Рюрик - первая картина маслом
Картина первая: Рюрик и варяги - славяне, хотя и западные
«Наши» летописные варяги не говорили ильменским словенам "мы - викинги". Хуже того, мы не слишком отчетливо понимаем, кого и откуда привел их в Ладогу легендарный Рюрик. Признаюсь, мне нравится одна то ли теория, то ли гипотеза, впервые выдвинутая Сигизмундом Герберштейном, посетившим Московию в конце 16-го века. Он первым предположил, что варяги – это вагры, западно-славянское племя, обитавшее на востоке нынешней земли Шлезвиг-Гольштейн (племенной центр – Старград).
Племя известно также под именами варны/верны/вары/варины (в западно-европейских источниках - Waigri, Wagiri, Wairi, Wari, Waerne, Varini, Warnahi, Varnahi). Оно помянуто, между прочим, в древнеанглийской поэме «Видсид». В начале 10-го века варнов подчинил Оттон I Великий, но потом они восстали и почти век сохраняли независимость, пока в 12-м веке их частично не истребили, а частично не ассимилировали саксы. Отличались свободолюбием, слыли славянскими викингами, нападавшими на датские острова в Балтийском море.
В.Н. Татищев предполагал, что самоназвание вагры происходит от древнескандинавского «варгр» (vargr – волк, в переносном смысле разбойник) и праславянского *vorgъ – злой, злодей. В древнепрусском языке существовало слово wargs с тем же значением. По-литовски vargas – горе беда, varginti – мучить. Отсюда в славянских языках произошли слова ворог/враг/wrog (польск. враг, противник)/vrah(чешск. убийца). Как видим, от vargr’а недалеко и до варяга, однако вредные лингвисты и историки отвергают подобную связь. Другое дело - предположение С.А. Гедеонова о переходе вендского varag в древнерусское «варягъ» (см. «Норманны, викинги, варяги» №7) – тут и лингвист носа не подточит!
Но вернемся в западно-славянское Поморье, нынешнюю Переднюю Померанию, и отыщем на морском побережье город Рерик – ну, чем не родовое гнездо летописного Рюрика? Тем более, что Рерик может оказаться одной из форм праславянского *rarogъ (огненная птица, связанная с культом очага), восходящего к гипотетическому *warog (переход реконструируемого *warog в «варягъ» выглядит, между прочим, вполне возможным).
Могут возразить, что отчасти иноязычное «е» (рЕрик) в древнерусское «ю» (рЮрик) не переходит. Другие парируют: если ГЕоргиос превратилось у восточных славян в ГЮрги (Юрий), значит, их Рерик вполне мог стать у нас Рюриком! Между прочим, под Рериком до сих пор располагается деревушка Руссов (Russow), а в бассейне реки Варновы (Warnow), по берегам которой жили варны, встречаются такие топонимы, как Роггов, Критцов и Кривитц (Roggow, Kritzow, Criwitz) – а что, если с варнами соседствовали роды кривичей?
Здесь не может не пригодиться так называемая мекленбургская традиция/генеалогия, или легенда, сотворенная местными историками в 17-18 веках. Согласно легенде, у короля вендов (балтийских славян, в землях которых находился Велиград, переименованный немцами в Мекленбург) Венцлава было три внука, – Рерих, Сивар, Трувар – которые около 840 года отбыли в будущую Новгородскую землю, получив соответствующее приглашение от тамошних насельников. Норманисты, конечно, клевещут, что вся эта история была сфабрикована исключительно ради того, чтобы доказать древность связей Меклебурга с Россией и обосновать претензии мекленбургских герцогов на российский престол в связи с браком тамошнего герцога Карла-Леопольда и племянницы Петра Великого царевны Екатерины Иоанновны, заключенным в 1716 году.
По иоакимовской летописи, Рюрикова тестя звали Гостомысл, в то время как некий «царь Гестимус» (Гостомысл?) упоминается в франкских хрониках. Под 844-846 годами они сообщают о походе короля Людовика Немецкого на ободритов, то есть тех же балтийских славян, в результате которого и погиб этот «царь», позднее чудесным образом преобразившийся в древнерусских сказаниях в новгородского посадника и выдавший свою среднюю дочь за «земляка» Рюрика.
Итак, всё получается очень просто и складно (хотя и с натяжками): Рюрик получил и принял персональное приглашение от ильменских словен, кривичей и разной там чуди с весью и мерью на княжение в их регионе («земля обширна и богата, а наряду в ней нет», «приходи, володей по ряду», т.е. на договорных, согласованных условиях и «суди по праву»); он набрал из земляков-руссов и вагров «дружинушку хоробрую» и в середине 9-го века вместе с братьями отплыл за море прямиком в озеро Ильмень. Здесь он взял да и «срубил» Новгород, памятуя об оставленном им племенном центре вагров Старграде.
