Ключ к капкану
Один из нас
Уж так получилось, что только сегодня я смог прочесть июньский выпуск христианской газеты «Забый Алтарь». И, как всегда, начал просматривать его с материалов приложения для заключённых «Ключ к капкану», то есть, с писем и статей запертых в камерах людей.
Их рассудительные статьи, такие, например, как «Зло внутри тебя» (Ю.Авдеев) и (Ю.Завгородний) захватывают порой больше, чем назидания иных современных теологов. Тому есть причины: говорить с кафедры, то есть, читать скопированные проповеди это одно дело, а писать под шум сокамерников, в полумраке, в спёртой атмосфере, согнувшись на кровати письмо в редакцию – совсем другое дело. В первом случае мы имеем демонстрацию чужих мыслей и описание кем-то прожитых поучительных случаев, а во втором – собственные переживания и собственный жизненный опыт. Как говорят евреи, большая разница: знать, что говорить, или говорить то, что знаешь.
Так вот, некоторые статьи зэков очень полезны как для их товарищей по несчастью, так и для многих из нас, не обязательно заслуженно вкушающих свободу. Дело в том, что свободы разные бывают. В этике, к примеру, она рассматривается в контексте свободы воли. А в «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Законы эти разрабатываются государственными мужами. Ими же нередко и нарушаются. Что уж тогда говорить о тех, для кого законы, собственно, задуманы – простом народе, особенно, если народ живёт в нужде и без Бога.
В капкане...
Для иных высокопоставленных безбожных чиновников закон всего лишь дышло, другие же следят за тем, чтобы все вокруг (кроме их самих) держались законов, третьи халатно относятся к расследованию дел, четвёртых – подкупили. Таким образом, на скамью подсудимых могут попасть и граждане, не совершившие преступления, то есть, не преступившие закон. Отсюда и по-настоящему правдивая и потому всем знакомая поговорка: «От сумы да тюрьмы не зарекайся». Она характеризует многогранную жизнь человека, как такового: вчера ещё ты с презрением относился к тем кто за решёткой, считал что они не имеют права ни на что, а сегодня – уже сам можешь оказаться... в заточении. Или, если ты молод и служишь, например, в Российской армии, можешь неожиданно для себя загреметь в дисциплинарный батальон, который, как известно, покруче лагеря.
Именно это случилось в своё время со мной и двумя моими сослуживцами. Мы были наказаны за драку, которая случилась не по нашей вине и в которую мы были втянуты обстоятельствами. А дело было так: присланные нам новички (старослужащие называют их «молодыми»), уже успевшие побывать в тюрьмах, наотрез отказались мыть в казарме полы. Я, как дежурный по роте, и мои друзья всё же заставили их подчиниться уставному порядку. Правда, не обошлось без пары еле заметных синяков. Вот и вся наша тогдашняя вина. Но, насилие - не приемлемый метод для решения тех или иных проблем. В те дни мы этого ещё не понимали. Да и уличное наше воспитание не противоречило тому, что мы сделали.
Потасовки в СА (Советской Армии) были обыденным явлением. Но в этот раз мы попали под новый Указ об усилении ответственности за хулиганство в армии (1969 год). Вот поэтому и осудили Военным трибуналом. Да не нас одних: за считанные месяцы, например, на Дальнем Востоке были переполнены все гауптвахты и дисбаты (дисциплинарные батальоны), а кому места на губе (гауптвахте) не хватило – рассовали по тюрьмам... Я, к примеру, оказался в Хабаровской тюрьме Там к тому времени ремонт затеяли, поэтому заключённых пришлось переселять из одних камер в другие. Таким образом я оказался... в камере смертников.(Ирония судьбы: чуть позже в этом же городе стану студентом института культуры...).
