Пионеры Смоленщины в годы Великой Отечественной во
Нам подвиг героя-бойца
Вселяет отвагу в сердца.
Мы будем бесстрашны,
И Родине нашей
Мы будем верны до конца!
Красные галстуки
Ежегодно 19 мая пионеры Смоленщины, как и ребята всей необъятной нашей Родины, отмечали день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Организация, созданная в мае 1922 года решением 5-ой Всероссийской конференции комсомола, являлась важным звеном коммунистического воспитания подрастающего поколения .
И хотя предпосылки возникновения на Смоленщины детского коммунистического движения надо искать еще в дооктябрьские годы, однако только в течение весны и лета 1924 года пионерские отряды были созданы во всех уголках Смоленщины. Предпосылкой этому послужил документ комсомола того времени – это решение экстренного заседания пленума ЦК РСКМ от 23 января 1924 года «О переименовании детских коммунистических групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени товарища Ленина» и «Воззвание ЦК РСКМ и ЦБ детских коммунистических групп к детям СССР по поводу смерти В.И. Ленина». Эти документы сыграли большую роль в истории детской коммунистической организации, они способствовали унификации её структуры, помогли определить содержание работы. Благодаря этому ускорился процесс создания единой массовой детской коммунистической организации СССР.
После этого в стране прошли собрания детей, митинги, демонстрации. Собрание детей с участием членов партии и комсомольцев прошли в Смоленске (24 января), в Вязьме (30 апреля), в Рославле (2 мая) и в других городах и селах. 1 июля 1924 года в Смоленске в Лопатинском саду имени В.И. Ленина прошел слет представителей трех поколений: членов партии, комсомольцев и пионеров Смоленска и Ярцева, на котором пионеры дали торжественную клятву быть верными ленинским заветам .
Реализация ленинского принципа о связи коммунистического воспитания с жизнью означала активное участие пионеров в социалистическом строительстве. В жизнь пионерских отрядов вошло много интересных дел.
Пионеры вели культурно-просветительскую работу среди взрослого населения: ликвидировали неграмотность, ставили концерты художественной самодеятельности, участвовали в митингах, собраниях, демонстрациях, театрализованных представлениях.
Практическими умениями и навыками пионеры овладевали в отрядных кружках: текущей политики («газетных»), хоровых, драматических, спортивных, санитарно-гигиенических, эсперанто и ряда других.
В деревни хорошо работали кружки по охране природы, агрономии, животноводству, птицеводству. Хорошей формой организации летней работы стал пионерский лагерь.
Большую работу пионеры проводили среди своих сверстников – деревенских ребятишек: обучали их грамоте, разучивали с ними пионерские пенсии, организовывали игры.
Пионеров волновала судьба беспризорных детей. В городских отрядах сложилась система мер по борьбе с беспризорностью детей: выявление и учет беспризорников, отрядное шефство над ними, организация концертов, субботников в фонд помощи беспризорным, определение их в детские дома, охрана прав беспризорных детей, работающих по найму .
В этой связи из резолюции по детдвижению, принятой на заседании Агитпропа ГУБКОМА РКПб от 25 июля 1924 года следовало, что необходимо обращать больше внимание на расширение роста в деревне, в тоже время в городе, охватывая в первую очередь всех пролетарских детишек и детей кустарей, считать обязательным привлечение всех детей коммунистов в пионерские отряды. Для подготовки работников деревни признать необходимым проведение курсов-съездов в уездах. Особой важности задачей следует считать создание пионерклубов в главнейших центрах губернии, проведение Международной детской недели, которая должна выявить и продемонстрировать достижения пионеров.
Весной и летом 1924 года начинается работа пионеров по организации младших детей. Впервые при пионерских отрядах фабрики «Шпагат» в Рославле, кожевенного завода в Заднепровском районе Смоленска, поселка Починок возникают допионерские группы.
Внимание партийной и комсомольской организаций к военно-патриотическому воспитанию всего народа, особенно молодого поколения, приобретало особую значимость на Смоленщине: в те годы государственная граница СССР пролегала совсем близко от нее. Это обстоятельство порождало определенную направленность в содержании работы пионерской организации Смоленщины. Выполняя общественно-политические задания, пионеры не только изучали героическое прошлое своего края, своего народа, Красной Армии, но и стремились овладеть умениями и навыками, необходимыми будущему защитнику Родины. Большую помощь оказывали воинские части, дислоцированные на территории Смоленщины. Командованием частей отпускалось необходимое военное снаряжение и материалы, из бойцов и командиров назначались руководители военизированных игр, оборонных кружков.
