Принцип трёх поколений

В век современных информационных технологий приём пациентов предполагает наличие завидного терпения у практикующего доктора. Почерпнув сведения из Интернета, заранее «подготовленный» посетитель организации здравоохранения считает своим долгом курировать лечащего врача по вопросам диагностики и лечения заболевания, диагноз которого он сам себе установил. 

Исключением из правила вынужденного сотрудничества врача с пациентом является профессия стоматолога. После ответа на вопрос доктора: «Что Вас беспокоит?», посетитель с открытым ртом лишается возможности «инструктировать» специалиста.

В такую ситуацию попала и я, обратившись к заведующему отделением Барановичской стоматологической поликлиники номер два Наумчуку Анатолию Лонгиновичу, с которым мы долгое время работали в системе здравоохранения Барановичского района.

Анатолий Наумчук «продержал» меня в кресле около двух часов. Специалист высочайшего класса, он не может выполнить работу на «хорошо» или «удовлетворительно», а только – на «отлично».

Ранее, во время нашей совместной работы, обычно говорила я, а коллега слушал. Теперь же мы поменялись ролями: находясь в стоматологическом кресле, я превратилась в идеального слушателя.

Анатолий Лонгинович коротко рассказал о семье, о наших общих знакомых, о состоянии и проблемах современной медицины, о кадровом обеспечении отрасли …

Обсуждая проблему укомплектования лечебных учреждений медицинскими кадрами, опытный организатор здравоохранения, более двадцати лет возглавлявший Городищенскую городскую больницу, одну из лучших в сельской местности Брестской области, коллега высказал интересную мысль.
 
По его мнению, организация здравоохранения успешно функционирует только в том случае, когда коллектив представлен тремя поколениями специалистов: молодёжью, специалистами среднего возраста и «старой гвардией» – опытными ветеранами отрасли.

Представители молодого поколения медиков – свежая струя в достаточно консервативной отрасли здравоохранения. Им нужно всё поменять, улучшить, расширить и углубить …

Сотрудники старшего возраста, как правило, думают по-другому: зачем что-то менять, и так всё хорошо. 

Среднее поколение служит выравнивающей силой между амбициозными молодыми специалистами и «старой гвардией», придерживающейся устоявшихся традиций.

Представители каждого поколения вносят свой вклад в формирование отличительного образа лечебного учреждения и обеспечивают его устойчивое функционирование.
 
В силу своего вынужденного положения я слушала размышления коллеги, изредка выражая согласие кратковременным прикрытием век.

После завершения процедуры я уточнила у лечащего врача, представителей какого поколения он отнёс бы к «хранителям традиций» организации здравоохранения?

– Трудно сразу же ответить на этот непростой вопрос, – задумался Анатолий Лонгинович. – Казалось бы, решение лежит на поверхности – самые стажированные специалисты. Но … с возрастом люди становятся более консервативными и зачастую считают правильной только свою точку зрения. А вот среднее поколение более мобильно и оперативно откликается на предложения по улучшению диагностики и лечения пациентов, да и условий работы медиков!

– Значит, «хранители традиций» организации – представители среднего поколения? – уточнила я.

– Пожалуй, да, – ответил коллега.

По пути домой я обдумывала услышанное. Мысленно возвратилась в восьмидесятые годы прошлого столетия, к началу моей врачебной практики.

К кому я обращалась за советом в сложных случаях? Поначалу я прибегала к помощи стажированных врачей, которые охотно откликались на просьбу. Они предваряли совет рассказами о подобных случаях из своего опыта и практики молодых коллег. Детально описывали эпизод: жалобы, объективные данные, установленный диагноз и предпринятые меры.

Вскоре я убедилась, что к определённой части представителей старшего поколения врачей больше подходит термин не наставник молодёжи, а «эксперт». И тактика ведения больного выбрана некоторыми начинающими врачами неправильная («надо было сделать так, а они сделали по-другому»), и медицинскую документацию оформляют небрежно, и противорецидивное лечение группе диспансерных больных не назначили …

Всё это было бы интересно слушать, но в кабинете меня ожидал пациент! И я решила, что в затруднительных случаях впредь буду обращаться к коллегам с врачебным стажем десять-пятнадцать лет.
 
Не ошиблась. Выслушав меня, сослуживцы давали чёткие советы относительно действий доктора применительно к конкретной ситуации.

– Прав Анатолий Лонгинович относительно плодотворной взаимосвязи трёх поколений специалистов. Несмотря на небольшие разногласия между ними, коллектив поликлиники номер один города Барановичи, где я начинала трудовую деятельность, был слаженной и целостной командой.

Размышления о преемственности поколений вызвали в памяти рассказы моих коллег о результатах несоблюдения принципов кадровой политики в части своевременной сменяемости руководящих кадров в одном из лечебных учреждений республики: в крупной городской поликлинике структурные подразделения возглавляют специалисты, возраст которых за несколько десятилетий заведования перешёл из категории «молодёжь»* в категорию «пожилые»** по классификации Всемирной организации здравоохранения.

Какая уж тут преемственность и взаимосвязь трёх поколений?!

*Молодёжь – от 18 до 44 лет
**Пожилые – от 60 до 74 лет


Рецензии
Вечера доброго Вам, уважаемая Нелли!

А знаете, абсолютно верное наблюдение сделал Ваш знакомый специалист в области стоматологии. Готов подписаться под каждым его словом.
Более того, на мой взгляд, подобная градация актуальна практически для любой сферы жизни... Ну, за исключением, пожалуй, тех отраслей, где вообще не требуется применения интеллекта.
Ну, а во всех остальных случаях, все так и есть.
Давно заметил, движущей силой любого коллектива, где имеется мало-мальски творческое начало, являются специалисты среднего возраста. У них уже и опыт достаточный имеется, и энтузиазм с динамикой не потеряны, и профессиональный уровень они не против повысить.
Молодежь, как правило, чаще идет вперед на чистом энтузиазме (это больше в прошлом) или, как вариант, на апломбе - самоуверенности (это больше свойственно современным молодым специалистам). Этой категории просто необходима пресловутая "руководящая и направляющая рука", в роли которой оптимально именно среднее поколение.
Ну, а старший возраст, тут снова согласен, чаще выступает в роли этакого эксперта-подсказчика. Но к некоторым советам стоит относиться осмотрительно, все же от ряда современных веяний эта группа чаще всего далека.
Ну, а самая главная проблема во многих сферах жизни в государствах бывшего СССР - это выпадение именно среднего возраста из целого ряда отраслей. Люди в трудные годы уходили, куда угодно, лишь прокормить семью.
Как следствие, пожилые становились стариками, молодежь шла неохотно, и образовался провал, который очень трудно восполнить.
Сейчас молодежи стало больше, а учить, передавать опыт зачастую некому.

С самыми добрыми пожеланиями и глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   20.01.2025 20:25     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемый Сергей!

Сердечно благодарю за обстоятельный отзыв!

Вы правы: подобное явление характерно для многих коллективов, переживших перестройку и распад СССР.

Я знаю множество примеров ухода из профессии хороших специалистов, врачей и педагогов. В девяностые годы жители республики невесело шутили:

- На каком рынке Беларуси самые культурные продавцы?

- На гродненском, там работают выпускники педагогического и медицинского институтов!

Вот такая горькая шутка...

С самыми наилучшими пожеланиями.

Нелли Фурс   21.01.2025 11:04   Заявить о нарушении