Святые книги

Отрывок из "Тезисов мироздания" для Алекса Савина

Какие из книг можно назвать «святыми»? Прежде всего, наверное, книги основных мировых религий:

1) Христианство: Библия (Ветхий и Новый заветы).
2) Мусульманство: Коран.
3) Иудаизм: Каббала, Танах, Талмуд.
4) Зороастризм: Зеид-Авеста.
5) Индуизм: Веды,
6) Буддизм: Триаитака, Дзэн-буддизм.
7) Другие: Синтоизм, Даосизм, Конфуцианство.

Это только предположительный перечень, основанный лишь на скромных познаниях автора, который может расширяться, если к этому мы найдем логические основания. Есть еще много книг, наверное, достойных к внесению в этот список, написанных в новейшей истории конкретными авторами, в том числе те, которые канонизированы некоторыми религиозными культами. Но более глубокая дискуссия об этом перечне, на мой взгляд, непродуктивна, так как он вряд ли исчерпаем. Ниже мы будем рассматривать некоторые из упомянутых выше книг, но претендовать на исчерпывающий их анализ я не могу и не смею. Еще раз повторю, что я здесь рассуждаю не столько о конкретных книгах, сколько об особом их типе, принадлежность к которому некоторых книг не вызывает у меня сомнений. Список открыт.
Основные мировые религии прошли формирование в период с третьего тысячелетия до нашей эры по начало второго тысячелетия  нашей эры. То есть примерно 4-5 тысяч лет назад. Религии, относящиеся к более раннему периоду малоизвестны, от них практически не сохранилось письменных памятников, имена богов рассеяны во времени, забыты или подобраны и переименованы более поздними культами. Но по данным науки, вряд ли возможно утверждать, что религии мирового масштаба имели тогда место. Основные культы были текучи как по ареалам распространения, так и во времени, поэтому пока остановимся на тех мировых религиях, которые таковыми сегодня считаются.
Книга – это застывшее слово, эхо мысли. Веками и тысячелетиями копит человечество свою земную библиотеку, теряя и вновь обретая. К сожалению, чаще теряя. Неважно, в каком виде, так как в широком смысле слова книгой следует считать и глиняную табличку  с иероглифами, и камень с письменами, и веревку с узелками, и свиток папируса, и стопу пергаментных листов, не говоря уже о классическом ее виде. Значит, внешний вид книги не важен.
Что общего в книгах? Все они написаны человеком. Ссылки многих религий и мистических учений на божественное происхождение скрижалей или инопланетные послания на кусках космических тарелок логически недоказуемы, а потому малодостоверны. Мы просто не будем брать их в расчет. Будем считать, что все книги пишутся людьми. Следовательно, у каждой строчки есть свой персональный автор – человек. Отсутствие имени в титулах говорит только о потери имени.
Итак, Боги сами книг не пишут. Тогда в чем же может заключаться святость книги, спросите вы, если не Бог ее писал? Как может смертный человек создать книгу, не подверженную божественному произволу? Говорят, рукой человека может водить сам Господь. Кто же тогда автор: писатель - тот, кто записал (человек),  или тот, кто продиктовал (Бог или… НеБог). Логично предположить, что автор, это тот, кто диктует.
В этом случае возможно несколько вариантов:
А) Автор и Писатель – одно лицо.
Б) Писатель писал под диктовку Автора, этого не скрывает, на это ссылается.
В) Писатель украл сюжет у Автора, дополнив или изменив его. На Автора не ссылается, выдает себя за него.
Г) Писатель и есть Автор, но тщательно это скрывает, ссылается на чужое авторство.
Д) Писатель пишет под влиянием «потусторонних» голосов, наитий, прозрений или в болезненном психическом состоянии.
Е) Писатель думает, что он Автор, но на самом деле истинный Автор не он. Просто Автор не диктует текст, а скрыто и подспудно «подставляет» его Писателю.
Очевидно, что участие Бога в «производстве» святых книг возможно в пунктах  «б)», «д)», «е)». Остальные  не подходят. Различия между выбранными  нами пунктами очень тонкое: Писатель может думать, что он пишет сам, а на самом деле – это скрытая диктовка Автора; или, Писатель думает, что он избранный, что он переносит на бумагу волю Бога, а на самом деле он просто болен. Плюс все эти варианты могут чередоваться друг за другом, так что разобраться, где богово, где небогово, очень сложно.
