История о деревянной досочке

Наверно каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок относился бережно не только к живому окружающему миру, но и к миру предметов и вещей. Но, как часто приходится сталкиваться с тем, что регулярные просьбы, объяснения, а потом и назидательные, обвинительные речи не приносят желанного результата, особенно сейчас, в век потребления.
Как же воспитать в детях уважение к окружающему миру?

Красивый и действенный способ предложил основатель Вальдорфской школы, доктор философии, педагог Р.Штайнер. Он побуждал учителей к тому, чтобы они знакомили детей с миром природы совершенно определённым способом – сочиняя сущностные истории. "…Учителю как бы доверяется изобретать истории о различных природных существах исходя из собственной фантазии.
Он говорил, что природные существа — луна и солнце, облака и горы, ручей и дерево, роза и фиалка — непременно должны разговаривать друг с другом и действовать так же, как люди".

Сущностная история обращается к изначальному в душе ребёнка и непременно находит в ней отклик! " Это приводит не только к обогащению душевных сил ребенка, но и формирует его характер и совесть".


Несколько лет назад я придумала для своих учеников историю о деревянной досочке

Однажды в столярном цехе проснулась небольшая деревянная досочка.
"Где я, что происходит?", - подумала она.- Столько шума вокруг, запахи. Ой, ой, как щекотно!"

В это время досочку обрабатывал мастер, что бы она стала ровненькой и гладенькой. Досочка была любопытной и начала оглядываться по сторонам, ко всему присматриваясь. Она увидела, что в месте где находится много разных досочек: были такие же как она, были поменьше и даже очень большие.

Вокруг этих досочек ходили и что-то с ними делали какие - то непонятные существа. Они брали досочки в руки, крутили их, чем-то гладили, выделывали разные непонятные штуки, но после этого все досочки меняли форму и становились очень даже симпатичными.

Наша небольшая досочка заинтересовалась этим процессом. Наблюдая за поведением мастеров, видя как меняются досочки после того, как с ними позанимаются, наша героиня прониклась к людям большой симпатией.

А однажды нашу досочку понесли в другое место. В этой комнате было много сильных запахов. И вот один мастер подошел к ней и начал гладить чем-то мягким. Это было очень приятно! После этого её поставили к окошку чтобы она подсохла.
И в этот момент досочка почему - то осознала себя очень красивой! Прошло несколько дней и её снова куда-то повезли. Привезли её в цех, где собирали мебель.

И вскоре наша досочка почувствовала себя необыкновенно, ведь она стала частью красивой кухонной мебели – она обрела семью. Это было очень приятное и важное для неё чувство! « Вот бы, - мечтала она, - мне тоже сделать что-то важное и приятное для этих существ!»

Дальше события стали быстро сменять друг друга. Собранную мебель погрузили в машину и повезли в большой магазин. Там её поставили в зале продаж. Каждый день в магазин заходило много людей. Они ходили вокруг кухонной мебели, рассматривали её, открывая и закрывая дверцы. Когда открывали нашу досочку, она старалась двигаться спокойно и легко, без толчков и резких звуков.
И однажды она услышала:
- Очень красивая мебель, покупаем!

Досочкину семью аккуратно погрузили в машину и через некоторое время вся мебель стояла в уютной кухне. Досочка попала в семью, где жили мама, папа и двое деток. Ей сразу понравилась эта дружная и веселая семья. «Прям, как моя, – думала она. Мы вместе дружно стараемся быть полезной и приятной мебелью».

Теперь досочка чувствовала себя абсолютно счастливой, её желание служить людям –творцам исполнилось!


Рецензии