Какой ямщицкий станец без хомутарки? Хомутарка это лошадинный автосервис. Там, как запчасти, должны быть и лошадиные подковы, откованные в кузне при станце. А если порвались вожжи, узда, или подпруга, да хоть любая часть упряжи, не посылать же гонца в купеческую лавку, до неё могут быть десятки вёрст. Упряжь, хоть и изготавливалась из сыромятной кожи, но при таких нагрузках, ничего вечного нет. Там, только особо опасная шлия не может порваться она протянута в самом нежном месте и не дай бог попадёт коню под хвост - тут жди беды. Хорошо если порвётся только сбруя. А, неровен час, перевернётся кибитка, или санный возок? Да ладно, конный прицеп пострадает - тут и седокам не сдобровать, и самому ямщику. К тому же, лошадь может сама пораниться, от мощных скачков и брыканий. Это я о том, что запасной упряжи в хомутарке было несколько полных комплектов. Колёса, опять же, ломались - тогда на Московском тракте асфальта не было, это сейчас избаловались россияне в Москве. А вот в Иркутске, потомки ямщиков и по сию пору знают, что такое колдобины на дорогах. На нашем асфальте трясёт, как в былые времена, хорошо хоть - у автомобилей есть амортизаторы, да рессоры. Они ломаются, зато колёса остаются целы. Ну, что там ещё было крайней необходимостью при ямщицкой гоньбе? Овёс лошадям был надобен! Вот, в левом углу хомутарки деревянное ведро видите? С верёвкой, вместо железной дужки на современном ведре. Это ведро называлось мерой. До сих пор сохранилось выражение "жрать, без меры", или - "надо и меру знать!". А ямщики знали, что после дальней дороги, нужно "задать коню меру овса". На фото, центральные объекты - это два хомута. Их важность можно сравнить с задним мостом автомобиля. Через хомут передавалось движение от лошади к повозке. Как это? Очень просто - на санях и повозках имелось по две оглобли на единицу транспорта. Оглобля - это жердь (круглая палка из молодого ствола берёзы, длиной метра два, и в диаметре сантиметров семь). Лошадь заводили задом между двумя этими палками, которые крепились по обе стороны повозки, или саней. Молодёжь об оглоблях уже и представления не имеет, кроме историков и филологов, которые ещё помнят выражение "оглоблей не перешибёшь" о человеке богатырского телосложения. Ямщик запрягал лошадь следующим образом - одевал хомут на шею лошади. К хомуту, кожанными ремешками привязывалась дуга (деревянная штука, похожая на сидушку унитаза). Дуга жестко держала расстояние между оглоблями, и привязывалась к ним такими же сыромятными ремешками. А если бы просто привязать оглобли к хомуту, то конь сам себя задушил бы, пытаясь сдвинуться с места - оглобли сдавили бы шею. Это я уже не говорю о том, чтобы коню можно было повернуть, или наклонить голову. Чтобы дуга не портила внешний вид конной процессии, её украшали чем могли, вплоть до колокольчика, или нескольких разноголосых колокольцев. Про этот колокольчик в русском фольклоре столько песен, что хомуту и не снилось. В хомутарке Тальцов ещё висит на стене фонарь с керосиновой лампой в железном застеклённом корпусе. Для освещения в дороге он бесполезен - это вам не галогеновые фары. Но, как габаритные огни, вполне себе подойдёт. Да и, по прибытии на ямщицкую станцию, фонарь был просто необходим. Освещение двора, в тёмное время суток, на почте вряд ли предусматривалось, а как коня распрягать в кромешной тьме, ставить его в стойло и задавать ему овса? Вообще-то - расстояние между станцами расчитывалось так, чтобы, выехав с утра, прибыть в пункт назначения засветло - в среднем это было километров 25-40 на довольно ровной местности. Но это в идеальных условиях, а если проливной дождь застал в пути, и грязь стала "непролазной? Или поднялась метель. Помните песню о том, как ямщик замерзал в степи глухой? История почты помнит много всяких трагедий, разыгравшихся на ямщицких трактах - не только погода и аварии были страшны - и волки нападали на лошадей, и разбойники шалили. Да и сильные