На востоке, у трона Господня,
Друзья!
Из Сети
"На Руси издавна был обычай — ходить в храм, набирать крещенской воды,
окунаться три раза с головой в ледяную воду проруби.
— Об этом лучше всех написал Иван Шмелёв в своей книге «Лето Господне»:
«Ни свет, ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко
трещат дрова, — трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз
березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и
петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из теплой норки, как
весело полыхает печка, скачут и убегают тени…… Слышу — отец кричит,
такой веселый: «жарче нажаривай, под тридцать градусов подкатило!»
Входит Горкин, мягко ступает в валенках, тоже веселый говорит: «….А
теперь Крещенье – Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку
пойдет, Животворящий Крест погружат в ердани, пушки будут палить. А кто
и окунаться будет под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало
что мороз, а душе радость.» В передней – граненый кувшин, крещенский:
пойдут за святой водой. Пошлогоднюю воду в колодец выльют, — чистая,
как слеза! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой-пометкой:
будет гореть у святой купели, и ее принесут домой».
Василий Никифоров-Волгин, рассказ «Крещение».
В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал
рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдет с неба ангел и освятит на
реке воду, и она запоет: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Гришка не
поверил и обозвал меня «баснописцем». Этого прозвища я не вытерпел и
толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом. В
слезах пришел домой. Меня спросили: — О чем кувыкаешь?
— Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью! Из моих слов
ничего не поняли. — Нагрешник ты, нагрешник, — сказали с упреком, — даже
в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки!
—Да я же ведь за дело Божье вступился, — оправдывался я.
Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с
божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в
печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил
меня: — Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая
агиасма!
Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то
представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным
городом. Почему слово «агиасма» слилось с этим пожаром, объяснить себе
не мог. Не оттого ли, что страшное оно?
На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег.
Мать сказала:
— Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год.
Иван Бунин, Крещенское водосвятие.
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чаши леса метелью, —
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.
В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
https://vk.com/
...Други!
Прекрасные стихи о Вечной Природе и Господе нашем!
В.Н.
**********
Святой Иоанн Кронштадтский: Слово на Крещение Господне
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. (Гал. 3:27).
Аще кто не родится свыше — водою и Духом, не может внити в царствие Божие. (Ин. 3:3,
https://vk.com/id2754406905).
Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. (Тит. 3:5).
Настал новый, пресветлый праздник, день Светов, день преславнаго, таинственнаго
Крещения Господня, которому мы все обязаны своим пакибытием или возрождением,
просвещением, обновлением и усыновлением Отцу небесному, от котораго отчуждено
было скверною греха человечество несколько тысяч лет.
Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости
Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них
плотию Самого Господа славы, освятившаго воды, установившаго и подавшаго нам
образ и способ таинственнаго обновления нашего. Глубоко и чудесно это таинство!
Сколь чудесно и животворно таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых, в
коих Он весь почивает, чрез которыя и совершает державно очищение грехов наших,
освящение и обожение, — столь же чудно и действенно ко спасению оскверненнаго и
погибающаго грехом человеческаго рода таинство Божественнаго Крещения; и одно
другому помогают, и то и другое необходимо ко спасению. О, несказанная премудрость
и тайна Божия, которую только верою можно принимать и уразумевать, но не
пытливым, близоруким и омраченным страстями умом человеческим.
Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости, премудрости и
всемогущества Божия, — так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство,
пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только
безконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и
возрождению растлевшаго грехом, до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода
человеческаго, и присвоению Богу совершенно отчужденнаго и погибавшаго человека.
Никакой ум не только человеческий, но и ангельский не мог найти к тому средства.
Святая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего,
говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею
безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы
даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо,
заключенное грехопадением Адама и низвести на землю Духа Святаго, Который не имел
на земле места, где голову приклонить, по причине крайняго развращения рода
человеческаго; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным
после пятитысячелетняго наказания во аде.
«Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил еси даже и до рабия
образа. Ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мое наздание
благоутробно очищая», — возглашает Церковь в службе на этот праздник. «Явльшуся
Тебе телом, освятися земля, воды благословишася, Небо просветися, род же человеков
горькаго мучительства вражия избавися. Нов Адам быв Содетель, огнем, и Духом, и
водою странное совершая возрождение и обновление чудное, кроме сокрушения и
горнил Крещением Богодетельным новотворя. Духом души новотвориши, водою же
освящаеши тело сложеное, животна назидая человека».
Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и
даровавшему нам возрождение, пакибытие (вторичное бытие), усыновление Богу и
живот вечный, разорившему прежнее средостение вражды и проклятия, и праведнаго
отвержения нашего от Бога.
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя
Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость,
смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в
Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в
правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).
Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно. А если не
облеклись, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет,
тот и не Его (Рим. 8:9).
Если кто не родится водою и духом, тот не может видеть царствия Божия. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
https://pravzhizn.com/blog/topics/religiy
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
19 января 2025 года.
Свидетельство о публикации №225011900183