Пора признаваться в любви
От редакции.
Статья была написана в ноябре 2000 года, когда легендарному луноходу исполнялось тридцать лет (опубликована была в газете «Химкинские новости» за 29 ноября). Тогда по этому поводу в НПО имени С.А. Лавочкина собрался цвет науки и журналистики, причастный к событию, чтобы рассказать о том, как это было – тридцать лет назад…
Сначала мы хотели подкорректировать статью – ввести в нее современные факты, придать сегодняшнее звучание. Но потом передумали: ведь она тоже успела стать достоянием истории. Поэтому читайте ее такой, какой она была напечатана тридцать лет назад…
«ПОРА ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ…»
17 ноября 1970 года уникальная самоходная исследовательская лаборатория «Луноход-1», созданная в НПО имени С.А. Лавочкина, коснулась поверхности Луны…
чтобы отметить 30-летие великого события, не так давно в НПО собрались представители космической науки, причастные к выполнению почти фантастической в то время космической программы. Члены экипажа «Лунохода-1» были награждены медалью имени С.А. Лавочкина. В этот день ее получили шесть человек, присутствовавших на встрече: Вячеслав Георгиевич Довгань, Константин Константинович Давидовский, Викентий Григорьевич Самаль, Николай Яковлевич Козлитин, Валерий Михайлович Сапранов, Василий Иванович Чубукин.
Нашим читателям, далеким от мира техники, специальные термины и цифровые выкладки мало что скажут. И поэтому я попросила собравшихся рассказать о том, что им запомнилось больше всего из событий того легендарного прошлого.
Вот что они рассказали.
ЛУНОХОД ИСПЫТЫВАЛИ В ЧУЖОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Вячеслав Георгиевич ДОВГАНЬ, водитель «Лунохода-1»:
- Для того, чтобы потренироваться в управлении луноходом, в Симферополе был создан специальный полигон – «Лунодром» - со специальным «лунным» грунтом. До сих пор помню, как мы его там «объезжали». Теперь на «Лунодроме» сделали Центр по контролю за космическим пространством Украины. И туда возят школьные экскурсии, берут по гривне с человека…
«РЕБЯТА, А ЛУНЫ-ТО НЕТ…»
Николай Яковлевич КОЗЛИТИН, бортрадист «Лунохода-1»:
- Помните, у Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» черт луну украл? У нас однажды было почти то же самое. Из центра дальней космической связи идет сеанс управления «Луноходом» - за 400 тысяч километров. И вдруг бортинженер докладывает:
- Ток заряда солнечной батареи резко падает!
Я взглянул на приборы. По их показаниям все идет нормально. А телеизображение на мониторах исчезло… Все в недоумении: где же Луна? Нам стало не по себе. Мы долго ничего не могли понять. Тогда руководитель проекта Борис Викторович Непоклонов подошел к окну, отодвинул штору и посмотрел на небо.
- Ребята, а Луны-то нет… - ошарашено проговорил он.
Мы сначала сочли это за шутку. А Непоклонов добавил:
- Я забыл вас предупредить, что сегодня по астрономическим справочникам полное затмение Луны…
мы так увлеклись луноходом, что прозевали затмение…
теперь все стало ясно. На Луну Солнце не светит. Солнечные батареи не работают. Поэтому и тока нет – а, значит, нет и изображения на экране…
мы опасались: выдержит ли наш луноход? На ночь солнечные батареи всегда закрывались, и, чтобы сохранить тепловой баланс, включалась внутренняя система обогрева. Ведь перепады температур большие: лунным днем – до 130 градусов жары, а ночью – мороз до минус 150. Но раньше все было по графику, а тут вдруг среди бела дня – ночь…
Луноход выдержал! И, когда затмение кончилось, снова заработал. Все пошло своим чередом…
Сейчас мало кто знает, что на лунном грунте мы при помощи лунохода в свое время нарисовали три огромные цифры: восьмерку, посвященную Международному женскому дню, и посвященные 24 съезду КПСС двойку и четверку… Эти цифры до сих пор там…
«ОДИН ЕЩЁ НЕ ЗНАЧИТ«ПЕРВЫЙ»
Юрий Павлович ДЭЛЬВИН, конструктор «Лунохода-1»:
- Сначала луноход предназначался для транспортировки космонавтов с потерпевшей аварию ракеты на другую. И первоначально выглядел совсем не так, а представлял собой этакую бочку на четырех колесах. И только потом, в процессе разработки, приобрел свой окончательный вид.
