Нет тела - нет дела

       Прошло уже двадцать лет, как пропал человек в нашем небольшом городишке. Его особо и не искали. Несмотря на то, что ему было уже за тридцать, женат не был и проживал у своей бабушки. Родителей своих он не помнил. Поскольку у Анатолия никакого профессионального образования не было, то перебивался случайными заработками. И вот пригласил его сосед, который держал помимо дворовой живности ещё и пару десятков пчелосемей, посидеть с пчёлами  на осенней кочёвке. У соседа, назовём его Николаем, был кочевой домик на колёсах, и за определённое вознаграждение Анатолий согласился покараулить его пасеку.
 
       Николай, помимо пчёл, держал ещё корову с телёнком, поэтому купил себе машину Зил-130, на которой ездил на покос, а заодно приезжал на пасеку, когда нужно было поработать с пчёлами. Заготавливал Николай сено недалеко от своего точка. Около двух километров за его пасекой стояла наша бригада из четырёх человек. К слову, до этого сезона Николай стоял вместе с нами, и  сторож на пасеке ему был не нужен, но его систематические пьянки побудили  нас отказаться от такого напарника. И вот, став отдельно, он вынужден был нанять на пасеку охранника.
 
      Каждый раз проезжая мимо пасеки Николая, Анатолий (сторож) останавливал нас, прося закурить, а заодно и "поболтать", но поскольку я был некурящий, то меня он практически не останавливал. От пчеловодов своей бригады узнал, что Николай  жаловался на Анатолия, что тот держит его впроголодь. К слову, этому была объективная причина: ЗИЛ-130 грузоподъёмностью в пять тонн слишком много сжигает бензина, а более лёгкого транспорта у Анатолия не было, поэтому приезжал он на пасеку, когда в этом была сильная необходимость. Я считаю, что если ты нанял человека, будь добр, обеспечь ему в первую очередь нормальное питание и проживание. В данной ситуации Николаю нужно было купить мопед...

       Однажды, проезжая мимо покоса Николая, увидел, что он с тремя помощниками загрузил полную машину сена, но выехать никак не мог – машина забуксовала. Увидев меня, Николай дал знак, чтобы я остановился, а затем попросил вытащить его машину на дорогу. Сомневаясь, что на своём ГАЗ-69 у меня это получится, я тем не менее дал согласие, и, чтобы вы думали, включив пониженную передачу, я спокойно вытянул на дорогу эту громадную машину. И вот, спустя полмесяца, еду домой с дежурства,  на улице уже наступают сумерки, и, проезжая мимо пасеки Николая, увидел его машину, стоявшую возле кочевого домика. Поздоровавшись, хотел уже проехать мимо, но Николай вдруг заговорил: «Да вот, хочу собрать остатки сена...»  Анатолия почему-то рядом не было.
      
        Сразу бросилось в глаза, что Николай был какой-то напуганный, словно я его застал за каким-то нехорошим занятием. Его волнение тут же передалось и  мне,  - попрощавшись, я поехал дальше, размышляя, к чему он произнес эту фразу. Ведь когда я вытаскивал машину Николая, то прекрасно видел, что сено он собрал всё.
 Когда приехал на следующее дежурство, то услышал от напарника, что пропал Анатолий. До этого мне говорили пчеловоды, с которыми я стоял, что Николай с Анатолием сильно поругались, причиной явилось то, что Николай не захотел рассчитываться с Анатолием за пасеку, сказав: «Я тебе привожу еду и регулярно снабжаю водкой, чего тебе ещё нужно?»

      Мысленно проанализировав всё это, я выдвинул гипотезу, что Николай во время ссоры убил Анатолия и, чтобы скрыть следы преступления, вечером приехал на пасеку, забрал труп, куда-то увёз его и закопал. Высказав свои подозрения членам своей бригады, от них получил ответ, что он не мог это сделать и мои подозрения напрасны. Милиция также оказалась не на высоте: допросила только Николая, а нас, пчеловодов с ближайшей пасеки, игнорировала (возможно, Николай скрыл, что дальше за его пасекой есть ещё одна). На этом всё и закончилось. Труп не найден, значит, человек живой. Вскоре прошёл слух по городу, что Анатолий ушёл с наркоманами. Здесь я вынужден сделать пояснение: за десять лет осенней кочёвки на то место, где мы стояли, только дикая коза зашла к нам однажды в гости. Мои компаньоны забирались в такую глушь, что по этому поводу даже я с ними ругался, говорил: «Ну, возьмём мы на пять килограммов мёда меньше, зато не будем гробить машины по бездорожью», но их было не уговорить... Что касается Николая, то больше я его никогда не видел, видимо, в тот же год продал своих пчёл.
  С той поры прошло более двадцати лет, бабушка давно почила, дом стоит пустой, а  Анатолий всё гуляет – бред сивой кобылы!.. Кто здравомыслящий в это может поверить?..

