Рюрик - вторая картина маслом

Картина вторая: Рюрик – дан (датчанин то есть), варяги - фряги

Рассмотрим кандидатуру исторического лица - Рёрика (датск. Roerik) Ютландского, проходящего по картотеке истории также как Рёрик Фризский, он же Фрисландский, - на роль нашего летописного Рюрика.
 
Жил-был конунг Харальд Клак (Ворон) (ок. 785 г. - ок. 852 г.), предположительно, сын Хальфдана (в буквальном переводе - "полудатчанина", т.к. его матерью была шведская принцесса) Старого, «третьего короля данов», обретавшегося в городе Хедебю, удачно расположенном на пересечении торговых путей из Балтики в бассейн Северного моря. Около 782 года Готфрид Инглинг сверг "полудатчанина" с трона. Тот нашел убежище у Карла Великого, который сделал его маркграфом Фризии. Впоследствии Харальд Клак унаследовал титул и владения Хальфдана Старого.

В 812 году Харальд, вместе со своим братом Рёгнфридом, захватили власть в Датском королевстве, однако в разразившемся междуусобном конфликте утратили ее (813 г.).
В Королевских анналах франков сообщается, что Клак нашел убежище у Людовика Благочестивого, но через шесть лет вновь захватил датский трон, который вновь утратил в 823 году и вновь спрятался под крылом набожного императора франков.
 
Согласно Ксантенским анналам, будущий Рёрик Ютландский приходился Клаку братом, но, если верить анналам Бертинским, – племянником. Год рождения Рёрика неизвестен (родители - тоже). Историки без особых на то оснований предполагают, что это (рождение то есть) случилось «после» 810 года. Как «наиболее вероятный», они называют 817 год. Если так, вряд ли Рёрик приходился Харальду братом.

Рассчитывая на имперскую поддержку в войне со своими датскими родственниками, которым, между прочим, помогали свеи, Клак принял христианство (826 г.). Это был первый известный истории викинг,  обратившийся в Христову веру (вместе с ним, как сообщается, крестили его сына Годфрида, а также остальных членов семейства, включая брата/племянника, т.е. нашего с вами Рёрика). Расчет Харальда не оправдался: император подтвердил его титул маркграфа Фрисландского, включив в переданные ему в лен владения процветающий торговый город Дорестад, расположенный в дельте Рейна, и область под названием Рюстрингия (Рюстринген), расположенную на побережье Северного моря против Восточно-Фризских островов.
 
В обязанности Клака входила, в частности, оборона вверенного ему участка морского побережья от вторжений его сородичей-викингов. Как пишет российский историк С.С. Алексашин, «в борьбе с данами франки проводили политику политического убежища и привлечения на службу изгоняемых вождей. Вожди, принятые ко двору, становились надежным оплотом и защитниками морского побережья империи от нападения своих родичей».

В 826 году неугомонный Клак снова вторгается в Данию, но в третий раз терпит поражение и несолоно хлебавши возвращается в Фризию. Возможно, свою смерть «граф» нашел уже в 840 году, хотя, по другим источникам, его зарезали его подданные – фризы – лет на десять позднее.
 
Как было сказано выше, мы не знаем, когда родился Рёрик. Что касается даты его смерти, то она известна «точнее» - в последний раз он упоминается во франкских (Фульдских) анналах под 875 годом. В 882 году владения Рёрика передаются его двоюродному брату Годфриду. Акт такой передачи означал, что Рёрик либо отдал к тому времени Богу душу, либо отказался от своего лена. Этот самый лен Рёрик, видимо, приобрел благодаря тому, что вместе с дядей Харальдом Клаком выступил в 841 году на стороне Лотаря, не поладившего со своим отцом, Людовиком Благочестивым. За это Лотарь пожаловал Рёрику островок Виринген, входивший тогда в число Западно-Фризских островов (ныне это континентальная часть Нидерландов). После кончины Клака король «даровал ему (Рёрику) Дорестад и другие графства».

В 843 году Рорик отказывается подтвердить свой вассалитет на условиях короля Лотаря, которому по разделу Империи франков досталась Фризия. Его сажают в тюрьму, откуда он бежит то ли к вендам (ободритам/бодричам), а оттуда к Людовику Немецкому, то ли прямиком к нему, правителю земель восточных франков, брату Лотаря.

В 853 году Рёрик безуспешно сражается со своими родичами в Ютландии за титул местного короля; однако на полуострове он удерживает наследственный удел, расположенный между рекой Айдер и Северным морем, – важную с экономической точки зрения территорию, по которой проходил торговый путь, соединяющий Северное и Балтийское моря.

