Размышление над главой Легенда из Игры в бисер Гес
Размышление над главой " Легенда " из " Игры в бисер " Гессе
Собственно говоря , к чему моё писательство ? Зачем оно ?
Потому что жить в обыденной жизни было не только страшно из - за бессмысленности происходящего вокруг , но как раз из - за этого произошло погружение в литературу - в поисках смыслов и в поисках объяснений самого феномена - человеческой жизни . Чтение текстов Николая Островского в советской литературе что - то объясняло , но не принималось внутренним моим человеком , чтение Аркадия Гайдара задавало какие - то горизонты , но и они обрушились из - за знания его биографии . Обращение к чтению Льва Толстого давало какие - то идеалы моему подростковому восприятию , а Достоевского я как раз отвергала из - за того , что прочтение их не давало никакого будущего . Но позднее обращение к личностям писателей Толстого и Достоевского обнаружило их еретические воззрения на окружающий мир , а , значит , их непрочность . Нельзя было опираться на их тексты . Если обопрёшься на них , то , в конечном счёте обопрёшься на какие - то горизонты бездны , истинные намерения которых я обнаружила в чтении книг , в частности , немецких писателей - Германа Гессе , Томаса Манна , которые опирались в свою очередь на тексты Гёте , Новалиса , Ницше , и опять таки на Достоевского . К писательству меня привело и
понимание того , что сентиментальность , из - за которой произошёл взрыв обращений к этой человеческой сентиментальности , чтобы получить таким образом от человека хоть что - то , это оборотная сторона жестокости , или , говоря по библейски , жестокосердия . И отвержение этой сентиментальности прежде всего в самой себе .
Обращение к писательству , а в начале этого процесса - к писателям , привело к пониманию реальности , конструируемой этими писателями , и видению тех сетей , которые скрываются за ними . В том числе и в текстах Германа Гессе .
Последняя глава называется книги « Игра в бисер « называется
« Легенда « .
То есть предполагается рождение героя .
Его жизнь и смерть описываются в тех же языковых категориях как описание жизни и смерти христианских святых . Язык знаком для читателя , и часто читатель не задумывется над тем , какие смыслы отливаются в прежних , узнаваемых словесных формах , таких , как , к примеру , добродетель , благочестие , которые придают возвышенные ожидания от героя .
Мифологический язык вбирает в себя старые , зарекомендовавшие себя формы , использовавшиеся в житиях святых христианской церкви . Возникает знакомый образ молитвенника , аскета , думающего о благе людей , а не о своём собственном благе .
И отношение к герою как бы путём использования зарекомендовавших себя как успешных по силе воздействия на человеческую психику словесных форм , становится тоже знакомым . Ожидается от человека то , что человек по своей бунтарской природе , на которую он уповает , не может ожидать уже от Бога , как
« сын погибели « , но может ожидать от человека , или , допустим , от технологий , те , которые напоминают « бога « Томаса Манна , изображённого в книге « Иосиф и его братья « , который , по его словам , « двупол , он не зол и не добр , Бог свят не добротой , а жизнетворностью . Он не лишен даже и каких - то комических черт , например , смешно выражается (правда , в передаче Иосифом своих видений ) :
«Я в непостижимости Моей … с высоты Моего величия » . Манн легко использует иронию , пародийность как способ оживить миф , сделать его правдоподобным . Но « о Боге не было никаких историй … Бог не возник , он не был рожден , не вышел из женского чрева » .
То есть святость подменяется наличием силы , называемой у Томаса Манна животворностью .
Цель - « оживить миф , сделать его правдоподобным … «
Притом необходимо помнить о том , что создание и функционирование мифа обеспечивают некие духовные силы . В этом и заключается сила и действенность мифа . И сотворение мифа в образе святого неизвестно какого бога , это и есть цель « Игры в бисер « .
Сотворение некоего « тела « мифа как
создание постмодернистского гипертекста .
Чтобы « оживить миф , сделать его правдоподобным « , в этом он ученик Томаса Манна .
Пятигорский и Мамардашвили исследовали эту важность именно лингвистики в составлении мифа , потому что языковые оппозиции - в сознании человека , и о роли психоанализа , который очень важен в трансформировании сознания человека , в введение его в мир демонический , представленнный как бессознательное :
« Наука лингвистика должна принимать факт языка как целое , нерасчленимое с точки зрения его генезиса . Сами по себе языковые оппозиции , как нам кажется - в сознании . Более того , они не говорят и о присутствии сознания . Мы думаем , что материал мифов составляется из мировых событий ( выступающих как мифемы ) . Как Фрейд рассматривал прагматику проблемы подсознательного - он наивно думал , что изучает само подсознательное . Ему было необходимо каким - то образом объективизировать что – то в сознании человека , что для самого человека не было прозрачным . Он с помощью такой объективизации лечил неврозы . Для Фрейда сначала возникает задача превратить бессознательное в сознание и путём такого превращения перевести человека в состояние нового , сознательного опыта , а затем оказывается , что бессознательное - это то , что было « сознанием « , и только в этом смысле возможно сравнение или различение бессознательного и сознательного . Бессознательное имеет смысл только тогда , когда оно само есть какой - то особый элемент сознания , « бывшего « сознания .
Одной из систематизацией первичного метаязыка мог являться МИФ , а не наука , и в этом смысле некоторые мифологические системы можно рассматривать как развёртывание первичного принципа , который надо ещё вывести из свойств объектов метаязыка , которые мифом переведены в ранг картины бытия или мира . Науку же как раз - то нельзя рассматривать как систематизацию первичного метаязыка , поскольку она совершает обратное движение , запрещая такой перенос . Поэтому - то мы допускаем , что какие - то вещи несут в себе метаязыковое значение сами по себе , своего рода
« природным « образом .
Обычно ПСИХОАНАЛИЗ упрекают в том , что в нём понятием совершенно мифологического типа является понятие бессознательного . Понятие , которое никем не определяется , будучи чем - то вроде маленького кобальда , бесёнка , творящего всякие безобразия . Но дело не в этом . Проблемой стало не бессознательное , а сознание , которое осталось непонятным и непонятым . Фрейд и Юнг открыли цивилизованному миру бессознательное , в порядке аналитического процесса отчленяющего бессознательное от сознательного для того , чтобы сделать более содержательным аналитическое понимание сознания . А на самом деле аналитическое понимание сознания обнаружило свою полную бессодержательность именно в результате введения бессознательного . Начиная с Платона , миф фигурирует в резкой и чёткой оппозиции к « знанию « ( может быть , даже имплицитно ( скрытно , не обнаруживаемое при поверхностном наблюдении ) - к « исследованию « ) , являясь некоей целостностью ( картиной , образом , ситуацией , сюжетом ) , не обладающей собственным ( всё равно - сознательным или натуральным бытием ) . Мы могли бы сказать ( если бы на мгновенье предположили , что Платон и Ницше пользовались нашей терминологией ) , что гомеровский Зевс для Платона мифом , а сократовский Эвдемон - структурой сознания . В то время как для Ницше оппозиция добра и зла была мифом , а оппозиция Аполлона и Диониса - структурой сознания . Но уже с начала 19 - го века миф начинается осознаваться в качестве более или менее стойкой конструкции сознания , которая должна изучаться как таковая вне зависимости от её отношения к действительному положению вещей ( историческому , психологическому , биологическому и т . д . ) Это логически ( то есть в силу логики мышления исследователей ) привело к трём ( в возможности ) основным типам понимания мифа : 1 . ( Как универсалии сознания у Вундта , культурно - исторической у Ницше и Фрейда , психогенетической у Фрейда , психоисторической у Эриксона и т . д . ) , 2. как феномена природы , противопоставленного мышлению исследователя ( Фрэзер , Леви - Брюль , Марр и т . д . ) 3 . как особого способа ( точнее - очень широкой группы способов ) моделирования действительности , по существу снимающего ( нейтрализирующего ) оппозицию « исследователь - наблюдаемый объект « , возвращающего миф к статуту универсалии сознания и делающего мифическую конструкцию более или менее аналогичной конструкции языковой ( Леви - Стросс , Топоров ) . Мы думаем , что в первом случае миф имплицитно сводится к состоянию сознания , во втором - к факту мышления . Третий же случай особенно интересен тем , что авторы , раскрывая миф как идеологическую конструкцию , не понимают , что они раскрывают его интерпретацию , ибо за всяким « мифом « стоит целый ряд интерпретаций , производимых не только исследователем мифа , но и самим мифом . Миф живёт в интерпретациях как некая неанализируемая целостность . Но его нельзя постулировать , как структуру сознания ( в том смысле , в каком мы говорили , что « рекурренция - это структура сознания « , « человек смертен - это структура сознания « и т . д . ) , на него можно только указать как на целостный факт ( или как на факт целостности ) . Но для того , чтобы стать фактом сознания , миф сначала должен быть фактом . « Всемирный потоп « может осознаваться как повторяющийся миллионы раз ( в структуре сознания - рекурренция ) , либо как бывший ( или - не бывший ) один раз , но он будет интерпретироваться как фактуальное событие . « « мифы подобны некоторым « исходным « архитектурным и градостроительным планам , несводимым к составляющим их элементам , и невыводимым из них . Поэтому миф « не может быть частичным « .
