Просветление. Пятая точка

                Ожидание.

 Просветление может быть временным, как озарение, вспыхнувшее как молния и растворившееся как сновидение, а может быть окончательным, как не гаснущий свет в темноте. Так же просветление может быть окончательным и неполным. Неполное просветление похоже на наполненность озарением. Полное просветление освобождает от страдания, вызванного деятельностью чувств, но накладывает на существо огромную ответственность перед существами непросветлёнными.

 Чаще всего люди отказываются от помощи просветлённых, ища для себя временных радостей, не осознавая своего положения. Людям часто приятно предполагать, что мудрость придёт сама собою с годами, ближе к концу жизни, за счёт набора жизненных  впечатлений и собственных выводов, относящихся к испытанным ситуациям.

                Однако всё происходит совсем не так.
 
 Представления о собственном опыте лишь раздувает самодовольство, а выводы чаще всего являются ошибочными, потому что они принимаются за истину на основе удобных представлений о самих себе.

  Точка ожидания является центральной в списке поворотных точек и незримо связана с остальными точками.

 Если  обратить на неё должное внимание, то мы обнаружим, что она возникает в человеческой жизни регулярно и  присутствует незримо во всех остальных точках.

Люди постоянно чего-то ожидают, даже если и не замечают этого. А не замечают эту точку потому, что она связана с определённым напряжением, которое неприятно в обыденной жизни. Из-за этого неприятного ощущения человек стремиться образовавшуюся пустоту своей деятельности заполнить чем-то ускоряющим время ожидания. Чаще всего это что-то бесполезное и развлекающее, но мы способны научиться заполнять эту пустоту полезной медитацией.
 
  Сансара представляет собой водоворот беспокойства и это отражается на нашем сознании в моменты ожидания.

В силу необходимости, люди вынуждены постоянно заниматься устройством жизни и добыванием средств к существованию. Но, суета добывания средств часто вовлекает в определённый ритм движения, который трудно остановить точно так-же, как волчок, который мы раскручиваем и, он продолжает вращаться некоторое время после раскрутки по инерции. Неприятное ощущение в точке ожидания подобно тому, что нас внезапно остановили, как вращающийся волчок, а ум не можем найти себе места, и продолжает беспорядочно двигаться. Резкое торможение может вызвать чувство тошноты, но это же чувство может быть и менее острым, но таким же неприятным, и даже мучительным. Например: ожидание транспорта, ожидание  утоления голода, ожидания своей очереди в учреждении или в магазине,…и т. д.

 В момент торможения мы оказываемся в некотором вакууме покоя, с которым ещё не научились справляться.

 Появляется парадокс: покой, которого мы так ищем, зарабатывая его тяжким трудом, неожиданно оказывается перед нами и  проглатывает нас своей тотальностью и безысходностью. Мы как буд-то бы стоим на горе из воспоминаний прожитой жизни и нам тесно и скучно на этой вершине. Ум начинает искать развлечение, не осознавая, что это драгоценный миг свободы от кипучей деятельности. Его можно обратить в отдых, осознавая, как ворота вхождения в мир блаженства покоя чувств и внутренней тишины.

 Человеческие ожидания часто противоречат здравому смыслу. Люди стремятся не к тому, что им нужно на самом деле,  а к ярким вспышкам кратковременных чувственных удовольствий.

 Противоречивые ожидания охватывают ум тотально, например: мы ждём, что пройдёт зима и весной станет теплее; весной мы ждём большего тепла и высушивания дорог; затем мы ждём отпуска, затем становится слишком жарко, и мы ждём прохлады; мы ждём праздников, встреч с родственниками и друзьями,… а по сути, мы ждём(не осознавая), когда пройдёт то время, в котором мы себя находим и наступит будущее. Но желаемого будущего не существует , как и настоящего, и прошлого, а кульминацией ожидания является смерть тела, которую мы так нетерпеливо ожидаем, торопясь в будущее.

                Думаете, что это не так?

 Тогда зачем мы ожидаем дня рождения, отмечая радостно прожитый год?

 Ощущаемая неудовлетворённость содержит в себе надежду на лучшее будущее. Однако, не подкреплённая делами надежда не может осуществиться.

 Точка ожидания – это точка, в которой течение времени существования ощущается особенно тягостно, потому что смысл жизни скрыт от сознания, а пустота мира, в котором мы себя обнаруживаем, становится отрицательной. Поэтому, поворот точки ожидания должен быть направлен в ту сторону, где открывается истина, но она скрыта от нас завесой суеты.

                Что-же оказывается скрыто?