Далее, в Ксантенских анналах под 863 годом читаем: «... Рорик, «желчь христианства» ..., стал подданным короля (Людовика Немецкого – А.А.) и поклялся верно служить ему». При поддержке Людовика Рёрик занимается отвоеванием утраченных областей – Дорестада и прочих земель, которыми он владел как соправитель и, видимо, наследник дяди Харальда, хотя у того был родной сын – Годфрид (видимо, тот отступился от христианской веры, т.к. о нем известно, что он  вел жизнь типичного викинга-разбойника и крестился во второй раз только в 882 г.). Рёриковское «отвоевание» носило характер типичного для викингов грабежа. Недаром  хроника того времени  с горечью констатирует: «Норманн Рорик… снова взял Дуурстеде и коварно причинил христианам множество бедствий». При этом хронист  Гинкмар записывает: «Одним лишь своим именем и без сражения он (Рёрик) заставляет удалиться из устьев Рейна вторгнувшихся туда норманнов». Что называется, своих граблю, а  чужим не даю».
 
Поразительно, но в том же 863 году Рёрик присягает королю Карлу Лысому и получает от того в лен дополнительные владения. Повторимся: в 875 году наш герой, в возрасте «под 60», находясь в Фрисландии, молчаливо сходит со страниц франкских анналов. Этот год может соответствовать 6370 году от сотворения мира (862 г.), поскольку ранние даты в ПВЛ, мягко говоря, не точны.

Теперь вспомним, что один из фризских регионов, подвластных Рёрику, назывался Рюстринген, а его жителей именовали «рустры», или «рюсты» (так в сочинениях немецкого пресвитера 12-го века  Гельмольда «Славянская хроника» и бельгийского историка 19-го века Ф.Г. Голлмана «Рустрингия, первоначальное Отечество Первого Российского Великого Князя Рюрика и братьев его» - русский перевод опубликован в 1819 году). В одной из статей, помещенных в ЖЖ, с удивлением читаю: «… в той же Фризии в IX в. находился прибрежный район и остров Виринген (в современном произношении Виэрега, что очень близко к древнерусскому “варяги”). Кстати, по археологическим находкам делаются предположения о существовании резиденции и военной базы Рёрика именно в этом районе».

А тут еще историк  О.Л. Губарев заключает: «Если мы посмотрим, откуда крупная группа норманнов могла уйти почти полностью примерно в период деятельности Рюрика, – это Фрисландия». В «Баварском географе» известен фрагмент о руссах, который гласит: «… Ruzzi, Forsderen Liudi Fresiti», что можно перевести так: «… руссы - первые люди фризские».

Сетевые «знатоки»-антинорманисты утверждают, что «в 867 г. Рорик был изгнан из Фрисландии и, по некоторым смутным данным, вновь пытался утвердиться в Дании, но явно безуспешно…».  Здесь верно то, что он действительно унес ноги от восставших фризов, недовольных введением нового налога. Но если  так, если его отовсюду «попросили» (из Фризии и Дании), почему бы ему не принять вовремя подвернувшееся приглашение с берегов Волхова и не встретить там спокойную старость?

Антинорманисты, однако, ответственно заявляют, что, во-первых, имя Рёрик «оставалось довольно редким и нехарактерным для скандинавов, а во-вторых, представляет собой заимствование из кельтского именослова». Вот, к примеру,  высказывание, сделанное по этому поводу Л.П. Грот: «В скандинавских именословах имя Рюрик прослеживается очень поздно, особенно, в Дании. Там оно получило распространение не ранее XIII в., т.е. имя Рорика из западноевропейских хроник не закрепилось в датских именословах».

Может, оно и не закрепилось, но Рёрик-то Ютландский – историческая личность 9-го века и если он не датчанин, то почему Ютландский? Почему в Фульдских анналах, в записи под 882 годом, он назван «норманном» (Rorich Nordmannus)? Кстати, на севере Нидерландов, часть территории которых входила  в лен, переданный Рёрику, имеется топоним (холм) под названием Рюриксберг (округ Хейлоо, регион Кеннемерланд), возможно, хранящий память о Рёрике, «герцоге Фризии».

В порядке ответа на бестактный вопрос: «А почему пригласили именно Рюрика?» в сети встречаются утверждения об «археологических находках, свидетельствующих, что уже во второй половине 8-го века Ладога была вовлечена в сферу не только восточно-балтийской, но и фризской торговли, которая шла через Данию», и потому, дескать, «вполне возможно и то, что местные племена обратились к ютландскому правителю, так как Рорик не был связан со шведами, которые нападали на восточных славян».
 
Зерно чего-то, похожего на истину, заключается здесь в том, что Рёрик действительно воевал со шведскими викингами, и в глазах ильменских словен мог выступать в качестве «врага моих врагов». Вот, оказывается, почему словене, сбросив иго одних варягов, призвали княжить других! К тому же полагают, что в  «сагах о Древних временах» (саги о Стурлауге, о Хрольве Пешеходе, о Тидреке Берском, Песня о Хюндле из Старшей Эдды) отображены реальные версии удачного  нападения скандинавов на Ладогу ок. 852 года, или ранее. В этом нападении принимали участие вожди Хальвдан Старый, его отец Эстейн, тесть Эймунд, Стурлауг, его сын Хрольв и свей Фрамар. Этот последний при помощи Стурлауга овладел Ладогой, которую потерял после восстания 860 года. Логично предположить, что ладожане обратились к Рёрику, внуку Хальвдана (отцу Клака), чтобы с помощью датских викингов отбиваться от шведских.