« Я познакомился с Гессе через общего ДРУГА , который так же был заинтересован в МИФАХ и СИМВОЛАХ , - сказал Юнг , - Человек настраивает себя на некоторую задачу с решимостью и упорством , а затем внезапно из ДРУГОГО МИРА приходит ПРОРЫВ ВЕТРА , и всё меняется . Его , кажется , ИСПОЛЬЗУЮТ БОГИ ; вопреки себе самому , он становится частью МИФА . «
А Гессе , по словам Юнга , сам становится мифом .
Воплощаясь в своих литературных героях .
Разговаривая , например , с Гёте , с мифическим Гёте , который даёт Гессе своё видение мира из бездны : « Мальчик мой , ты принимаешь старого Гёте слишком всерьёз . Старых людей , которые уже умерли , не надо принимать всерьёз , а то обойдёшься с ними несправедливо . МЫ , БЕССМЕРТНЫЕ , НЕ ЛЮБИМ , КОГДА К ЧЕМУ - ТО ОТНОСЯТСЯ СЕРЬЁЗНО , мы любим шутку . Серьёзность , мальчик мой , это атрибут времени ; она возникает , ОТКРОЮ ТЕБЕ ( то есть - это откровение от мифического Гёте ) от переоценки времени . Я тоже когда - то слишком высоко ценил время , поэтому я хотел дожить до ста лет . А в вечности , видишь ли , времени нет , вечность - это всего навсего мгновение , которого , как раз , хватает на шутку .
( То есть « остановись , мгновение , ты прекрасно ! « - это шутка , шутка Мефистофеля , конечно , ни Фаусту , ни Маргарите , ни её матери , ни её брату не приходило в голову считать жизнь свою шуткой . )
Это из « Степного волка « Германа Гессе .
Из него же : « Многие любили его как тонкого , умного и самобытного человека , и потом , когда обнаруживали в нём волка , ужасались и разочаровывались . А не обнаружить они не могли , ибо он , как всякий , хотел , чтобы его любили целиком ( Вместе с волком .
Проблема в том , что Бог ненавидит зло , и потому любит не « бесёнка « или « кобальда « по Мамардашвили и Пятигорскому в человеке , а человека , нужно отделиться от зла потому ) и потому не мог скрыть волка именно от тех , чьей любовью он дорожил .
Но были и такие , которые любили в нём именно волка , именно свободу , дикость , опасную неукротимость , и их он опять таки страшно разочаровывал и огорчал , когда вдруг оказывалось , что дикий , злой волк ещё и человек , который тоскует по доброте и нежности , ещё хочет и хочет слушать Моцарта , читать стихи и иметь человеческие идеалы . «
То есть волк в человечьей шкуре , взывающий , по словам Гессе : « Кормите волка правильно ! «
И Юваль Харари провозгласил то , что
« закончилась эра людей , началась эра транслюдей «,
В том числе и человековолков .
Я могу представить себе Трампа или Маска в виде волка . Население земли ждёт от них подвигов Геракла .
И почему война ? Потому как пишет Киплинг :
« Запад есть Запад , Восток есть Восток , и с мест они не сойдут , пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень Суд » .
Киплинг - англосакс . Это один запад .
Другой запад - это Германия , которая заявляет :
«У немцев — особый путь развития : Sonderweg » .
Томас Манн , прежний магистр Игры в бисер , начинает свой роман « Иосиф и его братья « со слов , определяющих причину глубинных различий :
« прошлое — это колодец глубины несказанной . Не вернее ли будет назвать его бездонным ? » , то есть вырастающим из бездны , в которой располагается бессознательное , управляющее сознанием людей с помощью мифов .
Достоевский с его заявлением , что «красота спасёт мир « , явился предтечей и Ницше , и экзистенциалистов с их заявлениями : « Мир оправдает себя в Вечности исключительно как эстетический феномен … « ( Ницше ), « У абсурдного мира может быть только эстетическое оправдание « ( Камю ) .
В этом запад как будто бы достиг единства . Хотя и в остутствии вечных смыслов .
Симулякры смыслов вырабатываются в процессе создания мифов - гипертекстов . При том , что мифы покушаются на сами онтологические основы , вырабатывая собственные . Если воспользоваться как примером шахматную игру , то в Игре в бисер игрок неожиданно смешивает все фигуры , и возвращает фигуры , добавляя свои . Игра в такие шахматы просто обречена на успех игрока в бисер .
Итак . Герман Гессе достаёт из своего воображения новые фигуры , вообще не заморачиваясь онтологией . В чем можно убедиться , изучая три дополнительных истории « реинкарнаций « Йозефа Кнехта в прошлом .
Чтот такое « реинкарнация « ? это , по моему мнению очередное воплощение обитателя бездны .
И таких воплощений может быть много .
Воплощений Кнехта было у Гессе четыре .
Со своей целью - целью бездны .
Но без всякой онтологии . Кнехт появляется из « ничто « и удаляется в « ничто « .
По существу возникает из бездны и удаляется в неё .
Как очередная марионетка условного « Карабаса - барабаса « , снятая с крюка и повешенная на крюк вновь . До того момента , когда ему сошьётся новый костюм .
Культовым писателем . Создавшим образ .
Кнехт же - фигура , как будто бы признающая иерархию , но вываливающаяся из иерархии вдруг .
По какому - то наитию .
Выполняющая сценарий ухода .
Прежде должная передать свой дар « ученику « .
Дар , выкованный в толщах тысячелетий .
Может быть , даже трёх тысячелетий .
Очередная « история предательства длиною в три тысячи лет « . В рамках которой я пишу все свои творения .
Как бы скромны они не были . Но являются итогом моей жизни . Какой бы скромной она не была .
Чтобы высказать накопленное в моём сердце .
Каким бы скромным не был мой « сундук « .
Легенда .
Кнехт , получив письмо от администрации ,
« почувствовал какую - то лёгкую дрожь , какую – то утреннюю свежесть , показавшую ему , что час настал и мешкать больше нельзя . Это особое чувство , которое он называл « пробуждением « , было знакомо ему по решающим минутам его жизни ; бодрящее и вместе мучительное , прощальное и в то же время устремлённое к будущему , оно вызывало БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОЛНЕНИЕ , как весенняя буря … решил посвятить час размышлению и направился в тихий магистерский сад . Всю дорогу его не отпускала стихотворная строчка , вдруг пришедшая ему на ум : « В любом начале волшебство сокрыто … «
Он твердил её про себя … В саду он сел на усыпанную опавшими листьями скамью , размерил дыхание , добиваясь внутренней тишины , и с просветлённой душой погрузился в размышление , в котором ситуация этого часа жизни вылилась в какие - то обобщённые СВЕРХЛИЧНЫЕ ОБРАЗЫ … память его прояснилась и помогла ему . Он тихо твердил про себя : « В любом начале волшебство таится .
Оно нам в помощь , в нём защита наша … « …
Кнехт вспомнил о том , что эти строки « из его собственных стихотворений … и кончалось …строкой :
« Простись же , сердце , и окрепни снова ! « …
В тот же вечер он вызвал своего заместителя и сообщил ему , что должен завтра уехать на неопределённое время …
Что Тегуляриуса придётся покинуть , не посвящая друга в свои намерения и не обременяя его прощанием , Кнехту было ясно и раньше . Действовать так он должен был не только для того , чтобы пощадить своего очень чувствительного друга , но и для того , чтобы не подставить под удар весь свой замысел .
С совершившимся фактом Тегуляриус уж как - нибудь , наверно , смирится , а неожиданное объяснение и сцена прощания могут толкнуть его на всякие опрометчивые выходки . Одно время Кнехт думал даже уехать , вообще не повидавшись с ним напоследок . Поразмыслив , он решил , однако , что это будет слишком похоже на бегство от трудного дела . Как ни умно и ни правильно было избавить друга от этой сцены , от волнения и от повода ко всяким глупостям , себе он не вправе был давать такую поблажку …»
Уже ночью он пошёл к Тегуляриусу и спросил его о стихах , пришедших ему сегодня на память в его размышлениях в магистерском саду , и в ответ получил рукопись …
« слегка уже пожелтевшая бумага , юношеский почерк , помарки и поправки в тексте . Ему казалось , что он помнит не только год и время года , когда возникли эти стихи , но и день и час и вместе то настроение , то сильное и ГОРДОЕ чувство , которое тогда наполняло его и делало счастливым и которое эти стихи выразили . Он написал их в тот особенный день , когда ему довелось испытать внутреннее ощущение , названное им « ПРОБУЖДЕНИЕМ « .
Заглавие стихотворения возникло явно раньше его самого , как его первая строчка . Оно было написано крупными буквами размашистым почерком и гласило :
« ПЕРЕСТУПИТЬ ПРЕДЕЛЫ ! « . Позднее , в другое время , в другом настроении и других обстоятельствах , заглавие это вместе с восклицательным знаком было зачёркнуто , а вместо него , более мелкими , тонкими и скромными буквами , вписано другое . Оно гласило : « Ступени « .
