Митраизм-соперник христианства

     В I-4 веках нашей эры в Римской империи распространился мистический  культ бога Митры; иначе это религиозное течение называют митраизмом или мистериями Митры. При последнем римском императоре-язычнике Юлиане Отступнике митраизм имел все шансы затмить христианство и стать господствующей религией Римской империи.
Как утверждал  Ренан, «Если бы какая-нибудь смертельная болезнь остановила рост христианства, мир стал бы митраистским»

    Митра, которого также называли Непобедимое Солнце,—  божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду.  В собрании священных древнеиранских текстов Авесте есть упоминание этого божества. Также Митра фигурирует в Ведах – священном писании индуистов.
Предполагается, что имя «Митра» происходит от индоиранского слова «mitras» и означает «договор» или «завет». Митра, посредник между божественной сферой и людьми, считался божеством света, хранителем истины и согласия. Его невозможно было обмануть, он все видел, все знал и призывался во время клятв и договоров.
Митра   почитался как защитник воинов,  вершитель последнего суда, помогающий душе подняться на небеса. Главный титул  Митры — Помощник , верующие  подчёркивали всемогущество своего покровителя. Его почитали и простой народ, и цари . Считалось, что Митра низводит на царей мистический свет, освящающий  их власть- хварно ,но хварно сопутствует только достойным правителям.
          
    Главным источником распространения  митраизма была армия, где имелось много выходцев из Азии. В невоинственные провинции митраизм мог проникать через вернувшихся после службы воинов, через расселение семитских народов, в том числе благодаря финикийцам, торговавшим во всем Средиземноморье. Распространялся он и благодаря работорговле, например, благодаря тому, что многих крестьян в Малой Азии, где было развито почитание Митры, обращали в рабов. О масштабах работорговли свидетельствует, например, тот факт, что император Тит после своего успешного похода в Иудею обратил в рабство 97 тысяч евреев.
    Центрами распространения культа были митреумы. После основания митреума культ развивался через семьи посвящённых: во многих вотивных надписях упоминаются братья, деды и внуки, но чаще всего отцы и дети; культ передавался из поколения в поколение. Распространению культа способствовали профессиональные связи.
Приверженцы митраизма давали клятву о неразглашении тайн своей веры и были обязаны хранить верность собратьям. Данных о ритуалах митраистов, священном писании и мистериях почти не сохранилось.
   Известно, что в мистерии Митры посвящали только тех, кто проявлял себя с самой лучшей стороны. От человека требовались духовная чистота, стойкость и верность. Существовало семь степеней посвящения в митраизм.  Переходя от степени к степени, человек должен был проходить некие испытания. Вероятно, они были связаны с риском для жизни…..
       В дошедших до нас списках членов митраистского культа присутствуют только мужские имена…..

       Немногочисленные источники содержат скудные, но ценные сведения  о культе Митры. Упоминания о культе имеющиеся у Плутарха, Цельса , Порфирия , который, возможно, и сам был адептом культа Митры, фрагментарны и не дают полного представления об особенностях идеологии данного мистериального культа. Кроме того, о роли культа Митры в идеологии интеллектуальной языческой элиты можно судить по сочинениям императора Клавдия Флавия Юлиана ( Юлиана Отступника), а также  исходя из археологических источников
    Основателем научной митраистики как отдельного направления в антиковедении и религиоведении является бельгийский археолог Франц Кюмон, выпустивший в 1896 году монографию с полной сводкой известных к тому времени древних текстов  митраистских археологических памятников (многие из которых он раскапывал лично). С его точки зрения, митраизм противостоял раннему христианству, эти вероучения испытывали сильные взаимовлияния и конкурировали в борьбе за «умы и сердца народа и правителей Римской империи».
 
            Общие черты и отличия митраизма и христианства

    В конце XIX столетия под влиянием фундаментальных работ Э. Ренана, Ж. Ревилля и Ф.М.В. Кюмона в антиковедении и митраистике господствовало мнение об исключительной значимости митраизма как основного оппонента христианства.
В качестве аргументов упоминались схожесть некоторых христианских и митраистских обрядов, а также  монотеистические тенденции в митраизме. Приводились аргументы в пользу некоторой схожести повествований о земной жизни Христа и Митры.Они оба соединяют в себе человеческое и божественное, являясь, таким образом, посредниками между людьми и Богом. Оба начали свой путь при непорочном чудесном рождении . Митра и Христос являлись победителями смерти и зла, спасителями человечества и гарантами воскресения и вступления в вечное бытие Обе религии требовали от своих последователей высоконравственной жизни и соблюдения строгих норм морали. И тот, и другой по завершении своего земного пути вознеслись на небо, к престолу Творца.
У приверженцев солнечного божества  также существовал обычай осенять себя крестным знамением;при посвящении неофита в таинства религии над ним проводили обряд крещения-омовения, очищавший принимающего новую веру от его прошлых прегрешений . Подобно христианам, митраисты причащались хлебом и вином, причем сама церемония Святого Причастия была призвана имитировать последнюю трапезу Митры со своими учениками.
      Обе  религии пришли с Востока, причем почти в одинаковое время. Их распространению способствовали одинаковые внешние факторы – в основном, недовольство официальным культом и увлеченность восточными мистериями. К концу II века. Митраизм, как и Христианство, распространялся с большой  быстротой, о чем свидетельствует огромное количество материальных памятников митраизма.

