Смысл жизни

Прочитал статью Анатолия Перкина "В чём смысл жизни":
http://proza.ru/2015/05/03/346

Написал рецензию, потом стал читать другие рецензии, которых довольно много, и комментировать их. Вот что из этого вышло:

Моя рецензия:

С одной стороны прав японский писатель, который говорит, что смысла жизни нет - это точка зрения Бога. Бог знает, что все идет по его сценарию, отклонения от которого невозможны, поэтому рыпаться кому-либо бесполезно. Но правы и люди, которые находятся в вечном и лихорадочном поиске этого самого смысла, заблуждаясь будто есть какая то свобода выбора. Своими неимоверными потугами они генерируют невероятные эмоции вокруг себя, которыми подпитывается Бог, радуясь тому, что его Творение вызывает такой вихрь энергии. Получается как бы взаимовыгодный обмен: Бог создал жизнь и людей, а люди не дают соскучиться Богу, находясь в бесконечном страстном порыве. Поэтому Бог и любит всех талантливых людей, писателей, поэтов, ученых, актеров - он получает от них огромную эмоциональную отдачу. Как я убедился Проза является кладовой таких талантов - это место где бушуют страсти, бурлят эмоции, место силы, место где хорошо Богу.
Степан Касатский   14.01.2025 21:19

Мои комментарии к чужим рецензиям:

1) Смысла нет. Это давно доказано. Смысл жизни в поиске смысла жизни. И всё.
Лидия Невская Сызрань   13.01.2025 04:44

Так и есть, для нас, кто находится внутри жизни "Смысл жизни в поиске смысла жизни". Если мы перестанем искать смысл жизни, то мы перестанем жить, так как жизнь потеряет свой смысл. Но если посмотреть на жизнь извне, то в ней вообще никакого смысла нет, вернее смысл существования стороннего наблюдателя заключается в наблюдении за поиском смысла жизни тех, кто находится внутри жизни. Тем самым находящиеся внутри своим поиском поддерживают как себя, так и стороннего наблюдателя.
Степан Касатский   14.01.2025 21:48

2) Что-то кощунственное проступает в разговорах о смысле жизни. Меркантильное. Какую пользу я принесу, а равно и поимею от жизни? Тогда как задумываешься о смысле в какой-то особый момент. А в повседневности элементарно живёшь примитивными действиями жизнеобеспечения, в лучшем случае понимая то что если хочешь улыбнуть создателя то просто расскажи ему о своих планах. Увещевания о том что вот так-то и так-то делать не хорошо, - многих ли отвратили от его намерений? А смысл и есть смысл - придумка, чтобы выделить себя над волей мироздания.
Виктор Гранин   14.01.2025 16:46

У вас мудрый взгляд стороннего наблюдателя. В основном все здесь думают по-другому, как типичные объекты наблюдения. Мне близок ваш подход, но он губителен, вреден и опасен, так как нас могут забросать камнями те, кто абсолютно уверен в том, что нашел смысл жизни, а таких здесь большинство - вон как мудро и уверенно рассуждают. Мы для таких людей как красная тряпка для быка, т.к. своим существованием подрываем их жизненные устои и принципы, выбиваем у них почву из-под ног. А кому понравится, когда пытаются разрушить его мировоззрение?
Степан Касатский   14.01.2025 22:16

Спасибо Степан за поддержку. Но все-таки близость наших взглядов на смысл жизни не полная. Вот Вы говорите что он губителен, вреден и опасен, так как нас могут забросать камнями большинство.
Но за три четверти века жизни испытав немало приключений, странно ожидать оригинальных каверз от попутчиков по жизни. А случавшиеся ранее теперь представляются забавными. Если пройтись по страницам моих публикаций, то вполне можно убедиться в том что я не бежал от жизни, но и не лез на рожон. Претензии к себе иронично игнорировал. А свои к ни глушил в зародыше. Врагов к себе не нахожу а в друзья не набивался. Никчёмный человек я? Как знать! Поводов для угрызения совести не так уж много. Это к тому что есть ли ко мне у кого претензии - это их проблема.
Так что бессмысленное существование не противоречит интенциям Природы. А, думаю, и соответствует бесконфликтному её императиву. Побеседовать с тобой было бы интересно, да в ближайшие дни затруднительно.
Виктор Гранин   15.01.2025 00:01

