Православная женщина и косметика
Многие мои дорогие сестры во Христе понемногу пользуются декоративной косметикой. Делают они это аккуратно, со вкусом, с уважением к себе и к окружающим. Зачем они красятся? У каждой из них свои мотивы. Хотят выглядеть еще лучше, еще красивее, хотят нравиться самим себе и своим мужьям, женихам (эстетика). Хотят чувствовать себя более уверенно, более комфортно, защищенно (психология). А еще, используя косметику, женщины реализуют свое творческое начало (искусство).
Есть у меня также знакомые женщины из Христианского мира, которые не пользуются косметикой. И у них тоже имеются свои мотивы. «Богу не угодна всякая неправда», – говорит одна. «Косметика – сродни магии», – вторит ей другая. «Святые отцы не благословляют» или «Духовник не благословляет». То есть женщины отказываются от косметики по послушанию духовному руководителю, ради любви к Господу, ради страха Божия, ради памяти о святых Страстях Христовых, ради уклонения от греха лжи или ворожбы. Здесь поясню: иные усматривают в косметике магический элемент.
Отказ от использования косметики можно рассматривать и как духовное упражнение и как действие призывающей благодати. Если женщина стремительно растет духовно, и в какой-то момент вдруг начинает чувствовать, что тюбик с помадой стоит между ней и Богом, тогда, конечно, надо этот тюбик оставить. Бывает, что таким образом Бог испытывает душу. Все индивидуально.
Некоторые сильные духом и уверенные в себе женщины (светские или принадлежащие Христианскому миру) считают косметику чем-то лишним, ненужным. «Мы не хотим тратить деньги, поддерживая тем самым магнатов косметической промышленности», – говорят они. В них сильно развит практицизм – с одной стороны, и уверенность в своей красоте – с другой. Они принимают себя без косметики. Стараются следить за здоровьем, контролировать эмоции, обогащать внутренний мир – и благодаря этому прекрасно выглядят.
А что говорит Церковь по поводу декоративной косметики? Я как-то давно прочла в древнем Патерике, что женщина, использующая косметику (вапы), будет на Суде Божьем приравнена к ворожеям. Страшновато, правда? То есть святые отцы древнего мира, великие аскеты и гиганты духа, считали косметику сродни магии. Они задавали женщине-христианке высокую планку.
Сейчас, в наши текущие дни, мнение пастырей Церкви существенно смягчилось. Декоративная косметика сама по себе особенно не порицается. На первое место ставится мотив: зачем и для чего женщина красится? Если мотив благопристойный – хочет поднять себе настроение, угодить мужу, или же чтобы защитить себя, таким образом, не выделяться из коллектива, избежать травли – тогда можно. Если же мотив не благопристойный – хотим всем подряд кружить головы, хотим быть лучшей и первой, хотим очаровать чужого мужа – тогда это грех. То есть женщина, использующая декоративную косметику, должна ясно и четко понимать, какая у нее цель, для чего конкретно она красится.
Если женщина все же пользуется косметикой, то делать это надо грамотно, по безошибочному принципу: чем меньше и легче – тем лучше. Легкий и прозрачный макияж (сюда же отнесем лак для ногтей) – универсален; он уместен в любое время в любом месте, не сделает женщину смешной, претенциозной и вульгарной. Вечерний макияж, яркие темные краски, накладные ногти и ресницы, а также тяжелые духи – будут уместны не везде. В храме на Божественной Литургии, тем более на клиросе, они точно не уместны. Это надо понимать.
Всем прекрасным и премудрым сестрам во Христе – радости бытия и даров духовных!
Свидетельство о публикации №225012001319