Кроме того, в серьезных научных работах сообщается, что, «по крайней мере, в районе Ладоги и даже на Верхней Волге археологи обнаружили ряд изделий фризских мастеров». Если верить скандинавским сагам, Ауд Премудрая – легендарная прабабушка Рёрика  – в свое дремучее время была вынуждена бежать в Гардарики, т.е. в землю ильменских словен.

Что же портит очередную «картину маслом»? Много чего. Во-первых, нет никаких подтверждений вояжа Рёрика в Ладогу – ни в западно-европейских хрониках, ни в скандинавских сагах, ни у Адама Бременского, ни у Саксона Грамматика.
 
Во-вторых, на Русском Севере археологи находят предметы, изготовленные не только фризскими, но и прочими западно-европейскими ремесленниками, не говоря уже об изделиях мастеров Византии и арабского Востока.
 
В-третьих, ни Рустрингия, ни шведский Рослаген, ни датский регион Росенхау, по мнению большинства отечественных историков, не могут считаться доказательством происхождения летописной руси из этих мест.
 
В-четвертых, Рёрик был слишком стар (за 60 лет; летописному Рюрику вообще было под 85!), чтобы родить в Ладоге Игоря (по преданию, родился около 878 года). И что это за братья такие – Синеус и Трувор – последовавшие за Рёриком в землю ильменских словен вместо того, чтобы претендовать на его владения во Фризии и Дании? Да и не было у Рёрика никаких братьев, кроме кузена Годфрида, наследовавшего его лен!

В-пятых, если Олег – сын «князя Урманского», что же он не стал претендовать на княжение в своей земле, а принялся хозяйничать в землях восточных славян? В-шестых, и сами датчане не верят, что Рёрик – это Рюрик. Так, в 2001 году ведущий специалист по истории Дании периода викингов Эльси Роэсдаль заявила: «Едва ли датский предводитель, которого также звали Rurik и который оперировал во Фрисландии в то же самое время, когда действовал летописный Рюрик, был одним и тем же лицом».

Впрочем, все эти доводы не позволяют доказать обратного – того, что Рёрик не является Рюриком наших летописей. Тем более, что в сети можно прочитать как такое:

- «Большинством современных историков признается возможным, что конунг Рорик Ютландский, он же Рёрик Скъёлдунг из Хедебю, и приглашенный в 862 году в Ладогу князь Рюрик — это один и тот же человек...»;

так и такое:

- «Анализ франкских хроник, древнерусских источников и археологических данных о структуре полиэтнического поселения на Рюриковом городище подтверждает тождество Рорика Фрисландского и Рюрика Новгородского. Вероятно, Рюриком было принято  предложение возглавить протогосударственное образование — союз ряда восточнославянских и финно-угорских этносов, проживавших в верховьях рек балто-волжско-черноморской водной системы»;

так, наконец, и такое:

- «Подводя итоги и осознавая необходимость продолжения дискуссии, можно утверждать, что летописный князь Рюрик тождествен Рорику Фризскому. Он, вероятно, был сыном «морского конунга» Хальвдана Старого, родившимся до 810/812 г. Длительное время он находился при старшем брате Харальде Клаке, был «морским конунгом» и пиратом, периодически удерживал владения в Ютландии и Фрисландии с центром в Дорестаде, а в 867-879 гг. стал конунгом (князем) в Ладоге».


Рецензии
"«Анализ франкских хроник, древнерусских источников и археологических данных о структуре полиэтнического поселения на Рюриковом городище подтверждает тождество Рорика Фрисландского и Рюрика Новгородского" (автор статьи).
Франкские хроники знают Рюрика после 879 года (год смерти в ПВЛ). По хроникам он был жив и позже. Значит не может быть Рюриком Новгородским. В ПВЛ вообще изначально не было Рюрика, ибо он не являлся основателем династии русских князей, утвердившихся в Киеве, а ПВЛ именно о них. Археологические данные мне интересны. Не затруднит дать ссылку где читать о наличии датчан по находкам Рюрикова городища? Это ценно!
Ну и кроме сказанного. Ребус. В Голландии государственность по учебникам истории начинается с 862 года с воцарения там Рюрика. У нас тот же год. Проблемка. Как распутать? Вы книги мои читали? Разгадка там. С уважением. Д.Ю.

Андрей Уставщиков   11.05.2025 18:00     Заявить о нарушении