А ведь я все два года службы в армии готовился к поступлению в институт иностранных языков. И от того злополучного дежурства оставалась одна неделя до дембеля... А тут – трибунал... Капкан... Да ещё какой! Впрочем, судимость аукнулась в Германии: взять меня на службу в Московское отделение Германского Красного Креста отказали именно по этой причине. От немецких бюрократов ничего не утаишь. Помню, как одного переселенца (бывшего парторга) отправили назад не за то, что партийным активистом был, а за то, что не признался в этом. Скрыл.
Тюремные письма
Очень просто, конечно, разделить всех людей на правильных и неправильных: то есть, живущих по закону и нарушающих закон. Только в жизни бывает так, что тот, кто живёт вроде бы правильно, может оказаться на поверку куда худшим человеком, чем иной малоавторитетный зэк с многолетним стажем. Об этом как нельзя лучше убеждают свидетельства и проповеди бывших заключённых (см. на эту тему видео в Ютубе), да и мои личные с ними контакты.
Статьи таких осужденных, как Юрий Авдеев из Соль-Илецкой тюрьмы (его статью «Зло внутри тебя» я прокомментирую чуть ниже) показывают нам, что зэк зэку разница и что в заточении могут оказаться и люди, духовная зрелость которых просто поражает (во всяком случае, не чета иным христианам на воле). Должен признаться, что недавно один из заключённых преподнёс мне урок. Он прочёл мой комментарий к письму одного из его коллег. Последний не особо владел материей, о которой решил порассуждать письменно. Не получилось у него внятного и убедительного изложения. Местами даже ахинею нёс. И тут я, в качестве резонанса, выдал слегка критическую рецензию. А не надо было. На это вполне справедливо указал мне другой заключённый из той же тюрьмы - Андрей Лелет (см. «Забытый Алтарь» №6, 2024).
Собственно, удивительного в том, что из лагерей и тюрем зачастую идут очень рассудительные, умные и поучительные письма, нет. Там у здравомыслящего человека есть, наконец-то, время задуматься о судьбе своей, о будущем и о смысле жизни вообще.
Там он начинает осознавать, что действительно виновен перед обществом (если справедливо осужден) и что заслуживает наказания. Там же он, если на то воля Всевышнего, приходит к выводу о неизбежности Божьего наказания за содеянные им грехи. Но это, так сказать, в идеальном случае. Многие освободившиеся зэки для общества потеряны. И не потому, что эти несчастные не желают начать нормальную жизнь, а потому что им попросту не дают её начать: отказывают в жилье, в работе, в респекте. Не удивительно, что, быть может, даже большинство выпущенных на свободу граждан прозябает в тоске и одиночестве, хотя кругом толкутся люди и жизнь бурлит, как и прежде.
Словами Райкина
Что касается меня, автора этих строк, то я и после дисбата ещё целых тридцать лет продолжал жить ни во что не веря и надеясь только на себя. Правда, после того горького испытания-наказания стал, как говорил Райкин, более или менее обдумывать свои поступки «до того как». Пытался выбирать рациональные и, по возможности, безопасные для меня и окружающих меня людей решения. Кстати, вместо запланированного института поступил в Восточно-Сибирский институт культуры. В связи с переездом на Дальний Восток перевёлся в Хабаровский институт культуры. Но учёбу вскоре забросил. Так сказать, расслабился... Работал грузчиком, садоводом, электриком. Затем инспектором Отдела культуры при Исилькульском Райисполкоме.
Став постарше и порассудительней закончил всё же университет (ДВГУ). Так что чёрная полоса в моей жизни, слава Богу, не спалила и не сломила меня. Скорее даже наоборот: кое-чему научился, произвёл основательную переоценку ценностей. И, в конце-концов, пришлось столкнуться с Духом Божьим, хотя и не искал с Ним встречи. С этого дня жизнь пошла другая. Нельзя сказать, чтоб лёгкая или лучшая, чем была... Скорее наоборот. Но зато с живой надеждой на лучшее будущее и на встречу со Христом.
Для кого скирдуем?