    Первоначально адептами митраизма и Христианства были прозелиты из низших слоев общества. Обе религии имели тайный характер, проповедовали братство, которое проявлялось в реальной жизни общин. Обе религии имели сходный ритуал с омовениями, вкушением священной пищи. Сходными были аскетическая жизнь, учение о бессмертии души, о суде, будущем воздаянии и воскресении из мертвых.
    Ренан писал, что « сходство митраизма с христианством так поразительно, что Юстин и Тертуллиан усматривали в нем сатанинский плагиат. Культ Митры имел крещение, евхаристию, агапы, покаяние, искупления, помазания. Его часовни очень были похожи на маленькие церкви. Он устанавливал между посвященными братскую связь...».
    Христианские апологеты первых веков нашей эры находили сходство между христианством и митраизмом, но они считали митраизм злонамеренной копией христианства, а его ритуалы – заблуждением, которому научили людей демоны. Раннехристианский теолог Тертуллиан писал, что обряды митраизма – дьявольская копия христианских Крещения и Миропомазания. А Иустин Философ противопоставлял таинство Евхаристии митраистскому посвящению в братство.

    Отличие  между христианством и митраизмом проявлялось в порядке распространения учения. Распространение Христианства шло через целенаправленное просвещение народов, миссию, активную проповедь, которая воспринималась как исполнение заповеди Христа. Первыми христианами были иудеи, жившие в городах по всему Средиземноморью. В распространении же митраиза большую роль играли социальные и политические обстоятельства – ввоз рабов из Малой Азии, перемещение войск.Сторонники митраизма были главным образом среди военных и в государственной администрации, т. е. там, где христиан первоначально почти не было.
   Митраизм первоначально распространялся в городах и селах окраинных провинций. Вследствие этого Христианство и митраизм почти не соприкасались. Исключение составляли главным образом Рим и Африка, где было острое соперничество. Острота этого соперничества, борьбы обуславливалась некоторой общностью митраизма и Христианства.
   Как отмечал Ренан, культ Митры походил на франмасонство. Были степени, порядок последовательного посвящения, последовательные испытания, почти десятидневный пост, страхи, бичевания.  Верили в бессмертие посвященных, в рай для чистых душ. Перед посвящением кандидат должен был испытываться на «чистоту и стойкость» в зависимости от градуса посвящения;Тертуллиан утверждал, что перед посвящением митраист проходил обучение, но никаких подробностей не сообщал. С течением времени сообщения о ритуале усложнялись: сообщалось о восьмидесяти испытаниях и  про длительный пост.

    Митраизм, в отличие от христианства, отличался религиозной и национальной терпимостью.Его божества с легкостью усваивали греческие и латинские имена. Митраизм легко приспосабливался к местным условиям.  Он допускал почитание в своих священных подземельях и других богов. Казалось, что он мог объединить в едином синтезе множество божеств и создать новую религию – солярный пантеизм, своеобразный вариант языческого монотеизма.  Однако в это же время митраизм столкнулся с Христианством.

                Митраизм и императорская власть

     Будучи популярен в армии, митраизм привлекал и римских императоров. Император Нерон принял посвящение.В тайных обрядах Митры участвовал император Коммод. Император Аврелиан учредил официальный культ Непобедимого Солнца,с которым отождествляли Митру. В 307 году императоры Диоклетиан, Галерий и Лициний посвятили в Карнунте храм Митре как покровителю своей власти. Юлиан Отступник учредил культ Митры в константинопольском дворце.
    Учреждение культа Митры в Риме было связано с оформлением императорской власти, ее переосмыслением. Принципат с императором, обладающим властью, делегированной ему народом, заменялся монархией, имеющей священные черты. Теперь император воспринимался как наместник божества, даже «господь и бог». В Риме, где еще жили демократические традиции, культ императоров принимали очень неохотно. Но противодействие Рима несколько смягчалось проникавшими в него восточными культами, в том числе и митраизмом. Культ Митры, таким образом, способствовал укреплению культа императоров, что самим императорам очень импонировало.
     Однако, как утверждают некоторые  исследователи, культ Митры никогда не имел официального статуса в Римской империи и среди его покровителей не было представителей правящей элиты.По их мнению, в митраистских конгрегациях состояли, вероятно, только рядовые легионеры, низшие слои имперских чиновников, вольноотпущенники, возможно, рабы, а также рядовые римские граждане.Следует заметить,что  все эти сведения основаны на единственном источнике — посвятительных надписях от собственников,основателей митреума, оплативших оборудование или постройку .
 
