О книге С. Рацевича Глазами журналиста и актёра

…Перед нами интересные мемуары, показывающие горести и радости жизни в СССР, до и после Великой Отечественной войны.
Эти воспоминания полны интересных бытовых подробностей, и деталей социальных отношений тех времён и тех мест, в которых жил и работал Степан Рацевич.
Одна из отличительных черт этих воспоминаний состоит в том, что объективно показана, как трагедия «сталинского» террора, так и его предпосылки.
Рассказаны истории людей, не только невинно пострадавших, но и белогвардейцев, бандеровцев и украинских националистов - реальных борцов с Советской властью.
Как и сегодня, тогда существовали националисты, спекулировавшие на идее независимости Украины, стремившиеся угодить врагам Советского Союза и России и потому, стоило власти проявить нерешительность, как развал, а потом и поражение от гитлеровских войск, уже невозможно было бы предотвратить.
А после войны, при страшных разрушениях и полномасштабном уничтожении человеческого генофонда, были естественны и необходимы, для сохранения государства, репрессии против предателей и коллаборационистов - гнев народа и нежелание забыть эти предательства и преступления против человечности и жизни многомиллионной страны, невозможно было игнорировать!
Это было везде в Европе - в той же Франции, например, устраивали «суды Линча» даже для женщин, которые запятнали себя связями с гитлеровцами. Что же говорить о Союзе, где война убила десятки миллионов советских людей, в то время, как на службу Гитлеру перешли сотни тысяч предателей!
Высылка народов Кавказа и Крыма, благодаря сегодняшним идеологическим провокаторам, подается как бесчеловечная жестокость, но именно эти ссылки и помогли репрессированным народам сохраниться после войны – тогда, отношение к предателям Родины и коллаборантам заметно отличалось от того отношения, которое существует сейчас.
Такая жестокость и ответственность свойственная военному времени, во многом помогли Советскому Союзу победить и сохранится как государству, а советскому народу, как уникальному союзу национальностей!
Если бы не были проведены эти репрессии, и в зародыше не был ликвидирован сепаратизм, Советскому Союзу грозила бы новая, уже атомная война и распад страны на «мелкие княжества» - сегодняшние нацистские, антирусские выступления на Украине, со всей наглядностью демонстрируют это!
И мы видим, что стоило СССР распасться, как эти националистические претензии в автономиях и национальных образованиях осуществлялись местными националистами, только теперь, многотысячными жертвами «нового нацизма» становятся русские и русско-говорящие граждане «независимых» республик, ещё недавно бывших в составе Советского Союза.

В Чечне, при попустительстве центральных властей был учинён настоящий геноцид русских, который удалось остановить силовым вмешательством, но восстановить русское присутствие не получилось, эти преступления, возродились и происходили уже в новой России.
К несчастью, сегодня, притеснения и создание гетто для русского населения в бывших республиках Союза, особенно в Прибалтике и на Украине, стоящих на границах Российской Федерации, уже обеспечено местными русофобами идеологически и законотворчески.
В Прибалтике например, русские стали гражданами второго сорта, зато бывшие эсэсовцы, становятся национальными «героями».
И ситуация там, в этом смысле, стала намного хуже, чем была перед второй мировой войной войной - Степан Рацевич много рассказывает об этом предвоенном времени в Прибалтике,.
Книга, помимо описаний лагерной и тюремной жизни, интересна как этнографический очерк, показывающий культурную и общественную жизнь, в начале в буржуазной Эстонии, и в частности в Нарве и Принаровье, а потом и в Советской Эстонии.
Благодаря запискам Степана Рацевича, так же можо узнать о жизни в эмиграции видных деятелей российской культуры, после Революции живших за рубежами Родины.

Но эти воспоминания, для внимательного читателя, открывают интересные подробности бытовой жизни, в советских лагерях и ссылках, а само существование культбригад и самодеятельного лагерного театра, подтверждается Рацевичем и входят в жёсткое противоречие с тем, что подаётся, как правда о советском Гулаге, критиками СССР и откровенными антисоветчиками,.
В воспоминаниях Рацевича, ужасы тогдашней предвоенной и военной поры соседствуют с лирическими сценами обыденной жизни, а такие сцены, старательно избегают авторы многочисленных антисоветских агиток, называющие себя диссидентами, в их правозащитных мемуарах, явно рассчитанных на потребу западного обывателя!
Многие популярные сегодня на Западе описания Гулага, «вдохновлены» идеологией «холодной войны», а одностороннее, часто мифологизированное освещение тогдашних событий, становятся не только антисоветской пропагандой, но и прямо идеологическими диверсиями, по отношению к новой России – правопреемнице Советского Союза.
Последствиями таких диверсий, становится возрождение неофашизма и неонацизма в той же Прибалтике, да и в других странах, где до войны существовали нацистские и профашистские режимы - психологически, эти возвращения в разбитое во Второй мировой войне прошлое, более чем объяснимо.
И вот, чем жесточе и непримиримей были описания «Гулага» в этих книгах, как западных так и советских, включая растиражированный, эмоционально «убедительный» Солженицынский миф, тем «популярнее» и финансово выгодней они становились за границей, а потом и в «новой» России...

