Моменты, фрагменты, фракталы... И что тут главное

В выборе раздела при публикации произведения на «прозе.ру» к сожалению нет таких форм, как «урок» или «лекция».

Лекция – сей термин в русском языке происходит от слова «лексикон», которое в греческом значит «словарь, набор слов», а является производным от глагола *leg-  «лего», «складываю». Со временем оно приобрело значение «сказываю, говорю, складываю звуки в слова и слова в высказывания».
Между тем, есть и более древняя сторона первообраза, скрытого в корне *leg- и в слове «лекция»: то, что складывают (в том числе складно построенная речь), и что должно быть положенным, лежать рядом. В русском языке и закон ранее называли «уложением», и сейчас ещё называют «положением», сочетание звуков – слогом (тем, что слагается воедино).
В религиях признаётся более богомыслие, а лекция – это мирское, излагаемое не в вечных первообразных смыслах, а в специально подобранных современных значениях, которые придаются словам не Богом, а людьми. Люди же всегда искажали вечные смыслы, а ныне в этом особо преуспели.

УРОК – сочетание приставки у- и слова рок «речь, говор». Приставка у- придаёт значение устранения препятствий, завершения действия: удалить, убрать, укротить. Основная часть рок- от древнего корня *rek-/rok- «определять, решать, устраивать». То есть по корнесловному образу урок это «результат переговоров, уговор, соглашение». И такое представление придаёт слову более глубокий смысл, указывающий на суть: прийти к полному согласию с учениками о рассматриваемом и изучаемом предмете.
В уроке участвуют две стороны: учитель и его слушатели-ученики. В христианской практике урок часто связывается с пророчеством, и суть урока, как, впрочем, и любого пророчества – это откровение истины, в свете которой должно быть достигнуто согласие об изучаемом. В результате урока ученики из слушателей превращаются в послушников и последователей учителя. Если не становятся – цель урока нельзя считать достигнутой.
В Ветхом завете урок иногда означает согласие ума с сердцем, достигнутое человеком внутри себя самого в результате общения окружающим миром, с природой: «…и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок…» (Прит 24:33).

А ещё есть слово «укор» – оно как бы есть обратное значение уроку, так как имеет словесное выражение осуждения, порицания кому-то за ошибку либо неправедные действия.

Выйдет ли полезным предлагаемое Вам жалкое подобие урока в форме убогой лекции с неизбежными вкраплениями укора? Либо они будут не-внятны или не-съедобны, а может покажутся Вам пред-взятыми – не мне конечно судить, а Вам…

Итак, начинаем…

Ещё в молодости бывает случаются МОМЕНТЫ, когда становится неуютно в этом мире. Такие моменты в молодости обычно бывают тогда, когда сталкиваешься с явными и опасными проявлениями зла мира сего.

Потом такие моменты уже не случаются, а можно сказать присутствуют в жизни, и с возрастом всё чаще и чаще. Причина тому известная – по-любому растёт разумение и знание, это добавляет «многия печали»… И так до тех пор, пока переживания таких моментов не переходят в стойкое ощущение: вот он я, вот – мир, который против меня…
А что ты видишь в этом мире? Чаще всего то, что видел всегда, и такая аналогия –казалось бы, даже в новом… Которое, как тоже уже известно, есть хорошо забытое старое, а забывать мы умеем хорошо… И становится скучно, временами – тоскливо…

Но когда-то, может всем, а может не всем, удаётся (а может даётся?) услышать то, что совсем другое… Что идёт непонятно откуда, из какого-то другого мира.

Нет, ты тогда ещё не меняешь своего мнения, но местами и временами перестаёшь быть довольным не только тем, что тебе не понравилось, но даже самим собой…
Так случается сначала периодами, а потом – напрочь…
И тебе уже не хочется самоутверждаться и лелеять своё самодовольство, – зачем?!
И при этом мир не изменился – всё это происходит внутри, в тебе! Говорят, «во внутреннем мире», хотя далеко не у всех и не всегда это «мир»…

Это место внутрях вообще-то знакомо каждому, но оно посещается нами неодинаково часто, чаще всего – совсем нечасто…
А ведь в этом месте можешь пребывать не только ты сам, но там с тобой может присутствовать Бог, даже если ты в Него не веришь…
 