                Историческая судьба митраизма

      Митраизм широко распространился по Римской империи, не встречая, в отличие от христианства, сопротивления властей. Ему следовало множество военных и ряд императоров. Митраизм не оспаривал многобожие и спокойно соседствовал с иными религиозными взглядами; по своему происхождению и характеру митраизм был ближе к традиционным верованиям населения империи, чем христианство:в митраизме  не было строгого единобожия.  Однако препятствием на пути превращения митраизма в государственный культ был его закрытый, мистериальный и элитарный характер, полностью исключавший участие женщин в отправлении обрядов и священнодействий. В отличие от христиан, стремившихся обратить в свою веру как можно больше людей, митраисты искали индивидуального просвещения и совершенствования.
    Митраизм был предельно строгим, даже жестким учением, требовавшим от своих адептов дисциплины и личного мужества. В христианстве раскаявшийся в конце жизни преступник мог получить отпущение грехов и надежду на спасение души. Митраист должен был на протяжении всей своей жизни неукоснительным образом соблюдать морально-нравственные предписания своей веры.Все это не позволило митраизму превратиться в мировую религию.
   
    Несмотря на определенную непримиримость, победило именно христианство ,а  митраизм пришел в упадок и был забыт, как только власть перестала его поддерживать. Закату митраизма также способствовала потеря Римской империей окраинных провинций, где жило множество сторонников мистерий Митры.
В IV веке митраизм пытался возродить Юлиан Отступник, последний языческий император Рима. Однако,эта попытка, не смотря на то, что у митраизма еще было много сторонников, не удалась. Некоторое время влияние митраизма еще сохранялось. Например, в 361 году патриарх, епископ православной церкви Григорий Александрийский был растерзан народом  за т;, что хотел построить храм на развалинах митраистского святилища . Однако уже в 70-х годах этого века чернь сама разоряла митраистские храмы. Разрушали их и императорские чиновники. В V веке остатки митраистов существовали лишь на окраинах империи.

     Культ Митры более всех прочих культов сопротивлялся христианству. Для его поражения потребовались страшные удары, которые нанесла ему христианская империя.
Многие  исследователи отмечают замечательную способность мистерий Митры адаптироваться к культурной среде как типичной синкретической религии,  не имевшей определённой догматики .  Эти ученые делают вывод, что христианство не свергло митраизм, но преобразовало и поглотило его . После установления христианства в качестве официальной государственной религии число приверженцев Митры было еще столь велико, что насильственная христианизация могла спровоцировать настоящий социальный взрыв. Власти предержащие пошли на компромисс, соединив оба учения воедино. Ранними христианами было заимствовано у своего соперника множество обрядов, символов и догм, уже пустивших глубокие корни в обществе.Так  произошло с уже широко распространившимся митраистским праздником «дня рождения Непобедимого Солнца», приходившимся на 25 декабря, день зимнего солнцестояния по юлианскому календарю. Не в силах преодолеть «пережитки» язычества, укоренившиеся в пастве, церковники банально «узаконили» этот иноверческий праздник, связав его с евангельскими мотивами. Множество других элементов митраизма вошли в христианский ритуал и христианскую мифологию:  вера в вознесение «спасителя» на небо, ритуал причащения хлебом и вином, использование «святой» воды и т.д.  Можно сказать, что именно подобная тактика  могла обеспечить христианству победу над столь мощными соперниками, каковыми являлись митраизм и культ Непобедимого Солнца.
Вероятно, немало митраистов вошло со временем в христианские общины, привнеся в них свои представления и некоторые обряды.

     Наследие умирающего митраизма восприняло манихейство, которое расцвело в IV веке, пытаясь примирить Зороастра и Христа. Именно митраизм подготовил почву для успешного распространения манихейства. В отличие от митраизма, манихейство оказалось более жизнеспособным.К V веку остатки культа Митры существовали лишь по окраинам Римской империи.
Литература
А.Б. Ранович .Первоисточники по истории раннего христианства.Античные критики христианства. М.1999.
Э.Ренан.Марк Аврелий и конец античного мифа. Спб.1907,
В.В.Акимов. История христианства как церкви в доникейский период. Минск.2012.
Ф.Кюмон. Подробнее об отношении к митраизму императоров. Мистерии Митры. Спб.2000


Рецензии