К 4. Глава 10 Убейдский период Месопотамии

Убейдский период, или Убейд, — это археологическая фаза, также известная как культура, в развитии Месопотамии и некоторых соседних регионов Передней Азии и Закавказья. В основном этот период соответствует энеолиту. Он охватывает примерно с 6-го по начало 4-го тысячелетия до нашей эры. Название этой эпохи происходит от археологического памятника Телль-эль-Убейд в Южном Ираке, где были впервые обнаружены типичные находки убейдского стиля. На пике своего развития культура Убейд распространилась по всей Месопотамии и оказала значительное влияние на соседние общества, породив множество схожих культур на обширной территории. Убейдский период считается «фундаментом» месопотамской цивилизации. В это время возникли поселения на месте будущих древнейших городов Шумера, таких как Ур, Урук, Лагаш и другие. Крупнейшим убейдским поселением был Эреду — первая столица «царственности», согласно шумерским легендам, после прибытия людей с райского острова Дильмун.

 

Убейдская традиция, зародившаяся в Южной Месопотамии, оказала значительное влияние на соседние регионы. В Северной Месопотамии она способствовала культурному развитию местных халафских общин, что привело к формированию смешанной культуры Северного Убейда. Подобные традиции появились в Эламе, Леванте и других частях региона, которые, в свою очередь, распространили убейдское влияние на новые территории. В результате возникла беспрецедентная зона взаимодействия — убейдская «ойкумена», простиравшаяся на обширные территории Ближнего и Среднего Востока. Эта особенность побуждает исследователей избегать определения Убейда как традиционной археологической культуры, предпочитая использовать другие термины, такие как «феномен», «стратиграфический стиль» и так далее.

 
 

Важнейшей отличительной чертой Убейда является его лепная керамика, созданная без использования гончарного круга. Эта керамика представляет собой монохромные изделия цвета буйволовой кожи или других оттенков, которые зависят от обжига. Росписи на керамике выполнялись черной краской, но их окончательный цвет мог варьироваться от черного до коричневатого, фиолетового или темно-зеленого. Орнамент на изделиях чаще всего геометрический, реже растительный. Создатели керамики Убейда разработали разнообразные формы посуды: плоские тарелки с отогнутым бортиком, чаши на подставке, сосуды с носиком, похожие на чайники, а также кубки с овальным дном, что позволяло ставить их на плоскую поверхность только в опрокинутом виде, опорожненными. Некоторые сосуды были выполнены в виде животных. Кроме того, были обнаружены медные сосуды.

Культовые статуэтки, изображающие обнаженных женщин и мужчин, представлены в большом количестве. Женские статуэтки имеют удлиненную форму и представляют стройных стоящих женщин с широкими плечами, руками, сложенными под грудью, и узким тазом. Головы этих статуэток напоминают головы рептилий. Мужских статуэток гораздо меньше. На месте глаз и в плечах фигурок были сделаны прорези, куда вкладывались зерна кунжута и финиковые косточки. Вероятно, эти статуэтки использовались в магических ритуалах. Также были найдены статуэтки животных.

 

Убейдская глиняная статуэтка из Ура с характерной рептилиеобразной внешностью.
 
Убейдские поселения представляли собой хижины из тростника или кирпича-сырца, иногда в сочетании этих материалов. Также существовали и более крупные здания — возможно, святилища или многофункциональные общественные постройки, которые обычно располагались в центре деревень. Самым большим из них был храм в Эреду. Размеры убейдских поселений были разнообразны: от небольших деревень и хуторов с одним-двумя домами до крупных центров или даже протогородов, таких как Эреду. В последнем случае можно говорить о центрах формировавшихся территориальных общин («номов») — предшественниках будущих городов-государств Месопотамии. Косвенными свидетельствами этой централизации служили рост храмов и обустройство крупных могильников.

Убейдцы хоронили взрослых в специально выделенных могильниках, а детей — под полом жилищ. Погребения представляли собой трупоположения в грунтовых ямах прямоугольной формы, причем поза умершего была нетипичной для Месопотамии как предшествующего, так и последующего времени — вытянутой на спине. Сопроводительный инвентарь был скромным: керамика, терракотовые статуэтки и глиняные модели лодок с отверстием в центре, вероятно, от мачты. Это свидетельствует о том, что водные пути уже были освоены для транспорта. Модели лодок в могилах, вероятно, отражали мифологические представления о переправе через «реку смерти» в загробный мир.

Основой экономики убейдцев было ирригационное земледелие, о бурном развитии которого свидетельствуют многочисленные находки глиняных серпов. Кроме обработки земли, убейдцы занимались разведением домашних животных. На это указывает наличие коровьего помета в глиняной обмазке их хижин, а также найденная глиняная фигурка свиньи. Помимо земледелия, убейдцы занимались ремеслом, рыболовством и охотой, в том числе с помощью собак, которых иногда хоронили вместе с людьми.

Пряслица из обожженной глины или битума свидетельствуют о том, что убейдцы умели изготавливать пряжу, скорее всего, шерстяную, и знали ткачество. Тяжелые глиняные диски с двумя отверстиями почти наверняка служили противовесами ткацкого станка. Ещё одним признаком культуры являются изогнутые глиняные «гвозди» — объекты неясного назначения. Несмотря на энеолит, находки медных изделий для Убейда — исключительная редкость и относятся лишь к самому концу периода.

Убейдские памятники не содержат надежных свидетельств обособившейся элиты, нет явных изображений лидеров, не обнаружены погребения, кардинально выделяющиеся богатством инвентаря. Учитывая развитие культовых построек в то время и данные последующих эпох, предполагается, что административные функции постепенно сосредотачивались в ведении храмов, действовавших от имени божеств. Известно, что древнейшие титулы правителей Месопотамии (эн, энси) имели жреческое происхождение; важную роль должны были играть и традиционные общинные институты — народное собрание, совет старейшин.

Завершение убейдской эпохи связано со значительными изменениями в материальной культуре Южной Месопотамии — введением гончарного круга (и опосредованно — колеса), стандартизацией керамики, распространением нерасписной посуды, кардинальным изменением в погребальном обряде, появлением оружия в захоронениях и т. д. Эти изменения связывают с приходом нового населения — шумеров. Несмотря на эти изменения, очевидная преемственность материальной культуры этого времени с последующими «шумерскими» эпохами позволяет некоторым исследователям называть культуру убейдской Южной Месопотамии «протошумерской».


Рецензии