Mongol означало Тронный

Об этом мы писали в предыдущих статьях и приводили как чеченскую, так и ав. диалектную лексику.

Источники  сообщают, что у монголов был трон, на котором можно было как сидеть так и лежать.

Чеч. МАЬНГА, чеч.- как. МЕНГА, ингуш. МАЬНГИ "кровать".

Синоним ав. ТАХ "тахта, трон", ХАЛАБАКI, ХЬОНБАКI, диал. МЕНГИ, МАНГИ .

Андийское диал. МАНГИ "кровать".

Эта основа также зафиксирована в дагурском языке, в халхаском её точно нет. Дагур. МОНГОО "деревянное корыто, лодка-долблёнка" и т.п.

Отношение к совр. мнг. МОЬНГОЬ "серебро, деньги" оно имеет лишь посредственное, так как вторичное значение - "закрома". И вообще это - деревянная конструкция типа тахты, строительных козлов, закромов .

В сказке русского классика о Рыбаке и рыбке ненасытная злая старуха не случайно остаётся с разбитым корытом. Богатство сменяется нищетой. И "трон/закрома" как бы оборачиваются разбитым корытом. В обоих случаях фигурирует дагур. МОНГОО, чеч., ав., МАЬНГА, МЕНГИ/МАНГИ.

В совр. халхаском ШИРЭЭ " стол, трон". По источникам у чингизидов обычно имелось и то и другое. Монгольские троны, вероятно, имели не одинаковые конструкции. Один из его вариантов - ав., дарг. ХАЛАБАКI  "просторное седалище, часто вытянутой формы". На нём можно было даже лежать. Мнг. выражение "Тронный Эль" - означало "основная ( центральная) орда". В учебнике "Исто;рия Азии и Африки" для студентов исторических факультетов указано, что монголы до чингизидов делились на племена и термин "монгол" закрепил за монголами лично сам Чмнгисхан. Современным халхасцам это слово совершенно непонятно, потому что монголы - люд простой, без пафоса и имперская эпоха давным давно канула в прошлое. Это из лексикона былой аристократии. И эти троны им мастерили иностранцы, в том числе русские мастера.

По ареалу распространения термина МЕНГИ, МАЬНГА заметно, что это Горский Каганат. У чеченцев, ингушей он есть, а у чеченских христиан Грузии- кистинцев- его нет. У них явно русское "кIрават". У аварцев в Дагъестане сохранилось лишь в качестве диалектных "словечек". Если надобность в понимании подобных слов отпала даже в самой Монголии, то что можно тогда говорить о Дагъестане! "Золотой трон" тоже понятно. Монголы украшали спинку Трона золотом и, кроме того,подобного типа помпезные вещи олицетворяли ЗОЛОТОЙ КОЛ тюрко-монг. мифологии.

Что же касается японских ярких рисунков МАНГА, то это вне нашей темы. Нам известно лишь, что японские броские рисунки изначально малевались на досках.

Современная мнг. национальная символика СОЁМБО была в реальности создана противниками монгольской власти. У настоящей мнг. аристократии не существовало СОЁМБО. У них красовалось изображение подковы, полумесяца. В том числе им украшали мнг. троны. Также общеимперской мнг. символикой явл. сокол.


Рецензии