 Это тот результат наших действий, который находится в будущем, как плод нашего будущего самоощущения.

 Благие поступки приводят к созреванию благих плодов удовлетворённости.
 
 Дурные поступки приводят к созреванию дурных плодов неудовлетворённости.

 Созревшие плоды особенно остро ощущаются в моменты ожидания. Это плоды нашего восприятия действительности.

 Вспомните, как различные люди ведут себя в очереди. Кто-то спокойно и тихо ждёт, потому, что обрёл благой плод покоя и равновесия, а  кто-то, нервничает сам и пристаёт к другим со своими возмущениями, заводит разговоры о том, как всё плохо вокруг, кто-то пытается пробиться без очереди, толкается, ищет пути обмана, кто-то охает и вздыхает. Все эти люди – не удовлетворены и «вкушают» дурной плод  кармы прошлых дурных поступков и воззрений. Их ум мечется и мучается в состоянии ожидания.

 В точке ожидания мы способны обучить наш ум пребыванию в покое и равновесии.

 Для этого следует осознать свою напряжённость, отстранившись от своего состояния и посмотреть на себя со стороны. Нравится ли нам наше поведение и состояние?

 Проанализировать, что мешает нам находиться в более адекватном состоянии?

 Мы можем найти для себя решения об улучшении собственного поведения и найти в себе силы исполнять их.

 Бесценным кладом будет осознание, что нетерпение зависит от двух ближайших точек: подчинения чужой воле и захваченности желанием. Две эти точки полны напряжения, которое следует ослабить, как перетянутую струну. Ослабьте страх и сопротивление чужой воле, осознав, что эти неприятные ощущения принадлежат не вам, а духам, атакующим ваш ум воспоминаниями, и доверьте  исполнение своих желаний воле богов, и вы, несомненно, почувствуете облегчение.

 Обретение покоя и равновесия является ещё одной ступенью к просветлению. Лучше  всего осваивать эту ступень во время ожидания. Когда ещё у вас будет столько времени на глубокое размышление? Не упустите свой шанс!

 Осознайте, что главное, чего стоит ожидать, это -- созревание плода мудрости, спокойствия и уравновешенности.

                Пусть будет Благо!


Рецензии
Здравствуйте, Марина.

С удовольствием прочитал. На мой взгляд, сбалансированный текст.
Возможно, сначала человеку стоит просто убедиться подходит ли ему методология достижения спокойствия и равновесия, предложенная Буддой, а уже потом разбираться с тонкостями разных направлений в буддизме. Описание методологии можно найти в Палийском каноне (Трипитаке) - древнейшем сборнике буддистских тестов, дошедших до нас. Всегда нужно начинать искать ответы на интересующие вопросы с самого первого текста, а не с трудов поздних комментаторов. Наиболее подробное описание методологии представлено в Анапанасати сутте:

«I. Отслеживание тела

Делая длительный вдох, он распознает, что он делает длительный вдох;
делая длительный выдох, он распознает, что он делает длительный выдох;
делая короткий вдох, он распознает, что он делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он распознает, что он делает короткий выдох.
Он тренируется вдыхать, ощущая все тело,
он тренируется выдыхать, ощущая все тело.
Он тренируется вдыхать, успокаивая деятельность всего тела,
он тренируется выдыхать, успокаивая деятельность всего тела,

II. Отслеживание чувств

Он тренируется вдыхать, ощущая восторг,
он тренируется выдыхать, ощущая восторг.
Он тренируется вдыхать, ощущая счастье,
он тренируется выдыхать, ощущая счастье.
Он тренируется вдыхать, ощущая умственную деятельность,
он тренируется выдыхать, ощущая умственную деятельность.
Он тренируется вдыхать, успокаивая умственную деятельность,
он тренируется выдыхать, успокаивая умственную деятельность.

III. Отслеживание ума

Он тренируется вдыхать, ощущая ум,
он тренируется выдыхать, ощущая ум.
Он тренируется вдыхать, удовлетворяя ум,
он тренируется выдыхать, удовлетворяя ум.
Он тренируется вдыхать, делая ум устойчивым,
он тренируется выдыхать, делая ум устойчивым.
Он тренируется вдыхать, освобождая ум,
он тренируется выдыхать, освобождая ум.

IV. Отслеживание умственных качеств

Он тренируется вдыхать, отслеживая непостоянство,
он тренируется выдыхать, отслеживая непостоянство.
Он тренируется вдыхать, отслеживая затухание,
он тренируется выдыхать, отслеживая затухание.
Он тренируется вдыхать, отслеживая прекращение,
он тренируется выдыхать, отслеживая прекращение.
Он тренируется вдыхать, отслеживая отрешение,
он тренируется выдыхать, отслеживая отрешение».