Если вернуться к поговорке насчёт сумы и тюрьмы, то она действительно правдива, логична и поучительна. Помнить о ней нужно не для того, чтобы пытаться отговорить предприимчивых людей от перемен в своей благоустроенной жизни, а для того, чтобы сбить у них (у нас) чрезмерный гонор, самонадеянность и стремление – всё иметь, особо не напрягаясь (ср. Быт 3:17-19).
Но таким ненасытным собирателям Бог говорит: «Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь возьмут у тебя. Кому достанется все, что ты приготовил?» (Лк.12:20-21). Так будет с каждым, кто копит богатство для себя любимого: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). И где же оно, сердце наше? Знал одного деда, который всю жизнь собирал денежку, жёстко экономил, подрабатывал, калымил. А когда умер, делёжка этих его сбережений стала причиной размежевания и откровенной вражды между его детьми и внуками.
С материальными сокровищами, которые выманены, отжаты, сворованы, отобраны или награблены – дальше тоскливой темницы в местах не столь отдалённых вряд ли добраться. Такова жизненная закономерность, установленная Самим Богом. Правда, и там, в тюрьме, Всевышний Судья оставляет даже самому отъявленному преступнику, так сказать, последний шанс: покаяние. Полагаю, что некоторые из нас именно для этого, для спасения, попадают в тюрьму, зону, лагерь или дисбат.
И как здесь не вспомнить монолог «психа» Ивана Дмитрича из той же чеховской «Палаты»:
«Да, болен. Но ведь десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе, потому что ваше невежество неспособно отличить их от здоровых. Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения? Вы, фельдшер, смотритель и вся ваша больничная сволочь в нравственном отношении неизмеримо ниже каждого из нас, почему же мы сидим, а вы нет? Где логика?».
Такие мысли, наверное, уже не одному наблюдательному зэку приходили в голову. Но они не помогут очиститься от наслоения многочисленных грехов. Скорее наоборот. «Cидеть» (в аду), как преступники - злодеи, бандиты, насильники, разбойники, убийцы -, преступившие Божьи Заветы, будут те и другие, если не покаются.
Всё в ажуре?
Человеческая жизнь отличается тем, что в ней, практически, нет дна: даже если все очень плохо, может быть еще куда хуже. А если все хорошо – то это далеко ещё не значит, что и завтра, и всегда всё будет в ажуре и, тем более не значит, что завтра будет лучше, чем сегодня. Скорее наоборот, если вспомнить о предупреждениях Библии относительно приближающейся Великой скорби и катастрофического падения нравов. Последствия этого наблюдаем мы уже сегодня. Симптомы, если хотите, признаки последнего времени - тоже все налицо (Мф. 24:44; 25:13). Но: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы» (1Фес. 5:4).
Нас, всех человеков Планеты, согласно свидетельству апостолов, ожидают войны, кризисы, эпидемии, катаклизмы, голод, Тут логично было бы подготовиться к этим тяжёлым временам, призвать на помощь Всесильного Владыку, безоговорочно Ему довериться. Однако, многие из нас (пока ещё свободных), не имея представления о Библейских пророчествах и не имея контакта с истинными христианами, продолжают старую свою бесперспективную, а, значит, и бессмысленную во всех отношениях жизнь. Не удивительно, что тюрьмы забиты и не хватает мест для всё новых и новых этапников. Такая грустная картина наблюдается как в России, так и в Германии. Да и вообще везде, если полагаться на статистику, представленную в интернете. В то же время катастрофически не достаёт людям жилья, мест в детсадиках и даже работы. (Тюрьмы, жильё и прочие элементы инфраструктуры не строятся, видимо, из-за того, что элита рассчитывает на скорое сокращение населения... Искусственный интеллект поможет...).