Кнехт вспомнил сейчас , как тогда , окрылённый мыслью своего стихотворения , написал слова « ПЕРЕСТУПИТЬ ПРЕДЕЛЫ ! « , они были кличем и приказом , призывом к самому себе , заново сформулированным и подтверждённым намерением прожить под … знаком жизнь , сделать её трансцендентальным движением , при котором каждую новую даль , каждый новый отрезок пути надо РЕШИТЕЛЬНО - весело прошагать , заполнить и оставить позади себя . Он пробормотал несколько строк :
« Пристанищ не искать , не приживаться ,
Ступенька за ступенькой , без печали ,
Шагать вперёд , идти от дали к дали ,
Всё шире быть , всё выше подниматься . «
- Я много лет назад забыл эти стихи , - сказал он , и когда сегодня одна строчка случайно пришла мне на ум , я никак не мог вспомнить , откуда знаю её … «
Тегуляриус , размышляя над этим стихотворением , сказал то , что это стихотворение было « размышлением , такой хвалы духу музыки , если бы вы , в ОДЕРЖИМОСТИ педагогическим честолюбием , не сделали из них призыва и проповеди , стихотворение это могло бы быть настоящей жемчужиной . В том виде , в каком оно существует , оно , по моему , не только слишком нравоучительно и назидательно , но и уязвимо из - за одной логической ошибки . Оно , только ради нравстенного воздействия отождествляет музыку и жизнь , что по меньшей мере сомнительно и спорно , делая из естественного и свободного от нравственности порыва - а это и есть движущая сила музыки - « жизнь « , стремящуюся воспитывать и развивать нас призывами , приказами и напутствиями . Короче , некий образ , нечто неповторимое , прекрасное и величественное искажается и используется в этих ваших стихах для резонерских целей , и это - то и настраивало меня всегда против них « … - « Когда я сочинял эти стихи , речь в них шла ведь уже не о музыке , а об одном ощущении , ощущении , что эта прекрасная музыкальная метафора показала мне свою нравственную сторону и стала во мне призывным кличем , зовом жизни . Повелительная форма этого стихотворения , которая тебе особенно не нравится , не говорит о желании приказывать и поучать , ибо приказ , призыв обращены только самому себе . Даже если бы ты и так не знал это , дорогой мой , ты мог бы вычитать это из последнего стиха … Он весело покинул келью друга , но по дороге … к нему опять вернулась серьёзность , серьёзность прощания . Прощание всегда будит воспоминания , и на этом пути его охватило воспоминание о том первом разе , когда он ещё мальчиком , только что поступив в вальдцельскую школу , сделал свой первый , полный надежд и предчувствий обход Вальдцеля и vicus lusorum . И лишь теперь , среди остывших за ночь , умолкших деревьев и зданий , он до боли почувствовал , что всё это видит в последний раз , в последний раз слышит , как затихает и засыпает такой оживлённый в течении дня посёлок … , в последний раз - на ночные облака над деревьями своего магистерского сада … Он вернулся в своё жильё , написал несколько писем ,в том числе в столицу , Дезиньори , где извещал того о своём приезде , затем освободился от душевной смуты этого часа в сосредоточенной медитации , чтобы набраться … сил … «
Кнехт отправился на следующий день к главе Ордена Александру , взяв с собой « завернув его в сукно , красивый металлический ларец , который взял из потайного ящика своей канцелярии , ларец , где хранились символы его сана , печати и ключи . В « большом « секретариате руководства Ордена его приняли несколько удивлённо … «
В ожидании приёма у Александра Кнехт стал читать Устав Ордена : « ЕСЛИ ВЫСОКАЯ ИНСТАНЦИЯ ,,, ПРИЗЫВАЕТ ТЕБЯ НА КАКУЮ - НИБУДЬ ДОЛЖНОСТЬ , ЗНАЙ :
КАЖДАЯ СТУПЕНЬ ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ДОЛЖНОСТЕЙ - ЭТО ШАГ НЕ К СВОБОДЕ , А К СВЯЗАННОСТИ .
Чем сильнее личность , тем предосудительней произвол . « Как непререкаемо и определённо звучало всё это когда - то и как с тех пор не то что изменилось для него , а даже стало противоположным значение многих слов , особенно таких скользких , как « связанность « , « личность « , « произвол « ! И до чего всё таки были они красивы , ясны , крепки и внушительны , эти фразы , какими абсолютными , вечными , насквозь правдивыми могли они казаться молодому уму ! О , такими они и были бы в самом деле , будь Касталия миром , всем разнообразным и всё таки неделимым миром , а не мирком в мире , не куском , смело и НАСИЛЬСТВЕННО вырезанными из мира куском ! если бы земля была элитной школой , если бы Орден был содружеством всего человечества , а ГЛАВА ОРДЕНА - БОГОМ , как совершенны были бы тогда эти статьи и весь устав ! Ах , если бы так было , какой прелестной , какой цветущей и невинно прекрасной была бы жизнь ! И когда - то ведь так оно и было , когда - то он мог так смотреть на это : НА ОРДЕН И НА КАСТАЛИЙСКИЙ ДУХ - КАК НА НЕЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ И АБСОЛЮТНОЕ , НА ПРОВИНЦИЮ КАК НА МИР , НА КАСТАЛИЙЦЕВ - КАК НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО , А НА НЕКАСТАЛИЙСКУЮ ЧАСТЬ ВСЕЛЕННОЦ - КАК НА НЕКИЙ МЛАДЕНЧЕСКИЙ МИР , КАК НА ПРЕДДВЕРИЕ ПРОВИНЦИИ , КАК НА ЦЕЛИНУ , КОТОРАЯ ЕЩЁ ЖДЁТ ВОЗДЕЛКИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ , С БЛАГОВЕНИЕМ ВЗИРАЯ НА КАСТАЛИЮ и порой посылая туда таких милых гостей , как юный Плинио .
( ВОТ КАРТИНА МИРА : ОРДЕН и КАСТАЛИЙСКИЙ ДУХ - НЕЧТО божественное и абсолютное .
В ЦЕНТРЕ ЗЕМЛИ - священная несвятая троица :
Орден - Отец , Касталийский Дух - несвятой дух , а Кнехт - сын , у которого есть миссия : умереть за этот касталийский мир , чтобы спасти его !!!! был выбор сына - магистра . Воплощение антихристов должно было завершиться воплощением Антихриста , чтобы сохранить мир Люцифера . Люцифер в сатанинской системе выполняет условно роль « отца « , хотя его онтология умалчивается . Или даётся условная как в писаниях гностиков , в которых Люцифер иронично определяет Творца как неудачника .
Но проблема для Кнехта именно в том , что нынешний глава Ордена - не бог . А он хочет служить самому высшему господину , как позже выяснится . )
Какая странная вещь произошла , однако , и с ним самим , Йозефом Кнехтом , и с его собственной душой ! … когда согласился , чтобы мастер Томас взял его на службу , а мастер музыки принял в Орден , и когда позднее сам стал магистром … теперешнее пробуждение тоже состояло лишь в том , что он КАК БЫ ОТКРЫЛ ГЛАЗА , увидел себя в новом положении и пытался приспособиться к новой ситуации . Та же строгая , ясная , определённая прямая тропа , что приводила его в Вальдцель , в Мариафельс , в Орден , к магистерству , уводило его теперь прочь … Касталия , Игра в Бисер , сан магистра - всё это были темы , которые надо было проварьировать и исчерпать , пространства , дали , которые надо было прошагать и переступить … разве не озаглавил он то стихотворение студенческих лет , где речь шла о ступенях и прощаниях кличем « Переступить Пределы ! « ?
Итак , путь его шёл по кругу , или по эллипсу , или по спирали , как угодно , только не по прямой , ибо прямолинейность была явно свойственна лишь геометрии , а не природе и жизни … он шагал ступень за ступенью , даль за далью отважно , сосредоточенно и более или менее весело , не так лучезарно , как старый мастер музыки , но без усталости , без мрачности , без неверности , без измен … И если он теперь , по касталийским понятиям , совершает измену , если , всей орденской нравственности наперекор , действует как бы в собственных интересах и , значит , по произволу , то и это произойдёт в ДУХЕ ОТВАГИ И МУЗЫКИ и , значит , с соблюдением такта и весело , а ТАМ БУДЬ ЧТО БУДЕТ . Суметь бы доказать и другим то , что казалось таким ясным ему , - что « произвол « его теперешних действий на самом деле был служением и повиновением , что шёл он , Кнехт , НЕ К СВОБОДЕ , А К НОВОЙ , НЕВЕДОМОЙ , ЖУТКОЙ СВЯЗАННОСТИ и не как дезертир , а как человек призванный , не своевольно , а повинуясь , не как хозяин положения , а как ЖЕРТВА ! … Даже если ты не шёл , А ТЕБЯ ВЕЛИ ( ! ) , даже если не было самовольного переступания пределов , а было лишь вращение пространства вокруг стоявшего в его центре , добродетели всё же продолжали существовать и сохраняли свою ценность и своё волшебство ( ВОЛШЕБНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ !!! ) , они состояли в том , чтобы говорить « да « , а не « нет « , повиноваться , а не отлынивать , и , может быть , немного и в том , чтобы действовать и думать так , словно ты хозяин положения и активен , чтобы принимать на веру жизнь и это самообольщение … Пробуждаясь , ты не пробивался , не приближался к ядру вещей , к истине , а улавливал , устанавливал или претерпевал отношение сосбтвенного « я « к сиюминутному положению вещей . Ты находил при этом не законы , а решения , попадал не в центр мира , а в центр собственной личности … «
( Да , это размышления самого Гессе , пожалуй , о себе )
От размышлений Кнехта отвлёк посланник главы Ордена .
