахиб Герай приказал умертвить многих пленных ногайцев. После этого поражения в Ногайской Орде начались внутренние междоусобицы из-за разной политической ориентации улусов, что постепенно привело к распаду Ногайской Орде.  Далее наступает период противостояния между Крымским и Астраханским ханством.15

          Астраханское ханство считалось стратегически важным регионом того времени, так как контролировало нижнее течение Волги и главные караванные пути идущие с Востока на Запад. Астраханское ханство являлось самым близким союзником Крымского ханства, но «византийская политика»  Русских царей превратила эти ханства в заклятые враги. До окончательного подчинения Астраханского ханства при Иване IV было совершено два похода. Закончив с Ногайской Ордой и Астраханским ханством Иван Грозный приступает к устранению Казанского ханства. При посредничестве Ногайского хана Али-мирзы Иван Грозный добивается назначения касимовского правителя Шах-Али на пост казанского хана, но он был изгнан казанской знатью.16

          Соорудив армию состоящая в основном из воинов кипчак и донских казаков, Иван IV возглавил три похода на Казань. Лишь третий поход (1552 г) завершился взятием Казани. Казанский кремль был взят штурмом. Хан Едигер-Магмет вместе с семьей был захвачен в плен.  Большая часть населения была перебита, а семья хана была казнена.  В побеждённой Казани царь назначил князя Александра Горбатого-Шуйского казанским наместником, а князя Василия Серебряного его помощником. После покорению Казани и освоению Поволжья царь стал приглашать к себе на службу всю казанскую знать и одарил жалованием и земельными участками. Такой характер входило в планы «византийской политики, которое притворял царь. После завоевания Казанского ханства и взятия его столицы, царь Иван Грозный решил подчинить своему влиянию южного соседа. Покорение Астраханского ханства позволило бы добиться контроля над всем бассейном Волги и получить прямой выход в Каспийское море. Поводом к началу военных действий стало пленение местным ханом Ямгурчеем московских послов в Астрахани.

          Астраханское ханство обособилось в составе Золотой Орды в 1459 году, т.е. незадолго до окончательного ее распада, как самостоятельный удел брата хана Орды - Махмуда. После развала Золотой Орды и убийства ее последнего хана - Ахмата (1481 г.), Астраханское ханство превратилось в совершенно самостоятельное государство. Территория Астраханского ханства на западе простиралась до р. Кубани и нижнего течения р. Дон, на востоке доходила до р. Бузан, гранича с Ногайской Ордой, на юге - до р.Терек, а на севере не достигала немного широты Переволоки - самого узкого места между Волгой и Доном. Астраханское ханство было самым маленьким татарским государством из тех, на которые распалась Золотая Орда. В нем было много бесплодных солончаковых степей. Его население, сосредоточенное в основном в дельте Волги, занималось кочевым скотоводством и торговлей и составляло примерно 15-20 тыс. человек (или даже менее). Центром ханства стала средневековая Астрахань.
 
          Поселения в дельте Волги существовали уже в IX-X вв. и неоднократно меняли свое положение, все время приближаясь к Каспийскому морю. Вначале это был г. Итиль (Атель) располагавшийся в 70 км выше современной Астрахани, на Ахтубе. В конце XIII в. в 12 километрах выше современной Астрахани на правом берегу Волги на высоком бугре возник один из крупнейших городов Золотоордынского государства, названный путешественниками Аш-тархан (в русских летописях называемый Асторокань). Название "Ас-тархан" город (по одной из версий) получил от того, что в этих краях жили асы - потомки сарматских племен, получившие от Бату-хана грамоту - тархан. Именно асы, получившие тарханную грамоту, дали название городу. Ас-тархан считался крупнейшим международным центром торговли. В 1395 году Тамерлан разграбил и сжег Астрахань наравне с другими городами Золотой Орды.17 
          
          В 1554 году царь Иван IV принимается за завоевания останков Астраханского ханства. Поход был совершён под командованием воеводы князя Юрия Пронского – Шемякина. Астрахань была взята без всякого сопротивления, так как после крымского нашествия в городе отсутствовало какое-либо военное формирование. К власти в Астрахани был приведён хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве, но узнав о намерениях царя Иван IV, хан возобновил союз с ханом Крыма. Разгневанный царь вновь послал свое войско на Астрахань. Поход возглавил воевода Иван Черемисинов. Сначала  донские казаки отряда атамана Ляпуна Филимонова формированные из изгнанных из своих племен татар нанесли поражение ханскому войску. После побега хана Дервиш-Али в июле Астрахань вновь взята была без боя. В результате этого похода Астраханско ханство полностью было подчинено Русскому царству.18          

