Глава 9. Муштра и Шагистика

Продолжение. Начало – http://proza.ru/2024/06/14/1175

Не знаю, как Вам и мне мой будущий рассказ покажется, но название получилось замечательное, на мой взгляд… Сразу вспомнилась одна из самых любимых мною в детстве книг… Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания». Эту книгу, полную юмора и детских приключений, я когда-то в детстве зачитал до дыр.
Конечно! Далековато мне до Льва Кассиля… Но попробую и Вас заинтересовать как-то!

***

МУШТРА (муштровка). Слово произошло от нем. mustern - осматривать, делать смотр, метод обучения и воспитания военнослужащих, основанный на принудительном механическом заучивании приёмов действий в строю и в других условиях. Муштра подавляет личность и сковывает инициативу обучаемого, превращает его в слепо повинующегося исполнителя.
Именно немцы любили и лелеяли этот вид воспитания для создания «винтиков» в своей военной машине.
А что им самим дала эта муштра, показали две Мировые войны и множество локальных войн, в которых они участвовали…

ШАГИСТИКА, - Военное обучение, при котором основное внимание уделяется маршировке.

Эти толкования можно прочитать в энциклопедиях и толковых словарях.

Кстати! Шагистика – это, так же, один из элементов фехтования. В первую очередь, фехтование — это умение контролировать свои движения, правильно перемещаться в пространстве, координировать движения и дыхание.

Но, наверное, с древних еще времен и муштра, и шагистика стали неотъемлемой частью военной науки.
Еще бы! Кто-то из древних впервые догадался, что с помощью боевого построения толпа вооруженных копьями и мечами драчунов становится боевым сплоченным коллективом. Именно тогда, скорее всего, и возникли идеи и способы боевых построений древнеримской армии. Но это были именно БОЕВЫЕ построения! Именно вдумчивые римляне придумали даже умную схему смены шеренг, и таким образом их неорганизованные противники с каждым новым наскоком на врага имели дело со свежими силами римских солдат.

С неудержимым техническим и интеллектуальным прогрессом, шагистика и муштра тоже постоянно совершенствовались, иногда доходя до абсурда, а иногда, показывая всю свою силу и мощь (муштры и шагистики) во всей своей боевой красе. 
С изобретением огнестрельного оружия боевые построения давали свои преимущества в бою.
На первых порах, когда первые ружья и пищали заряжались долго и нудно со ствола, был придуман такой прядок боевой стрельбы, когда первый ряд стрелков давал по неприятелю залп и становился на одно колено для перезарядки ружей, а над его головами давал залп второй ряд стрелков. Из этой практики, наверное, и произошло наименование подразделения «взвод». Первый взвод стрелял первым, затем давал залп второй взвод.

С середины XVIII века в Европе того времени боевые построения начали вырождаться именно в ШАГИСТИКУ и МУШТРУ. В перерывах между войнами, солдаты скучали и спивались, дисциплина страдала. Скучали и их отцы-командиры.
И вот уже тогда, ряженные в одинаковые ливреи и напудренные парики солдаты, выстроились на плацу, и под придуманные команды офицеров-дворян начали учиться двигаться совершенно синхронно, образуя своими рядами правильные и постоянно меняющиеся фигуры.
Наш российский император Павлуша I, умилившись увиденной в Пруссии этой красотой, решил и у себя ввести шагистику и муштру не хуже, чем в «просвещённых европах» и начал собственной императорской персоной дрючить подданных на предмет «строевой подготовки». Русские военные, не привыкшие к такому извращённому обращению, поначалу сильно осерчали на Павлушку, и даже сгоряча захерачили его же табакеркой по башке, но потом разобрались в преимуществах новомодного искусства и ввели его в широкую практику.
На то и потешные войска!

А что МУШТРА?
Вы представляете как А.В. Суворов муштровал войска по ночам в ходе подготовки к штурму Измаила?
Сам Александр Васильевич тогда муштровал не только солдат, готовившихся к штурму, но и самого себя. В ходе этих ночных изнурительных занятий он вместе со своими солдатами преодолевал ров, забирался на вал, колол штыками и рубил саблями соломенные фашины, имитировавшие турок.
А ведь Суворову в то время было уже за 60!

… Но все это Вы и без меня можете прочитать на просторах Интернета, или в умных книгах… Кто их сейчас читает?...

Нужна ли строевая… ШАГИСТИКА и МУШТРА… в современной армии?