Собственно, далеко ходить за примерами не надо. В ФРГ за последние время преступность возросла в несколько раз. Мою супругу подростки прямо средь бела дня ограбили. Она осталась без денег, без паспорта, без банковской карточки, без ключей от собственной, родительской и сыновней квартир. А через год её сбил молодой лихач на папиной машине... Чудом выжила, но до сих пор болеет.
Жертвами преступников, как известно, никто не интересуется. А самих преступников – или вообще не ищут или найти «не могут». Последние потом дальше грабят, лихачат, убивают. Если же и попадутся в руки правосудия, то, их или отпустят, как психически больных, или изолируют в модерновые каталажки, где уголовники, как ни в чём ни бывало, телевизор смотрят, компьютерными играми наслаждаются да в картишки перекидываются. Таких отпетых негодяев и тунеядцев не так уж и мало. Но и их Господь подбирает, если обратятся к Нему с повинной.
Осмелюсь здесь посоветовать как свободным, так и лишённым свободы молодым людям: что бы вы ни предпринимали, – убедитесь сначала в том, что, во-первых, предприятие ваше согласуется с волей Божией и потому никому вреда принести не может. Во-вторых, надо учитывать, что затея, какой бы благовидной она ни была, может и провалиться. А это, не исключено, может означать как суму, так и тюрьму. С другой стороны, если уж угодил в бомжи или, того хуже, за решётку, то, значит, Бог допустил такой неожиданный поворот в твоей сумбурной жизни. А для чего допустил – нетрудно догадаться, если внимательно прочесть письма из тюрем, особенно такие, какие были опубликованы в июньском и многих других выпусках «Забытого Алтаря». А ещё лучше, открыть, наконец, Священное Писание. Оно вразумляет, научает и ведёт.
Тяжбы...
А теперь заглянем в упомянутую вверху небезынтересную статью заключённого Юрия Авдеева. «Как можно зло остановить добром?».
Вопрос вполне резонный и всегда актуальный, тем более, что Библия и Христос именно этому нас и учат. Думаю, что если бы христиан в Мире было подавляющее большинство, этот вопрос не стоял бы на повестке дня. Но, коль скоро верующих меньшинство, зло продолжает не убавляться, а расти, причём не по дням, а по часам. Правда, один восточный мудрец дал нам, в связи с этим печальным явлением, следующий совет: «Если ты прав, то ты можешь позволить себе сохранять спокойствие. Если же ты не прав, то не можешь позволить себе потерять терпение». Терпение и выдержка – очень ценные качества. О них не однажды напоминает нам Священное Писание.
Апостол Павел пишет одной из самых проблематичных церквей того времени (в ней, кроме всего прочего, были конкурирующие группировки, споры и разногласия): «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы (суды, процессы, разбирательства, - П. Б.); вы обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (1Кор.6:7-8). То же самое происходит между преступниками, и между преступниками и их жертвами сегодня. Да и в современных церквях такие казусы не исключение.
К слову, мы с женой не подали в суд ни на грабителей (хотя супруга, увидев их позже, узнала), ни на лихача (хотя полиция нам предлагала обратиться в суд). Христос говорит «не противьтесь злому» (Мф. 5:38-39). И не судитесь с этим миром язычников (Кор. 6:2). Вот мы этого пути и стараемся держаться. Не всегда, правда, получается. Дьявол всех и всегда обрабатывает. Всех искушает. Всех провоцирует. А уж верующих – тем более! Но судиться с миром, как бы там ни было, христианам не пристало (1Кор.6:1-7). Мы не от мира сего (Ин. 18:36). Пишу всё это не хвастовства ради, а чтобы показать, что с Божьей помощью можно поступать так, как советует нам Его наимудрейшая Книга и Его преданные слуги: пророки, апостолы, священники, пасторы, пресвитеры, батюшки.
На «загнивающем» западе...