Божье присутствие имеет интересное свойство проникать прямо в душу, минуя разум. Потому как наш обычный разум есть борозда без ответвлений, но с бетонными загородками… И только если поверишь, ты Бога там, в этом месте… точнее, в себе самом, увидишь.
Но даже если увидишь, что изменится? Ведь надо признать, что в рисуемых нами самим себе картинках настоящего и будущего, Бог отсутствует. Он в них начинает маячить только на фоне более-менее сильного страха.
А гордыне и самолюбованию не хочется прослыть слабыми.
А «очко», которое как известно не железное, требует своего – самосохранения, и желательно чтобы в сытости и тепле…
И внутрях – раздрай и диссонанс…

Плохо? А может наоборот – это хорошо? Потому что многие из такого «состояния нестояния», негарантированного будущего, всяких опасений и волнений, – делают первый шаг к осознанной жизни!

Но Бог не спешит махать волшебной палочкой, чтобы по мановению али по молитве сделать тебе так, как ты хочешь. И гарантий не даёт, хотя вроде бы и обещает, ни много ни мало, – а жизнь вечную… Но это же ещё надо вникать да сподобляться, чтобы хоть разобраться, куда и как соваться. А потом выясняется, что надо ещё все заповеди соблюсти, иначе – никак. И соблюсти – тоже никак…   

А жизнь – спешит, и тоже требует усилий, и с каждым её ухудшением внутрь в пустоту бессмысленности лезет страх.
И можно ли найти смысл во всём этом, что сейчас есть, что жизнью называется?

В кинофильме «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» один персонаж приставал ко всем в партбюро с вопросом «Где это?!», а никто не понимал, «это» – это что? А он потом объяснил: ну как, мы же всё время пели «И как один умрём в борьбе за это»… И где ЭТО?!

Поумничали, помалу поёрничали – теперь посерьёзничаем.
Человек не может родить в себе веру и тем более – любовь к Богу. Первая наиглавнейшая заповедь – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», в наше время мягко говоря, непопулярна.
А вера – это плод взаимоотношений, благодаря которым ты ощущаешь любовь. Если не ощущаешь – как ты можешь доверять, верить? Или сначала даётся свыше каким-то образом вера, а потом приходит любовь?

Читаем: «Сотворённое существо может только брать то, что уже существует, и из него кроить нечто уже для себя» – так Уильям Пол Янг в своей знаменитой книге «Хижина» выразил сущность существа «человек».
И соответственно любовь и духовная привязанность возможны для нас только потому, что они уже существуют в Боге-Творце.

И самые важные для тебя взаимоотношения – с Христом. Он к ним явно приглашает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:29-30), обремененные тяжестью трудов и скорбей, да ещё и бременем греховным… Он знает и выражает истину, которая делает нас свободными вне зависимости от привязанностей, от тягот или обременений.

А любовь – это конечно зависимость, но – не ограничение! Наоборот, настоящая любовь – это полёт, это смысл и полнота жизни. Подобно тому, как птицы пребывают в зависимости от полёта, в этом их смысл и полнота бытия.

Человек создан по образу и подобию Бога, то есть со способностью любить. И поэтому жизнь без любви есть лишение его способности, а не способ существования. Всё равно как птице лишение способности летать будет лишением её полноты и смысла жизни.   
 
Эль (эло)- одно из имён Бога, отличающее Его как Создателя, ия (им)- «существо; то, что является настоящим». Получается, что Элоим (Элохим) – «Созидающий Бог, Который есть источник всего сущего». Бог не обитает где-то, он как бы пронизывает насквозь всё, что есть. И Он есть источник любви, любовь – Его ведущее свойство.

Ему нет никакой необходимости нас контролировать и наказывать за грехи. Грехи – само по себе наказание, раздирающее изнутри. И даже пожирающее своего «владельца» подобно раку.
У Бога другая необходимость – исцелить от греха и потом оградить от греха. И это – как проявление Его сущности.

А откуда взялся грех? Изначальная «райская история» из Писаний куда как понятна.
Человек искусился яблочка и полез на Дерево познания добра и зла, чтобы составить свой, его эгоизму удобный «каталог» добра и зла. А сидя на таком древе, он просто не видит стоящего неподалёку Дерева Жизни.