           После этих побед патриарх Московии и римский папа настойчиво требовали от Ивана Грозного вступить в борьбу с Крымским ханом, которое приравнивалось объявлением войны турецкому султану Сулейману Кануни. А в то время Крымские ханы династии Гиреев с конца XV века считались вассалами Османской империи и принимали активное участие в походах султана Сулеймана. Как его предки, Иван Грозный опасался гнева турецкого султана, поэтому поддерживал с ним дружественные отношения. Когда в 1555 году отряды донских казаков вышли в степи, прилегавшие к Крыму, то султан Сулейман в своем письме дал понять Ивану Грозному, что удача сопровождающая его в последние годы может повернуться к нему и спиной. Византийская политика Ивана Грозного отразилось во внутренней политике и в 1565 году царь объявил о введении в стране Опричнины.19               

          Опричнина — это часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации имущества и земель в пользу государства. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти, но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Б. Горбатый-Шуйский с сыном Петром, его шурин Пётр Ховрин, окольничий П. Головин (род из московских казначеев), П. И. Горенский-Оболенский (младший брат его, Юрий, успел спастись в Литве), князь Дмитрий Шевырёв, С. Лобан-Ростовский. Иван IV насильственно конфисковал боярские и княжеские вотчины, передавая их дворянам –опричникам. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти, но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трех обезглавили. Первым против опричнины выступил двоюродный брат царя новгородский князь Владимир Андреевич Старицкий. В 1569 году он был отравлен вином посланным Иваном Грозным. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая, неоднократно встававшая во главе боярских протестов. Но когда против Ивана Грозного  выступило новгородская знать, то он выдвинул в город свое войско. По приказу царя опричники устроили массовые убийства и грабежи в Новгороде, а также в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 года Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород Род Колычёвых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана.20 

          Шел 1575 год обстановка в Москве была серьезной, бояре готовились к свержению царя. И вдруг  по желанию Ивана Грозного крещёный татарин и хан касимовский Симеон Бекбулатович венчается на царство, как «великий князь всея Руси», а сам Иоанн Грозный назвался Иваном Московским, уехал из Кремля и стал жить на Петровке. Отрёкшись от престола, Иван Васильевич взял себе «удел» и образовал свою «удельную» думу, в которой теперь заправляли Нагие, Годуновы и Бельские. Ивана Грозного и Симеона Бекбулатовича соединяло близкие отношения унаследованная от своих предков. Еще в свое время Касыму, сыну первого казанского хана Улуг-Мухаммеда, великий князь Василий II пожаловал Городец-Мещерский (с тех пор этот город в Рязанской области носит название Касимов).21

          К странностям монарха его приближенные со временем привыкли. Но в какой-то момент царя осенила вовсе бредовая идея. В то время он вместо опричнины завел себе новую игрушку – правнука хана Ахмата (того самого, проигравшего Стояние на Угре). Чингизид Саин-Булат Бекбулатович с легкой руки Ивана IV, приняв христианство, превратился в Симеона Бекбулатовича, а потом покровитель отчего-то женил его на дочери главы упраздненной земщины Анастасии Мстиславской. Бывший глава Касимовского ханства и такой удаче и мечтать не мог. История его стремительного взлетатолько начиналась… Осенью 1575 г. Иван Васильевич отказался от престола. Все недоумевали: отрекся? Так и хотелось воскликнуть, совсем как в любимом мультике: «Шо, опять?». Человек, так цепко державшийся за власть, впервые в истории провозгласивший себя Царем всея Руси скромно отошел от дел, да еще и в пользу потомка последнего крымского хана! По обычаю, венчали на царство в Успенском соборе, в Кремле, а Грозный тем временем поселился «на Неглинною на Петровке, на Орбате, против Каменого моста старово…». В Кремль, тем не менее, приезжал, правда, на правах боярина. И к тому же писал новоиспеченному правителю примерно вот такие челобитные: Иван Грозный велел именовать его «князем всея Руси», а сам при этом оставался князем Московским, Псковским и Ростовским. Бояре об этом, конечно же, знали: били поклоны Симеону, а сами нет-нет, да и косились в сторону Ивана Васильевича, понимая, что капризы рано или поздно пройдут. Так и случилось в августе 1576 г.22 

