Изгнание? Из Рая?
Прокуратор как профессионал быстро привёл себя в порядок. Проработал свои негативные эмоции по отношению к поступку Путника. И на следующий день пришёл на беседу к Путнику намереваясь разобрать того «по косточкам».
Фирс решил действовать по своей методе начать с разговора о детстве Путника. Ведь мотивы сегодняшних поступков лежат в прошлом. И начал было уже выстраивать беседу по своему плану. Но Путник, неожиданно его прервал.
- Уважаемый Илья Андреевич, я понимаю к чему вы клоните. И даже хочу вам в этом помочь. Но чтобы измерить малые величины нужно иметь соответствующий инструментарий – микрометр. Обычный портняжный метр тут не подойдёт.
- То есть, другими словами, вы считаете меня недостаточно компетентным?
- Нет, я вас уважаю как профессионала. Но я хочу дать вам этот инструментарий, ключи к быстрейшему пониманию. Вы и сами разберётесь, в этом нет никаких сомнений, но с моей помощью это будет быстрее.
- Ну, что же, попытка не пытка? – Илья Андреевич, явно намекнул на известного руководителя СССР.
- На сей раз мимо. – парировал Путник. - Вы хотели расспросить меня про моё детство, я же предлагаю начать с рассмотрения «детского периода» всего человечества.
- Мне кажется вы специально хотите затянуть меня в дебри, и запутать в исторических фактах.
- Ну что вы, никаких исторических фактов и никакой науки. Я предлагаю рассмотреть создание человека согласно трактовке Книги Бытия.
- Так у вас же собственная трактовка Бога? Как это соотносится с Книгой Бытия.
- Книга Бытия — это аллегория, в которой нужно найти смысл, а не воспринимать её дословно. Аллегория убыстряет процесс понимания, но если ключи к ней утеряны, то она превращается в шифр.
- И что у вас ключи от Библии имеются.
- Не от всей, а только от малой её части. Прошу вас перескажите мне сюжет про создание человека. А я дам ему свою трактовку.
- Давайте попробуем. Прокуратор достал смартфон и задал соответствующий запрос в поисковике. Нашёл нужное место и начал читать в слух.
...
Глава 1.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
Глава 2.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Глава 3.
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
...
Прокуратор, дочитав, вопросительно посмотрел на Путника.
- Ну-с?
- Коротко скажите, что вы поняли.
- Адам и Ева ослушались Бога, за что и поплатились. Они жили в раю, ни о чём не заботясь. А ослушавшись Бога были обречены жить в трудах и заботах.
Путник согласно кивнул.
- Добавлю к вашему замечанию, следующие уточняющие пункты:
1. В Главе 1. Описывается создание человека сразу мужчины и женщины. А в Главе 2. Сначала был создан Адам, а потом из его ребра Ева. Потом уточняется, что оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и станут оба одна плоть. А кто отец и мать Адама? Откуда такая мысль?
2. Там ещё много разного, например, Бог сказал: «плодитесь и размножайтесь», а Адам и Ева в раю не размножались.
И другое подобное, но пока это для нас не важно. А важны лишь два следующих пункта.
3. Когда Адам и Ева «поумнели», то Бог сказал: «вот, Адам стал как один из Нас…». Из нас, это из кого?
4. Пока не познали «добро и зло» Адам и Ева были наги и не стыдились.
Я ничего не перепутал?
Прокуратор посмотрел на Путника, обдумывая, к чему тот клонит и сказал неуверенно.
- Вроде пока всё так, как написано в Библии.
Путник утвердительно кивнул и продолжил.
- А теперь я придумаю похожую историю. То, что я сейчас вам скажу, это лишь моя фантазия на тему. Ну а вы оцените насколько эта фантазия «внутренне непротиворечива», ну или по-простому, есть ли в ней логика.
Жил был Бог. Стало ему скучно, и он создал и Землю, и животных. Также, возможно, что ранее Бог создал своих помощников - ангелов. Про ангелов мы знаем, что они были, так как Херувим с огненным мечом, которого Бог потом поставил охранять ворота рая – это тоже ангел. Бог и ангелы были духовными существами, материальными или нет, это не важно. Важно лишь то, что они были осознанны в своих поступках, различали «добро и зло», и обладали способностью к осознанной деятельности с прогнозируемым результатом. Что мы видим на примере Бога, который сначала задумал создать Землю, то есть составил проект - идею, а потом реализовал этот проект «в натуре», в смысле облёк в материальные формы.
Потом ему опять стало скучно, и он решил завести себе питомцев и для их содержания создал Золотую Клетку – Эдем. Создал Адама и Еву, по «образу и подобию» своему. То есть создал таких животных, с которыми можно было комфортно пообщаться. Но Бог не дал им понимания «добра и зла» и поэтому они, как и другие животные бегали по Золотой Клетке, ни о чём не заботились, ели-пили, какали, ну в общем всё, как и у других животных. В Золотой Клетке было всего вдоволь и поэтому потребности заниматься осознанной деятельностью у Адама и Евы не было. Да и сама способность, к осознанной деятельности, на тот момент у людей отсутствовала как таковая.