Виктор, "три четверти века жизни" - это сильно, я могу похвастаться только двумя четвертями, правда год моего рождения - как раз три четверти ХХ века.
А в том, что вы дожили до столь почтенного возраста при ваших то крамольных взглядах, ничего удивительного нет. Дело всего лишь в том, что вы не достигли того уровня известности, который позволил бы вам влиять на массы, вот тогда бы вам несдобровать, как Руссо или Толстому. А так, кому мы с вами, мелкие сошки, пописывающие на Проза.ру, нужны? Никому не нужны, имя наше "никто", и звать нас "никак" - только благодаря этому и топчем пока Землю-матушку.
Степан Касатский   15.01.2025 01:28

3) Не знаю, почему редколлегия Проза.ру всё время рекомендует этот текст? Переливание из пустого в порожнее. Это то же самое, что говорить: "Давайте, все хорошие люди объединимся и будем бороться против всего плохого". Рассуждать о смысле жизни - бессмысленная трата времени.
Руслан Исчанов   11.01.2025 10:20

Уважаемый Руслан! Если у человека не будет смысла жизни, то тогда и не будет ценностей. И тогда к чему он будет стремиться, в чём увидит радость своего бытия.
Анатолий Перкин   11.01.2025 11:18   Заявить о нарушении

Надо не рассуждать, а жить. Жить по законам человеческого общежития. Искать смысл жизни бесполезно. Если задуматься, жизнь абсурдна. А если не задумываться, жизнь прекрасна.
Руслан Исчанов   11.01.2025 13:18

Может лучше стараться жить по Божьему Закону, чем по законам человеческого общежития.
Анатолий Перкин   11.01.2025 13:38

По законам какого Бога? Их так много. А это не тот Бог, который позволил умереть миллионам людей в нацистских концлагерях? Или тот, который позволил бросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки? Что-то нет желания жить по его законам.
Руслан Исчанов   11.01.2025 15:37

Это делает не Бог, а люди. Господь не ограничивает человека в его поступках. Он даёт ему свободу выбора. Мы думаем что нам всё позволительно, но в конечном итоге страдаем от своего несовершенства, жадности, глупости. Если бы мы верили в бессмертие души, которая понесёт наказание за наши дела, то тогда меньше бы творили зла. Странно, что во всём можно обвинять Бога, снимая с себя ответственность. Придёт время и мы все предстанем перед ним. И что мы ему тогда скажем?
Анатолий Перкин   11.01.2025 15:56

А зачем такой Бог, который позволяет людям творить зло? Его называют Отцом, но какой к примеру, я отец, если разрешу своему ребёнку совершать плохие поступки. Атеистический СССР существовал согласно законам морали, а сейчас чуть ли не 99 процентов верующих, а творится сплошное бл..дство. Нет, защити Бог от такого Божьего порядка.
Руслан Исчанов   11.01.2025 16:03

"А это не тот Бог, который позволил умереть миллионам людей в нацистских концлагерях? Или тот, который позволил бросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки?" - тот самый.
"А зачем такой Бог, который позволяет людям творить зло?" - я для себя это так объяснил:
http://proza.ru/2024/12/29/314
Степан Касатский   14.01.2025 21:27

Прочитал. Остаюсь при своем мнении.
Руслан Исчанов   14.01.2025 21:35

"Не знаю, почему редколлегия Проза.ру всё время рекомендует этот текст? Переливание из пустого в порожнее." - да, на первый взгляд это пустое бесполезное занятие. Но если вы вдруг захотите узнать чем живут люди, чем дышат, что ими движет, то спросите у них про смысл жизни, и вы получите подробнейшее, абсолютно честное и правдивое досье на каждого.
Степан Касатский   14.01.2025 22:30

4) На самом деле это каверзный вопрос. Спросить "в чем смысл жизни" у человека означает понять его ценности. А ценностей действительно у людей может быть много, но в наши тела заложены ценности жизни миллионов лет эволюции - в том числе зависящие от выбора наших предшественников, поэтому для мужчины смысл жизни может быть в том, чтобы видеть рядом с собой красивую женщину, или в том, чтобы воевать с другими мужчинами, или в том, чтобы свободно ходить по горам, смотреть красоту природы, или в том, чтобы путешествовать, открывать новые чудеса и страны, познавать что-то новое...
Егор Фёдоров Петренко   11.01.2025 05:02

"Спросить "в чем смысл жизни" у человека означает понять его ценности" - вот это точно. Хочешь залезть человеку в душу и выяснить его стержень, что им движет - спроси его про смысл жизни, и он будет у тебя как на ладони, во всей своей беззащитной наготе.
Степан Касатский   14.01.2025 22:02

5) Смысл - это феномен, феномен- это очень редкое явление. Значит смысл есть, но встречается очень редко и поэтому не стоит ни о чем задумываться, потому что бесполезно. Успехов.
Галина Рязанова   20.10.2018 11:00

