Былинные земли. Добрыгорский плацдарм. Часть 3

(Продолжение)

БЫЛО ТАКОЕ МЕСТЕЧКО…

Обратимся к следующему монастырскому образованию, кстати, тоже в прибрежье Западной Двины, вверх за Уллой. Это «поиезуитское имение» Вяжыще, так оно обозначено в отчете Бешенковичской парафии за 1775 год. Иезуиты – последователи более ранних духовных обиталищ, их привел на великокняжеские земли Стефан Баторий, после оформления союза с Короной. Околотки, принадлежавшие ранее полоцким святыням, отводились иезуитским орденам. Известно, что Иванск на Улле осваивал храм Иоанна Предтечи, что был на острове в Полоцке. Король преобразовал иванские земли в иезуитские. Наверное, такая же участь постигла и Вяжыще. Однако утверждать окончательно - данных пока нет. Лишь слово «поиезуитское» настраивает на предположительный исход. Пока, не сомневаясь, можно удивиться величине тогдашнего поселения. На 1775 год Вяжыще характеризовалось как местечко! (Что сегодня представить трудно). Это был четвертый парафиальный объект местечкового уровня – после Бешенкович, Бочейково и Уллы. Обратим внимание на местоположение. Все они – приречные, но большинство – придвинские. Объясняется это «профильной» трассой – большой торговой «улицей», что прилегала к междуречью. По сравнению с другими, Вяжыще было наименьшим местечком, почти в четыре раза уступало, например, бочейковскому, но отличалось спецификой. Жителей Вяжыще называли «гаспадарами» (господарями). При тридцати халупах «убогих и пустых» там насчитывалось ровно столько же семей, «землю пашущих».

Слово «поиезуитское» указывало на послеконфессиональную черту. Но прошлое этого местечка носило признаки общественного, вечевого, устройства. Там был свой пресвитер, которого можно рассматривать как преемника в «мантии» сельского распорядителя – почетного старца. За годы поземельной реформы, инициированной королями, народные рецидивы исчезли – испарились, аборигенов обволокла капиталистическая оболочка материальной выгоды, собственнического преимущества. Если взглянуть на состав имения того времени, то увидим весь Заборже под управлением «пани Вещицкой, подчашиной витебской» (так в тексте, «подчашина» - это жена чашника, придворного). «Вещицкая» - словно отражение жизни, что сложилась в «послеиезуитском» имении.

Заборже состояло из шести ролничьих дымов, но пояснялось, что эта весь «от двора Аудзеевич за Двиной», что означало - «на противоположной стороне реки», в правобережье. То есть, как и Бешенковичи, как и Улла, Вяжыще охватывало прибрежье с двух сторон, земли простирались по обоим берегам. С 1772 года в правобережье уже хозяйничала Российская империя.

Имение попало «под нож» - под первый раздел Речи Посполитой, и теперь местечко Вяжыще с трех сторон окружала линия соприкосновения - оно под острым углом врезалось в занятую территорию, сохраняя небольшой сегмент на левом берегу (см. на снимке).

Сейчас там деревня «Вяжище», и узнать в ней приметы местечка уже невозможно. Нельзя не отметить, что поселение знаменовало также устье реки Черногостница, которая сыграла мистическую роль. Именно здесь столкнулись две социалистические системы – сталинская и гитлеровская, общенародная и националистическая, насыщенные железными танковыми армадами. И большая часть железных махин сгорела, после чего эмиссары начали искать новые образцы вооружений, отправились за океан, оживляя капитал.

Чтобы углубиться в историю закутка, я снова открыл географический словарь Царства Польского и других славянских стран, созданный варшавскими учеными, и снова был поражен. Сведений нет. Зато данные об «имении Вяжище» обнаружил в статотчете за 1891 год. На тот час непосредственно усадьбой Вяжище распоряжалась «по дару» крестьянка Феодора Авсюкова, а еще одна женщина – «рижская гражданка» (так в тексте) православная Надежда Александровна Трей, осваивала непосредственно «имение Вяжище» - почти тысячу десятин, и тоже «по дару». Кто их осчастливил бывшей монашеской недвижимостью, неизвестно, но церковному причту отводился также участок - одна сотня десятинной земли. Другими хозяевами на полях Бешенковичской волости, а Вяжище входило в эту волость,  назывались крестьяне, и даже один старообрядец, но в основном мещане – бывшие жители местечка.

Впрочем, вся бешенковичская инфраструктура, подробно изложенная в церковных отчетах, в польской энциклопедии представлена слабо. Не покидает ощущение недосказанности, каких-то недомолвок, что связано, наверное, с «кончиной» Речи Посполитой – большим империальным переделом.

(Продолжение следует).

На снимках: 1. Фрагмент первой российской карты (1795 год) с имением «Вяжыще»; 2. Деревня Вяжище сегодня (фото из интернета).


20.01/25


Рецензии