И Кнехт отправился к нему , объясняя смысл своего письма :
« … моё письмо имело двойной смысл , ставило перед собой две задачи , и я не думаю , что обе они остались совершенно не выполнены . Оно содержало личную просьбу - чтобы меня освободили от должности и использовали в другом месте … Просьба была отклонена , с этим мне следовало примириться . Но моё письмо содержало … множество фактов , отчасти мыслей , донести которые до сведения администрации , привлечь к которым её внимание я считал своим долгом … задача была встревожить и всколыхнуть …
- Как же вы решили действовать ? - спросил Александр тихим голосом . - Так , как мне велят сердце и разум …
Вновь открывшиеся глаза этого глубокоуважаемого , даже любимого им человека застыли было в растерянности , но тут же встрепенулись и наполнились силой ; с тихим страхом глядел глядел он , как эти ясные , сдержанные , привыкшие к строгой дисциплине глаза , глаза человека , одинаково великого , повиновался ли он или повелевал , уставилссь на него , Кнехта , и спокойно - холодно рассматривали , изучали , судили его . Долго пришлось ему выдерживать этот взгляд молча …
Вы решили подчиниться настроению , а не законам и велению долга … ( несомненно то , что сам Гессе слышал такие слова от того , кого считал авторитетом для себя ) - Я ожидаю и надеюсь , что буду понят вами и , уходя отсюда , сохраню остаток вашего уважения …
Вручив вам печати и ключи , я надеюсь , domine, … освободите меня и от обета , данного мною при вступлении в Орден … - Если из - за вас Ордену предстоит разочарование , а Касталия потрясение , то ответственность за это несу и я … вы казались мне хорошим членом Ордена - благоразумным , здравомыслящим , послушным . Подвластность каким - то таинственным голосам , божественным ли , демоническим или голосом собственной души , совершенно , по моему , не вязалось с вами . Поэтому в описанных вами состояниях « пробуждения « я усмотрел просто моменты , когда вы осознавали собственный рост . При таком толковании представлялось вполне естественным , что это внутреннее ощущение тогда долгое время не возникало : вы ведь только заняли некий пост и возложили на себя некую работу , которая висела на вас как слишком широкий плащ и в которую ещё надо было врасти … думали ли вы когда - нибудь , что в этих « пробуждениях « есть что - то от откровений высших сил , от вестей или от призывов из сфер объективной , вечной или божественной истины ?
- В этом то и состоит , - сказал Кнехт , - стоящая сейчас передо мной трудная задача : выразить словами то , что не поддаётся словам ; сделать рациональным то , что явно внерационально . Нет , ни о каких манифестациях божества или демона или абсолютной истины я при этих пробуждениях не думал .СИЛУ И УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ ПРИДАЁТ ЭТИМ ОЩУЩЕНИЯМ ( пробуждения ) НЕ ДОЛЯ ИСТИНЫ ( ИСТИНА не принимается за силу ) , В НИХ СОДЕРЖАЩАЯСЯ ( какая - то доля истины присутствует во всех МИФАХ ) , не их высокое происхождение , их божественность или что - нибудь в этом роде
( Так , вскользь , небрежно : божественность или что - либо в этом роде , особенно упоминание о чём - либо в роде божественности ) , а их РЕАЛЬНОСТЬ , ОНИ НЕВЕРОЯТНО РЕАЛЬНЫ , подобно тому как резкая физическая боль или внезапное явление природы , буря или землетрясение , кажутся нам заряжёнными реальностью , сиюминутностью , неизбежностью совсем не в той степени , как обычные часы или состояния . Порыв ветра , предшествующий готовой разразиться грозе , загоняющей нас в дом и к тому же пытающийся вырвать у нас из рук ручку двери , или острая зубная боль , когда кажется , что все неурядицы , страдания и конфликты мира сосредоточены в вашей челюсти , - это вещи , в реальности и значении которых мы можем , пожалуй , потом как - нибудь , если мы склонны к таким забавам , и усомниться , но в момент , когда мы их ощущаем , эти вещи не допускают никаких сомнений и реальны донельзя . Подобного рода ПОВЫШЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ( подобной реальности зубной боли ! ) обладают для меня мои « ПРОБУЖДЕНИЯ « , отсюда и это название ; в такие часы у меня действительно бывает ощущение , будто я долго пребывал во сне или полусне , а сейчас бодр , свеж и восприимчив , как никогда . ( слова воплощённого демона поднебесья , на это указывает родство Касталии с источником в Дельфах , в которых Аполлон изверг в преисподнюю змея Тифона , бывшего на тот момент хозяином дельфийского источника , и сам стал хозяином .
По существу источник в Дельфах как бы оппозицинирует преисподней , о чём я пишу в своём романе « История предательства длиною в три тысячи лет « , и спасителями человечества высавляет муз и Аполлона - Мусагета .
И Пифагор , в имени которого звучит « Пифии « , черпал вдохновение из этого источника в Дельфах . Впрочем , не ограничивая себя , а учась и у жрецов Египта , которых слушали и жители прежнего Крита ) .
Минуты огромной боли или потрясений , и в мировой истории тоже , обладают УБЕДИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ необходимости , они зажигают в душе чувство щемящей актуальности и щемящего напряжения . Потом , как следствие потрясения , может произойти нечто прекрасное и светлое или нечто безумное и мрачное ; в любом случае то , что произойдёт , будет казаться великим , необходимым и важным и резко отличаться от происходящего повседневно
( То есть и прекрасное и светлое , чтобы Кнехт не подразумевал под этими определениями ,и нечто безумное и мрачное исходят из одного источника , по его мнению )
- Но позвольте мне , - продолжал он , передохнув , - попытаться подойти к этому делу и с другой стороны .
Вы помните легенду о святом Христофоре ? Да ?
Так вот , этот Христофор был человек большой силы и храбрости , но он не хотел владычествовать и править , а хотел служить , служение было его силой и его искусством , в этом он знал толк . Однако ему было не всё равно , кому служить . Служить он хотел непременно самому великому и самому могучему господину . И если он слышал о господине , который был ещё более могуч , чем внешний его господин , он предлагал тому свои услуги . Этот великий слуга всегда мне нравился ,и , наверно , Я НЕМНОГО ПОХОЖ НА НЕГО . Во всяком случае ,в ту единственную пору моей жизни , когда я располагал собой , в студенческие годы , Я ДОЛГО ИСКАЛ И НЕ МОГ ВЫБРАТЬ , КАКОМУ ГОСПОДИНУ СЛУЖИТЬ . Я годами отмахивался от Игры в Бисер и относился к ней с недоверием , хотя давно видел , что это самый драгоценный и самый оригинальный ПЛОД НАШЕЙ ПРОВИНЦИИИ . Я уже пробовал его на вкус и знал , что на свете нет ничего более заманчивого и сложного , чем отдаться Игре , да и довольно рано заметил , что эта восхитительная Игра требует не наивных любителей - дилетантов , что того , кто в какой - то мере ОВЛАДЕЛ ЕЮ , ОНА ПОГЛОЩАЛА ЦЕЛИКОМ И ЗАСТАВЛЯЛА СЛУЖИТЬ СЕБЕ . А против того , чтобы навсегда посвятить все свои силы и интересы этому волшебству , ВОССТАВАЛ ВО МНЕ КАКОЙ - ТО ИНСТИНКТ , какой - то наивный вкус к простому , цельному и здоровому , предостерегавший меня от духа вальдцельского vicus lusorum как от духа специализации и виртуозности , духа , правда , изысканного и изощрённого , но обособившегося от жизни и человечества в целом и ЗАМКНУВШЕГОСЯ В ВЫСОКОМЕРНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ .
Я несколько лет сомневался и проверял себя , прежде чем моё решение созрело и я , несмотря ни на что , сделал выбор в пользу Игры . Поступил я так именно из - за своего стремления совершить как можно больше и служить лишь самому великому господину … Александр :
- вы слишком заняты собственной персоной или слишком зависите от неё , а это совсем не то же самое , что быть крупной личностью . Иной может быть звездой первой величины по способностям , силе воли , упорству , но он так хорошо ОТЦЕНТРОВАН , что вращается в системе , которой принадлежит , без всякого трения и лишнего расхода энергии . Другой обладает теми же талантами , даже ещё более прекрасными , но ось у него проходит не точно через центр , и половину своих сил он тратит на эксцентрические движения , которые ослабляют его самого и мешают его окружению . К этому типу , вероятно , принадлежите вы . Должен только признаться , что вам прекрасно удавалось это скрывать . Тем хуже , кажется , всё оборачивается теперь . Вы говорите мне о святом Христофоре , а я скажу вот что : если в этой фигуре и есть что - то величественное и трогательное , для слуг нашей иерархии она вовсе не образец . Кто хочет служить , должен служить господину , которому он присягнул , до гробовой доски , а не томиться тайной готовностью сменить господина , как только найдётся другой , почище .
