Судорожная лесная прогулка с фуриями

Раненый олень / Wounded fawn, 2022

«Я внезапно осознал, что я и смертен, и осязаем, и меня можно уничтожить»
Леонора Каррингтон

Ну, скорее «оленёнок», чем олень, ну да оставим это на совести переводчиков от маркетинга. Не стану скрывать, фильм прежде всего привлёк внимание абсолютно сюрреалистическим постером, надо сказать, именно эти ожидания он оправдал на все сто. Ну да об этом позже.

В начале истории мы знакомимся с двумя главными героями. Первая - Мередит Тэннинг (Сара Линд), как принято говорить, женщина тяжёлой судьбы. Из её бесед с подружками и психотерапевтом мы узнаём о том, что она вот буквально только что рассталась с каким-то аццки страшным  абьюзером, от которого постепенно отходит. И вроде бы отошла до такой степени, что готова, понимаешь, уже с кем-нибудь замутить.  И тут...

А второй наш герой, ну, или антигерой - Брюс Эрнст (Джош Рубен), мы его застаём на аукционе, где продаётся статуэтка трёх Фурий - древнегреческих богинь мести. Торги Брюс проигрывает роковой блондинке Кейт Хорна (Мали Барр) - сами понимаете, фамилия не случайна. Не долго думая, Брюс заявляется к Кейт домой и умоляет продать греческих бабищ за любые деньги. Тут Кейт, задумываясь, начинает флиртовать с Брюсом, но ему не до всяких там шпили-вили, он у нас мужчина серьёзный. В подтверждение чего (первый сюр в фильме) за спиной Брюса появляется некое существо, что-то вроде совы, но похожей на фигурки майя из музея индейской культуры в Манаусе. В общем, на полном серьёзе Брюс кромсает Катюху на кусочки.

А потом мы уже видим Брюса и Мередит, или просто Мер, едущих на первый уикэнд вдвоём в (куда же ещё?) отдалённую хижину в горах, которая от всего мира отрезана. Ну, и ... Дальше рассказывать не будут, с одной стороны, спойлерами заниматься не хочу, а с другой - всё вполне предсказуемо. Но это только о сюжете. Но фильм привлекателен скорее не тем, ЧТО откаблучивают главные герои, а КАК всё это снято. Режиссёра Трэвиса Стивенса за этот фильм уже сравнивают с Марком Дюплассом и его «Ублюдком», по части сюжета и саспенса - готов согласиться. Но вот по части визуальной - наверное, можно сравнить с «Мэнди», о котором я уже рассказывал (http://proza.ru/2022/06/03/792).

Есть такой итальянский киножанр - джиалли, я его упоминал уже в связи с «Венецианским детективом» (http://proza.ru/2022/09/23/435). То есть да, это, безусловно, хоррор, но несколько более, если позволите, эстетский. Так вот, «Олень» скорее можно отнести именно к этому жанру. После традиционных «некуда бежать» и погонь до таинственно освещённому дому начинается действительно «идеальный сюрреалистический визуал, но с достаточной долей реализма, чтобы придать вес» (Майкл Кавендер). То есть напряжение и страх нагоняются уже не набором традиционных саспенс-приёмов, а безупречной графикой.

Упоминание Италии совсем не случайно, художник фильма Соня Фольтарц постаралась на славу. Не сочтите за тавтологию, но образы тех самых сюр-персонажей - просто готовые картины, причём выполненные как будто бы закинувшимся ЛСД живописцем итальянской школы. Во-первых, это красиво. А, во-вторых, это реально создаёт реально жутковатенькую картинку, мурашки-то бегают, как ни крути.

Конечно, в основном фильм, помимо очевидных визуальных достоинств,  держится на незаурядной игре Джоша Рубена. Интересно, что в своём интервью каналу Cinedump Джош рассказал, как у него получился такой образ. Он не копировал кого-то из известных литературных или кинозлодеев, он просто вспоминал одного своего приятеля, нарциссиста-всезнайку, которого он называет toxic explainer (даже переводить не буду, настолько классный термин). Выросший на хоррор-фильмах Джош вспоминает слова своего учителя Майка Николсона по поводу маньяков: «Не играй страшно, играй фактически». Что ж, Джош, по факту получилось хорошо. И в целом надо сказать, вся эта, по выражению Джоша, garage band effort получилась весьма достойно.

При чём здесь судороги, спросите вы? А вот посмотрите финальную сцену, которая идёт уже на титрах, идёт мучительно долго, мучительно для персонажа и по-настоящему являя отраду любителю жанра, без всяких спецэффектов, просто на актёрской игре, и узнаете.

«Ты не знаешь, что такое благодарность, Брюс. Ты вор. Ты крадёшь силу у женщин.»

Photo by form PxHere


Рецензии