В своей статье заключённый Ю. Авдеев приводит слова царя Израилева Давида по случаю поношения его Семеем: «И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: «зачем ты так делаешь?» (2Цар.16:10). Ему-то Господь, в той экстремальной для еврейского (Божьего) народа ситуации, не то, что разрешил, но даже повелел злословить. Но миллионам сегодняшних матёрых матершинников, клеветников и сплетников – вряд ли... Участь их, если не изменятся в лучшую сторону, известна: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор.6:9-10).
Так или иначе, но в том, что трудней всего противостоять злу внутри себя, где этого никто (кроме всевидящего Бога) не замечает, Юрий прав. Однако, и скрытое зло рано или поздно вырвется наружу. И тогда человек предстаёт во всей своей неприглядности.
Пример. Прибыв на родину предков, я целый год не мог найти работу, хотя и имел два (техническое и гуманитарное) образования, тридцатилетний стаж работы и знание немецкого языка на бытовом уровне. Мои родственники все поустраивались на работы, начали строить себе дома и церкви, а я всё ещё заявления строчил да мотался по городам и весям в поисках подходящего занятия.
Мало того, долгое время не мог никак выбраться из, так называемой, нотвонунг (временное жильё, общежитие). Эти обстоятельства меня настолько обременили, что я начал злиться на всех подряд и на всё подряд. И, в конце-концов, эта злость переросла в депрессию и ненависть к чиновникам, к работодателям и вообще ко всей, как писали в СССР, западной «загнивающей» системе. Дошло до того, что начал называть немцев... фашистами и писать на них пасквили... Уже тогда я седьмым своим чувством увидел, понял, что старая Европа действительно не только загнивает, но уже и догнивает. Сегодня это видят уже все, кто хоть мало мальски петрит.
Закончилось моё мытарство, когда приняли меня на работу, и не куда-нибудь, а... в женский монастырь, расположенного прямо против нашего многоквартирного дома. Там приходилось делать всё, начиная от различных ремонтов и кончая подметанием двора. Другими словами, бывшему журналисту и старшему инженеру пришлось унизиться и смириться с обстоятельствами, которые, как я теперь понимаю, выпали мне по усмотрению Всевышнего. Именно здесь и именно в это благостное время получил я, который ничего, кроме смерти не заслужил, наиценнейшие подарки от Бога: веру, прощение грехов и живую надежду на вечную жизнь в Его Царстве.
Отомстил...
А вот ещё один свежий пример зла внутри нас.
Ваш покорный слуга бойко строчил одно время политические статьи (под призмой Библейского учения) для одного из многочисленных порталов российских немцев-возвращенцев. Постепенно отдельные интеллектуалы, в том числе мои друзья и приятели - профессора, писатели, учёные, общественники - начали противиться тому, что я, то и дело, привожу в своих статьях назидательные стихи из Священного Писания. Они даже накропали мне письмо, в котором утверждали, что народ смеётся над моими ссылками на волю и законы Божии. Тогда я попросил редактора, выдававшего себя поначалу за христианина, поддержать меня. Он же не только не заступился за меня и мою работу, но ещё и встал на их, кощунников, сторону...
Это меня настолько шокировало, я до того рассерчал, что открыто выступил против этого редактора, обвинил его в грехах, о которых читатели, конечно же, знать не знали. Получается, что отомстил ему, то есть, сделал то, чего нам Христос как раз-то не советует и не велит делать (Мф.5:38-42). Я, как христианин, должен был взять груз обид и оскорблений на себя и простить «предателю», потому что только так можно остановить зло, в какой бы форме они ни выражалось, и только так можно в подобной ситуации прославить Бога. .
Понятно, что простить за нанесённые обиды и оскорбления может только отрёкшееся от себя, от своей гордыни и высокомерия дитя Божье (Мк. 8:34). Отречение даётся трудно. Больно. И тяжело. Но оно крайне необходимо, если хотим называться учениками Мессии и следовать по Его стопам. Позже я, конечно же, сожалел о случившемся. Каялся. Перед тем редактором извинился. Надеюсь, Бог услышал мою молитву и простил меня.