      Что касается Николая, то он имел несколько судимостей, но так как был соседом трёх членов нашей бригады, то, с их подачи, Николая взяли в компаньоны. Вспоминая об таинственном исчезновении Анатолия, вдруг вспомнил фразу, сказанную однажды Николаем в разговоре: «Нет тела - нет дела». Уже не помню, к чему она была сказана. У Николая была никудышная психика - может быть сказалось следствие отсидки, а может таким уродился. Кстати, и два его сына также сидели в тюрьме. Как-то из тайги поехал домой, и со мной напросился Николай (как я уже писал раньше, у него не было подходящего транспорта), и вот в дороге у меня стало буксовать сцепление. И поскольку Николай хорошо разбирался в технике, то вместе полезли под машину. Увидев другую причину неисправности, Николай слегка «вразумил меня» - пяточной частью  ладони толкнул под подбородок, да так, что у меня чуть голова не отлетела. Притом он даже не понял, что мне было больно. 

     К слову: у Николая ладонь была в два раза больше моей, и сам был крупного телосложения, как медведь. Вот я и подумал, что такому «медведю» с ненормальной психикой  убить человека - что «два пальца об асфальт». Может быть, отсюда и судимости.
Спустя лет десять в городе встретил одного из его сыновей и спросил, как поживает отец, на что последний ответил, что уже давно как помер. И тут я вспомнил небольшое стихотворение, в котором говорится:

Не зли других
И сам не злись,               
Мы гости в этом мире бренном,
А если что не так, сдержись, 
Будь поумней и улыбнись,   
Ведь в мире всё закономерно,   
ЗЛО, ИЗЛУЧЁННОЕ ТОБОЙ,       
К ТЕБЕ ВЕРНЁТСЯ НЕПРЕМЕННО.

Вот оно Николаю и вернулось. А ведь ему и шестидесяти, пожалуй, не было.

Уже давно нет в живых  и моих компаньонов-пчеловодов.  Как говорится,
дела давно минувших дней...


Рецензии
Иван, хороший, жизненный рассказ, но грустный. Да и жизнь она сама не мёд, и я считал, что пасечник в априори злым и плохим не может быть...
с уважением,

Николай Скороход   22.01.2025 15:47     Заявить о нарушении
Николай, добрый день! Спасибо за прочтение и отзыв. Наш регион (Дальний восток) в 70-х годах прошлого столетия давал одну треть мёда всего СССР. Помимо пчелосовхозов, пчеловодством занимались все кому не лень и это людям давало большую прибавку к зарплате, а пенсионеры (кому позволяло здоровье) становились на порядок богаче, чем до того как трудились на предприятии. У кого призвание, те пожалуй добрее, но основная масса жителей держала пчёл, - это рвачи. Были случаи жульничества - во флягу с мёдом наложат камней или засыпят на половину солью. Вся тайга была заставлена пчёлами во время цветения липы. Заготовители мотались по тайге и закупали мёд; по желанию клиента рассчитывались сразу или перечислением в банк. Я когда ушёл с морей, то устроился в совхоз на должность инженера с окладом в 150 рублей. Получается моя годовая зарплата менее двух тысяч с премиальными. А когда я завёл себе пасеку всего в 25 пчелосемей, то мой годовой доход от пчёл стал более чем в три с половиной раз выше. Я, работая судовым механиком на рыбодобывающих судах, за год зарабатывал меньше. При том не нужно болтаться в морях, всегда семья рядом, природа, аромат цветов... "Курорт", - в пору самому платить, а здесь наоборот получаешь, - притом хорошие деньги. Одно было плохо - обязан работать на государство, а иначе посадят за тунеядство. Но наступили времена 90-х когда мёд был не востребован из за нищеты населения и отсутствия Гос. закупок. Вот тогда рвачи все отсеялись и остались только настоящие пасечники у кого пчеловодство, это призвание.
С уважением,

Иван Малюшицкий   23.01.2025 03:35   Заявить о нарушении
Иван, и тут как везде... Но всё равно у меня к пчеловодам особое отношение. И не потому, что мёд, тут особенная продукция, в которой сочетается и любовь к природе, бережное к ней отношение, и такое же отношение к самим пчелам, их семьям.
Иван, у вас про «пчелинные» истории есть, что написанное? Говорят, что и между пасечниками порой шла отчаянная борьба за места сбора, за пчелосемьи и т. д.
С уважением,

Николай Скороход   23.01.2025 04:29   Заявить о нарушении
Николай, когда зацветает липа, а это наш основной медонос, тайга вся забита точками и всем хватает мёда. Другое дело осенняя кочёвка - выезд на луга; там стараются между пасеками соблюдать дистанцию, ну хотя бы километр... Бывают редкие конфликтные случаи, когда кто-то поставит пасеку на перелёте. У меня много пасечных историй, со временем буду предлагать к прочтению...
С уважением,

Иван Малюшицкий   23.01.2025 05:55   Заявить о нарушении
Пишите, Иван, с удовольствием буду читать! Удачи!

Николай Скороход   23.01.2025 11:44   Заявить о нарушении