Пионеры переписывались и встречались с летчиками, пехотинцами, моряками. Неизгладимый след оставили у пионеров встречи с участниками боев у озера Хасан, реки Халхин-Гол и на Карельском перешейки, участниками освободительных походов в Западную Украину и Западную Белоруссию. Но этим не ограничивались связи с Советской Армией. Пионеры стремились принять участие в укрепление ее боеспособности. Они воспитывали служебных собак, выращивали лошадей.
Под флагом зарницы
Еще тогда, когда в прошлом XX веке мальчишки приходили в армию, то конечно, они все были равны и все были новобранцами. Но при первой же самой простой армейской команде «Стройся!» одни суетились в поисках своего места. Другие, расправив плечи, уже застыли в гордой строевой стойке. Это юнармейцы. К вчерашним участникам игр «Зарница» в армии было особое отношение. А в военкомате вовсе не из праздного любопытства задавали старшеклассникам вопрос: «Был юнармейцам?».
Знаменитую военно-спортивную игру советских пионеров «Зарницу» иногда называют самой массовой игрой миллионов XX века. И действительно, как показывает статистика более 16 миллионов мальчишек и девчонок познают через «Зарницу» основы армейских наук, радость тимуровской заботы о ветеранах войны и труда, приобщаются к спорту. Об игре в «Зарницу» и сейчас пишут многие блогеры в ответ на призыв вспомнить об этой игре. И далее с упоением рассказывают, как им приходилось ползком преодолевать препятствия, сражаться за чужие погоны и свой флаг, либо отыскивать направления по азимутам и многое другое.
Самым тесным образом задачи игры «Зарница» были связаны с целями Всесоюзного похода, комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, частью которого она являлась, а так же с задачами комплекса ГТО .
Игра прочно вошла в жизнь пионерских дружин и отрядов, способствовала их организационному укреплению, развитию активности пионеров и школьников. Содержание данной игры было направлено на военно-патриотическое воспитание детей, вооружение их знаниями и практическими навыками для успешного овладения начальной военной подготовкой в старших классах.
Еще в июле 1927 года в канун Недели обороны СССР пионеры участвуют в стрелковых соревнованиях, изучают топографию, сигнализацию флажками, правила противовоздушной и химической обороны. Чуть позднее, 1 июля 1928 года юнармейцы Красной Пресни принимают участие в параде Красной Армии на Красной площади. 14 февраля 1939 года ЦК ВЛКСМ, Центральный совет Осоавиахима и Исполком Красного Креста и Красного Полумесяца объявляют о проведении Всесоюзных оборонных соревнований пионеров и школьников. В основу этих соревнований положено требование выполнить нормативы на значки: «Ворошиловский стрелок», «Юный ворошиловский стрелок», «Готов к санитарной обороне».
Многочисленными были оборонные кружки: стрелковые, топографические, санитаров, химические. В январе 1937 года пионерский отряд имени Орджоникидзе московской школы № 203 обратился ко всем пионерам Советского Союза с призывом, чтобы каждый пионер сдал нормы не менее чем на три оборонных значка.
В ноябре 1940 года объявлены Всесоюзные военно-физкультурные соревнования пионеров и школьников. В «Пионерской правде» опубликован Приказ №1 Главного штаба военной игры. Формируются подразделения. Участники игры называются юнармейцами .
На первом месте такого рода соревнованиях стояли игры, связанные с умением стрелять. Стреляли из лука и арбалета, метали дротики и лассо. Соревнования проходили в поле и на площадке, в помещении и в специально оборудованном тире. Во время военных игр пионеры становились разведчиками и связистами, сигнальщиками и саперами, такелажниками и торпедистами, юными моряками и наблюдателями. Условия игр видоизменялись в зависимости от условий и возможностей пионерских отрядов, от времени года и количества участников.
Всего концу 1940 года в школах Смоленской области имелось около 3150 оборонных кружков, более 64 тысяч пионеров и школьников были значкистами, в том числе значки БГТО и ГТО имели более 17 тысяч пионеров и школьников.
Вероломное нападение гитлеровцев 22 июня 1941 года создало для нашей Родины смертельную угрозу. Именно пионерам 30-х годов суждено было грудью встать на защиту любимой страны в грозные 40-е годы.