Иначе слуга первращается в судью своих же господ : как раз это вы делаете . Вы хотите служить только самому высокому господину и так простодушны , что берётесь судить о ранге господ , между которыми выбираете …
- прошу послушать меня ещё немного . Итак , я стал умельцем Игры и долгое время действительно пребывал в убеждении , что служу высочайшему из господ . Во всяком случае , мой друг Дезиньори , наш покровитель в федеральном совете , как то раз весьма наглядно описал мне , каким заносчивым , чванливым , напыщенным виртуозом Игры , каким выкормышем элиты был я когда - то . Но я ещё должен сказать вам , какое значение имели для меня со времён студенчества и « пробуждения « слова « переступить пределы « . Запомнились они мне , думаю , при чтении какого - нибудь философа - просветителя и под влиянием мастера Томаса фон дер Траве и с тех пор , как и « пробуждение « , были для меня прямо - таки ЗАКЛИНАНИЕМ , погоняющее - требовательным и обещающе - утешительным . Моя жизнь , виделось мне , должна быть переходом за пределы , продвижением от ступени к ступени , она должна проходить и оставлять позади даль за далью , как исчерпывает , проигрывает , завершает тему за темой , темп за темпом какая - нибудь музыка - не уставая , не засыпая , всегда бодрствуя , всегда исчерпывая себя до конца . В связи с ощущением « пробуждения « я заметил , что такие ступени и дали есть и что последняя пора каждого отрезка жизни несёт в себе ноты увядания и умирания , которые затем ведут к выходу в новую даль , к пробуждению , к новому началу .
И этим ощущением тоже , ощущением « выхода за пределы « я делюсь с вами как средством , которое , возможно , поможет разобраться в моей жизни . Выбор и пользу Игры в бисер был важной ступенью , не менее важной было первое ощутимое подчинение иерархии . Даже занимая должность магистра , я ещё ощущал такие переходы со ступени на ступень . Лучшим из того , что принесла мне эта должность , было открытие , что не только музицирование и Игра в бисер - отрадные дела , что отрадно также учить и воспитывать . А постепенно я открыл ещё , что воспитывать мне тем радостнее , чем моложе и чем меньше ИСПОРЧЕНЫ ВОСПИТАНИЕМ мои питомцы . Это тоже , как и многое другое , привело к тому , что меня тянуло к юным и всё более юным ученикам , что больше всего мне хотелось быть учителем в какой - нибудь начальной школе , что моя фантазия была порой занята вещами , лежавшими уже за пределами моей службы …
Тем , что я знал о существовании какого - то мира за пределами нашей маленькой Провинции , я обязан не своим учёным занятиям , в которых этот мир фигурировал лишь как далёкое прошлое , а прежде всего моему однокашнику Дезиньори , который был гостем оттуда , а позднее - своему пребыванию у отцов бенедиктинцев и патеру Иакову , собственными глазами я мало что видел из мирской жизни , но благодаря этому человеку я получил представление о том , что называют историей , и возможно , что тем самым уже положил начало той изоляции , в какой оказался по возвращении . Возвратился я из монастыря в страну почти без истории , в провинцию учёных и умельцев Игры , в очень изысканное и очень приятное общество , в котором , однако , я со своим представлением о мире , со своим любопытством и интересом к нему был , казалось , совсем одинок .
Многое могло меня утешить ; было несколько человек , которых я высоко ценил и сделаться коллегой которых стало для меня смущающей и радостной честью , было множество хорошо воспитанных и высокообразованных людей , было вдоволь работы и довольно много способных и милых учеников . Однако за время учения у отца Иакова я сделал открытие , что я не только касталиец , но и ЧЕЛОВЕК ,
( важное открытие для воплощённого духа ) что мир , весь мир имеет ко мне отношение и вправе притязать на мою причастность к его жизни . Из этого открытия следовали потребности , желания , требования , обязательства , потакать которым мне никак нельзя было .
Жизнь мира , на взгляд касталийца , была чем то отсталым и неполноценным , жизнью в беспорядке и грубости , страстях и рассеянье ,в ней не было ничего прекрасного и желанного .
Но ведь мир с его жизнью был бесконечно больше и богаче , чем представление , которое могли себе составить о нём касталийцы , он был полон становления , полон истории , полон попыток и вечно новых начал , он был , может быть , хаотичен , но он был родиной всех судеб , всех взлётов , всех искусств , всякой человечности , он создал языки , народы , государства , культуры , он создал и нас и нашу Касталию и увидит , как всё это умрёт , а сам будет существовать и тогда . К этому миру мой учитель Иаков пробудил у меня любовь , которая постоянно росла и искала пищи , а в Касталии пищи для неё не было , здесь ты был ВНЕ МИРА , а был сам СОВЕРШЕННЫМ , больше не развивающимся , больше не растущим мирком …
И вот мне пришлось нести два бремени много лет .
Я должен был служить на высоком посту и вести ответственность за него и должен был справляться со своей любовью . Служба , как было ясно мне с самого начала , не должна была страдать от этой любви . Наоборот , думалось мне , любовь эта должна пойти службе на пользу .
Если я - а я надеялся , что этого не произойдёт , - и буду делать свою работу не совсем так совершенно и безукоризненно , как того можно ждать от магистра , то всё равно я буду знать , что в душе я деятельнее и живее , чем иной безупречный коллега , и могу кое - что дать своим ученикам и сотрудникам . Свою задачу я видел в том , чтоы медленно и мягко , не порывая с традицией , расширять и согревать касталийскую жизнь , вливать в неё из мира и из истории новую кровь , и , по счастью , в это же время , чувствуя в точности тоже самое , о дружбе и взамопроникновении Касталии и мира мечтал за пределами Провинции один мирянин : это был Плинио Дезиньори … - от влияния этого человека на вас я ничего хорошего не ждал , как и от вашего нескладного подопечного Тегуляриуса . И это значит Дезиньори заставил вас окончательно порвать с нашим укладом ? - Нет , domine , но он , отчасти сам того не зная , помог мне в этом . Он вдохнул немного воздуха в мою духоту …
С некоторых пор я нахожусь на рубеже , где моя работа в качестве мастера Игры становится вечным повторением , пустым занятием и формальностью , где я выполняю её без радости , без вдохновения , иногда даже без веры …
- Это ваша точка зрения , но не Ордена с его уставом …
Устав указывает путь , каким можно вновь обрести гармонию и равновесие …
- Вы могли убедиться , что работа идёт , канцелярия и архив в порядке , магистр Игры явно не болен и не своевольничает … настаиваю на том , чтобы вы признали , что до момента последней проверки ни на мне , ни на моей работе не было никакого пятна …
То , что сегодня скажете здесь вы , останется без последствий ; как бы серьёзно вы ни относились к своим словам , они останутся речью частного лица , которое отстаивает собственные интересы …
Вы , стало быть , изображаете дело так , будто до вчерашнего дня вы , хотя и со всякими необычными мыслями в голове , приступы усталости от службы , но неизменно подавляли их и побеждали … почему для вас так важно констатировать , что до последнего времени вы добросовестно исполняли обязанности магистра .