Согласно предположениям археолога С.Л. Кузьмина, основанных на сделанных им находках, «на рубеже 830–840-х годов Ладога была захвачена группой норманнов, занявших в ней доминирующее положение (в наших летописях следствием норманнского захвата выступает дань, которую словене и иже с ними платили варягам за пару лет до прихода Рюрика). Еще один пожар имел место около 860 года — кстати, после него примерно на десятилетие прервалось поступление серебра в Швецию. Около 865 года поселение вновь подверглось полнейшему разгрому. А чуть позже тут выстроили первую крепость — пока еще деревянную. Ее строительство связывают с именем Рюрика».
Почему пригласили именно Рюрика? Да потому, что ильменские словене, по воззрениям отечественных ученых, произошли от балтийских славян, за пару-тройку столетий до призвания Рюрика мигрировавших морем в район озера Ильмень. Рюрик для них казался своим человеком – его и его дружинников понять было можно без переводчика!
В Новгородской Первой летописи уточняется, что «Рюрик пояша по собе всю русь», т.е., надо полагать, всех уроженцев округа Руссов, годных к военной службе и пожелавших переехать на восток, а также немалое количество прочих варнов/вагров/варягов. Рюрикова дружина оказалась «многа» (многочисленна) и «предивна». Настолько «многа», что не всем хватило места в Приильменье, и часть «обездоленных» во главе с летописными «Оскол(о)дом» и Диром отправилась искать себе доли на Среднем Днепре!
Ильменские словене и кривичи, по-видимому, слабо отличали русов от варягов. Для них те и другие были просто «находници» (пришельцы). Скорее всего, по приезде приглашенный руководитель обосновался в «Городище», поскольку древнейшие археологические слои Новгорода относятся только к 930-м годам. «Городище» это возникло еще в железном веке у истоков Волхова и в 8-9 веках представляло собой холм с возведенными на нем мощными деревянными укреплениями, цокольный ярус которых датируется, судя по годичным кольцам деревьев, рубежом 850-860-х годов, т.е. временем призвания варягов.
Возможно, ильменские словене называли его Холм-град – укрепление (замок) на холме. Ладожские скандинавы, сидевшие тогда в Альдейгье/Альдейгюборге (Ладоге), восприняли славянское слово «холм» без перевода (holm – скандинавск. остров), и для них этот пункт стал Хольмгардом (огороженным селением на острове), хотя никакого острова здесь не было. Надо ли говорить, что в 10-м веке на месте Городища возник Господин Великий Новгород?
К сожалению, плохо вписывается в нарисованную картину маслом мнение В.Н. Татищева, считавшего варягов финнами, призванными из-за Ладожского озера, а самого Рюрика – сыном «финского короля». Учитывая гаплогруппы N1c и N1a1, приписываемые ныне Рюриковичам, Татищев был не так уж неправ. Существует любопытная версия о расположении "изначальной" Руси на острове Рус, который якобы с 18-го века превратился в Карельский перешеек. На этом острове, оказывается, и жили варяги-русь. За тысячу с лишним лет до наших дней остров Рус, с юга омывавшийся Невой, с севера ограничивался рекой Вуоксой, в то время соединявшей в районе современного Выборга Финский залив и Ладожское озеро. Это предположение объясняет сообщение Ибн Русте: «Что же касается Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на коем они, русы, живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами».
Есть и другие ложки дегтя в бочке, наполненной нами западно-славянским медом. Взять, например, личное имя приглашенного витязя. Это и не имя, а название славянского племенного тотема или божества – Рерик, Ререг, Рарашек, Рариг, Рарог, Раруг - сакральной птицы, то ли ястреба, то ли сокола, в честь которого поклонявшиеся ему варны устроили святилище, ставшее впоследствии селением Рерик.
Как-то негоже вождю носить имя божества. Кстати, филолог и историк Е.А. Мельникова вообще считает невероятным выведение имени Рюрик из западно-славянского «рериг-раруг». Фантазеры, правда, на полном серьезе говорят, будто Рюрик – это искаженное Барух. Был, мол, такой правитель у западных славян в ту пору. Из евреев что ли?
И почему у славянина Рюрика сына кличут Ингор (в транскрипции Константина Багрянородного) и Ингер (в передаче Лиутпранда Кремонского)? Узкие спецы разъясняют, что «Ингор» есть шведская диалектная форма скандинавского имени Ингвар (древненорвежск. Ingvarr). Вопрос запутывается тем обстоятельством, что в 12-м веке русские князья, наряду с именем Игорь, начинают носить имя Ингварь, видимо, считая второе отличным от первого (историкам известен рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший в начале 13-го века).
Идем далее. Брата вождя величали, как известно, Синеус. «Ус» - это, конечно, славянское слово (польское «вонс», чешское «воус»), но что такое «сине»? Если речь идет о синем цвете (польск. siny – голубой, мертвенно-бледный, sinawy - синеватый), то, выходит, речь идет не об имени, а снова о прозвище. Даже когда сторонники гипотезы западно-славянского происхождения главарей руси принимаются фантазировать на тему «Синеус – это Сивый ус», всё равно речь идет о прозвище, да еще и не вполне достойном вождя (правда, в истории засветился Харальд Синезубый – почему же не быть Синеусому?).