В боях за Смоленщину
В районе станции Куприно
С первого же дня Великой Отечественной войны на защиту Родины вместе со всем народом поднялись миллионы юных пионеров. Всеобщая мобилизация не распространялась на несовершеннолетних, но пионеры и школьники, стремились быть там, где решалась судьба Родины. Впервые же недели войны Смоленщина оказалась в зоне военных действий, поэтому понятие «защита Родины» воплощалось у пионеров области в конкретных действиях - защите своей деревни или своего города.
Полковник Павел Николаевич Чернышевский, командир 152-й стрелковой дивизии вспоминал: «Пока наши части сражались на подступах к Смоленску, а затем в самом городе, враг, обойдя армию, уже ворвался в Ельню и Ярцево, и таким образом, нам пришлось вести бои в полуокружении, а затем, в самом конце июля, и в полном окружении. Снабжение частей в такой обстановке усложнялось. Требовался весьма экономный расход всех материальных ресурсов, особенно боеприпасов. Стрелять по площадям было нельзя. Надо было стрелять по определенным объектам. Однако «цели» эти – скопления материальной части живой силы врага – располагались скрытно в большом городе. Мы их чаще всего вообще не видели и местоположение, и местонахождение определить точно не могли. Схемы города Смоленска у нас не было, а двухкилометровая карта ограничивала наши возможности для ведения огня по объектам города. Приходилось, кроме того, считаться и с мирным населением, не успевшим уйти из города. И вот здесь, в начале двадцатых чисел июля, на мой КП (командный пункт), который находился на опушке леса, пришла группа пионеров, которая ночью, скрытно для врага, перешла линию фронта. Ребята доставили схему г. Смоленска и довольно подробно ориентировали, что и где происходит в городе. Ребята сообщили, что в гостинице разместился штаб немецко-фашисткого командования, на Тихвинском кладбище, приспособив склепы, как убежища, обосновался вражеский гарнизон, в Свирских и Нарвских казармах заметно скопление противника, недалеко от Дома офицеров, через реку Днепр наведен понтонный мост и т.д. Всё это было уточнено по схеме. Штаб артиллерии размножил схему. Артдивизионы сделали привязку к определённым объектам. Были подготовлены данные для ведения огня всей артиллерии. После мощной артиллерийской подготовки в ночь на 21 июля части 152-й стрелковой дивизии во взаимодействии с подразделениями 129-й стрелковой дивизии ворвались на северную окраину Смоленска. Вскоре занят вокзал. К 27 июля мы овладели почти всей северной частью города, выйдя к реке Днепр».
Пионерка Нюра
Эту историю рассказала Софья Анвер, ветеран Великой Отечественной войны: « Девочка, звали её, кажется. Нюра, приехала в Смоленск перед самой войной помочь заболевшей бабушке. Как-то так сложилось, что кроме неё, этого некому было сделать. Вообще-то она жила под Москвой и только что окончила пятый класс. Эвакуироваться во время из Смоленска они с больной бабушкой не смогли. Потом в дом попал снаряд, и бабушку убило. Ничто уже не держало Нюру в Смоленске. К городу подходил враг. Нюра решила ночью переплыть Днепр на спрятанной в известном месте лодке. Разыскивая лодку, она увидела на земле лежащих раненых. Никто из них не мог ходить. Кто стонал, а кто и вовсе был без сознания. Скорее всего, притащил их сюда под высокий берег санитар, а потом пошел за следующим, да и был убит по дороге. Нюра отвязала лодку. С невероятными усилиями девочка волоком затащила двоих в лодку. Шел бой, рвались снаряды, горел город. Где-то здесь, совсем рядом, был враг, а на реке, освещенной заревом пожаров, лодку было хорошо видно. Мне неизвестно, что было на душе у девочки, когда она совершала свой подвиг. Чем вычерпывала она воду из рассохшейся лодки? Как сумела снова и снова, переплывая Днепр, разыскивать то место, где были раненые? Откуда хватило у неё сил перетащить сперва лодку, а потом из лодки на берег восемнадцать взрослых беспомощных мужчин? Руки-то она наверняка сбила ещё во время первого рейса. После перевязки хирург сам вынес Нюру из перевязочной. Бросил на носилки свою шинель, опустил на неё девочку, осторожно пристроил забинтованные, похожие на две белые куклы руки, и велел эвакуационной сестре отправить девочку в тыл с первый же машиной. Но когда утром пришли машины, мы не смогли найти Нюру. Один из раненых сообщил нам о том, что девочка как с полчаса ушла. Уходя, она сказала, что ноги-то у неё целые, а в машине мест и лежачим не хватает. В тот же день нашему госпиталю пришлось двинуться на восток. Сидя в кузове грузовика, я всё смотрела кругом, надеясь увидеть красный сарафанчик. Но увидеть ту самую девочку из под Смоленска мне так и не пришлось».