Раз уж вы сделали этот шаг , вышли из повиновения и дезертировали , вас уже не должны беспокоить такие вещи … - досточтимый , почему же они не должны меня беспокоить ? Речь ведь идёт о моём добром имени , о памяти , которую я здесь о себе оставлю . Речь тут идёт и о возможности для меня действовать в интересах Касталии , когда я покину её . Я пришёл сюда не затем , чтобы спасти что - то для себя , и уж никак не затем , чтобы добиться одобрения моего шага администрацией …
Я не хочу , чтобы на меня смотрели как на предателя или как на сумасшедшего , я не хочу , этого мнения я принять не могу . Я сделал что - то , что вы должны осудить , но сделал , потому что обязан был сделать , потому что это ПОРУЧЕНО МНЕ ( кем ? ) , потому что это моё НАЗНАЧЕНИЕ , в которое верю и которое принимаю всей души . Если вы и в этом не можете мне уступить , значит ,я потерпел поражение и обращался к вам напрасно … - Я должен уступить , признать , что при каких - то обстоятельствах воля отдельного лица вправе нарушать законы , в которые я ВЕРЮ и представителем которых являюсь . Но я не могу ВЕРИТЬ в ваш уклад и одновременно в ваше частное право нарушать этот уклад …
Вы , по всей видимости , убеждены в своей правоте и в осмысленности своего рокового шага и верите , что призваны сделать то , что намерены сделать …
Я принимаю ваш выход из Ордена и сообщу администрации …
Подошёл к столу , за которым сидел с Кнехтом , и ещё долго звучали в ушах у него шаги этого непонятного человека , которого он любил больше всех других и который причинил ему такую боль … Александру же нравилась как раз его ( КНЕХТА ) поступь , его твёрдая и размеренная , но в то же время лёгкая , почти воздушная походка , и детская , и вместе священнически - степенная , танцующая , неповторимая , обаятельная , благородная походка , которая так шла к лицу и голосу Кнехта . Не меньше шла она к его особой , касталийской и магистерской , величавой и весёлой осанке , напоминавшей немного то аристократическую сдержанность его предшественника мастера Томаса , то очаровательную простоту бывшего мастера музыки … наверно , он , Александр , никогда больше не увидит его , не услышит его смеха , не увидит , как рисует иероглифы какого – нибудь пассажа Игры его красивая , с длинными пальцами рука …
Вряд ли найдёт администрация ему в преемники человека его толка ; подлинные владыки и подлинные личности встречались как - никак редко …
( КНЕХТ ) Счастье свободы и независимости пробирало его , как крепкий напиток ; как давно не знал он этого ощущения , этой великолепной и прелестной ИЛЛЮЗИИ ! Подумав , он вспомнил час , когда на это его сладостное чувство посягнули и наложили оковы , то было во время разговора с Магистром Томасом , под его любезно - ироническим взглядом , и он хорошо помнил жутковатое ощущение этого часа , когда он ПОТЕРЯЛ СВОЮ СВОБОДУ ; оно было не то чтобы болью , не то чтобы острой мукой ,а скорее СТРАХОМ , тихой дрожью в затылке , предостерегающим теснением в груди , переменой в температуре и особенно в темпе всего ощущения жизни . Страшное , щемящее , удушающее чувство этого рокового часа было сегодня возмещено или снято … Он был целиком открыт чувству успокоенности и свободы , которое наполняло его , как наполняет крестьянина после трудового дня радость заслуженного отдыха , он знал , что он от всего укрыт , свободен от каких - либо обязательств , знал , что сейчас он совершенно никому не нужен и от всего отрешён , не обязан ни работать , ни думать , и светлый яркий день обнимал его , мягко сияя , весь перед глазами , весь наяву , без требований , без вчера и без завтра … Под вишней с уже отливавшей багрянцем листвой он остановился и сел на траву ,… и , достав … маленькую деревянную флейту , поглядел на неё с нежностью … с удовольствием вспоминал день , когда оказался его владельцем . Он приехал тогда в Монтепорт , чтобы обсудить с Карло Ферромонте кое - какие музыкально - теоретические вопросы ; зашла речь и о деревянных духовых интсрументах определённых эпох , … он попросил ДРУГА ( я была неправа , когда говорила о том , что у Кнехта только три друга : Тегуляриус , Дезиньори и патер Иаков ) показать ему монтепортскую коллекцию инструментов … Кнехт взял с собой эту красивую игрушку … и часто упражнялся в игре … Одна из песен … пришла сейчас ему на ум . Он тихо произнёс несколько строк :
Чело моё и члены
Поникли , утомленны ,
Но вновь я воспрянул
И в небо глянул ,
И бодр я , и весел , и радостно мне …
Затем он приложил инструмент к губам и стал играть мелодию , глядя на мягкое сиянье далёких горных вершин , слушая , как пленительно звучит на флейте эта бодро БЛАГОЧЕСТИВАЯ песня , и чувствуя себя умиротворённым , слившимся с этим небом , с этими горами , с этой песней и с этим днём . Он с удовольствием трогал пальцами гладкое круглое дерево и думал о том , что … эта дудочка была единственным имуществом , которое он позволил себе взять из Вальдцеля …
На другой день странник прибыл в столицу и явился в дом Дезиньори … У них есть небольшая дача в горах , под названием Бельпунт , живописно расположенная у озера , там Кнехт и поживёт на первых порах со своим воспитанником … место купания в озере , водопад … - Ваш сын , синьора , привык к очень большой свободе , особенно в последнее время , и появление ментора ему , понятно , удовольствия не доставляет . И удрал он поэтому … выразить свою непокорность всему миру взрослых и учителей … увы , всё , что было упущено или хромало в воспитании мальчика , казалось мстило за себя как раз теперь , когда надеялись это исправить …
Для обыденной жизни этот отказ от обороны - плохое оружие ; я позабочусь о том , чтобы твой сын оказался , когда ему это понадобится , вооружён лучше .
А теперь , Плинио , будь добр , проделай со мной несколько упражнений , чтобы я увидел , действительно ли ты опять уже всё забыл . Дыхательными упражнениями , выполненными под его строго ритмические команды , он целительно отвлёк друга от его самоистязания , после чего тот внял доводам разума и унял свои тревоги и страхи … со смехом протянул листок Дезиньори , чьё лицо теперь посветлело .
В записке Тито сообщал родителям , что поднялся сегодня очень рано и отправляется один в горы , где будет ждать в Бельпунте своего нового учителя …
Вечером же он записал на листке бумаги , который ныне хранится у Тито Дезиньори , одну замечательную строфу …
Кнехт извлёк какую - то книжку в выцветшем холщовом переплёте , привлекшую его заголовком «Мудрость брамина « … в глаза ему бросилась строфа , которую он , с улыбкой качая головой , удовлетворённо и одобрительно ВПУСТИЛ В СЕБЯ, словно она была послана ему специально к этому дню . Она звучала так :
Не дороги нам дни , не жаль нам их нимало ,
Чтоб то , чем дорожим , росло и созревало -
Цветок ли пестуем в саду , где сладко дышим ,
Ребёнка ли растим иль книжечку мы пишем …
Он переписал эти строки … в них есть какая - то самобытность : так сухо и в то же время так проникновенно ! И очень подходят ко мне и к моему теперешнему положению и настроению …
Если я не садовник , посвящающий свои дни какому - нибудь редкому растению , то всё таки я учитель и вопитатель , и нахожусь на пути к своей задаче , к ребёнку , которого собираюсь воспитывать . Как я рад этому ! Что же касается автора этих стихов , поэта Рюккерта ( 1788 - 1866 ) , то он , наверно , был одержим всеми этими тремя благородными стастями - садовника , воспитателя и сочинителя , и главным было у него , видимо , сочинительство … И теперь , когда я освободился от своей должности , для меня снова есть что - то заманчивое в том , чтобы как - нибудь на досуге и в хорошем расположении духа написать книгу , нет , книжечку , небольшое сочинение для друзей и единомшленников … Это был для меня лишь повод погрузиться в свои мысли и насладиться своим счастьем , ведь это счастье - иметь много свободного времени . Мне важен тут верный тон , пристойная середина между благоговением и доверительностью , тон не поучения , а дружеского рассказа и разговора о вещах , которые я , как мне кажется , узнал и усвоил … авторства , когда работаешь в охоту , но тщательно , не только для сосбтвенного удовольствия , а всегда с мыслью о каких то немногих добрых друзьях и читателях … не раз играл на маленькой флейте . Это было прекрасное , интересное путешествие - из столицы , из низменности к предгорьям и дальше в горы , - и одновременно оно уводило от конца лета всё дальше и дальше в осень … прятались среди серых скал , почти не выделяясь на их фоне . При виде её Кнехт почувствовал строгость , даже мрачность этой приспособленной к суровому высокогорью архитектуры ; но тут же лицо его осветилось весёлой улыбкой , ибо он увидел стоявшую в распахнутой двери дома фигуру юнца в цветной куртке и коротких штанах , это мог быть только его ученик Тито , и хотя Кнехт в общем то не беспокоился за беглеца , он всё таки облегчённо и благодарно вздохнул . Если Тито был здесь и приветствовал учителя на пороге дома , значит , всё было хорошо и отпадали всякие осложнения , возможность которых он по дороге всё таки допускал … рассматривая его коллекции горных цветов и бабочек , усталось эта ещё более возросла , он даже почувствовал что - то вроде головокружения , какую то неведомую до сих пор пустоту в голове и неприятную слабость и неровность сердцебиения … Рассматривая ваши гербария , я мог убедиться , что о горных растениях вы знаете гораздо больше , чем я .
А цель нашей соместной жизни состоит среди прочего в том , чтобы обмениваться знаниями и сравняться в них ; начнём же с того , что вы проверите мои скудные познания в ботанике и поможете мне немного продвинуться в этой области … что привлекало в нём больше всего . «
( То есть у Кнехта были большие планы на предстоящую жизнь и у Александра , руководителя Ордена он просил разрешения приглашать учеников из Касталии на роль учителей . У него были большие планы , он не подозревал о своём раннем уходе из жизни ) .Тито же , обещавший как будто бы стать его учеником , с которым он хотел собирать гербарии и тому подобное совершать , думал :
« Этот господин Кнехт был благороден , он был господином , аристократом , хотя НИКТО НЕ ЗНАЛ ЕГО СЕМЬИ …
Он был благороднее , аристократичнее , чем большинство мужчин , которых знал Тито , в том числе , чем его отец .