мира сего их не баловали. "О тяжелом труде ямщиков свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину Урусову в 1684 году: «…велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешанием днем и ночью на добрых лошадях и становясь бы на яме в указанные часы…" (сайт Почтовая гоньба 2021 ВКонтакте). Но нелёгкая доля ямщика давала возможность центральной государственной власти управлять Великой Российской империей. Через ямщицкую почту велась государственная переписка ведомств центральной власти с чиновниками на местах, а также частная переписка государственных элит - дворян, богачей, учёных мужей и прочих грамотеев, которым хватало денег на образование. Усилиями ямщиков по стране развозилась пресса, и даже в отдалённых уголках страны были известны государственные и зарубежные новости. Так же по трактам перевозились материальные ценности и грузы, финансовые средства и пассажиры, вплоть до декабристов, проследовавших по Московскому тракту в сибирскую ссылку. И это ни для кого не новость. А вот фраза "становясь бы на яме в указанные часы…" навела меня на интересную мысль. В городе Зима, где я проживаю до сих пор, существует версия о происхождении названия Зиминскогго русского поселения. Местные "знатоки" утверждают, что название селения, при впадении реки Зимы в Оку, произошло от бурятского слова "зИма", что в переводе означает "яма". А бурятские филологи ИГУ дали мне бумагу с печатью, где написано, что в бурятском языке такого слова нет. Но на указанном сайте есть и перевод слова "ям": "В переводе с татарского «ям» означает «место остановки». В русском языке это выражение равнозначно слову "стан" - помните выражение "разбить стан", которое используется путешественниками, туристами и военными, до сих пор. Вот вам и "ямщицкий станец", где татарское слово продублировано русским. Русским правильнее было говорить "почтовый станец", или "станция". И что мы имеем? Ямщицкую почту изобрёл сын Чингисхана, для быстрой доставки важных донесений с любых расстояний. Чингисхан, перед походом на Русь разбил армии двух больших татарских государств - Найманского ханства и Енисейского киргизского каганата, и потребовал от их правителей "налога кровью". То есть - татары были обязаны предоставить в монгольскую орду хорошо вооружённое, боеспособное, с хорошим тыловым обеспечением, войско. И татарские воины должны были сражаться не щадя жизни, ради победы Великого Могола. А связь между полководцем и войсками обеспечивали почтовые гонцы. Монгольский почтовый гонец назывался "ямчы" - от татарского, получается, слова "ям". Этот конный связист мчался от одного "места остановки" к другому, там менял лошадей, устраивал перекус, "ходил до ветру" и, снова, в путь. Казалось-бы - странно, гонец монгольский, а название места остановки татарское. Ничего в этом странного нет - Чингисхан имел привычку перенимать у завоёванных народов всё что ему нравилось. Поэтому, наша Зима могла стать ямом трижды - до монгольского нашествия, как место остановки татарских кочевников, при монголах, и в 1743 году, после открытия здесь ямщицкого станца, как опорного пункта почты России. И русская "яма", здесь совершенно не при чём. И, если, исходить из того что Зима имеет отношение к бурятскому слову "зама" - перекрёсток (от зам - дорога), то "ям" на "заме" это "остановка на перекрёстке путей-дорог". И, всё-таки, куда эти коренные татары держали путь, до великих монгольских завоеваний, через степной участок на левом берегу речки Зимы? Хорошие летние пастбища были в районе нашего села Кимильтей - в двадцати пяти километрах от Зимы на северо-запад. Все кимильтейцы знают, что это татарское село. Там даже было старинное татарское кладбище. Я в детстве был настолько любопытен, что ходил мимо древних могил и больше всего впечатлился древесным стволом с облезшей, местами, корой. Обломок ствола лежал на земле и оказался высеченным из камня.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.