          Английский посол Даниил Сильвестр утверждал, что в беседе с ним Иван IV объяснял свое неожиданное решение грозящими ему изменами и заговорами: якобы он «предвидел изменчивое и опасное положение государей и то, что они наравне с нижайшими людьми подвержены переворотам». Поводом к передаче престола стали «преступные и злокозненные поступки наших подданных, которые ропщут и противятся нам за требование верноподданнического повиновения и устрояют измены против нашей особы».23         

          О Борисе Годунове некогда Пушкин сказал: “Лукавый раб, татарин, зять Малюты". Если татарами являлись предки Бориса Годунова, то царь Симеон был настоящим татарином и мусульманином и до крещения именовался Саин-Булатом. Отца его звали Бек-Булат, в нем текла благородная кровь чингизидов. Он был прямым потомком ханов Золотой Орды, внуком последнего золотоордынского хана Ахмата…” Все историки считают, что Симеон Бекбулатович был царь «не настоящий». Иван Грозный посадил на престол Симеона, говоря языком охотников, как подставную утку. Симеона не венчали на царство, знать не присягала ему. И тем не менее он некоторое время сидел на престоле Московии, а Иван Грозный обращался к нему с челобитными, ездил к нему в простом возке, а в ворота заходил пеший Говоря о «втором издании опричнины» в полтора года правления «царя Симеона», историки находят самые разнообразные выгоды от поступка Ивана IV: – под видом «Московского удела» царь воскресил в стране опричные порядки и завершил погром боярства; – Иван подумывал, не бежать ли в Англию, и оставлял надежнейшего человека; – Иван получал возможность править без согласия Думы;  – Иван вел политику террора как бы от имени ненавистного татарина. Часто указывают, что хотя внутренние документы Московии издавались от имени Симеона, вся внешняя политика оставалась сосредоточена в руках Ивана Грозного.  Сам Иван IV заявлял иноземным послам, что «передал сан в руки чужеродца, нисколько не родственного ни ему, ни его земле, ни его престолу». Но именно этому «чужеродцу» земно кланялись бояре, перед ним простирались ниц жители Москвы обоего пола, ему возглашались многия лета в церквах. Удивление политиков того времени не имело своего  предела. Все искали ответ к этому странному и рискованному поступку Ивана Грозного. Но самом деле мы узнаем, что на основании указа Симеона Бекбулатовича отставной царь Иван Грозный приобрел у епископий и монастырей несметное число денег: у одних 40, у других 50, у иных 100 тысяч рублей, что было сделано им с целью не только умножить свою казну, но также отстранить дурное мнение о его жестоком правлении, показав пример ещё худшего в руках другого царя. А самое главное с назначением Симеона Бекбулатовича царем России прекратились набеги крымского ханства.24 

          Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос её истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский погром» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии  „Но царствование Иоанна Грозного, — по мнению И.К. Кондратьева, — было всё же одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Перед тем, как дать оценку деятельности Ивана Грозного хочу напомнить, что со времен владычества гуннов славянские и тюркские племена находились в близких отношениях, поэтому почти у каждого второго и в особенности во всех русских князей текла тюркская кровь. Она текла у Рюриковичей со времен Киевской Руси, поскольку князья для заключения союзов с половцами женились на половчанках. В ордынский период были случаи, когда русские князья женились на татарках. Но татарское происхождение Елены Глинской, матери Ивана Грозного. Её предки были из знаменитого татарского рода Кыят Не смотря на свое происхождение, Иван Грозный стал первым  русским князем, который открыто проводил политику христианизации тюркских племен Восточной Европы. Благодаря его хитрости и жестокости, Волжская Болгария была окончательно повержена и завоевана Русью. Были захвачены Казанское ханство, Ногайская орда и Астраханское ханство. Иван Грозный прекрасно знал, что мусульманским анклавами правят родственники князей Руси. Чтобы добиться своей цели он даже возвёл на престол Бекбулатовича и оказывал почет и уважение ханам и бекам. Например, хан Юсуф, давший начало княжескому роду Юсуповых, был очень дружен с Иваном Грозным. В результате Юсуф и его сын Утямыш-Герей приняли Православие. В своей ставке хан построил на видном месте Православный храм, а на задворках оставил мечеть. Так хан стал князем и совместил верование в Иисуса Христа и пророка Мухаммеда (с.а.с.).25