Впрочем, уже знакомый нам заключённый Ю. Авдеев считает, что непрестанные молитвы нужны не Богу, а нам. Конечно, Отец наш Небесный и без наших с вами, уважаемые читатели, молитв прекрасно обойдётся (на то Он и Бог!), но Апостол Павел, которого Господь назвал «Мой избранный сосуд», говорит: «Итак будем через Него (через Христа, - П. Б.) непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его... ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15). Или вот: «И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения … Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем» (2Пар.7:12-16).
Скорее всего, Юрий хотел сказать, что молитвы больше нужны молящимся, чем Богу. Так оно, наверное, и есть, поскольку спастись-то нам нужно, а не Владыке. Но наши моления и общение с Ним желательны для обеих сторон. В Откровении Иоанна говорится о «золотых чашах, полных фимиама, которые суть молитвы святых» (Отк. 5:8). Зачем бы Отец наш Небесный собирал наши молитвы, если Он к ним безразличен и, если они Ему не нужны? Если на самом деле молитвы святых собираются на небесах, а сомневаться в этом нет у нас никакого повода, то следовало бы помолиться прямо сейчас!
Молитесь и не унывайте! Каждая молитва учитывается на Небесах и, стало быть, имеет для нас с вами, уважаемые, огромнейшее значение!
«Чужие дела»...
После многих очень правильных и мудрых рассуждений, Юрий Авдеев признаётся, что хочет разобраться в смысле своей жизни и поэтому пишет о том, что, пока, понял из Учения Христа.
Да, Слово Божье необъятно, как Небо. Как Вселенная. Почти два десятка лет я его исследую, а конца и края нет. И не будет! «Небо и земля прейдут, но слова Его не прейдут», настолько они велики, значимы и святы (Лк.21:33). И во многом для нас, смертных, пока ещё непостижимы. Знать всё обо всём будем потом У Бога.
В Священном Писании есть ответы на все наши разумные, оправданные вопросы. Главный из них, конечно же, тот, который рано или поздно задаёт себе каждый здравомыслящий человек: для чего живём? Правильней было бы, наверное, спросить «для кого живём?» Или, как пишет автор комментируемой статьи, «в чём смысл нашей жизни?» Откровенно говоря, меня этот его вопрос несколько удивил. Иметь такие глубокие духовные познания (если они, конечно, не с наскоку заимствованы) и не понимать смысла собственной жизни, согласитесь, чудновато как-то.
Было бы, конечно, странно, если бы Творец всего и вся не дал бы нам ответа на этот самый главный для нас вопрос.
Итак: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1Пет. 4:12-19).
Неужто эти стихи иным верующим обитателям тюрем не знакомы? А если знакомы, то почему до сих пор не понятен смысл жизни? Хотя, если уж мудрейший Царь Соломон пришёл к выводу, что всё тщетная суета, то что нам порой остаётся думать...
Меня одно время тешило рассуждение, приписываемое Эпикуру: «пока ты есть, смерти нет, а когда пришла смерть, нет уже тебя, так что ты со смертью никогда не встречаешься»... Так ли это? Ведь эти два мудреца не знали и половины того, что знаем мы сегодня.
Согласно Библии, суть всего сущего, начиная от нас с вами, уважаемые читатели и обитатели темниц, заключается, насколько я понимаю, в том, чтобы бояться Бога, делать добро, служить людям, соблюдать заповеди Всевышнего и прославлять Его Имя. Это и должно быть целью нашей с вами жизни! А все остальное - вторично. Все, что мы делаем, будет судить Бог. Поэтому очень важно стремиться делать добро и жить по воле Вседержителя. Достичь этой духовной планки можно, на мой взгляд, только зная Слово Бога живого и будучи под вождением Духа Святого.