Хорошо сказали про "не стоит ни о чем задумываться, потому что бесполезно", где то я такое слышал - медитация, отрешение, очищение сознания, нирвана. Самые счастливые люди те, которые живут и ни о чем не парятся. Самое здоровое мировоззрение, увеличивающее продолжительность жизни.
Степан Касатский   14.01.2025 22:39


Рецензии
Здравствуйте, Степан!
Открывая Вашу работу о смысле жизни, я предполагал, что в ней Вы расскажете о своем понимании смысла жизни и опасался, что Ваше понимание окажется слишком оригинальным, экстравагантным. И что я напишу тогда в комментарии? - думалось мне. Не люблю критиковать чужую точку зрения.
Пронесло. Вы выступили в роли комментатора чужих мыслей и создали мозаичную интересную картинку.

Я много писал на тему смысла, на Прозе ей посвящен целый раздел. Чтобы не грузить Вас моими работами, приведу здесь несколько близких мне идей на тему смысла.

П.Успенский. «Жизнь,  которую  мы  знаем,  сама по себе лишена цели, ее невозможно объяснить  из нее самой.  Ни ее страдания, ни радости, ни величайшие достижения не имеют никакого смысла. Все это или подготовка к какой-то другой, будущей жизни,  или просто  ничто».

Е.Трубецкой в своей работе «Смысл жизни» проводит мысль о том, что смысл жизни заключается в совпадении личных и сверхличных интересов и ценностей в жизни человека. Грубо говоря, человек обретает смысл тогда, когда занимаясь любимым делам (работа, хобби), он этим «служит» другим людям, приносит им пользу, дарит радость.

Иначе понимает смысл жизни С.Франк. Квинтэссенцией его работы «Смысл жизни» являются, на мой взгляд, две следующие цитаты:
«Для  того, чтобы жизнь имела смысл, необходимо два условия: существование Бога и наша собственная причастность Ему».

«Никакое  дело  не  может  осмыслить  человеческой  жизни,  но  если  жизнь  уже  осмыслена  единением  с  Божественным  источником,  то  любое,  даже  самое  незначительное  дело  может  иметь  смысл».

Также я не раз прослушал три лекции на тему смысла жизни иудейского проповедника, выходца из СССР, Ашера Кушнера.
Почему не раз? А уж очень увлекательно он говорит - притчи, художественные образы, юмор.
В первой лекции Кушнер бомбит все возможности осмыслить земную жизнь, исходя из нее самой. Во второй проводит мысль, что земная жизнь имеет большой смысл, если мы рассматриваем ее не как «цель», а как «средство» по отношении к вечной жизни. В третьей самой смешной лекции говорит о том, как совместить земную жизнь с религиозными убеждениями и практикой.

А.Осипов, беседы и лекции которого я периодически слушаю, проводит ту же идею - земная жизнь не является самоценной, она место подготовки к вечной жизни.

Честно признаюсь, мне в мои 72 года близки мысли перечисленных авторитетов. Возможно Вам, Степан, юному искателю смысла жизни (50 лет - совсем ничего) покажется трусливым и жалким цепляние за Бога нас, старичков, но что поделаешь. На Него, родимого, только и надежда.

Евгений Терещенко   12.02.2025 12:03     Заявить о нарушении
Евгений, огромное спасибо, вторая ваша рецензия и еще более объемная, чем предыдущая. Все изложенные вами точки зрения на смысл жизни очень интересны. Не могу серьёзно возразить ни одному авторитету из вашего списка искателей смысла жизни, каждый по своему прав.

Нет, что вы, я очень уважительно отношусь к людям старшего поколения и тоже жалко цепляюсь за Бога, но только может быть немного отличным от вас способом. В ваших взглядах я заметил некоторый консерватизм человека старой закваски, но это всё равно не умаляет прогрессивности и новаторства ваших взглядов. В моей же голове находится полный винегрет и каша, так как рос я в одной стране, а потом меня вдруг неожиданно выдернули в 16 лет из этого мира и поместили в совсем другую среду. Вам в 91-ом году было уже 38 лет, а это зрелая сформировавшаяся личность, в которую сложно вливать литрами что-то новое, в отличие от меня шестнадцатилетнего, из которого жизнь верёвки могла вить, что собственно и произошло.

Но всё рано, несмотря на существенную разность в условиях формирования личности, мы с вами очень похожи. По крайней мере я это заметил, да и вы думаю тоже, иначе вы не уделили моей скромной молодой пятидесятилетней персоне столько внимания.