На мой взгляд, методология доступная и эффективная. Ничего религиозного и мистического в ней нет. Её может попробовать применить любой человек, а не только буддистский монах.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   10.03.2025 13:25     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр. Опубликованный вами метод относится к практике пранаямы и несомненно имеет место быть. Однако я не думаю, что он подходит любому ( по разным причинам), как и любой другой метод.

Тот метод, который я предлагаю, тоже, наверняка подойдёт не каждому. Для того что бы начать ту или иную работу необходимы накопленные силы, и их может быть просто недостаточно для удержания сосредоточения на практике. Тогда, вначале, следует обратиться к практикам накопления энергии.

Методов тренировки очень много в буддийских традициях. Их можно найти как в первоисточниках, так и в записях более поздних просветлённых учителей буддизма. Их постоянно культивируют современные учителя Дхармы, которые учитывают современные условия, кардинально отличающиеся от прошлых времён. Мало того, их можно найти и в других мистических направлениях.
Насколько они приемлимы практикующему, каждый решает для себя сам или с помощью опытного наставника, который проведёт оценивающую ревизию приемлимости.

Совет для всех изучающих:
Буддизм -- это живое учение, а не догматическое. Будда никогда не приветствовал косность и стагнацию в учениях. Составление практик он часто доверял своим старшим ученикам Шарипутре, Махакасапе, Маутгальяне и другим по мере обретения ими архатства.
Изучение Сутт -- очень полезное приложение сил, которое я рекомендую всем без исключения, но ещё лучше консультироваться при чтении с опытным наставником, чтобы не принимать (в прочитанном) желаемое за действительное. Следует понимать, что те, описываемые в суттах наставления, которые давал Будда, он давал их не просто прохожим(всем, кому попало), а конкретным ученикам, уже имевшим те или иные накопления. Эти ученики имели возможность непосредственно работать под присмотром учителя и получать его замечания корректировки и поправки в практике, а сутты записывались для поверхностного помятования, имея более глубокий подтекст, доступный только опытным йогинам.
Практику сосредоточения на точках разработал и дал мне для практики мой непосредственный наставник, а углублённое описание я составила на основе своего опыта, одобренного наставником и опубликованного здесь для облегчения идущим следом.

С уважением, Марина

Марина Тигра   10.03.2025 17:58   Заявить о нарушении
Я согласен, Марина. Буддизм – это огромный мир. На мой взгляд, некоторые буддистские «тренировки» ума полезны и сами по себе, даже без привязки к религиозным и философским составляющим разных направлений в буддизме. Замечательно, когда человек хотя бы немного умеет управлять своими мыслями и эмоциями, да и развитие способности «видеть-как-есть» тоже никому не помешает в жизни.

Всех благ и удачи!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   10.03.2025 19:13   Заявить о нарушении
Хочу задать вопрос: на ваш взгляд, по каким критериям можно отличить компетентного наставника в буддизме от некомпетентного? Думаю, ответ будет интересен и другим читателям.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   11.03.2025 11:29   Заявить о нарушении
Здравствуйте уважаемый Александ.
Мой личный подход в выборе наставника нисколько не отличается от мнения Будды на этот вопрос, который изложен в сутте Палийского канона Дикха Никайа - 4 "Сонаданда сутта". Вот её краткий пересказ, опубликованный моим наставником на нашем сайте " Три Ваджры":

4. Сонаданда сутта
Введение

Брахман Сонаданда, увидев с верхней террасы своего дома группу брахманов, направляющихся к Будде, желает присоединиться к ним. Его принимаются отговаривать другие брахманы, из тех, кто не собирался идти к отшельнику Готаме. Они говорят о том, что если Сонаданда приблизится к Готаме, то слава Готамы возрастёт, а слава Сонаданды уменьшится. На протяжении всей сутты этот вопрос будет в той или иной форме тревожить Сонаданду, поскольку, как говорит он – у того, у кого убывает слава – убывает богатство, поскольку богатство у нас (у брахманов) достигается славой. Однако в данный момент Сонаданда убеждает противящихся визиту к Готаме брахманов изменить решение, поскольку Готама благороден в своём происхождении, черноволосым (молодым) оставил дом (т.е. долгое время странствует), оставил богатства. Наконец, все брахманы вместе отправляются к Готаме.