И о том, что мы, чада Божии, призваны и должны (независимо от ситуации и обстоятельств!) Владыку прославлять, сказано в Писании несколько десятков раз. Именно для этого, для прославления трижды святого Властелина Вселенной и всех Миров, Христос (который как никто другой прославил Отца Небесного), пролил за нас кровь, подарил нам веру, омыл нас от грехов, спас от вечной погибели и приготовил нам жилище в вечном Доме самого Бога ЯХВЕ!
Быть со Христом, быть таким, как Христос – вот что должно быть смыслом и целью нашей жизни. Или есть другие мнения?
Да, существует попытка ответить на вопрос о смысле жизни ещё и следующим образом: жить нужно ради жизни – учиться, работать, воспитывать детей, стремиться к добру, справедливости, бороться за мир во всем мире. Далее: стремиться к реализации высшего долга по отношению к людям во имя любви и добра... (а в моральном Кодексе строителя светлого будущего стояло здесь ещё и слово «братство»...). Это постоянно повторяющаяся в истории человечества концепция толстовского самоусовершенствования индивидуума для достижения, мягко говоря, наивных левых интернационалистических грёз и сегодня ещё в ходу. Но в том-то и дело, что идея эта – без Бога! И выражена она у гуманистов, коммунистов, социалистов, которые такое, несостоятельное гуманистское стремление сделали смыслом своей жизни.
Для достижения этих своих «высоких целей» (создание рая на земле...) приверженцы этой абстрактной концепции, между тем, всегда прибегали к... насилию: революциям, войнам, искусственным кризисам, морам и т.д. А как к такой приземлённой идее о смысле человеческой жизни отнестись заключённому с пожизненной отсидкой? Этот ответ я как раз-то и ожидал найти в статье Юрия Авдеева.
Впрочем, если бы погрязшие по уши в грехах люди сами могли установить на земле рай, то зачем необходимо было Пришествие Сына Божьего Иисуса Христа на нашу грешную Землю? Для чего Он отдал свою жизнь?
Без страховки и гарантии
Призвание, цель и смысл человеческой жизни заключаются, по мнению Ю. Авдеева в том, чтобы, цитирую: «противостоять злу внутри себя». Без помощи, без благословения Бога такие духовные победы немыслимы! Это знает каждый мало мальски осведомлённый христианин. Не победишь зло – оно тобой завладеет и ты наследуешь не Царство Божье, а «царство» злого (сатаны) – озеро огненное: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». И окончательная, смею добавить (Откр.21:8).
Понятно, что высокое духовное состояние человека живущего, пока ещё, земной жизнью, да ещё в заточении, не является безусловным, раз и навсегда приобретённым достижением. Достоянием. Другими словами, подлинная и истинная духовность верующего никем и ничем не гарантирована. И нигде не застрахована. Как не святой, так и святой человек, будучи нравственно свободными в выборе между добром и злом - никогда не лишается возможности ошибаться и даже грешить (1Ин.1:8). А грех и есть проявление зла. Внутри ли, снаружи ли, но зла. А оно - наказуемо!
А победить (с Божьей помощью!) зло внутри себя и, стало быть, избежать ада можно только, если понял смысл и назначение своей жизни и сообразно этому её, жизнь свою, выстраиваешь. Этот принцип действует по обе стороны колючей проволоки.
Если придём к Богу с повинной. С сокрушённым сердцем. Если раскаемся во всех своих незавидных, подленьких делишках. Если доверим Всевышнему свою жизнь. Если полюбим Спасителя нашего всем сердцем, всей душою и всеми своими силёнками, то:
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё. Воззовёт ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё» (Пс. 90:14-16).
Вот это и есть ключ к капкану, в котором лукавый дьявол держит всех безбожников и номиналов. Но ведь ключик-то этот не спрятан за семью замками! Он у каждого смертного, образно говоря, в кармане! Так в чём же дело? Ведь косая дышит нам в затылок, а время милости Божьей, увы, заканчивается.
Петер Браун
Свидетельство о публикации №225011800045