Глагол глаголет о глаголах и гласе
Значение слов и их звуковые оболочки, на примере слова – «глагол».
Но прежде начала беседы, немного о звуковой оболочке и значении слов.
Звуковая оболочка слова – то, что мы слышим при произношении любого слова.
Пусть это будет слово, состоящее из одного слога, двух, трёх – десяти, или даже из одного звука – не важно – его звуковую оболочку мы всё - равно слышим:
Мир, вода, победа, переусовершенствовать, я …
В зависимости от произношения – орфоэпии – звуковая оболочка у одних и тех же слов может быть разной: вода – вада, идёт – идя – иде, несёт – несе, что-што-що -чё – шо…
Так же и со значением слов – со временем значение теряет или приобретает новые смысловые оттенки или воспринимается в новом понятии, теряя своё первоначальное, исконное, до полного исчезновения самого слова из активного словаря речи, что и случилось со словом нашей беседы – глагол.
Уже во времена А.С. Пушкина слово «глагол» в своём первоначальном значении было мало продуктивно в словаре активной речи, разве что в церковнославянской литературе. Хотя, как и вообще устаревшая лексика, использовалось, например, в поэзии А. Пушкина для предания ей «возвышенного штиля»:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Ученик сегодняшней школы 2025 года не поймёт, как можно «глаголом» жечь сердца людей, когда он знает со школьной скамьи, что глагол – это часть речи, которая обозначает состояние или действие и отвечает на вопросы – что делать? И что сделать? Так? Так!
Он, этот современный ученик, знает, что кроме глагола есть и другие части речи – существительное, прилагательное, числительное и так далее. И все они изучаются в школе на уроках русского языка, а русский язык, как и все его разделы, относится к науке о языке.
Конечно, с трудно уловимым смысловым значением наш ученик воспримет и слово «виждь» в этом фрагменте стиха А, Пушкина – «Пророк».
Мы так уже не говорим – иди и виждь. Мы скажем: иди и смотри.
Хотя слова, однокоренные с этим - виждь – продуктивны в нашем активном словаре – видеть, увиденное, видимость.
Слово «виждь» в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» — устаревшая форма повелительного наклонения от начальной формы глагола «видеть», означает «смотри».
Но я не об этом по сути. По сути – я о более, об очень - очень белее древнем слове - «глагол».
Почему какую-то часть русской речи, русского языка, то есть – какую-то группу слов, отвечающих на вопросы – что делать? и - что сделать? - назвали глаголом?
Если просто – да потому, что мы все слова этой группы – глаголим. То есть – произносим, говорим. Ведь первоначальное, древнее, устаревшее ныне значение этого слова означало – говорить – глаголити.
От этого слова – глаголити – образовали и слово глагол – речь. От глагола – существительное. Приём и в современном словообразовании очень продуктивен: бегать – бег, ходить – ход, мигать-миг, думать – дума… И так далее.
Правда, иногда хочется утверждать, что и от существительных образовались глаголы: сон – снится, дрёма – дремать, молот – молотить, дождь – дождится, круг – кружиться, дым -дымиться.
Но тут мы не об этом. Это просто замечание по пути.
И так, раньше слово – глаголити – означало само действие – говорить. Говорить, глаголити – это же действовать? Целый речевой аппарат находится в действии пока произнесёшь это слово – лёгкие, голосовые связки, гортань, язык, губы…
Ну, каким же иным словом, как не этим – глаголити - назвать огромную группу слов, часть всей русской речи, обозначающую действие – именно – глаголом!
Ещё древнее, ещё раньше – глагол – означал – «слово», и не одно, а целый трактат – речь.
«Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати».
В советское время – во всю страницу огромных масштабов газет, а то и на двух страницах – «Слово товарища Малинкова» или другого государственного деятеля. Чуть позже – «Речь товарища М. Горбачева.» Глагол – Слово- Речь.
Ну, в том самом значении, когда мы сегодня произносим на собраниях: «Прошу дать слово!», «Прошу – слова!»
Мы ж не об одном слове просим, а, пусть короткой, но речи на какую-то тему, по какому-то вопросу. Вот в этом значении и А.С. Пушкин употребил устаревшее слово – глагол – в своём стихе – «Пророк», т.е. иди, пророк, и жги своим словом, своими речами «жги» сердца людей, зажигай на благие свершения.
Со смыслом, будем считать – разобрались.
Теперь немного об образовании филологическом.
Глаголить, глаголити – слово из двух корней: глагол + ить (ити). Ить – еть, ити, ети, ати – означали варианты так же древнейшего слова, означающего по нашему – иметь.
Устаревшая форма слова -иметь – (мати, имати, яти - прияти, ать, еть, ить) в словаре активной современной русской речи уже не встречается.
Хотя в украинской мове (речи) – продуктивно. Мати (по-русски звучит, как – маты, я – маю хату, ты – маешь хату, май на увази - т.е. имей в виду).