Тревога Сонаданды

Приближаясь к месту, где остановился Будда, Сонаданда тревожится: а что, если Будда будет критиковать его, выставит Сонаданду на всеобщее обозрение не опытным, не мудрым? Но, с другой стороны, и повернуть назад Сонаданда не хочет – ведь, приблизившись настолько к Будде и повернув назад, он будет заподозрен в трусости. Поэтому брахман желает в сердце: вот если бы Будда задал мне вопрос о тройном знании (Ведическом знании), я бы смог порадовать Готаму достойным ответом (обрести благоволение Будды и уважение других, слышащих их разговор).

Вопрос Будды к Сонаданде

Почувствовав тревогу Сонаданды, Будда задаёт тому вопрос, относящийся к ведическому знанию: каковы признаки, позволяющие считать брахмана истинным брахманом?

Ответ Сонаданды

Радуясь вопросу Будды, Сонаданда уверенно объясняет пять признаков брахмана: 1) благородство происхождения; 2) осведомлённость в священных текстах; 3) красота; 4) высокая нравственность; 5) мудрость

Будда начинает расспрашивать Сонаданду: можно ли от этих признаков отнять некий признак, так, чтобы брахман оставался истинным брахманом?

— Можно, — отвечает Сонаданда. Отняв красоту, мы не лишим брахмана его достоинства.

— А можно ли отнять ещё какой-то признак?

— Можно. Ведь и без священных текстов брахман наделён достоинством.

— А можно ли отнять ещё какой-либо признак?

— Можно. Ведь и без родовитости брахман пользуется почтением.

В этот момент брахманы начинают роптать: они говорят Сонаданде о том, что, отказавшись от красоты, священных текстов и родовитости, он станет последователем Будды. Однако Сонаданда успокаивает их, говоря, что он не отрицает ценности красоты, писаний и родовитости. Однако, разъясняя свой ответ, Сонаданда приводит в пример своего племянника Ангаку, который красив, сведущ, безупречного происхождения, наделён высокой нравственностью и мудр. Если бы Ангака убивал других существ, брал то, что ему не отдано, ходил к чужой жене, говорил ложь, пил хмельное – какова бы была польза от его красоты, происхождения и знания текстов?

Далее, Будда спрашивает: можно ли отнять какой-то признак от оставшихся двух (высокой нравственности и мудрости)? Сонаданда даёт отрицательный ответ. Он утверждает нераздельность нравственности и мудрости: как моют руку рукой и ногу ногой – так же и развитие нравственности ведёт к мудрости и наоборот.

Будда соглашается с Сонадандой и продолжает спрашивать: каковы же нравственность и мудрость, которые являются сущностью истинного брахмана? В ответ Сонаданда, говоря, что он знает лишь то, что было сказано ранее, предлагает Будде самому разъяснить содержание этих понятий.

Проповедь Будды

Вначале Будда рассказывает о нравственных правилах монаха, затем излагает достижение мудрости на примере зримых плодов отшельничества. Эта проповедь является той же, что и в Саманняпхала сутте (Дигха Никая 2). Основы строгой монашеской нравственности совпадают с уже упомянутыми Сонадандой, но включают в себя отречение от материальных выгод и поисков чувственных услад.

Просьба Сонаданды

Сонаданда одобряет проповедь Будды и приглашает Блаженного вместе с общиной монахов на трапезу. Будда безмолвно соглашается. Приготовив изысканную твёрдую и нежную пищу, Сонаданда своей рукой угощает монахов, а затем, присев рядом с Буддой, обращается к Нему со следующим затруднением: если Сонаданда будет выражать Будде почтение, поднимаясь с места при приближении Готамы, или кланяться, или сходить с колесницы, то окружающие будут относиться к брахману с презрением, а у того, кого презирают, уменьшается слава и богатство. Поэтому пусть Будда считает, когда Сонаданда складывает ладони, что он встаёт с сидения; когда снимает головную повязку – что он кланяется; когда поднимает стрекало – что он спускается с колесницы. По сути, Сонаданда просит оставить в тайне своё уважение к Готаме.
Будда, проведя с Сонадандой беседу, удаляется.

Любопытно сравнить характеры Сонаданды и Поккхарасади (Амбаттха сутта, Дигха Никая 3). Поккхарасади груб и высокомерен, Сонаданда труслив и склонен к приспособленчеству. Оба становятся осторожными мирскими последователями Будды, ради сохранения своего положения: Поккхарасади боится порицания (и наказания) со стороны великого человека, Сонаданда боится потерять свою славу, поэтому договаривается с Буддой о тайных знаках при общении.

Марина Тигра   11.03.2025 12:52   Заявить о нарушении
В те времена Брахманы считались учителями и наставниками всех остальных сословий, включая правителей царств и княжеств.

Марина Тигра   11.03.2025 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.