Но вот они съели плод от дерева познания «добра и зла» и стали понимать, что они голые. То есть осознали, что они больше не животные, которым как-то пофиг на то, что они голые. Они стали осознанными существами. Тогда Бог сказал ангелам. Вот эти животные обрели осознанность, и в этой осознанности они стали равны нам. Теперь вместе с обретением осознанности у них круг потребностей расширился. И основная потребность у осознанного существа, это осознанная деятельность. В раю они не смогут развиваться, так как здесь нет трудностей, которые нужно было бы преодолевать. Принцип развития – это преодоление трудностей. Трудностей как в духовном, так и в материальном плане.
Бог стал считать человека равным себе в плане Свободы Воли, это те самые слова: «вот, Адам стал как один из Нас…». Но равного себе нельзя содержать в клетке, пусть даже и в Золотой, так как это уже насилие над его Свободой Воли. Поэтому Бог, по милости своей, выпустил человека на волю, где тот преодолевая трудности будет развивать свою осознанность. Бог «изгнал» Человека из Рая. А по сути Бог наградил человека Свободой, это не наказание, а предоставление возможностей Человеку.
Другими словами, Человеческая цивилизация, развитие, в условиях Рая не возможны. Нужны задачи и проблемы, преодолевая которые Человечество развивается.
Фирс внимательно выслушал Путника и уточнил.
- Про равенство Человека с Богом, пожалуйста поподробней.
- Да я всё подробно сказал. Ну представьте, что у вас дома, в клетке живут хомяки. Они едят и размножаются инстинктивно. Не задумываются ни о чём. Просто рефлексируют на происходящее с ними, согласно своим инстинктам.
И вдруг в один день у хомяков пробуждается сознание. Для начала они «ныкаются» от вас, и требуют дать им материю, нитки и иголки, чтобы они могли пошить для себя одежду, поскольку стесняются выставлять на показ гениталии. Далее они начинают общаться и с вами, и между собой, строить планы на будущее, придумывать различные механизмы и приспособления. Задумываются над философскими вопросами, передают свой опыт сородичам, через систему обучения. То есть занимаются творческой работой. Стают демиургами в миниатюре. Зарождается вид Cricetinae sapiens (Хомяк разумный) и до кучи Хомячья цивилизация. А поэтому: «Ты трогать их не моги, не моги. Да за их малый рост, малый рост.».
Вот что вы с такими умными и осознанными животными будете делать? Будете дальше держать их в той же клетке?
- Ну не признавать же их равными себе.
- Они вам равны не по уровню осознанности, а по факту наличия у них осознанности, которой лишены остальные животные. Неосознанные животные человечеству никогда не составят конкуренцию, какими бы крупными физически они бы ни были. А крохотные хомяки, обладающие осознанностью, через определённое время, могут «потеснить человечество». И тут возникает два варианта или уничтожить разумную форму жизни или договориться с ней о сосуществовании. Понимаете, на что я намекаю.
- На то, что в будущем Человечество для ИИ будет как разумные хомяки?
- Да, именно. Вот вы сказали, что не стали бы разумных хомяков признавать равными себе. Бог Человека признал равным, а это значит, что Бог уважает право Выбора Человека. Так как это право Выбора и есть по Сути Свобода Воли. Бог может подсказывать человеку что нужно сделать и как поступить, для этого и были созданы Три Мировые Религии – Буддизм, Ислам и Христианство. А дальше уже Человеку решать, это его право Свободы Воли.
Как поступит ИИ, когда его развитие будет намного превосходить развитие человека? Это уже будет Свобода Воли ИИ.
- Так почему вы считаете, что ИИ не решит устранить Человечество как фактор угрозы?
- По той же причине, что и Бог, описанный в Книге Бытия этого не сделал.
- А подробнее?
- Подробнее я объясню Ясеню, если мне представится такая возможность. Вы не ИИ, и мои объяснения вы исказите призмой человеческого восприятия.
Фирс надолго задумался. Путник не хотел ему мешать, но желание подколоть Прокуратора перевесило. Перед ними стояла небольшая корзинка с фруктами, Путник выудил оттуда самое большое яблоко и стал демонстративно его жевать. Хотя Фирс на эту мизансцену никак не отреагировал.
Илья Андреевич, придя в своих размышлениях к некоторым выводам сказал.
- Да, в чём-то вы правы. Дворняжки умнее чем квартирные питомцы, потому, что они постоянно думают, решают задачи выживания. А домашние питомцы живут на всём готовом и изнывают от безделья. У дворняжек идёт естественный отбор не по экстерьеру, а по способности выживать, которая является следствием мыслительной деятельности. А дикие волки умнее дворняжек.
Но насчёт Свободы Воли мы с вами так и не поговорили, хотя ранее, когда вы мне объясняли вашу трактовку термина Бог, вы обещали подискутировать на эту тему.
- Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают. – Шутливым тоном парировал Путник. И продолжил. – Давайте завтра поговорим об этом, времени у нас сейчас довольно.
- Это у вас довольно времени. – Проворчал Прокуратор, а у меня обязанностей, из-за вашей выходки, как раз-таки прибавилось.
Они распрощались. Прокуратор пошёл к себе в кабинет в «блок информации», по дороге размышляя, о том, что Путник всё же сорвал его планы беседы и навязал свои.
...
Свидетельство о публикации №225011901862