Глагол. Тут надо вспомнить и другое слово в древней форме – глас. Глас вопиющего в пустыни. Голос. Между ними есть что-то общее? Конечно. Основная часть слова, несущая основу мысли – корень мысли, саму суть смысла – глагол - глас. Какая часть общая, корень? Конечно – гла -. Значит слова – глагол- и – глас- однокоренные.
Разумеется – глагол, то есть слово – образуется при помощи … ГОЛОСА!
Голосом глаголят глаголы. Голосом говорят слова.
Голос – звук. Слово – глагол – тоже есть звук. Звук ничем прикрыть нельзя. Если мысль можно прикрыть не соответствующими ей словами, то- есть высказать ложную мысль. Напустить, грубо говоря – тумана. Если истинное отношение ненависти можно лицемерно прикрыть ложной лестью, то – голос – слово -звук – ничем прикрыть нельзя. Оно – голо. Слово – звук – всегда гол. Как произнесли, так оно, он прозвучало, прозвучал. Пусть оно не соответствует вашей мысли, цели, намерению, но оно – слово-звук – прозвучало так, как вы его произнесли – голо, открыто услышанное всеми, одним ли – звук, гла (с) - всегда – гол. Гла+гол = глагол.
Так же и в значении – «речь».
Когда вы глаголите свой глагол (говорите, произносите речь) – она -гола.
Звучит так, как вы её произносите. Соответствует ли она вашим внутренним мыслям, чаяниям, целям, или – ложна, пока неизвестно, но все её слышат так, как вы озвучили её, или опубликовали. Звук нельзя окутать видимым туманом – он – гол. Слово, речь – звук. Как произнесли, так и услышали. И – поверили. А потом, позже, сравнивая слово с делом, оценят – было ли оно истинным или ложным, с подвохом, окутанная внутренним «туманом» - хитро продуманным лицемерием, ложью, как нечестная тактика своей дипломатии, что рано или поздно к добру не приведёт.
Ну, о изощрённой дипломатии лжи, так сказать – попутно, чтобы поточнее объяснить, что слово, речь – звук, глас ( корень – гла-) всегда – гол. Гла(-с- редуцируется) – гол = глагол!
Глагол – слово, звук, образующийся посредством ДЕЙСТВИЯ органов речи и означает – действие органов речи.
Каким же, как не именно им, этим словом – глагол – и назвать огромную группу слов, огромную часть речи, обозначающую состояние и действие!
Выше мы сказали - глагол и голос – однородные слова, в которых общий корень - гл-. Верно. И это результат наблюдения техники образования глагола – слова и любого голоса – гласа – звука:
Воздух, набранный в лёгкие, мы выталкиваем с силой, будто произносим – «г», по дыхательной гортани, он доходит до голосовых связок, давит на них, получается уже «взрывной» приём силы. Далее вступает в действие язык. Он тут же взаимодействует с нёбом – мягкой его частью ( сразу после перехода гортани в ротовую полость) или твёрдой его частью (переходящей в часть челюсти, держащей зубы).
Но и мягкая часть нёба, и твёрдая – скользкие, гладкие, как бы - с ровной поверхностью.
А вот это качество – ровной, как бы - лоснящейся глади, человек на первых парах образования звуковой речи обозначил звуком – «л». Проследил, однако, на своём собственном ощущении, водя языком по нёбу, рукой – по коже, сердцем по чувствам, умом -по логике.
Отсюда, и как бы «однокоренные»: - ланиты, лёд, длань, даль, лоб, лик, лоно, лани природы, лоск, ласка, любовь, лить, легко, лён, лыко, липа…
Итак, воздух из лёгких выталкиваем с силой, будто произносим звук «г». Воздух проходит через голосовые связки (тонкие особые перепонки, аналогичные перепонкам ушным – мембранам) и уже взрывной звук звучит как четкий – «Г».
Воздух, попадая в ротовую полость, заставляет работать язык. Язык скользит по мягкой части нёба и упирается в конец твёрдого, почти - в зубы, образуя звук – «Л». Но раскрываются губы и рот, и звук, вырвавшись на простор, набирает ещё большую силу и звучит уже как – «Ааааа». Из этих звуков и получилось слово – гла.
Если ещё ничто не примешивается – звук – гол, то и получим - глагол.
А если к звуку примешивается свист, получаем - глас? Иметь хороший, сильный глас – глас + ить (иметь), получаем – гласить. Как пословица гласит. Как гласит народная мудрость.
Ну, хватит. Хотела простым языком, кратко, сказать – почему, группа слов, ну, одна из частей нашей речи ( для удобства изучения ученые разделили нашу речь на части по разным признакам , то есть на группы слов, и дали каждой части такой специальное название), называется глаголом.
А получилась статейка обо всём, что связано с этим словом – глагол – и о языке, как нашей речи – второй сигнальной системы.
О. Гладнева, 19-20. 01.2025г. 9:23. Донбасс.
Свидетельство о публикации №225012000473