Неизвестный Герой
У Марии Архиповой, ветерана Великой Отечественной войны много памятных историй. Одну из таких она рассказала в газете Рабочий путь: «1941 год, начало войны…Вязьма. К тому времени, когда вражеские танки уже вплотную приблизились к деревне, в сарае на окраине находилось около двадцати человек тяжелораненых бойцов. Вместе с бойцами в сарае была и я, санинструктор. Стрельба уже была слышна на деревенской улице, когда к сараю подбежал мальчик лет двенадцати с пионерским галстуком на груди. Он, сказал, что в деревню вошли фашисты, что он пришел предупредить. Раненые были беспомощные, слабые от потери крови, измученные страданиями, голодные – все они представляли собой полумертвых людей. А единственное оружие – пулемет. Перетащила пулемет поближе к углу сарая, оттащила раненых к стене. А мальчика попросила подавать ленты. Скоро затрясся гулкой дробью пулемет. К сараю шли фашисты. Я вытолкнула мальчика и сказала: ползи в деревню по огородам, скажи людям, что здесь раненые. Когда подошли фашисты, я спряталась между ранеными. Немцы, увидев полумертвых людей, не стали тратить время, закрыли сарай на перекладину и навесили замок. Сарай был добротный, и выхода из него не было. Каждую минуту можно было ждать возвращения фашистов. Как только стемнело, к сараю пробрался тот же мальчик, постучал в доску и сказал: «Я пришел». Я попросила снять замок и перекладину, но сил у него не хватало, да и замок висел высоко. Мальчик вспомнил, что с угла есть надломленная доска (они уже раньше с деревенской ребятней лазали в сарай). Отогнув кусок доски, еле-еле пролез в сарай. Надо было торопиться – каждую минуту могли вернуться враги. И вот вдвоем мы проделали лаз и одного за другим вытащили раненых, перетащили через поле, укрыли в яме, где зимой хранили картофель. Когда в сарае никого не осталось, я сняла дамские часики и отдал их мальчику, крепко его обняв. Пионер несколько дней приносил нам еду, тряпки для перевязки, воду, пробираясь в сумерках к укрытым раненым бойцам. А когда в деревне появлялись партизанские разведчики, сообщил им о раненых. Все раненые и я были с помощью разведчиков переправлены в партизанский лес, а оттуда эвакуированы в тыл» .
Много примеров героизма показали пионеры Смоленщины в годы Великой Отечественной войны, многие были награждены орденами и медалями. Имена пионеров: Вани Виноградова, Гриши Полякова, Вити Иконникова, Андрея Романова, Насти Макаровой и многих других мальчишек и девчонок, отдавших свою жизнь за Родину, будут помнить многие поколения. И даже те пионеры и школьники, которые по причине трагических ситуаций войны оказывались вдали от Смоленщины, преодолевая трудности и препятствия, находили свое место в рядах борцов против фашизма. Отважно сражался в одном из отрядов французского Сопротивления Толя Каширин, храбро бились с врагом вместе с итальянскими партизанами Миша Плющев, Коля Орлов, Гриша Тарасенков.
После освобождения
По мере освобождения области от временной фашистской оккупации комсомол Смоленщины решал одновременно две задачи: восстанавливал пионерскую организацию и перестраивал её структуру, менял содержание и методы работы.
В числе первоочередных мероприятиях партийных и советских органов стало открытие школ и детских домов. Это было очень сложно и трудно, так как 70 процентов школьных зданий Смоленщины были разрушены.
Приказ №16 по Смоленскому областному отделу народного образования говорил: В январе 1942 года, в связи с начавшимся освобождением Смоленщины, возобновили свою деятельность аппараты обкома партии, обкома ВЛКСМ и олисполкома, в этой связи немедленно приступить к организации и началу школьных занятий во всех районах и селах, освобожденных от фашистских войск, независимо от времени освобождения.
Занятия велись в две-три смены, чаще всего в неприспособленных зданиях, где не было даже электрического света, не хватало учебников, тетрадей и чернил. Дети сшивали тетради из старых газет и писали на полях и между строк, чернила делали из сока бузины.
Под знаком возрождения пионерских традиций в первые же месяцы после освобождения зажглись пионерские костры и открылись пионерские слеты в Смоленске, Ельне, Темкине, Знаменке, Духовщине и других городах.