          Завоевание Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем и его казаками в 1583 году и взятие им столицы Сибирского ханства — Искера — положили начало обращения местного населения в православие: войска Ермака сопровождали четыре священника и иеромонах. Однако данная экспедиция была совершена вопреки воле царя, который в ноябре 1582 года выругал Строгановых за то, что они призвали в свою вотчину казаков-«воров» — волжских атаманов, которые «преж того ссорили нас с \Ногайской ордою, послов ногайских на Волге на перевозех побивали, и ордобазарцов грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили». Царь Иван IV велел Строгановым под страхом «большой опалы» вернуть Ермака из похода в Сибирь и использовать его силы для «оберегания пермских мест». Но, в то время как царь писал свою грамоту, Ермак уже нанёс Кучуму сокрушительное поражение и занял его столицу. Новые завоевания Ермака положили начало церковно-государственным мерам христианизации народов Сибири, но этот процесс шел очень медленно, так как государство и церков был занят своими проблемами. И лишь в 18 в. Христианизация «иноверцев» стала рассматриваться как духовная основа обрусительной политики царизма. Массовое крещение чуваш. населения пришлось на период деятельности Новокрещенской конторы (1740–64). Принудительные меры в сфере христианизации повлекшей за собой материально-финансовый спад населения способствовало росту антихристианских настроений среди новокрещённых татар и чувашей. Эти настроения ярко проявились в ходе крестьянского восстания под предводительством Е.И. Пугачёва.26

          По мнению исследователей, главным крестителем татар является Иван Грозный. По его приказу в Казани были выстроены три православные церкви, учреждён монастырь, а все исламские святыни разрушены. Строительство новых мечетей и проповедь учения Мухаммеда были запрещены…Известный ученый, академик Мирфатых Закиев считает: «Когда русские брали Казань, булгары или мишаре не считали себя одним народом с казанцами. Мишаре помогли взять Казань, а после этого в Москву отправили двух представителей булгар и кусанов». В целом существует два мнения относительно событий 1552 года. По одной версии, русские брали Казань, а по другой, это была «разборка» разных групп татар, которые просто использовали Ивана Грозного для своих целей. И, кстати, говорят, что в Иване IV тоже текла тюркская кровь?27

          7. Христианизация татар во времена правления династии Романовых.

          После воцарения на российском престоле династии Романовых начинается новое наступление на «иноверческое» население, прежде всего на служилых татар. Уже в 1622 г. появляется указ, ограничивавший владельческие права татарских феодалов. Главной целью указа являлось уничтожение практики совместного проживания мусульманских помещиков и их холопов-христиан. По последовавшему в 1628 г новому указу мусульманские феодалы лишались также права владеть «новокрещенами». Еще до появления Соборного уложения 1649 г. христианизации подверглись романовские татары. В 1648 г. служилый татарин Мураткабыл Шемяков сын Бакаев подал челобитную с жалобой на протопопа Благовещенского собора Стефана, который не велел крестьянам «их татар… ни в чем не слушать». Протопоп Стефан, арестовав ряд татар «в чепь и в железа сажал и в темных подклетах морил и велел де их крестить сильно и поехав с Романова приказал воеводе и соборному протопопу их мучить, метать в тюрьму и крестить силою». Хотя и последовал вскоре указ о непринуждении к крещению, но частью «татаровя и люди» и после указа продолжали сидеть в тюрьме. К 1675 г. часть романовских служилых татар уже была окрещена. Среди окрещеных отмечены представители следующих романовских служило-татарских фамилий: Акмамыковы, Акчурины, Байгильдеевы, Байчиковы, Базитовы, Баукеевы, Буркатовы, Ерлыгаевы, Давлекеевы, Джанбердины, Зеленины, Игликовы, Клеушевы, Колтаевы, Кулубердеевы, Курляневы, Курманалеевы, Маметевы, Сюкешевы, Сюнчалеевы, Тазовы, Тарбердеевы, Якшигильдеевы, Янгильдеевы…Завершающим ударом по служилому татарскому сословию стал указ Петра I от 3 ноября 1713 г. Сам законодательный акт касался служилого иноверческого населения Казанской и Азовской губерний. По этому указу «басурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины» с крестьянами православной веры требовалось креститься «конечно в полгода». Для непокорных грозным предостережением звучало положение о том, что «ежели они в полгода не крестятся, то те их поместья и вотчины с людьми и крестьянами взять и отписать на Великого Государя».27