Юноша , дороживший патрицианскими обычаями и традициями своего дома и не прощавший отцу отхода от них , впервые столкнулся тут с духовным , приобретённым благодаря самовоспитанию аристократизмом ,с той силой , которая при благоприятных условиях творит чудеса : перескакивая через длинную череду предков и поколений , она делает из плебейского сына истинного аристократа в пределах одной - единственной человеческой жизни . У пылкого и гордого юноши мелькнула догадка , что , может быть , его долг и дело чести - ПРИНАДЛЕЖАТЬ к этому и СЛУЖИТЬ ЭТОМУ ВИДУ АРИСТОКРАТИИ , что , может быть , в лице этого учителя , который при всей мягкости и любезности был ГОСПОДИНОМ ДО МОЗГА КОСТЕЙ , ему открывается , к нему приближается , чтобы ставить перед ним цели , смысл его жизни … ( Кнехт же старался )
ни взглядом , ни видом , ни голосом не выдать своей странной , тем временем усилившейся не то усталости , не то подавленности , не то болезни .
Тем не менее это кажется удалось . А теперь надо было вступить в поединок и справиться с этой ПУСТОТОЙ , с этим недомоганием , с этим страшным головокружением , с этой смертельной усталостью , которая была в то же время ТРЕВОГОЙ , надо было прежде всего распознать и понять их . Это удалось без особого труда , хотя и не так скоро . Для болезни его , нашёл он , не было никаких других причин , кроме сегодняшнего путешествия , за короткое время перенесшего его с равнины на высоту около двух тысяч метров . Отвыкнув после немногих походов в ранней юности от таких высот , он плохо перенёс этот быстрый подъём . Помучиться суждено , наверное , ещё день - два … ( по крайней мере Кнехт рассчитывал на два - три дня продолжения своей жизни вне Касталии )
в попытках унять сердцебиение и успокоить возбуждённые нервы . Много думал он и о своём ученике , с симпатией , но не строя никаких планов ; лучше всего , казалось ему , укротят этого благородного , но с норовом жеребёнка … доброжелательство и привычка , ничего не следовало торопить и форсировать . Он собирался постепенно подвести мальчика к осознанию его задатков и сил , и в то же время воспитать в нём ( всё таки у Кнехта были планы !!! ) то БЛАГОРОДНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО , ту ВЫСОКУЮ НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ , что ДАЮТ СИЛУ ЛЮБВИ К НАУКАМ , к ДУХОВНОСТИ И КРАСОТЕ
Задача его была прекрасная , да и ученик его был не просто молодым дарованием , которое надо пробудить и направить ; как единственный сын влиятельного и богатого патриция , он был БУДУЩИМ ХОЗЯИНОМ , одним из тех , кто ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕСТВЕННУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ жизнь страны и народа , КТО ПРИЗВАН СЛУЖИТЬ примером и руководить . Касталия осталась в некотором долгу перед этой старинной семьёй Дезиньори ; она недостаточно основательно воспитала доверенного ей некогда отца Тито , не сделала его достаточно сильным для его трудной позиции между миром и духом , мало того , что талантливый и милый молодой Плинио стал из – за этого несчастным человеком с беспокойной и нескладной жизнью , - единственному его сыну тоже грозила опасность ЗАПУТАТЬСЯ В ТЕХ ЖЕ ПРОБЛЕМАХ , что и отец .
ТУТ НАДО БЫЛО ЧТО - ТО ИСЦЕЛИТЬ , ЧТО - ТО ИСПРАВИТЬ , ПОГАСИТЬ НЕКИЙ ДОЛГ , и Кнехту доставяло радость и казалось знаменательным , что эта задача выпала именно ему , строптивцу и как бы отступнику .
Утром , услыхав , что в доме пробуждается жизнь , он встал , нашёл у постели купальный халат , надел его поверх лёгкой ночной одежды и вышел , как показал ему накануне Тито , через заднюю дверь в галерею , соединявшую дом с купальней и озером . Серо - зелёное , неподвижное , лежало перед ним озеро , на другой стороне , в резкой , холодной тени высился крутой утёс , острым , зазубренным гребнем врезаясь в бледное , зеленоватое , прохладное небо . Но за этим гребнём уже явно взошло солнце , свет его крошечными осколками вспыхивал то там , то сям на острой каменной кромке , ясно было , что уже через несколько минут солнце появится над зубцами горы и зальёт светом озеро и долину . Внимательно и задумчиво созерцал Кнехт эту картину , тишина , строгость и красота которой не были ему , чувствовал он , близки и всё же как - то касались и к чему - то призывали его . Ещё сильнее , чем во время вчерашней поездки , ПОЧУВСТВОВАЛ ОН МОЩЬ , ХОЛОД И ВЕЛИЧАВУЮ ЧУЖЕРОДНОСТЬ высокогорного мира , который не идёт человеку навстречу , не приглашает его к себе , а едва его терпит .
И ему показалось странным и знаменательным , что его первый шаг в новую свободу мирской жизни привёл его именно сюда , в эту тихую и холодную величавость …
Кнехт приветливо кивнул ему . Он давно знал , что Тито любит рано вставать , бегать , бороться и странствовать - хотя бы из протеста против барского образа жизни и сибаритства отца , ведь и вино он презирал тоже по этой причине . Хотя такие привычки и склонности приводили порой к позе презирающего всякую духовность сына природы - тенденция к преувеличению была , казалось , присуща всем Дезиньори , - Кнехт приветствовал их , решив воспользоваться для завоевания и обуздания этого пылкого юнца и таким средством , как совместные занятия спортом . Это было одно средство из многих , и притом не самых важных , музыка , например , могла повести гораздо дальше .
И , конечно , он думать не думал равняться с молодым человеком в физических упражнениях и тем более пытаться его превзойти .
Достаточно было простого товарищеского участия , чтобы показать юнцу , что его воспитатель не трус и не домосед .
Тито с интересом глядел на тёмный гребень скалы , за которым колыхалось небо в утреннем свете .
Кусок каменного острия вдруг ярко вспыхнул , как раскалённый и только что начавшийся плавиться метал , гребень потерял резкость , и показалось , что он вдруг стал ниже , плавясь , осел , и из пылающего просвета вышло ослепительное светило дня . Сразу озарились земля , дом , купальня и этот берег озера , и два человека , стоявшие в мощных лучах , тут же почувствовали приятное тепло этого света .
Мальчик , проникшийся торжественной красотой этого мгновения и счастливым чувством своей молодости и силы , расправил тело ритмичными движениями рук , за которыми последовало всё тело , чтобы отпраздновать начало дня и выразить своё глубокое согласие с колышущимимся и сияющими вокруг стихиями восторженным танцем . Шаги его то летели навстречу победоносному солнцу в радостном ПОКЛОНЕНИИ , то БЛАГОГОВЕЙНО от него отступали , распростёртые руки привлекали к сердцу горы , озеро , небо , казалось , что , СТАНОВЯСЬ НА КОЛЕНИ , ОН ПОКЛОНЯЛСЯ МАТЕРИ - ЗЕМЛЕ , а простирая ладони - ВОДАМ ОЗЕРА , и ПРЕДЛАГАЛ СЕБЯ , СВОЮ ЮНОСТЬ , СВОЮ СВОБОДУ , СВОЮ ПЫЛАЮЩУЮ ЖИВОСТЬ
В ПРАЗДНИЧНЫЙ ДАР ПЕРВОЗДАННЫМ СИЛАМ . На его коричневых плечах блестело солнце , глаза его были полузакрыты из - за слепящего света , на юном лице застыло КАК МАСКА
выражение восторженной , почти фанатической истовости .
Магистр , он тоже был взволнован и взбудоражен торжественным зрелищем занимающегося дня в каменном безмолвии этого пустынного уголка земли . Но ещё больше взволновал и пленил его , явив ему ПРЕОБРАЖЁННОГО ЧЕЛОВЕКА , ЭТОТ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ТАНЕЦ его ученика В ЧЕСТЬ СОЛНЦА И УТРА , ВОЗНЕСШИЙ НЕЗРЕЛОГО , КАПРИЗНОГО ЮНЦА до как бы ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ИСТОВОСТИ и в один миг открывший ему , зрителю , благороднейшие склонности , задатки и порывы мальчика так же внезапно , лучезарно и полностью , как восход солнца раскрыл и пронизал светом эту холодную мрачную долину у горного озера .
Более сильным и более значительным показался ему этот юный человек , чем он представлял себе его до сих пор , но и более жёстким , более неприступным , более далёким по духу , в БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ЯЗЫЧНИКОМ . Этот ПРАЗДНИЧНЫЙ и ЖЕРТВЕННЫЙ ТАНЕЦ ВДОХНОВЛЁННОГО ПАНОМ был значительнее , чем были когда - то речи и стихи юного Плинио , он поднимал Тито на много ступеней выше , но делал его более чужим , более неуловимым , более недостижимым для зова . НЕ ПОНИМАЯ , что с ним творится , мальчик и САМ БЫЛ ОХВАЧЕН ( как пламенем ) этим восторгом .