При этом вне зависимости от человечьих каталогов, зло, суть зла – это отсутствие Бога в жизни. Также, как и смерть есть отсутствие жизни, а тьма есть отсутствие света.
Становясь независимым от Бога, человек попадает во власть тьмы и смерти – «изгоняется из рая».

Ну и тут нелишним будет добавить сути (ну как подсолить): и Древо познания добра и зла, и Древо Жизни – они растут в «поле» твоей души. Для особо дремучих – в «лесу» души, где много ещё всяких бесполезных деревьев, пригодных «для пожрать» да «для спрятаться».
А от кого прятаться? Пытаются от Бога прятаться – а это ещё круче, чем от себя прятаться… Первый Адам – он первым и попытался…      

Если ты считаешь, что «право имеешь», то уразумей, что, по сути, у тебя только и есть что право прятаться. И ты совершенно точно окажешься во зле всякий раз, когда кто-то нарушит твоё «право», даже если это будет Сам Бог…
 
А нам требуется не призрачность, а прозрачность перед Богом. Нам подлежит вернуться к Древу жизни как образу зависимости от Господа – только это особая зависимость, неотличимая, впрочем, по ощущениям от полной свободы – зависимость любви, добрая и добровольная зависимость…

В этом – Новый Завет. А мы даже если его слушаем, то как-то не так ему внимаем. На его толкованиях выстраиваем новые законы, даём кому права, кому – обязанности… Для чего они нам нужны? Чтобы всячески избегать от взаимоотношений с Богом, построенных на любви, чтобы продолжать прятаться и бредить своей «независимостью».

А нужно только одно – зависимость: чтобы Господь был с нами, и мы с Ним повсюду и всегда!
Что тут важно понять?
Зависимость от Бога – это НЕ зависимость от мира сего, это – наоборот! Зависимость от Бога – это непреложное условие ПОБЕДЫ НАД МИРОМ, о которой говорит Христос в Последнем Откровении, записанном Иоанном. Он просто говорит о том, кто при этом будет ПОБЕЖДАЮЩИМИ, и что эти побеждающие пребудут с Ним в Жизнь.

Сам Иисус Своей совершенно зависимой от Отца жизнью вошёл дверью туда, где нельзя не жить настолько свободным, чтобы забыть о себе и о своих «правах». Которые, не лишне отметить, актуальны только для мира сего, причём не везде и не всегда…
Он вошёл и оставил дверь открытой – Он Сам стал образом этой двери: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет…» (Ин 10:9).
В христианской религии Иисус Христос – Бог и Царь. Но в таком Своём качестве Он насаждал кому-то Свою волю? Насаждение силою воли – как раз это никогда не делает любовь.
Зависимость как свойство любви – это не повиновение, это – взаимоотношения, основанные на любви и уважении, а в высоте их – на БЛАГОГОВЕНИИ.

И ещё нужно понять: твоя любовь и любовь вообще не Богу нужна, любовь – это неизменное и непреложное Его свойство. Это тебе она, твоя же любовь, нужна. И именно тебе нужны взаимоотношения, основанные на любви.

А ты что просишь от Бога? Чтобы Он всё сделал так, чтобы тебе было хорошо. Или (и это уже продвинутый уровень) чтобы было по-доброму и никто не был обижен.
А Его можно ни о чём не просить, а просто быть во взаимосвязи с Ним, довериться Ему. Не стремиться управлять тем, над чем у тебя нет власти… а власти у тебя нет ни над чем – и это прежде всего надо признать. Ты можешь конечно выпендриваться и проявлять доступную тебе силу над чем-то или кем-то, но через какое-то время откроются последствия этого, и они в лучшем случае тебя разочаруют, а чаще бывает – осудят…

По своей сути будущее не реально, а всегда виртуально. Но ты, забывая Бога, стремишься управлять тем, чего ещё нет, а если что и будет, то не так будет и не таким будет.
Ладно ещё, если ты мыслишь его радужным. Но чаще ты воображаешь зло, которого ты опасаешься, а затем строишь планы, как избежать этого зла, – а не этим ли ты тащишь зло в свою же жизнь? Если ты и «творец», то творец только своих проблем и своих собственных страхов.