          Однако к «своим» иноверцам политика нетерпимости лишь набирала обороты. Преодоление технико-экономической отсталости страны требовало больших финансовых ассигнований. Если у русских крестьян налоги увеличились в 2 раза, то с мусульман больше чем в 4 раза. Результатом этой политики стали татаро-башкирские восстания 1704–1711 годов, которые носили характер национально-освободительных и религиозных воин. Начало восстания связано с указом, объявленном прибыльщиками (собирателями налогов) А. Жихаревым и М. Доховым в августе 1704 г. на собрании башкирских родов. Указом Петра 1704 года вводилось 72 новых налога. Мусульманам было велено оплатить: «с абызов с мечетей и с кереметей, и со всякого человека по три деньги на всякой год». По данным А.Б. Юнусовой, в Башкирии был введен налог с мечети – по пять рублей с каждого муллы и по одному алтыну с приходящих в мечеть. Кроме того, вводился налог за посещение базара, налог за обручение новобрачных, налог за молитву об усопших, налог за цвет глаз: по 6 копеек с сероглазых, и 8 копеек с черноглазых. В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника…В 1707-1708 гг. восстанием было охвачен весь Волго-Уральский регион.[156] Повстанцы захватили Заинск, Чистополь, Рыбную Слободу, остановившись в 30 верстах от Казани. Руководители восстания Алдар и Кусюм начали переговоры с воеводой Хованским. Царское правительство сосредоточило в крае контингент войск количеством 12400 человек. Хованский обещал отменить дополнительные налоги и заменить уфимского губернатора. Группа старшин во главе с Кусюмом принесла повинную. Алдар – тархан успел уйти к ногайцам. В результате было убито 11 тысяч крестьян, разорено и сожжено более 300 деревень, сбежало в башкирски степи более 14 тыс. татар.28

          Насильственная христианизация масс началась в 1740 году во времена правления Анны Иоанновны, когда создалась специальная Новокрещенская контора. Указ об организации массовой христианизации императрица Анна Иоанновна подписала 11 сентября 1740 г. Он был назван «Об отправлении архимандрита с некоторым числом священнослужителей в разные губернии для обучения новокрещеных христианскому закону и о преимуществах, новокрещеным дарованных». 6 октября 1740 г. Святейший Правительствующий Синод рассмотрел указ императрицы Анны Иоанновны от 11 сентября того же года. Копии указа для его исполнения были направлены в Московское Синодальное правление, казанскому, вятскому, астраханскому, нижегородскому, рязанскому, воронежскому архиереям и архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Димитрию Сеченову.  Речь в этих документах шла о массовой христианизации народов Поволжья. Используя опыт христианизации тюркских племен Болгарского ханства и Литвы, а также печенег, кипчак и огузов Восточной Европы в целом можно заключить, что к 40 – м годам XVIII века Российским правительством была завершена подготовка к этапу массовой христианизации иноверцев. В результате первой миссионерской деятельности в Казанской губернии было крещено более 30 тысяч мусульман и язычников, из них мусульман 16 тысяч человек. Новокрещеные на три года освобождались от уплаты налогов, призыва в рекруты. При этом указ предусмотрел, чтобы все налоговые льготы должны были компенсировать те, кто не хотел креститься. Государство, переложив платежи крещеных на некрещеных, ставило приверженцев своей веры, в чрезвычайно сложное экономическое положение. Налоговый пресс в отношении татар-мусульман возрастал в зависимости от темпов крещения. Кроме того, правительство за принятие святого крещения предусмотрело различные подарки и денежное вознаграждение от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Богатый получал подарки более ценные, чем бедный, мужчина больше, чем женщина, дети меньше, чем взрослые…Реализация положений именного указа от 11 сентября 1740 г. происходила во время двадцатилетнего правления Елизаветы Петровны. Ее общим итогом стала массовая христианизация иноверческих народов. Именно в годы ее правления начался новый этап борьбы с приверженцами старообрядчества, в тайге запылали «гари» – самосожжения старообрядцев. В эти же годы усилилось преследование евреев как ненавистников имени Христа, которых было решено немедленно выселить из России и ни под каким видом в страну не пускать. На доклад, в котором говорилось о возможных экономических потерях России в случае осуществления этих мер, Елизавета Петровна наложила резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».29