Танец , который он исполнял , не был знаком ему , таких телодвижений ОН НИКОГДА РАНЬШЕ НЕ ДЕЛАЛ ; РИТУАЛ ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ СОЛНЦА И УТРА не был привычен ему , придуманным им ритуалом , в его танце и в его магической одержимости участвовали , как суждено было ему понять в его танце и в его МАГИЧЕСКОЙ ОДЕРЖИМОСТИ ( Гессе описывает здесь происходящее в Асконе поклонение солнцу и древним германским богам , в котором он принимал участие в молодости . По существу гимн Тито напоминал ему его самого , ещё молодого ) участвовали , как суждено было емуу понять , лишь позднее , не только горный воздух , солнце и чувство свободы , но не меньше и та ожидавшая его перемена , та новая ступень его юной жизни , что ВОПЛОЩАЛАСЬ в приветливой и в то же время внушавшей благоговение фигуре Магистра . Многое в судьбе юного Тито и его душе сошлось в эти утренние минуты , чтобы выделить их из тысяч других как высокие , ТОРЖЕСТВЕННЫЕ и СВЯТЫЕ . Не зная , что он делает , без рассуждений и без недоверия , он делал то , чего требовал от него этот блаженный миг , - облекал в танец свой восторг , МОЛИЛСЯ СОЛНЦУ , выражал в самозабвенных движениях и жестах свою радость , свою веру в жизнь , своё СМИРЕНИЕ И БЛАГОГОВЕНИЕ , гордо и в то же время ПОКОРНО ПРИНОСИЛ , танцуя , СВОЮ БЛАГОЧЕСТИВУЮ ДУШУ В ЖЕРТВУ СОЛНЦУ и БОГАМ , но в такой же мере и этому мудрецу и музыканту , вызывавшему у него восхищение и страх , этому мастеру МАГИЧЕСКОЙ ИГРЫ , ЯВИВШЕМУСЯ ИЗ ТАИНСТВЕННЫХ СФЕР , будущему своему воспитателю и другу . Всё это , как и ОПЬЯНЕНИЕ светом восходящего солнца , длилось лишь несколько минут . УМИЛЁННО СЛЕДИЛ Кнехт за этой дивной ИГРОЙ , в которой ЕГО УЧЕНИК ПРЕОБРАЖАЛСЯ и раскрывался у него на глазах , представал перед ним в новом и незнакомом свете , ПОЛНОЦЕННЫМ И РАВНЫМ ЕМУ СУЩЕСТВОМ . Оба они стояли на дорожке между домом и купальней , ОМЫТЫЕ НАХЛЫНУВШИМ С ВОСТОКА СВЕТОМ и глубоко взволнованные СУМБУРОМ СЛУЧИВШЕГОСЯ , когда Тито , едва успев совершить последнее движение своего танца , очнулся от СЧАСТЛИВОГО ХМЕЛЯ и остановился , как ЗАСТИГНУТЫЙ ЗА ОДИНОКОЙ ИГРОЙ ЗВЕРЁК , замечая , что он не один , что он не только испытал и СОВЕРШИЛ НЕЧТО необыкновенное , а ещё и при свидетеле . Он МОЛНИЕНОСНО ухватился за первое , что пришло ему в голову , чтобы выйти из положения , показавшегося ему вдруг каким - то ОПАСНЫМ и ПОЗОРНЫМ , и одним махом развеять ВОЛШЕБСТВО ЭТИХ ЧУДЕСНЫХ МГНОВЕНИЙ , СОВЕРШЕННО ОПУТАВШИХ И ПЛЕНИВШИХ ЕГО . Его только что лишённое примет возраста , СТРОГОЕ КАК МАСКА лицо приняло детское глуповатое выражение , какое бывает у ВНЕЗАПНО РАЗБУЖЕННЫХ ПОСЛЕ ГЛУБОКОГО СНА , он покачался , слегка сгибая ноги в коленях , глубоко удивлённо посмотрел в лицо УЧИТЕЛЮ и с внезапной поспешностью , словно только что вспомнил что - то важное , почти уже упущенное , указал вытянутой правой рукой на другой берег , лежавший ещё , как и половина ширины озера , в густой тени , которую озарённый утренними лучами утёс постепенно подтяшивал к своему основанию … - Если мы поплывём очень быстро , воскликнул он торопливо и с мальчишеским задором , - мы поспеем на тот берег ещё до солнца . Едва были произнесены эти слова , едва был брошен этот призыв к состязанию с солнцем , как Тито с разбегу , головой вперёд , прыгнул в озеро , словно из озорства или от смущения хотел как можно скорее удрать куда - то , ПРЕДАТЬ ЗАБВЕНИЮ предшестовавшую ТОРЖЕСТВЕННУЮ СЦЕНУ УСИЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ . Вода , всплеснув , сомкнулась над ним , через несколько мгновений его голова , плечи и руки показались опять и теперь , хоть и быстро удаляясь , оставались видны на сине - зелёном зеркале . Кнехт , идя сюда , вовсе не собирался купаться и плавать , ему было слишком холодно и после скверно проведённой ночи слишком не по себе . Сейчас , на солнышке , когда он был взволнован только что увиденным и по товарищески приглашён и позван своим ПИТОМЦЕМ , эта рискованная затея отпугивала его меньше . Главным образом , однако , он боялся , что ВСЁ , НАЧАТОЕ и ОБЕЩАННОЕ этим утренним часом , будет сведено на нет , пойдёт насмарку , если он сейчас оставит мальчика одного и разочарует , с холодным благоразумием взрослого отказавшись ИСПЫТАТЬ СВОИ СИЛЫ . Его , правда , предостерегало ощущение неуверенности и слабости , вызанное резкой сменой высоты , но , может быть , как раз НАСИЛИЕМ НАД СОБОЙ и решительными мерами одолеть это недомогание было проще всего . ЗОВ БЫЛ СИЛЬНЕЕ , чем предостережение , ВОЛЯ СИЛЬНЕЕ ЧЕМ ИНСТИНКТ .
Он поспешно снял с себя лёгкий халат , сделал глубокий вдох и бросился в воду в том же месте , где нырнул его ученик . Озеро , питаемое ледниквоой водой и даже в самое жаркое лето полезное лишь очень закалённым , встретило его ЛЕДЯНЫМ ХОЛОДОМ ПРОНИЗЫВАЮЩЕЙ ВРАЖДЕБНОСТИ . Он был готов к сильному ознобу , но никак к ЭТОМУ ЛЮТОМУ ХОЛОДУ , КОТОРЫЙ ОБЪЯЛ его как бы ЯЗЫКАМИ ОГНЯ , мгновенно обжёг и стал стремительно проникать внутрь . Он быстро вынырнул , сперва увидел плывшего далеко впереди Тито , чувствуя как его ЖЕСТОКО ТЕСНИТ ЧТО - ТО ЛЕДЯНОЕ , ВРАЖДЕБНОЕ , ДИКОЕ , думал ещё , что борется за сокращение расстояния , за ЦЕЛЬ этого ЗАПЛЫВА , за товарищеское уважение , за ДУШУ мальчика , А БОРОЛСЯ уже со СМЕРТЬЮ , КОТОРАЯ НАСТИГЛА ЕГО и ОБНЯЛА ДЛЯ БОРЬБЫ .
Он изо всех сил СОПРОТИВЛЯЛСЯ ЕЙ , пока билось сердце .
Юный пловец часто оглядывался и с удовлетворением увидел , что магистр вслед за ним вошёл в воду . Но вот он опять поглядел , не увидел учителя , забеспокоился , поглядел ещё , крикнул , повернул , поспешил на помощь . Не найдя его , он , плавая и ныряя , искал утонувшего до тех пор , пока и у него НЕ ИССЯКЛИ СИЛЫ от ЖЕСТОКОГО ХОЛОДА . Шатаясь и задыхаясь , он наконец вышел на берег , увидел лежащий на земле халат , поднял его и машинально растирался им до тех пор , пока не согрелось окоченевшее тело . ( Как в Библии Елисей подобрал милоть или плащ пророка Илии , чтобы получить его помазание ) . Он сел на солнце , как оглушённый , уставился на воду , холодная зеленоватая голубизна которой глядела сейчас на него как - то удивительно ПУСТО , НЕЗНАКОМО И ЗЛО , и почувствовал растерянность и глубокую грусть , когда с исчезновением физической слабости вернулось СОЗНАНИЕ и УЖАС .
Боже мой , думал он , содрогаясь , ВЫХОДИТ , Я ВИНОВАТ В ЕГО СМЕРТИ ! И только теперь , когда больше не надо было сохранять гордость и оказывать сопротивление , он почувствовал СКВОЗЬ БОЛЬ СВОЕЙ ИСПУГАННОЙ ДУШИ , как полюбил он уже этого человека . И в то же время как он , всем доводам вопреки , ощущал свою СОВИНОВНОСТЬ в СМЕРТИ УЧИТЕЛЯ , его охватил СВЯЩЕННЫЙ ТРЕПЕТ от ПРЕДЧУВСТВИЯ , ЧТО ЭТА ВИНА ПРЕОБРАЗИТ ЕГО САМОГО И ЕГО ЖИЗНЬ и потребует от него куда большего , чем он когда - то до сих пор от себя требовал … «
Кто - то сорвал все планы Кнехта и оборвал его жизнь .
И много можно размышлять о том , что это было :
Месть Касталии или Кто - то резко отозвал Кнехта из мира , развоплотив его внезапно .
Свидетельство о публикации №225012000705