У меня тут есть другое произведение, и отвечая рецензенту я неожиданно для себя выдал такую революционную мысль:

"Бог всё сделал специально. Специально посадил рядом с Адамом и Евой дерево, чтобы они в концов не выдержали и попробовали. Но это всё не просто так, а чтобы заманить рогатого в ловушку. Рогатый видит: ага, первые люди, рядом с ними дерево, отлично, пойду соблазню Еву. У него это естественно получилось (кто бы сомневался, с его то умом и хитростью). Ева в свою очередь соблазнила Адама, люди стали смертными и рогатый начал ими править, устанавливать на Земле свои фашистские порядки. Что Богу и было больше всего нужно. Главной целью Бога, ради которой он затеял всю эту историю, было наглядно показать всем, какой его главный враг на самом деле тупорылый и бездарный правитель. Если бы не было всей этой истории с грехопадением, то и истинная суть лукавого осталась бы нераскрытой. А так все всё поняли, на практике так сказать, и скоро мессира дружно попросят отсюда, как руководителя доказавшего свою полную профнепригодность."

Не ожидал от себя такого, и нигде не слышал что-либо подобное. Эта мысль показалась мне настолько дерзкой и новаторской, что она в настоящий момент представляется мне ни много ни мало главным смыслом существования всего человечества.

Степан Касатский   12.02.2025 16:13   Заявить о нарушении
Можно соглашаться или не соглашаться с Вашей трактовкой библейского мифа, но важно то, что Вы мыслите самостоятельно, оригинально, творчески. С чем я стопроцентно согласен, так это с тем, что мир не находится во власти и управлении Бога. Рогатый цепко держит его в руках, а Бог, по выражению Н.Бердяева, присутствует в мире инкогнито. Миром правит, опять же по Бердяеву, «князь мира сего», по Вашему определению рогатый. Если не секрет, Степан, где Вы проживали и проживаете? Сам я родом из села Воронцовка, Воронежской области. В 16 лет, в 1968 году, уехал в Днепропетровск, где и проживаю по сей день.

Евгений Терещенко   12.02.2025 17:15   Заявить о нарушении
Евгений, вы даже не представляете себе, как порадовали меня вместе с Николаем Бердяевым этим вашим "Рогатый цепко держит его в руках, а Бог, присутствует в мире инкогнито". Я кричу здесь об этом на каждом углу и ещё ни разу никто не согласился со мной, хотя и не опроверг в явном виде. Хотя когда я смотрю по центральным каналам богослужения в честь больших православных праздников, то очень часто слышу там выражение "Князь мира сего". То есть получается, что это очевидная вещь, про которую говорится на государственном уровне, но на бытовом уровне люди почему то предпочитают отмалчиваться. И я кажется догадываюсь почему. Каждый человек наверное на подсознательном уровне понимает, что с Князем шутки плохи, и лучше лишний раз не упоминать его имя всуе, дабы обезопасить себя от возможных негативных последствий.

Честно говоря не люблю распространятся про место своего оседлого проживания, так как люди часто имеют негативное представление о его обитателях, подразумевая их заносчивость, чванливость, пренебрежительность и брезгливость. Думаю вы догадались, что речь идёт о столице нашей Родины. Хотя я всячески открещиваюсь от возвеличивания этой большой деревни и очень симпатизирую жителям любых регионов нашей большой страны.

Правда у меня был опыт проживания в другом регионе, а именно в Ленинграде в 80-е годы, когда моего папу военнослужащего отправили учиться в местную академию связи на два года. Это были незабываемые времена, полные новых впечатлений и знакомств. Мои родители боялись, что после окончания обучения нас по распределению отправят куда-нибудь сильно подальше от столицы, но этого не произошло и мы вернулись в родные пенаты, где проживаем по сей день.

Воронеж и Днепропетровск мне дороги прежде всего своей футбольной историей, так как я заядлый футбольный болельщик с раннего детства. Воронеж прежде всего ценен для меня тем, что в его знаменитом футбольном клубе "Факел" начинал свою карьеру известный спартаковский нападающий Валерий Шмаров, в котором он и родился в день защитника Отечества 23 февраля 1965 года. А Днепропетровск мне запомнился своей знаменитой атакующей четвёркой Таран-Лютый-Литовченко-Протасов, которая крушила всех авторитетов направо и налево в 80-е годы, вознеся днепропетровский "Днепр" на вершину Олимпа советского футбола, то есть сделав этот клуб чемпионом СССР. Что является небывалым событием для тех лет, так как была прервана многолетняя гегемония столичных клубов и киевского "Динамо". Протасов кстати тогда несколько лет становился лучшим бомбардиром чемпионата СССР. К сожалению, после того как он отправился на повышение в "Динамо" (Киев), его карьера пошла на спад, что в общем то неудивительно и происходило со многими молодыми талантами, оказавшимися в том или ином суперклубе.