          В статье «Христианизация татар» Файзулхак Ислаев пишет: Организация массового крещения иноверческих народов в Волго-Уральском регионе началась под непосредственным руководством архимандрита Димитрия Сеченова. В 1741 г. в Царевококшайском уезде 416 марийцев крестил Георгий Давидов; 475 марийцев и удмуртов Уржумского и Вятского уездов – Вениамин Пуцек-Григорович; 721 мордвина в Алаторском уезде – управитель Новокрещенской конторы Димитрий Сеченов; 114 мордвин Пензенского уезда – Стефан Давидов. Совместные усилия государства и миссионеров стали давать свои результаты. Так, за 1741 г. и январь 1742 г. было крещено 143 мусульманина, 3 808 мордвы, 3 785 марийцев, 806 вотяков, 617 чувашей, всего 9 159 человек.  10 мая 1742 года Синод предписал «имеющиеся в Казанской и прочих губерниях татарские мечети, которые построены после запретительных о том нестроении указов, где б оныя ни были, все сломать без всякого отлагательства и впредь строить не допущать и позволения в том не давать». За короткий срок в ряде территорий России было снесено 545 мечетей, в том числе в Казанском уезде и Татарской слободе г. Казани было разрушено 418 мечетей из 536. Остальные – в Сибирской губернии (98 из 133), а также в Астраханской губернии (29 из 40). Нам удалось обнаружить в Российском государственном архиве древних актов «Экстракт в правительствующий Сенат из Казанской губернии о татарских мечетях», в котором приведены полные данные о 536 разрушенных мечетях в различных селениях Казанского уезда и Татарской слободы города Казани. Итоговые данные свидетельствуют о том, что полностью были разрушены мечети: в Казанском уезде по Галицкой дороге – 17, по Алатской дороге – 91; по Зюрейской дороге не сломана одна мечеть, а разрушено 96. Больше всех – 52 и 65 мечетей – оставлено в селениях по Ногайской и Арской дорогам; здесь количество разрушенных мечетей было соответственно 83 и 127.

          Таким образом, этот документ позволяет уточнить время и географию разрушения мечетей. В целях стимулирования крещения активно использовались налоговое льготы крещеным и возложение дополнительных платежей на не переходящих в православие. Особенно в сложной ситуации оказывалось мусульманское население в тех районах, где темпы христианизации были высокими. Одним их них являлась Нижегородская епархия. Поэтому не случайно служилые мурзы и татары разных деревень Алаторской провинции жаловались на свое тяжелое экономическое положение.  Отвергающие христианство миссионеры ограничились только заключением в монастырь и духовным просвещением. Чаще наказание было более жестоким. В 1743 г., в разгар насильственного крещения, в ислам перешли 33 чуваша, а 26 чувашских женщин вышли замуж за татар и также приняли ислам. Узнав об этом, Казанская губернская канцелярия повелела «обрезанных чуваш» увещевать к крещению, а в случае отказа бить их нещадно плетьми при депутате от Новокрещенской конторы. Признанные основными виновниками перехода чувашей в ислам 16 татар-мусульман были сосланы навечно в Сибирь.  Дети, рожденные от татар, отбирались от родителей и раздавались на воспитание новокрещеным чувашам. Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение массовой христианизации иноверческих народов Волго-Уральского региона дала свои результаты. Всего за двадцать лет этой кампании (1741-1761 гг.) было крещено 359570 человек 5 из них татар 12649 человек. Фактически до 1747 г. татары оставались в целом в рамках исламской религиозной идентичности: среди них число принявших православие с 1741 г. составляло 713 человек. Как свидетельствует анализ этнического состава крещеных, за рассматриваемый период в православие было обращено больше всего и чувашей (184677). Гораздо меньше крещеных было среди марийцев (63346), мордвы (41 497) и вотяков (47376). Основными уездами христианизации языческих народов стали Казанский, Алаторский, Симбирский, Вятский, Свияжский, Пензенский, Уфимский уезды.30               
       
          Население России с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в. росло исключительно высокими темпами, увеличиваясь быстрее, чем в какой-либо иной европейской стране. Рост этот в то время шел почти исключительно за счет внутреннего прироста, поскольку присоединение обширных и густонаселенных территорий еще не имело места. К началу 1680-х годов численность населения России составляла 11,2 млн. человек, к 1719 г. увеличилась до 15,6 млн., а к 1762 г. — до 23,2 млн. человек. Так, в октябре 1744 г. в Ардатовской волости, состоявшей из 84 деревень, «все до сущего младенца крестились, и некрещеной мордвы уже ни одного человека не осталось». Через два года в Нижегородской епархии насчитывалось 50 430 новокрещеных, и для них было построено 74 церкви.31

