Эли Гардипи -лучший стрелок Северо-Запада! часть1
P.S.Дополнительно отредактировано мною из-за грубого перевода на русский инетом,а также дополнено некоторыми сведениями о Гардипи,полученные из других источников.
Валерий Кремль.
"Рассказ Эли Гуардипи (индейское имя-Берет Ружье Первым)"
Я родился 31 мая 1857 года в Роллете,одном из поселений метисов в Черепашьих горах, что сейчас является Северной Дакотой. Приход белого человека вытеснил почти всю крупную дичь дальше на запад, и окрестные ручьи оказались в бобровых ловушках,пока не осталось совсем немного меха, который можно было бы добыть. Фактически, это стало причиной того, что поселения нашего народа практически все стали отправляться на запад на охоту за своим мясом, как только наступила весна, и возвращались в свои дома в Черепашьих горах на зиму. С течением лет дичь отступала все дальше на запад, пока, наконец это привело к тому, что большую часть года приходилось выезжать на повозках на Ред-Ривер, убивать и вялить достаточное количество мяса, чтобы продержаться всю зиму. Кажется, этим счастливым, танцующим, простодушным людям никогда не приходило в голову просто взять и переехать жить там, где была дичь. Каждый год они шли и ехали по обширным бездорожным равнинам, чтобы встретить бизонов или другую крупную дичь и добыть мясо, летом добытое сушили,вялили,делали пеммикан,упаковывая его в индейские сумки,а осенью нагружали свои повозки и возвращались на зиму в Черепашьи горы.За зиму съедали весь свой запас мяса,и все повторялось по весне заново.
В конце лета 1867 года некто Том Лаватта [который жил со своей индейской женой и семьей у Джонни Гранта в Дир Лодж] прибыл в местность Черепашьих гор со табуном лошадей, которых гнал для продажи в местность Ред-Ривер в Манитобе. Эти лошади численностью около 150 голов были несколько крупнее, чем местная порода порода кайюсов, и были с выгодой проданы фермерам на Ред-Ривер. Том Лаватта зазимовал в местности Ред-Ривер в 1867,а весной 1968 года собрался вернуться в Монтану.
Мой отец, Батист Гардипи, был сыном француза и женщины-шошонки. Моя собственная мать была женщиной-чиппева. Лаватта рассказал моему отцу и его друзьям о Монтане, о больших стадах буйволов и другой дичи в этой равнинной стране, о прекрасной земле и приятных местах для жизни в долине Дир-Лодж. Он сделал картину настолько привлекательной, что несколько семей метисов из Черепашьей горы решили покинуть свой старый дом и переехать в землю, где было так много хорошей охоты, и которая была намного лучше места, где они тогда жили. С ними отправилась и наша семья,а еще приехали десять семей, используя около 30 повозок из Ред-Ривер. Было около 50 человек, мужчин, женщин и детей. Это был, вероятно, первый организованный караван повозок из Ред-Ривер, который мигрировал в Монтану с целью создания постоянных домов на этой территории [есть и другие примеры]. Путешествие началось вместе с большой компании полукровок, около 400 других повозок, помимо группы моего отца, которые ехали на запад на охоту. По дороге мы видели много индейцев сиу, но наша группа была такой большой и так хорошо вооружена, что они не пытались нас беспокоить. Когда мы достигли страны реки Милк, где-то поблизости от того места, где сейчас находится Додсон, там был обнаружен еще один большой лагерь полукровок, и наша группа остановилась там на пару недель, чтобы навестить этих людей и поохотиться с ними. [Это недалеко от перевала Кри и реки Милк.]
Это была действительно счастливая жизнь, которую вели эти люди. Лагерь находился среди стад буйволов, и они охотились и усердно работали в течение дня, но когда наступала ночь, они танцевали и пели старые французские песни до позднего часа, устраивали разнообразные развлечения в виде танцев,игр,угощений, а затем спали сном людей, у которых не было никаких забот в этот момент.
Через некоторое время Лаватта и 10 семей, приехавших в Монтану, покинули главный лагерь и направились в Форт Бентон, следуя по долине реки Милк примерно до того места, где сейчас находится Гавр. Травы было много, буйволов было так много, что вся страна была, как говорят индейцы, «одной мантией». Озера и ручьи предлагали обильный запас хорошей воды. Мы достигли Форт Бентон в сентябре 1868 года, и оттуда пять наших семей отправились в Дир Лодж с Томом Лаваттой, остальные пять, включая семью моего отца, решили остановиться в Форт Бентоне. В то время Форт Бентон был крупнейшим и самым оживленным торговым пунктом в равнинном регионе к западу от Форт Юнион. Это был торговый пункт практически для всех индейцев племени черноногих -пикуни,бладов и сиксика.Начавшись с небольшого торгового поста Американской Меховой компании(АМК),Бентон вырос в городок,ставший главной распределительным центром для всей Монтаны и даже далеко в Канаде.Сюда прибывали пароходы компании с товарами и новыми поселенцами,в основном золотоискателями.
Семья моего отца и другие из нашей первоначальной группы оставались в Форт-Бентоне около трех недель, затем отправились в Гуз-Билл, приток реки Мариас, на севере-запад от Бентона, октябре 1868 года.
Все они отправились на север до устья Медисин-Рок-Кули, где сейчас находится Шелби, штат Монтана. Покинув Медисин-Рок-Кули, они обнаружили, что IG Baker and Company строит форт и торговый пост, первый форт и торговый пост, построенный на верховьях Мариас.Здесь мы встретили знаменитого разведчика Питера Кадота и еще одного человека.Они сопровождали большой обоз, и мы последовали за ними до форта Четырех персон( Four Persons),примерно в трех милях вверх по реке Титон от Шото, штат Монтана. Мой отец и его друзья, Алексис Гардипи, Адольф Феллерс, Мишель Вивьо и Александр Гардипи, нанялись на работу в этот форт(к западу от Шото, штат Монтана).
Питер Кадотт, более известный просто,как Кадотт, приехал из Форт-Бентона и жил с нами зимой 1869-70 годов. Кадотт был французом-полукровкой. Его очень любили все жители равнин, белые и индейцы.Особой популярностью он пользовался среди черноногих.Еще одним известным жителем равнин, которых я встретил здесь, когда был мальчиком, был Алексис Ла Бомпар. Он носил длинные волосы,заплетенные в косы и индейскую одежду из оленьей кожи...
Так я жил с отцом, пока не стал взрослым. Мы жили в форте и в индейских лагерях и охотились. Дичи было так много,что жизнь была совсем не трудной,и мы были счастливы на своей новой родине...
Святой Франсуа Ксавьер, Манитоба.
Гейл Морин,запись в церковной книге.
в-196.
Гардипи, Эли,род.31 мая 1867года.
Крещен 7 июня 1857 г., возраст 7 дней,
сын Жана Батиста Гардипи и Джудит Кардинал,
Крестные родители: Луи Гардипи и Мари Кардинал.
Свидетельство о публикации №225011800994