Оян, казах - ойлан, казах! Проснись казах, думай
« Киргизы (казахи) относятся к
свободнейшей на планете нации, и по
естеству своему, в основе своей
добропорядочные люди,
у них много здравых и разумных
общественных законов»
И.А. Сиверс.
Взяться за данную тему побудили меня бесконечные, непрекращающиеся «стенания» наших доморощенных имамов, мулл и устазов (учителей-наставников) о грядущем Судном дне, о наказании человечества за деяния, о личной ответственности человека за неверие, за ширк (приобщение сотоварищей Аллаху), за отказ от намаза и хаджа и т.д. Главный алгоритм всех этих нравоучений заключается в том, что они противопоставляют одних людей (истинно верующих мусульман по их пониманию) и других (представителей другой веры, атеистов, просто неверующих людей или неправильно верующих, опять же по их пониманию). В большинстве своём они не отдают себе отчёта, на чью мельницу льют воду, и к чему это может привести нас казахов, ибо именно среди нас увеличивается число сторонников неприятия фундаментальных принципов Конституции страны, а именно свободы совести. Многие, мотивируя преобладающей численностью мусульман, вбрасывают смысловые выражения мусульманская, исламская страна. Тем самым образом, формируя неправильное понимание смысла государственного устройства Казахстана, которое является светским государством и никоим образом не исламской республикой и никакой иной. Это такие, казалось бы, незначительные «вещи» имеют далеко идущие последствия. Они подхватываются многими верующими, как естественно вытекающие и здравые и, причём как логически верные, а для многих и законные. Почему это происходит? Да потому что многие, кто выбирают дорогу к Аллаху, будем честны перед самими собой и людьми, перестают читать книги, перестают пользоваться достижениями человеческой цивилизации и читают одну книгу, и это книга Коран. Действительно достойная Книга, чтобы её читали и главное, чтобы научились её понимать, а это суперсложно и разобраться не просто. А поскольку это удаётся очень малому количеству людей, большинство формируют понимание, исходя из трактовок других людей, из социальных сетей, из мнения имамов, мулл и т.д. В результате мы теряем платформу для диалога между людьми, платформу, которая зиждется на общечеловеческих ценностях и цивилизационных достижениях всех народов со времён зарождения человечества. И аргументом в спорах и беседах становятся не факты, история, наука, опыт, традиции, культура, а приверженность к религии. Всё, за этим уже искать нечего, за отсутствием аргументов следует неприятие чужой позиции, а за ней - агрессия, а за ней - часто кровь. И это логическая цепочка неизменна уже ни одно тысячелетие. Это бесспорно, самые страшные кровопролития происходили в истории человечества именно на религиозной почве, и в этом преуспели представители всех конфессий. А в чём главный посыл Книги, ниспосланной Аллахом, если вы верите в Него? В том, что кроме Него нет Бога, и Он создал всё сущее! И если вы в это верите, то примите этот мир таким, каким его создал Всевышний, вам ли это оспаривать? Нужна ли Ему ваша такая помощь, если бы Он захотел, то мир весь был бы мусульманским, разве это не исходит из главной сути Корана? Вам ли оспаривать Божественное, если вы действительно верующий человек? Он ниспослал этот мир и вашу жизнь как испытание вашей веры, добропорядочности, совести и разума. Не думаю, что Он ждёт от вас агрессирующей рефлексии по поводу неверия или инаковерия, уж тем более привлечения к вере путём запугивания Судным днём. Ведь нет общего Судного дня, он у каждого будет свой, без адвокатов, только конкретно по факту вашей реальной жизни со всем его добром и злом, грехом и раскаянием. Ведь это исходит из главной Книги мусульман Корана, не так ли? В этой связи я хотел бы обратиться к пониманию веры и религии тех людей, авторитет которых перед народом способен пробудить в человеке желание узнать и понять, разобраться в сути вещей, научиться мыслить, прежде чем сказать и что- то сделать.