О чём это свидетельствует? А о том, что в действительности ты НЕ веришь. Поэтому так часто учителя и святители поминают первичную важность веры! И если ты осознал благость божественной любви, проси у Господа веры!
Взамен отдай Ему свою мнимую силу – то, чего в действительности у тебя нет, и разум – как сказал апостол, весь твой разум есть безумие пред Богом. Он их примет – на утилизацию.
Но веры и любви всё время проси, – и проси, ощущая Его присутствие, ибо без живущего во мне Господа я ни верить, ни любить просто не могу… Только если добровольно отдать Богу власть над своими глазами, ушами, гортанью, умом и мыслями – тогда только выйдет что-то путное – ведущее по истинному пути, ни котором с Господом всё будет доступно.

И перестань быть судьёй. И пойми, кто такой Бог, и пойми разницу между справедливостью и милостью.

Впрочем, самое главное (как уже и отмечалось, и выделялось) – чтобы Иисус был рядом, а лучше – внутри. И необязательно понимать «что, почему и зачем». Просто БЫТЬ С ХРИСТОМ.
К прискорбию, в любом «просто» содержится то, что для нас бывает не просто. Что это? Быть с Ним – это не единовременное мероприятие, по которому после проведения «ставится галочка». И это не твоё решение. Это – ПРОЦЕСС, процесс веры и любви со стяжанием и раздачей той любви, которой Он с тобой будет делиться.

Не твоё дело что-то изменять – ты должен быть занят делом любить. Любить безо всяких мирских придуманных форм и схем, без учёта всех социальных надстроек и заморочек, которые только сначала кому-то во благо, а потом всегда во зло…

Если решаешь обходиться своим разумением, да паче ещё разумением какой-нибудь «логии» (идеологии, наукологии и пр.) – не взыщи: будет то, что сейчас есть, – то есть ни-че-го…

Бог постоянно, ежечасно приглашает к взаимоотношениям с Ним… «Может этот Бог, который есть любовь, добивается лишь одного – чтобы мы тоже стали любовью – и не успокоится, пока не добьётся этого».
В чём наше СПАСЕНИЕ? В том, что служить по любви – это главная радость, которую необходимо «попробовать».
И кого ты любишь – тот спасает тебя, ведь если бы его не было, ты бы не имел любви и не жил любовью, дающей силы жить.

Бог-любовь даёт любовь и силу любви. Во Христе нам даёт. В этом и суть христианства…
И в том ещё его суть, что даяние сие не есть отдельный единовременный «акт», оно длится и продолжается каждый день-час-минуту, и если ты в этом у-част-вуешь, ты во Христе, с Христом живёшь.

Все существовавшие религии единобожия не рассматривали единого Бога как множество, а говорили и ныне ещё говорят исключительно о неделимом единичном явлении за пределами всего бытия и всех связей, о некой вечной движущей силе, единоличной и недоступной, но имеющей благие намерения, Свет и святость.
И тут появляется Иисус Христос. Причём появляется никоим образом не в отрицание этой темы, а в развитие её. В «революционное», духовно эволюционное развитие. И объясняет это куда как просто: «Мы с Отцом едины, и Мы есть благо, и с Нами – Дух Святой».

Это, казалось бы, всех устроило, и появились наконец доктрины о Троице и многие другие толкования.
В первые несколько сотен лет после свершившейся миссии Христа появилось немало святых, которые правильно поняли суть. Которые увидели, что Существо Бога построено на взаимоотношениях между тремя отдельными сущностями, которые составляют единство, грандиозно превышающее единичность. Ибо единство – это не то же самое, что отдельное и независимое «одно». Единство подразумевает нерушимую взаимосвязь, основанную на свойстве и состоянии любви.

А в христианстве потом возникла путаница. Возможны ошибки исторических свидетельств, но видится, что засилие греков отформатировало возникшую христианскую религию, которая не стала признавать никаких взаимоотношений. Все попытки реформаций не изгнали фарисейства из святая святых земной церкви…

Но не в этом суть, которая вместе с истиной – в истинной Церкви, в Теле Христовом.
А её можно представить ФРАКТАЛОМ – множеством повторяющихся до бесконечности-вечности подобных один другому фрагментов, нерушимое единство которых основано на любви.

Это может быть сложно понять. А может, и не надо этого понимать. Главное понять одно: в основе всего сущего лежит самопожертвование и любовь к другим, то есть единство во множестве. И нет ничего более глубокого, простого и чистого.


Рецензии