Сам я, родившись в 1946 году, помню и бедность и трудности бытовой жизни и если я напишу воспоминания о той жизни в антисоветском духе, то читатели увидят в них, порядочный по исполнению «советский ад».
Но в моей памяти, благодари отсутствию идеологической ангажированности, остались самые светлые воспоминания о тех трудных годах, когда, ликвидируя послевоенную нищету и разруху, строили замечательные БЕСПЛАТНЫЕ школы и детские сады, больницы и университеты, библиотеки и оперные театры.
Тогда, действительно, жизнь становилась с каждым годом всё «лучше и веселее», как говорил Сталин в одном из выступлений!
Более того, уже после сорока лет взрослой жизни, оглядывая панораму пригородов Иркутска, где я провёл своё детство, я вдруг осознал, что все лучшие и самые заметные строения в округе были выстроены и созданы в сороковые и пятидесятые годы, именно в те тяжёлые, но энергичные времена созидания.
На этой панораме, хорошо были заметны, вся неухоженность и разруха, которые постигли и эти предместья, и всю страну в целом, в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия.
Даже сегодня, проезжая по Транс-Сибирской магистрали на поезде, вы можете увидеть следы тех разращений, к которым прибавились брошенные и полу разграбленные громадные здания и цеха, остановленных и уничтоженных заводов и фабрик, - будто новая война прошла по этим местам, совсем недавно.
Но эту новую разруху принесла с собой Контрреволюция, совершенная молодыми «реформаторами», которые родились уже задолго после той страшной, но победоносной войны и которые, не знали того духа времени победителей и строителей, казалось уже такого близкого коммунизма!
Тут есть над чем думать, и есть что оценивать, без постоянного антикоммунистического, антисоветского рефрена, который звучит во всех официозных воспоминаниях той поры, изданных на Западе и что, самое отвратительное, в России тоже!
Судьба сына Степана Рацевича, о котором он часто пишет в своих воспоминаниях, хороший пример правдивого рассказа о Советском Союзе и о «жертвах» сталинских лагерей.
Алексей, сегодня живущий в Англии, являющийся редактором интернет-журнала «Что есть Истина» и алманаха при журнале «Русскоговорящая Вселенная», когда его мать сидела в лагере, а отчим – Степан Рацевия уже вышел и был отправлен в ссылку, некоторое время пожил, в Красноярском крае, в детдоме, а потом с отцом, в ссылке на Севере, в Игарке.
Потом вся семья, мать к тому времени освободилась, возвратились в Эстонию. Закончив школу в Нарве, потом Электротехнический институт в Ленинграде, Алексей Рацевич, служил офицером в военном флоте. Демобилизовавшись, работал на разных должностях и ко времени развала Союза, заведовал районным отделом по рационализации и изобретательству.
А сегодня, как я уже говорил, он живёт в Англии, куда переехал из «свободной» Эстонии, где русские, находятся на положении эмигрантов. Даже цвет паспорта у них был иной, чем у «полноправных» граждан Эстонии. Именно поэтому, Алексей решился уехать из националистической Прибалтики, и не жалеет - ведь в капиталистической России, сегодня обосноваться тоже большая финансовая проблема - жильё стоит очень приличные деньги.
Но жизнь в постсоветской, капиталистической Эстонии, помогла ему оценить по достоинству ту страну, в которой он родился, в семье «врагов народа», а стал полноправным гражданином Советского Союза...

Не буду пересказывать подробности воспоминаний Степана Рацевича, в книге «Глазами журналиста и актёра», но закрывая последние страницы этой многотомной эпопеи, хочу выразить благодарность от имени всех читателей и себя лично, автору и его благодарному сыну, который не только отредактировал эти мемуары, но и издал их на свои эмигрантские средства.

Надеемся, что рано или поздно многие читатели оценят этот многостраничный труд журналиста и актёра, жившего в такие трудные годы для всего мира и для Советской России в том числе.
Эта книга, издана отдельными томами, а позже была полностью напечатана в нескольких номерах интернет-журнала «Что есть истина?», размещённом на сайте – russban-albion.сом, Архив 1-3 номера журнала
Или - Мемуары:



                Декабрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal


Рецензии