Этимология имени Трувор вообще не поддается объяснению с точки зрения славянской лексики (не верьте энтузиастам, измышляющим, будто имя Тривир встречается у чехов и словаков – не встречается!). Норманисты с жаром доказывают, будто Рюрика звали Хрёрекр, Синеуса – Сигниутр, Трувора – Торвардр, или еще как-то, но их построения лингвистически небезупречны. Между тем, все три имени расшифровываются достаточно легко, если признать их ... кельтскими:
- Рюрик – это «величайший вождь» (ро/ру – усилительная частица, рик – князь, царь, король, вождь); в ономастическом словаре «Сокровища древне-кельтского языка» А. Хольдера приводятся формы имен Ruricius, Roricius, Ruricio, известные в Галлии/Франции с 4-го по 7 века;
- Синеус – это Sinaeus (от кельтского sini - старший); тот же А. Хольдер приводит многочисленные аналоги в своем именослове; здесь, кстати, возникает нестыковка, поскольку в наших летописях старшинство отдается летописному Рюрику;
- Трувор – это Тревор, имя, до сих пор популярное у валлийцев и означающее нечто вроде «селянин, человек, пришедший из деревни» (trev – селение, деревня, усадьба, ферма); матери-истории известно также галльское племя треверов. По другой версии, имя Тревор могло означать «переправившийся вброд» (от древнеирландского treоir – брод, речное мелководье).
Кстати, суффикс –алд/олд в имени Аскольд характерен для кельтских имен. Еще более кстати оказывается концепция украинско-американского историка-востоковеда О.И. Прицака о кельтском происхождении термина «русь», а именно, от пракельтского корня *Ruet-en. Специалисты подскажут, что в южной Галлии на рубеже эр засвидетельствовано племя рутенов, которых древнеримский поэт Лукан назвал «светловолосыми». Однако очень трудно объяснить, почему воображаемый кельтский вождь Ruricius принял в свою дружину, состоявшую из корсаров-ирландцев, сухопутных южан с континента. И тем не менее, неужели Рюрик с варягами оказались ирландскими викингами? Как-то не верится...
Ну, да Бог с ними, с кельтскими именами, кои могли дойти до нас сквозь толщу веков безбожно искаженными. Но вот почему, если верить летописям, славяне и северные угро-финны, будучи ранее подчинены варягами, платят им дань, за пару лет до призвания Рюрика, сбрасывают варяжье иго и потом вновь, переругавшись между собой, приглашают на княжение бывших притеснителей? На это обычно отвечают так: речь идет о разных варягах, которые на дух друг друга не переносили. Те, первые, могли быть скандинавами, а эти, вторые, западными славянами.
А что если не было никакого призвания, а были банальные рейды викингов на Ладогу? Сама формулировка «земля обширна и богата, а наряду в ней нет..., приходи, володей по ряду» подозрительно напоминает соответствующий фрагмент рассказа Видукинда Корвейского о призвании саксов в Британию:
«Обширную, великую свою страну (буквально - землю), изобилующую разными благами, [бритты] готовы вручить вашей власти..., землю великую и изобильную (плодоносную)... » - Terram latam et spatiosam et omnium rerum copia refertam vestrae mandant ditione parere..., terram latam et fertilem...
К тому же в одной из исландских саг рассказывается о приходе в Ирландию около 853 года «со стороны Норвегии» «восточных людей», возглавляемых тремя братьями Амелаем, Ситараком и Ивором.
Неужели наши летописцы, начиная рассказ о том, откуда есть пошла Земля Русская, просто воспользовались бродячим западно-европейским сюжетом? В ученом мире выдвигаются предположения, что в Ладоге обосновались пришельцы с пиратского острова Готланд. В 8–10 веках экспансия викингов шла и в восточном направлении, в район Ладожского озера. Как указывалось выше, историк и археолог С.А. Кузьмин предположил, что "группа скандинавов (мужчины и женщины) занимала доминирующее положение среди первых обитателей Ладоги — она была немногочисленна и достаточно монолитна". В ее рамках вполне мог выдвинуться предводитель, например, Олег (Вещий), положивший начало Киевской Руси.
Свидетельство о публикации №225011800774
Марина Коробейникова 12.04.2025 08:33 Заявить о нарушении
Я веду полемику у себя на странице с апологетами мифа о том, что в дохристианскую эпоху, в частности до славных Рюриков, наши предки были дикими неучами.
Вопрос на засыпку глубокоуважаемому господину Аксельроду, который бьётся за правильное написание имени Мишеля де Сен-Пьера в русском варианте, а также уверяет меня, что "Le drame des Romanov" издано в 2-х томах в 67 году (а эти три тома стоят у меня на полке дома:)))- мы их подпольно вывезли из Парижа в 1971 году, как и другие запрещённые в Союзе книги:
1.Сколько букв (сакральных знаков) было изначально в древнесловенской Буквице, (а имх было 49), кто и в какие периоды, и с какой целью уменьшал их количество?
2. Что такое Каруна, сколько в ней знаков и что они отображают на самом деле? Какой цивилизации принадлежат все эти достояния, и какой нынче год по древневедической традиции Русов?
Анна Мария Вада 23.05.2025 10:00 Заявить о нарушении