Лучшие залы Эрмитажа. Белый зал
С которой каждый желал бы быть знаком,
Но и красивым, богатым убранством залов Эрмитажа.
Сами по себе они являются уникальным архитектурным памятником!
Гуляя по экспозициям Эрмитажа,
Стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков.
Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп
Из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины прежних веков.
Белый зал. Залу № 289 по праву принадлежит звание одного из лучших проектов архитектора А. Брюллова.
Оказавшись в нём, можно перенестись в эпоху Древнего Рима и прогуляться по вилле знатного патриция.
Скульптуры богов Олимпа и сияющие глянцем белоснежные колонны создают волшебную атмосферу античного мира.
Белый зал создан по проекту А. П. Брюллова в конце 1839 года на месте трёх гостиных.
Как и рядом расположенная Золотая гостиная является репрезентативной частью приготовленных к свадьбе наследника апартаментов. Грандиозный по размерам двусветный парадный зал использовался для торжеств. Описывая брату свои покои в Зимнем дворце Мария Александровна сообщает: «Последним идёт большой белый бальный зал».
Двусветный зал перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками.
Арочным окнам второго яруса вторят плоские ниши расположенной напротив продольной стены.
Широкая полоса антаблемента четко отделяет плоскость стен от сводчатого перекрытия.
Пространство зала делится на три неравные части выступающими из стен пилонами, на которые опираются подпружные арки.
Пилоны обработаны парными пилястрами коринфского ордера.
Плоскость стены между пилонами, в свою очередь, также делится на три части коринфского ордера колоннами, увенчанными скульптурой.
Стены крайних компартиментов расчленены меньшими пилястрами, украшенными лепным орнаментом; над ними проходит широкая лента барельефа.
По замечанию императора в торцовой стене решено было отказаться от декорирования проёмов портиками с колоннами и треугольным фронтоном, как это предполагал сделать А. П. Брюллов.
В скульптурном убранстве зала используется размещённая над колоннами круглая скульптура женских фигур, символизирующих различные виды искусства, и барельефные фигуры с изображениями богов Олимпа:
Фриз наполнен многочисленными фигурами путти:
младенцы заняты играми, искусством, сельским трудом, охотой, военным делом.
Скульптурный декор создавался как олицетворение программы правления будущего императора.
Эффект восприятия монохромного зала также строится на сочетании различно обработанных поверхностей полированного мрамора и выбеленных лепных украшений.
Рельефный орнамент, заключенный в геометрические обрамления, покрывает также люнеты и своды зала. Лепные работы выполняли скульптор Г. Троду, мастера И. Коев и братья И., П., Т. и Ф. Дылёвы. Скульптурные фигуры и барельефы изготовил скульптор И. Герман.
Изготовление камина с бронзовыми украшениями и «купленным у иностранца Чевелиоти» мраморным барельефом было поручено «художнику мраморного искусства Викентию Модерни».
В зале установлены позолоченные бронзовые бра-консоли, спасённые во время пожара, ранее украшавшие Овальный зал Марии Фёдоровны. Светильники выполнены в 1827 году мастером А. Гёде по рисунку О. Р. Монферрана.
Свидетельство о публикации №225011901009