          Наиболее насильственный этап христианизации татар и башкир был прерван в 1755 году восстанием мусульман под руководством муллы Батырши Алеева. Батырша, пытаясь придать организованный характер стихийному возмущению народа, за несколько месяцев подготовил «Воззвание» призывающее начать открытое вооруженное выступление. Мало результативными во многих случаях оказывались усилия по приобщению крестившихся к догматам православной веры. Позднее идеолог просвещенного миссионерства среди татар-мусульман Н.И. Ильминский отметит, что «большинство татар упорно остается в мусульманских заблуждениях; малая часть приняла св. крещение, но и та или бессознательно и равнодушно хранит церковную обрядность, не проникая в смысл и существо христианской веры, или даже в слепой заботливости о своем спасении тайно и явно отпадает от истины ко лжи». Прослеживая исторические факты, лишний раз убеждаемся, что формирование русского народа происходило путем применения тактических приемов «византийской политики», в результате которого христианизации и славянизации были подвержены сотни тысяч татар, мордва, калмык, чуваш, удмурт и т.д. Вероятно поэтому существует поговорка «поскреби русского – найдешь татарина»32
 
               
                Алиев Рафик шейх Гюльбала оглу   
                г. Ширван 23.08.2021.               




  Список литературы:

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Война Тимура с
        Тохтамышем.
2. Тохтамыш подарки и Визанития – taii taii_liira — LiveJournal taii-liira.livejournal.com›179396.html
3. Татары Великого Княжества Литовского: наследники Золотой Орды
4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Польско-литовские татары.
5. Едигей – рувики: Интернет-энциклопедия.
6. Поход Виовта на Псков в 1405 г. – КиберПедия.
7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.  Василий I.
8. Рувики.  Иван  III  Васильевич биография государственного деятеля.
https://ru.ruwiki.ru/wiki/
9. Как Иван  III  с Византией породнился, взяв в приданое величие Руси. 10. Портрет Софьи Полеолог. https://hrono.ru/statii/1900/nikitin_sofia.php
11. Византийски й Временник. Том XI, И. ИРМШЕР ПАЛЛАД (Перевод с немецкого И. Черновой). Стр. 24. http://www.vremennik.biz/sites/all/files/BB11_12.pdf
12. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Василий III.
13. Профессор Игорь Панарин о доктрине «Москва третий Рим». https://dzen.ru/a/Y9AvxgCyQhBqw54b
14. Иван Грозный, биограыия государственного деятеля – Рувики.
15. Ногайцы – история, численность и расселение народа, язык…Рувики.
16. Внешняя политика. Казанские походы. https://studbooks.net/678208/istoriya/vneshnyaya_politika.
17. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Астраханское ханство.
18. Как Иван Грозный ликвидировал Астраханское ханство. 19. Иван Грозный – Энциклопедия Руниверсалис.
20. Опричнина – Рувики: Интернет – энциклопедия.
21. Зачем Иван Грозный в 1575 году венчал на царство Симеона Бекбулатовича Об
        этом сообщает "Рамблер". Далее: 22. Почему Иван Грозный отрекался от престола. https://yandex.ru/q/past/7461235713/
23. Альтаф Гюлбахмедов. Малоизвестные татарские разности – 20.
http://proza.ru/2013/03/14/1373
24. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович – два царя на троне (польный разбор
        загадки). https://dzen.ru/a/YJUYGaX4cCaxvRcl
25. Рафаил Кадыров. «Мысли о царе Иоанне IV, его сыне, судьбе Руси».
http://proza.ru/2013/10/04/572
26. Христианизация чувашей.  http://enc.cap.ru/?lnk=2650&t=publ
27. Политика христианизации. https://pomnirod.ru/articles/dvoryanstvo/ 
28. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам Поволжья от Петра I
        до Елизаветы Петровны. https://cyberpedia.su/3x11bfa.html
29. Массовая христианизации татар. https://islamnarusi.livejournal.com/1541.html
30. Религиозная политика Российского государства и ее реализация в Волго-
        Уральском регионе.
31. Российская общество в первой половине XVIII в. Глава 4.
32. За что татарский богослов из XVIII века попал в немилость Всемирному
        русскому народному собору?
      
 


Рецензии