Считаю, - ДА! Строевая выучка и единство строя сплачивают коллектив, дают понимание о целесообразности и готовности к совместным действиям.
А способ, при котором в ходе тренировок, достигается слаженность и автоматизм при совместной боевой работе на коллективном оружии (танк, артиллерийское орудие, зенитный комплекс и т.п.), дает определенную готовность и слаженность в динамике современного боя.

Да вспомните себя те, кто участвовал в молодости в парадах и демонстрациях!.. Сплоченным и одухотворенным в едином строю коллективом, потом можно и модно было и праздник продолжать!

Что-то я в теорию ударился… А тут все-таки, - воспоминания! В прошлой главе я написал: «ХВАКУ – спортивно-строевое училище с легким артиллерийским уклоном».
Вот теперь и поговорим про строевую выучку в училище.

***
Сегодня особый день.
Сегодня мы все крепим металлические пластины на подошвы наших сапог. Зачем?.. Готовимся к параду! Этот парад особый.
Каждый год 3-й курс нашего училища едет 7-го ноября на парад во Львов. Там состоится военный парад войск Прикарпатского военного округа. Все военные училища и гарнизоны представляют на этом параде свои лучшие строевые достижения.

Подготовка к этому параду началась еще в начале сентября. Это и одиночная подготовка под команды:
 - Делай раз! Делай два!.. Тяни носочек! Нога на 20 сантиметров! Ногу ставить на полную ступню!!
И так далее, и тому подобное…
Но перед эти был еще и отбор в парадный расчет. Этот отбор не оставлял шансов попасть на парад хромым, кривым, и тем, кто слишком мал ростом. Впрочем, этот отбор был еще на первом курсе, при поступлении в училище.

Весь второй курс у нас было море занятий по строевой подготовке. Потом еще и экзамен по ней же.
Ох как мы вспоминали в это время Павлушкины потешные войска!
Зато теперь, - мы уже парадная коробка! По улице Шевченко, где мы тренируемся в прохождении парадным строем, стоит грохот двухсот пар сапог.

 - Равнение в шеренгах! Равнение в затылок! – раздаются придирчивые команды наших взводных и командиров батарей.
 - Четче шаг! Строй должен быть монолитен как кирпич! – вторит им наш командир дивизиона, подполковник Калинковский.
 - Никуда не годится! Это стадо, а не воинский строй! – это уже зам. начальника училища, полковник Клочко, - Еще раз на исходную!

Уже сем потов сошло. Уже перестали натирать ноги сапоги. Уже набойки на сапогах стерлись…
 - Еще раз на исходную!
И цокот подбитых металлическими пластинами сапог, напоминает на бегу конную армаду, скачущую по мостовой.

… А на парад я так и не поехал… Занимался совсем другим делом. Потом расскажу…
Но наши прошли лучше всех во Львове в этом году! Утерли носы Каменец-Подольскому военно-инженерному и Львовскому политическому!

***
… Наш комбат, Леня Тарапкин, недоволен:
 - Наша батарея хуже всех по прохождению с песней! Что это такое?.. Стадо коров, а не курсантский строй!.. Му-му-му… Будем тренироваться до посинения!.. Пока глотки лужёными не станут!..

Конечно. Лучше всех поет 3-й дивизион. У них есть запевалы. Да и песня старая солдатская звучит на «ура»:
 - Взвейтесь, соколы, орлами,
   Полно горе горевать!
   То ли дело под шатрами
   В поле лагерем стоять.

И хор курсантов:
 - Взвейтесь со-,
   Взвейтесь со-ко-лы орлами,
   Полно горе горевать!
   То ли де –
   То ли дело под шатрами
   В поле лагерем стоять.

У них запевалой и заводилой Мопс (это его кличка, а вот фамилию забыл…)
Потом, уже позже, мы с Мопсом познакомились поближе, когда меня пригласили играть в училищном вокально-инструментальном ансамбле «Рать»…
А сейчас нужно дело спасать!

Робко обращаюсь к комбату:
 - Товарищ капитан! Разрешите мне попробовать быть батарейным запевалой?.. Я когда-то был солистом хора в музыкальной школе…
 - Попробуй!
Быстро устанавливаем порядок. Я пою запев, а остальные сто с лишним участников «хора» поют припев.

 Пока идем на исходное положение для исполнения песни, друзья-курсанты подкалывают:
 - Спой цветик! Не стыдись!

Да ну их!