Следовательно, святые книги, если таковые таковыми являются, вряд ли всецело написаны по слову божьему. В них неизбежно должны быть собственные измышления Писателя, его добавления, фантазии, заблуждения. При этом таких дополнений может и должно быть много больше, чем истинно божьих откровений и истин. Хотя бы потому, что божественные откровения или хотя бы часть их не должны быть явными. Кроме того, форма возможного восприятия человека из разных слоев населения, разных народов и различных времен не может быть одинакова. А истины адресованы ко всем. Как могут быть они скрыты? Возможен ли некий цифровой код или логический ключ? Мы с вами будем искать, но найдем ли?
Давайте возьмем Библию, как одну из самых известных святых книг. Что в ней от Бога, что от писателей?  Вероятно, то, что прямо или косвенно усиливает Закон отражения. Пока это единственная реальная логическая цепочка. Может быть, найдем еще. Давайте рассуждать. Вернее задавать самим себе вопросы.
Можно ли предположить наличие скрытой истины, например, в описании сотворения мира в Ветхом Завете? Язык изложения соответствует языку, на котором говорили народы, основную часть которого составляли пастухи и  воины, и лишь небольшой процент вождей и жрецов. Кому больше нужна Библия: Богу или народам? Для Бога – это необходимый этап в становлении Закона отражения, в повышении его эффективности через души, дела и поступки людей. А зачем народам Господь, если их все устраивает: скота и хлеба в достатке, дети рождаются, враги не нападают? Люди начинают думать о Боге, когда им плохо, когда им страшно, когда они болеют, когда они не понимают жизни. Да, и то, они скорее станут обращаться к духам стихий, которые всегда рядом, к Солнцу и Луне, которых всегда видно, чем к далекому и малопонятному Богу Яхве.
Почему Господь выбрал из всего сонма народов, составлявших тогда цивилизацию, самый простой, кочевой и, честно говоря, не самый достойный? Ведь рядом находились могущественные государства: Египет, Вавилон. Пантеоны их богов были изощренно развиты и множественны, правители были с древними традициями, а касты жрецов образованы  и многочисленны.
Правдивы  ли истории Ветхого Завета, раз уж мы начали с него? Собственно, о чем рассказывает  Ветхий Завет? -
А) О сотворении мира.
Б)  Дает понятие греха.
В)  Говорит о недопустимости  неверия в Бога. История с потопом несколько противоречива, к ней мы еще вернемся, но показательна. Из текста следует, что древнее человечество было утоплено за упорное игнорирование Бога, предпочтения ему своих собственных желаний и интересов, даже самых низменных и мерзких. В таких условиях единому, всемогущему и всеведущему  Богу места среди них не было. А может быть, всеобщего потопа вообще не было? А легенда просто говорит, что эпоха безверия должна смениться эпохой веры, периодом господства религии – науки без знания? Соответственно, можно смело предположить, что рано или поздно эпоха веры в Бога должна смениться эпохой знания Бога. Думаю, это время перемен уже совсем рядом с нами.
Г) Ветхий Завет подробно рассказывает, как через многолетние страдания сначала малочисленные еврейские племена, а затем могучий народ, пришли к Богу, убоялись его, уверовали в него, потом предавали, каялись и снова верили, и вновь предавали.  Сотни лет теологи и ученые спорят о степени правдивости этих историй, то подтверждая, то опровергая их. А какая, собственно говоря, разница? Может быть, стоит, прежде всего, обращать внимание не на правдивость, а на смысловую нагрузку этих мифов и легенд? То есть истина может быть скрыта среди, казалось бы, явных заблуждений, фантазий и домыслов древних писателей. Просто мы должны исходить из того, что все тексты в святых книгах значат что-то и не являются лишними.
Очевидно, что различить человеку момент рождения святой книги невозможно. Даже сам Писатель или группа писателей вряд ли смогут сделать это. Они лишь могут верить в правоту своих писаний и заражать этой верой других. Книга должна пройти миллионы рук, глаз, сердец нескольких поколений, после чего ореол ее святости станет явным, то есть ей станут поклоняться и считать источником божественной мудрости.
Религии в настоящее время множественны, каждая претендует на абсолютную истину. Каждая мировая религия  имеет свои святые книги, которые изучены вдоль и поперек. Но никогда святые книги не рассматривались как различные части единого целого. Разве что атеисты относились ко всем святым книгам одинаково: как к «опиуму». Если наши рассуждения верны, то святые книги должны дополнять и подтверждать друг друга. Кусочки истины и поучительных историй святых книг при внимательном изучении должны сложиться в мозаику новых знаний. Если мы найдем подтверждение этого, то мы правы и значит, пришло время изучать святые книги не с точки зрения   критики или богоборчества, а с точки зрения поиска еще не открытых заветов и знаний.


Рецензии