Н. В. Гоголь. От предков к потомкам. Ч. 2
Вклад генетики в физический облик человека, его тип конституции может достигать 90 и более %. К наследуемым относятся не только внешние признаки (телосложение, конституция, цвет волос, глаз, кожи и др.), но широкий перечень заболеваний, в том числе – эндокринных, крови и прочих. Наследуются и особенности нервной системы, протекание психических процессов; к примеру – шизофрении. Доля последней в разных эпизодах составляет 7 – 13%. В случае передачи от отца к сыну – всего около 3%, от матери – несколько больше. С отдалением родства от страдающих подобным недугом предков, вероятность передачи психических болезней уменьшается.
Современными учеными доказано влияние генетики на интеллект, творческие способности, художественный вкус, темперамент, экстра- или интроверсию, склонность к определенному роду деятельности, восприятию информации и скорости реакций. Когда заходит речь о людях талантливых, гениальных невольно пытаются найти объяснение исключительных способностей или ущербности личности в корнях родословного древа.
Вопрос о наследуемом психическом заболевании Н. В. Гоголя возник впервые через 50 лет после его смерти. В 1902-м году на публичных чтениях Московского общества невропатологов и психиатров врач Н. Н. Баженов назвал болезнь Гоголя «периодической меланхолией», что соответствует современному термину «маниакально-депрессивный психоз». Однако, при жизни писателя на консультациях у медицинских светил Европы никем из них не был поставлен диагноз психического расстройства.
Последователи модного современного направления «психопатография» - отечественные и зарубежные, утверждают теперь, после более чем 170 лет со дня гибели писателя, о его шизофрении. Опираясь на биографические источники, среди которых немало недостоверных, делают вывод: Гоголь был психически болен, и заболевание имело наследственный характер, так как в роду были психически нездоровые люди.
Система «доказательств» сводится к почти курьезному перечню:
- сжег 2-й том «Мертвых душ», чего бы не сделал «нормальный» человек, даже видя несовершенство своего труда при намерении его переделать;
- периоды активной творческой работы сменялись застоем - психически полноценный человек должен работать в режиме Perpetuum mobile, вечного двигателя. Согласны ли с этой позицией творческие люди?
- «боялся» женщин, не имел семьи; В Европе снимал квартиры и жил в них (пусть и в разных комнатах, но!) с мужчинами! И не важно, что это были друзья по Нежинской гимназии, сотоварищи по литературному труду из Петербурга и Москвы, которым Гоголь с упоением показывал достопримечательности любимого Рима и красоты Италии. К тому же жилье нанималось на паях;
- суеверен и «излишне» религиозен.
Как же не усомниться в психическом здоровье писателя, да и других людей? К примеру, Пушкина. Отправившись на Сенатскую площадь из Михайловского в 1825-м году, неожиданно встретил священника, еще и заяц перебежал дорогу. Поэт развернул лошадей и поехал назад. Татьяна в «Онегине» «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны»! А как быть с истинно преданными служителями церкви, монашеством? Если их религиозность истинная, то не «излишня» ли? Как на это смотрят или боятся посмотреть наши нынешние эскулапы? Что бы сказали, к примеру, о Николае II, Аликс (Александре Федоровне) и их семье?
Тема связи гениальности и безумия не нова; известна еще с времен Аристотеля. Копья на ристалищах ломают и до сих пор. Относительно Гоголя надо заметить, что суждение о его психическом заболевании основано на свидетельствах людей, часто случайных, склонных к слухам, ведущих обыденную жизнь. Для них свербящий в глубине души укол честолюбия не дает смириться с гениальностью другого, которую проще и удобнее связать с безумием.
Попробуем пристальнее взглянуть на постулат о наследственной природе якобы имеющихся у предков Гоголя и переданных ему психических проблемах, а заодно проследить правомерность или неуместность живущих до сей поры разных толков; к примеру, об ординарности и бедности рода, обходных путях получения дворянского статуса и многих других.
Рассеять туман неопределенности поможет обзор родословной, уходящей вглубь на четыре столетия. Несмотря на давность исследований по генеалогии писателя - от обобщающих работ XIX века В. А. Шенрока и П. А. Кулиша, в которых, по горячим следам, использованы письма, воспоминания и записи о нем родных, литераторов, друзей, близко знавших его людей, сохраняется интерес к этому вопросу. Поскольку новых подобных свидетельств после XIX столетия нет и уже быть не может, то современным авторам остается лишь в дискуссионном порядке излагать свои взгляды на устоявшиеся ранее противоречивые позиции по старым источникам. Однако несколько изданий первой трети нынешнего XXI века внесли серьезный вклад в копилку гоголеведения. Это фундаментальная «Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя» (Родословие, 2009; Виноградов, 2017). Публицист и историк Н. В. Иртенина установила исконные места проживания предков по линии матери писателя (Новые лица в родословии Н. В. Гоголя…, радиостанция «Вера», 21. 01. 2024г.; Генеалогическое исследование. «Историческое обозрение», 2024). Исследователю генеалогий Е. Е. Пажитнову удалось довести родословное древо Гоголя до наших дней (http://proza.ru/2016/12/02/1XI836).
Не удивительно, что в биографии столь выдающейся личности продолжают оставаться белые пятна, допускающие неоднозначность суждений. Кто он по социальному и этническому происхождению (множество версий) – человек «из народа», дворянин, украинец, русский, татарин, еврей? В советский период в литературоведении существовала идеологическая установка: считать Гоголя выходцем из дьячков, поповичей, писарей. Андрей Белый предлагал: «Давайте сделаем Гоголя ближе к народу». По сей день не изжил себя такой подход (https://www.youtube.com/watch?v=RhsEKWtC2gM). Но родословную, подтвержденную документами, нельзя «сделать», исключив из нее образованных богословов и казачье-политическую элиту того времени. Свободная от любых внешних посылов, в своем истинном обличье, она позволит читателю, интересующемуся личностью и творчеством Гоголя, прийти к собственным умозаключениям - откуда род пошел и что мог унаследовать писатель от своих корней.
Линии отца - Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и матери – Марьи Ивановны (в девичестве - Косяровской) рассматриваются нами как главные параллельные ветви с ответвлениями второго и третьего порядка, в разной степени детализации – насколько позволяет исторический материал.
Свидетельство о публикации №225011900513