А по какой причине вы в 16 лет так кардинально поменяли место жительства? Подозреваю, что это связано с переменой места работы одного из ваших родителей, потому что так обычно в жизни шестнадцатилетних юношей и бывает. Но может в вашем случае была какая то другая причина?

Степан Касатский   12.02.2025 19:47   Заявить о нарушении
Спасибо за откровенную информацию, Степан!
О себе. В Днепропетровске жила моя родная тетя, и я после окончания восьмилетки приехал к ней, поступил учиться в техникум. Мама не очень хотела меня отпускать, но мне «тесно» было в селе и я рвался в город. До смерти мамы в 2008 году, я ежегодно ездил на родину в отпуск.
В советской время, еще с детства, я был фанатом московского «Спартака». Моими кумирами были Г.Хусаинов, Н.Осянин, более поздние Киселев, Папаев, Калинов, Амбарцумян, еще более поздние Гаврилов, Черенков, Шавло и многие другие. Не только смотрел матчи Спартака, но и вел учет забитых футболистами мячей и заносил другие данные по разным призам: крупного счета, Г.Федотова и др. За украинские команды, в том числе, и за Днепр, я никогда не болел и много натерпелся от болельщиков киевского Динамо. Я вообще патриот русского мира, а не Украины. Сказывается не только мое происхождение, но и любовь к русскому языку, русской литературе, советским песням и фильмам. На тему Украины у меня есть ряд работ в папке «История и политика».

Евгений Терещенко   12.02.2025 20:52   Заявить о нарушении
Очень интересно, Евгений, оказывается нас сближает не только любовь к Толстому, но и к московскому Спартаку, за который я стал болеть следуя примеру папы и дяди. У вас конечно стаж боления гораздо более внушительный. Вы перечислили таких спартаковских динозавров, что я их только в советской чёрно-белой хронике видел. Только Гаврилова-Черенкова-Шавло зацепил немного в раннем детстве. Я тоже покупал разные газеты, делал вырезки, рисовал таблицы, в общем тот же диагноз, что у вас. Моими спартаковскими кумирами являются Черенков, Цымбаларь и Кечинов. Последние двое из девяностых, так что вы их наверное и не заметили.

А самый знаменитый спартаковский авторитет Никита Симонян вообще не чужой для меня человек, однажды он принял непосредственное участие в моей судьбе. Меня хотели отдать в футбольную секцию и мой дед, большой советский начальник-функционер позвонил Никите Павловичу с просьбой посодействовать. Потом я никак не мог понять, почему среди сотен мальчишек, которые гоняли полчаса мяч, до которого я ни разу не дотронулся, отобрали именно меня (ну и ещё нескольких самых талантливых парней). Потом только спустя десятки лет мне всё рассказали.

Я тащился от всего советского футбола, русского, украинского, белорусского, кавказского, азиатского, прибалтийского, мне всё было интересно. Отлавливал на экране телевизора каждого нового таланта и восхищался им без оглядки на его территориальную принадлежность.

Вы оказывается были решительным молодым человеком, не лишённым авантюризма, раз в 16 лет взяли и покинули покинуть отчий дом и переехали в крупный город. Я честно говоря в этом возрасте боялся далеко отойти от маминой юбки.

Я не считаю себя патриотом какого-либо мира, я сам по себе, никто мне ни указ, ни Трамп, ни Путин, ни Зеленский. Живу своей головой и стараюсь никому не подчиняться и никому в рот не смотреть. Сегодня хвалю одного лидера, завтра другого, послезавтра третьего. Сегодня я z-патриот, завтра оппозиционер, а послезавтра вообще полный анархист, отрицающий любую власть. Такую позицию все осуждают, потому что любые охотники за головами мечтают завладеть твоими сердцем и душой, но ни фига у них не выйдет, моя независимость не продаётся. Посылал и буду посылать куда подальше абсолютно всех, от Навального до Соловьёва. Только к Маргарите Симоньян неровно дышу, уж больно она остра на язык, находчива, смекалиста и отважна. Также сочувствую всемирному левому рабоче-крестьянскому движению, так как уважаю их борьбу с правым фашистским порядком.

Слушайте, вы говорите, что патриот русского мира, а живёте в Днепропетровске, который находится на территории Украины. Знаю что патриотически настроенные люди стараются слинять оттуда побыстрее от греха подальше, а вы там как умудряетесь выживать?

Степан Касатский   12.02.2025 22:03   Заявить о нарушении
Ответ в личке.

Евгений Терещенко   13.02.2025 08:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.