Газета «Рабочий путь» в одной из рубрик под названием: Горит пионерский костер, писала: «Сегодня знаменательный день для юных пионеров Смоленска. Больше двух лет не зажигались пионерские костры. И вот первый костер после освобождения города от фашистов. 450 ребят в красных галстуках из всех трех районов города собрались сегодня в школе № 7. С горящими глазами слушают ребята речь секретаря обкома Юденкова А.Ф.. Он говорит о подвигах советских детей, помогающих партизанам и Красной Армии, об обязанностях пионеров быть первыми в труде и учебе».
Во время оккупации дети видели, как фашисты попирали обычаи и традиции советских людей, запрещали советские и насаждали религиозные праздники, уничтожали произведения русской литературы и искусства, памятники русской культуры. Необходимо было воспитать у пионеров и школьников чувство национальной гордости за свой народ, его богатейшую культуру. В связи с этим в школах и пионерских дружинах с особым подъемом отмечались революционные праздники, памятные даты. В 1943-1944 учебных годах во многих школах и пионерских дружинах были организованы содержательные вечера памяти И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского.
Главное же содержание трудовой деятельности составляла помощь фронту, семьям фронтовиков, а так же восстановления хозяйства родного края.
Пионеры и школьники помогали наступающим частям Красной Армии: расчищали от снега дороги, аэродромы и посадочные площадки. Например, в Ярцеве при активном участии школьников в районе восстановлено 17 школ, а к 26-й годовщине Красной Армии пионеры и школьники собрали на подарки фронтовикам больше 35 тысяч рублей, послали бойцам 600 кисетов с табаком и другие подарки. Комсомольцы и пионеры Починсковской средней школы шефствовали над участком железной дороги, систематически расчищали его от снега. Благодаря им эшелоны следовали на фронт безостановочно. Командующий Западным фронтом объявил пионерам и комсомольцам благодарность.
В госпиталях пионеры выступали с концертами художественной самодеятельности, писали по просьбе раненых письма их родным, вслух читали книги выздоравливающим. Кроме того, пионеры выращивали на пришкольных участках ранние овощи для раненых, собирали для них щавель, грибы, ягоды, лекарственные травы. Старшие пионеры под руководством минеров собирали трофейное оружие, разминировали область.
Пионеры и школьники участвовали в различных видах сельскохозяйственного труда. Из постановления бюро Вяземского райкома ВКП(б): «Учащиеся района под руководством старших пионер-вожатых оказали неплохую помощь колхозам в выполнении сельскохозяйственных работ. Учащиеся, работая на колхозных полях, заработали более 5 тысяч трудодней. Пионеры Карабановской школы оказали помощь семьям военнослужащих в уборке урожая с огородов, помогали воинской части в уборке картофеля. Силами пионеров Митьковской школы, работавших на восстановлении школы, остеклены окна, сделана дверь, выстлан пол и ряд других работ».
К началу летних каникул 1944 года в области действовало 1321 отряд с количеством в них пионеров и школьников 24450, а так же около 1000 ученических строительных бригад, которые объединяло около 9 тысяч учащихся.
Пионеры и школьники принимали активное участие в благоустройстве городов и деревень. В первую же после освобождения весну они высадили десятки тысяч деревьев и кустарников на улицах и парках. В области широко развернулось движение «добрых невидимок» - тимуровцев. Тимуровцы окружили заботой семьи фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны. Они не ограничивались повседневной заботой об устройстве их быта, помогали ремонтировать и даже строить жилища. Наиболее активно работали тимуровцы Смоленска, Рославля, Сафоновского района.
Красноармейский РК ВЛКСМ Краснинского района 4 декабря 1944 года писал: «Во 2-й средней школе создана 21 тимуровская команда с общим количеством учащихся 350 человек. Тимуровцы отремонтировали квартиру ученику 5-го класса, отремонтировали три квартиры для учителей-фронтовиков, распилили всем учителям дрова. При 1-й начальной школе существует четыре тимуровской команды. Ими проделана следующая работа: отремонтировано две квартиры, отряд №2 обследовал семью Жаковых (ул. Краснинская д.65), после чего снесено два пропуска в столовую, и из отдела гособеспечения выделен ордер на получение американских подарков, ученик Елисеев (ул. Крупской 21) пилили дрова».
Более полувека горели красные галстуки на груди у юных смолян. Большой и славный путь смоленской пионерии отмечен трудовыми делами и ратными подвигами. Многие передовики промышленности и сельского хозяйства, работники науки и культуры, Герои Советского Союза и Герои Социалистического труда в свое время носили красные галстуки.
Свидетельство о публикации №225011901508