«Луноход-1» - не первый из тех, что были запущены. До него был еще один луноход, который летел 52 секунды. Потом ракета-носитель взорвалась, и его не стало… Произошло это 19 февраля 1969 года.
Мы в то время работали на полигоне сутками – под шквальным ветром и при температуре минус 25 градусов. Отопление и водопровод не выдержали. А мы – работали, готовили машину к запуску… И вот день настал! Ракета стартовала вертикально вверх. При стартах всегда кажется, что она заваливается на тебя…
И вдруг – огромный взрыв! Необъятное оранжевое облако… Мы столько лет работали: и на заводе, и на полигоне – дни и ночи! И результатом изматывающего труда, титанических усилий стал этот оранжевый взрыв… Все сели на машины и уехали. А наша группа осталась. Мы молча стояли на пронизывающем ветру, и нам на плечи падал черный пепел…
СОБИРАЛИ ЛУНОХОД В КРУЖКЕ "УМЕЛЫЕ РУКИ"
Юрий Павлович Дэльвин (продолжение):
- Когда у Сергея Павловича Королёва был юбилей, решили создать музей его имени – в Житомире, где он родился. В это время в Японии проходила выставка, посвященная достижениям в освоении космоса. И после закрытия часть экспонатов была передана в Житомир. Там получили 10 огромных ящиков с деталями ракет, спутников и лунохода: они были разобраны для транспортировки. Сотрудники музея не знали, что со всем этим делать, и меня откомандировали к ним на помощь. По прибытии на место я получил подручных – директора музея, фотографа и уборщицу. При пересылке часть деталей была утеряна, часть – поломана. Курировавший открытие музея второй секретарь обкома сказал:
- Дайте мне чертежи, составьте дефектные ведомости – и я помогу!
Я все это сделал, и он действительно помог. Помог выправить и помятый корпус лунохода - привлек к этому местный автосервис… А мелкие детали доделывали дети – мальчишки и девчонки из кружка «Умелые руки». Все вместе мы собрали экспонаты за два дня. Музей был открыт…
ЖУРНАЛИСТЫ УСТАЛИ
Владимир Степанович ГУБАРЕВ, известный писатель и журналист:
- Работа лунохода была рассчитана на три месяца. А он проработал девять! И две недели из каждого месяца (так как другие две недели на Луне – ночь, и луноход тогда не работал) все газеты обязаны были каждый день писать о нем! Это выматывало: казалось, что уже написано все, что только можно… И уставшие журналисты однажды придумали способ хоть как-то скрасить свою нелегкую долю: в каждом репортаже, посвященном луноходу, должна была присутствовать фраза: «Пора признаваться в любви». И на следующей неделе все газеты вышли с этой фразой… А я прямо с нее и начал свой репортаж: «Пора признаваться в любви: она заслуживает этого. Вот уже семь месяцев наш луноход…» - и так далее…
МЛАДШИЙ БРАТ ЛУНОХОДА
(Вместо заключения)
Жизнь не стоит на месте. Вот уже и «Луноходу-1» исполнилось 30… За это время в НПО имени С.А. Лавочкина разработано немало уникальных проектов. Разгонный блок «Фрегат» - один из них. В одном из цехов уже расстелен лепесток «солнечного паруса» - сверкающий, легчайший, прочнейший… «Парус» будет призван ответить на вопрос: можно ли использовать давление солнечного света как источник энергии для космических перелетов. А на «Марсодроме» полным ходом идут испытания марсоходов… Не перечислить, над чем работают те, для кого космос стал судьбой…
Все сотрудники «Новостей» поздравляют лавочкинцев с 30-летием легендарного «Лунохода-1», желают им здоровья и счастья, творческих успехов и удач…
Свидетельство о публикации №225011901707