Дедушка Мороз
В славянской мифологии Дед Мороз представлялся как сгорбленный старик невысокого роста, олицетворяющий суровую зиму. У него не было официального имени, каждое славянское племя называло его по-своему: Трескунец, Морозко, Карачун, Студинец, Зимник.
Карачун, по народным преданиям, жил под землёй и повелевал сильными морозами. Славяне представляли его в облике медведя-шатуна.
Трескунец командовал лютыми, трескучими морозами. Из-за него снег скрипел под ногами, а деревья трещали от холода.
Морозко считался помощником бога Перуна. Он сковывал реки льдом, раздаривал серебро, а в трудную минуту мог прийти на помощь людям.
Студинец и Зимник являлись покровителями холода и мороза. Иногда они изображались в виде стариков с длинной седой бородой. При этом Студинец тоже являлся помощником Перуна и следил за порядком в лесу. Он был более суровым и мрачным, встреча с ним могла закончиться для человека гибелью.
После образования на Руси централизованного государства и принятия христианства образы духов, отвечавших за холод и мороз, начали меняться: они стали добрее и справедливее.
Дед Мороз — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов.
Традиционно изображается в виде благообразного старика с длинной белой бородой, одетого в красную (иногда — в голубую) долгополую шубу и такого же цвета шапку, и обутого в валенки. Непременными атрибутами Деда Мороза являются мешок с подарками и посох, который является символом почтенного возраста, который наделяется волшебными свойствами замораживать то, к чему прикоснётся.
Прообразом Деда Мороза многие считают Святого Николая Чудотворца, который очень любил делать неожиданные подарки, как Мороз Иванович известен с 1840 года. Оказывается ему ещё и 200 лет не исполнилось.
Создание современного образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время в конце 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена праздничная ёлка.
Сейчас Дед Мороз изображается как старик в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, обутый в валенки. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а в советский период и Мальчика Нового Года, персонификации наступающего или наступившего года. Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.
В XVIII—XIX веках персонаж с именем Дед Мороз или какой-либо дух, отвечающий за мороз и холод, среди русского крестьянства не был известен. Версия, что это языческое божество, появилась позже.
Представление природных явлений и сил Мороза, как природной стихии отмечается в восточнославянском ритуале приглашения «мороза» на праздничную трапезу - кутью, кисель, блины, включенные в святочный или пасхальный Великий день.
Считалось необходимым накормить Мороз обрядовой пищей, чтобы он не морозил посевы злаков и огородные культуры. На праздничное угощение на Святки приглашались де;ды — умершие предки, отвечавшие за благополучие семьи. Такому предку предлагали поминальную пищу, а в ответ ожидали, например, богатого урожая.
Образ Мороза как высокого (или очень маленького ростом) старика с длинной белой бородой, приходящего с северной стороны, который бегает по полям и стуком своей палки вызывает трескучие морозы, не подтверждается этнографическими и фольклорными свидетельствами.
Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу.
«Добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», не замораживает, а лишь поучает, дав ей вместо серебра сосульку…
Долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом не были связаны. Объединение этих образов произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников.
При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о святом Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза.
В 1886 году впервые отмечается «Морозко». В 1880-х годах всё прочнее закрепляется образ Дедушки Мороза, который дарит детям подарки.
В 1910-х годах Дед Мороз стал «живьём» появляться на ёлках. На дореволюционных праздничных открытках появляются изображения Деда Мороза.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов Советское государство в своей антирелигиозной политике предпринимало попытки искоренить празднование Рождества и Нового года. Советская пропаганда подвергала дореволюционные традиции осмеянию или «разоблачению».
В рамках этой кампании распространялась идея, что Дед Мороз является пережитком языческого прошлого, языческим божеством, причём злым. Утверждалось, что он был «духом ёлки», которому древние славяне приносили жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом праздничная ёлка украшается фигуркой Деда Мороза.
В советскую повседневную жизнь Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. После того, как 28 декабря 1935 года Президиум ЦИК СССР опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года с новогодней ёлкой. Правда, не предлагалось вернуть Деда Мороза.. После этого по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленных старых «рождественских» празднований.
В Харьковском Дворце пионеров 30 декабря 1935 года прошла первая в СССР официальная новогодняя ёлка. А уже в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.
В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов.
В начале 1991 года были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки.
В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе.
По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге ударяют первые сильные морозы.
Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе лапландским и великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.
Вот такая продолжительная история современного Деда Мороза.
Свидетельство о публикации №225012001395
Дмитрий Самышев 28.02.2025 15:40 Заявить о нарушении
Петрович 8 28.02.2025 15:15 Заявить о нарушении
Мне тоже на елке было 4..
Господи! Как мне стишок удалось расказать, даже и не знаю..
Почему-то от страха я всю жизнь текст забываю- даже сейчас, хочешь верь, хочешь не верь..
Так что подарок мне дали за зайчика: зайчик, зайчик прыгни к нам, я тебе морковку дам! А я прыгать не хочу, я возьму и полечу! Ну и прыжок..
Мама старшая, младшие четыре сестры.. Помню как все ржали со своими парнями, каждый раз прося меня рассказывать..Спасибо тебе Петрович за общение, большое!
Дмитрий Самышев 28.02.2025 15:55 Заявить о нарушении