Запеваю на мотив песни «Прощание славянки»:
- Отгремели весенние грозы,
  Над страной поднималась заря.
  Что ж ты, милая, смотришь невесело,
  Провожая меня в лагеря.

И хор подхватывает:
 - Прощай! Любимый край.
   Труба зовет в поход.
   Смотри! Не забывай!
   Наш боевой курсантский взвод.

… У песни, на мотив легендарного марша «Прощание славянки», написанного еще в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, Василием Агапкиным, я слышал немало разных вариантов изменения текста песни. Неотъемлемой и главной темой в этих песнях все-таки стоит, на мой взгляд, великолепная музыка и особый дух солдатской лихости и сплоченности…

… Не сразу все получилось. Специфика исполнения именно строевой песни требует от всего «хора» особой синхронности. Начал учить, как могу:
 - Слова не тянуть! Петь отрывисто! В такт шагу!
Несколько дней кропотливых тренировок пошли на пользу.

И вот мы уже поем батарейную песню на плацу, на общем построении училища:

 - Мы проносим с достойною гордостью
   Тяжесть наших курсантских погон…

И вслед за мной вся батарея:
 - Не плач! Не горюй!
   Напрасных слез не лей.
   Лишь крепче поцелуй,
   Целуй сильней!
   Когда вернемся с лагерей.

Пройдя мимо трибуны, слышим раскатистые, усиленные микрофоном аплодисменты. Это начальник училища, генерал-майор Б.Ф. Боков, отреагировал на нашу песню…

Получилось!

Потом песен в нашем строевом «репертуаре» стало больше. Меня, как солиста, стало уже не хватать, когда начали петь строевые песни уже в составе дивизиона. Все-таки 300 человек!
Моими «подпевалами» стали мои друзья, - Серега Стрельцов (Зина), и Дима Акентьев (Кеша). О них будет отдельный рассказ.

Когда мы разучили и исполнили на строевом смотре песню «Марш артиллеристов», начальник училища, говорят, даже расплакался на трибуне… Но это все байки!

 - Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой.
   Мы в смертный бой идем за честь родной страны.
   Пылают города, охваченные дымом,
   Гремит в густых лесах суровый бог войны.

– запевали мы втроем.

А строй мощно подхватывал:
 - Артиллеристы, Сталин дал приказ!
   Артиллеристы, зовет Отчизна нас.
   Из многих тысяч батарей
   За слезы наших матерей,
   За нашу Родину: “Огонь! Огонь!”

Только вместо «Сталин», мы пели:
 - Артиллеристы, ТОЧНЫЙ дан приказ!..

Имя «Сталин» тогда было не в чести!

Чуть позже, когда к нашему певческо-строевому соревнованию подтянулись остальные курсы, стало традицией, выходить в город всем строем училища и исполнять строевые песни при прохождении по улицам г. Хмельницкий.
Тут уже и училищный духовой оркестр помогал нам. Такие «строевые» концерты тогда становились культурным мероприятием для всего города.
Чуть позже к нашей группе солистов присоединились Серега Петухов (Петя) и Шурик Федоров (Федя)…
Иногда на самоподготовке, вместо подготовки к занятиям, мы все впятером разучивали новые песни, благо все мы были из одного взвода.

***
Особым событием и честью, стало для меня то, что на третьем курсе я вошел в состав линейных.
Почему честь?
Да потому, что в начале парада командующий парадом, во всем прочем, командует:
 - На одного линейного дистанции!
Это означает, что весь огромный и могучий строй равняется по ЛИНЕЙНОМУ, то есть, - по стоящему с карабином по стойке «смирно», особо подготовленному в строевом отношении военнослужащему. А я им был!
Подготовка линейных, — это особый вид строевой подготовки. Это и строевые приемы с карабином, чего у нас не было предусмотрено учебным курсом, и особая, отточенная строевая выучка…

Все терзания и стертые в тренировках ноги и сапоги оставим за кадром…
А в кадре остался снимок нас, - линейных, на параде 9-го мая. Он на иллюстрации к этой главе. Я на этом фото по самой середине!

И песня. С нами была всегда в строю… Часто на учениях, когда пот, пыль и грязь смешивались в общую кучу, твердеющую под нашей усталостью, я слышал от снарядных, бегущих с очередным снарядом наперевес, к орудию:
 - Мы проносим с достойною гордостью
   Тяжесть наших курсантских погон…

Но об этом уже в другой главе.


Рецензии