Начну с великого Абая, мыслителя и поэта, писателя и философа, вобравшего в себя Душу Степи и её народа. Из слов Абая о вере и религии можно понять, как он верил и понимал Всевышнего и от чего нас предостерегал: «Религия и вера не одно и то же. Религия это плод служителей культа использующих невежество человека. Истинная вера это способность человека понимать действительную сущность Бога, осознавать своё место в мире». Даже такой мыслитель как Абай понимал всю сложность прихода человека к истинной вере: «Просто вымолвить слово Аллах, но не прост к Аллаху путь». И если вы совершаете намаз и знаете на арабском несколько сур, это никоим образом не означает, что вы истинно верующий человек. Вот ещё слово Абая: «Я истинно верующий, ибо признаю, почитаю, выполняю все обряды и предписания, то ещё не истинная вера, потому что это слишком просто». По моему мнению, именно «простое» понимание веры как обязанности, возложенной на тебя Богом, отказ от возникающих сложных вопросов, превращение главных догматов веры, которую ты исповедуешь в застывшие догмы, не взирая, на течение времени, достижения человеческой цивилизации и новые знания и есть фундамент, на котором основывается неприятие чужого знания и опыта, другой веры и желание всех подвести под один знаменатель, это своеобразная цель «роботизации» сознания и утилизация человека под один шаблон. Что естественно, и логически, и исторически, и цивилизационно не есть выбор Всевышнего и, конечно, не может быть выбором человека, ибо за этим гибель всей цивилизации. По мне уж однозначно, Всевышний подарил нам этот мир и жизнь не для этого. Задумайтесь, люди. Вот что по этому поводу сказал Абай: «Жизнь – это прекрасный дар, и надо изведать её в полной мере – это огромное счастье и ответственность перед Всевышним Аллахом». Какие ещё слова нужны, чтобы понять. Живите, созидайте, творите, ошибайтесь, учитесь, боритесь, увлекайтесь, разочаровывайтесь, смейтесь и плачьте. Вкусите этот дар в полной мере, не превращайте свою жизнь изначально в дорогу к смерти, она неизбежна, но она не главная цель жизни, чтобы искупать грехи и жить под страхом наказания. Она дар, пользуйтесь ею в полной мере. Тем более не делите людей на праведных и «кафиров», все они, если вы истинно верующий человек, создания Всевышнего, или вы хотите это оспорить?
Шакарим Кудайбердиев, как и его дядя и наставник Абай, уделял большое внимание вопросам веры и религии. У него было своё понимание, и он утверждал: «Творец должен ориентировать человека на праведное поведение и добрые дела, добрые дела не для Творца, а для сотворённого Им мира и самого человека». То есть его понимание было вполне созвучно идеям Абая. Он считал истиной принятия знания о едином Создателе. При этом он опирался на три главные истины: материалистическое мировоззрение, теологическое миропонимание и совесть. Сам человек в его понимании должен быть в прозрении, человек бодрствующий, то есть здравомыслящий. В своём труде «Мусульманство», написанном в 1912 году он говорил, что Коран предназначен для самоочищения, самовозвышения и воспитания людей, и каждый получает возможность нравственного возрождения. Проще говоря, он призывал к жизни по совести, принимая мир в его полной совокупности и реальности её материальной составляющей. И вот задайте себе вопрос, ваша совесть позволяет вам делить людей по категориям, исходя из отличий в вероисповедании или национальной принадлежности. Находясь в состоянии здравомыслия, как говорил Шакарим, вы можете так считать? Понимаете ли вы, что слепое следование определённым постулатам веры в этом вопросе, когда вы возведёте это в принцип, приведёт вас не к Богу, а к религиозному экстремизму, расизму и фашизму? Или вы считаете, что можете думать по-другому, а говорить о разделении на праведных и кафиров и при этом не произойдёт изменения вашего самосознания? Могу вас заверить, постоянное повторение какой-либо догмы приводит к тому, что человек начинает принимать её за истину. Это доказано учёными психологами, мозг примет это и будет отторгать иные варианты мышления. Так что обязательно думайте об этом. Хотели бы вы, чтобы кто думал о вас в таком контексте. Помните, сначала появляется мысль, а затем происходит действие. Гитлер тоже начинал болтать об особой расовой принадлежности немецкой нации в пивнушке среди своих единомышленников. К чему это привело, вам известно!
Один из замечательных просветителей казахского народа Ибрай Алтынсарин говорил: «Человек же обучающийся не таким образом, например обучающийся намазу и посту прежде веры (имана) будет грешником, даже существует опасность вероятного впадения такого человека в неверие». Его слова ещё одно подтверждение того, что вера это настолько глубокая вещь, что в этом вопросе «легковесные игры» не допустимы, да и, исходя из канонов веры, изложенных в Коране, это несомненный и тяжёлый грех. Необходимо понимать, что если вы действительно искренне хотите прийти к вере Бога, то ваше скрытое лицемерие или попытка «показать», что вы верите в Бога, но при этом у вас есть сомнения или вы делаете это, исходя из каких либо меркантильных или иных соображений, может быть известно только вам (потому что себя не обманешь и всё о себе знаете только вы) и, естественно, об этом знает Бог. В данном случае как мыслится мне, чем делать такое, лучше быть грешником и не врать ни самому себе, ни тем более Богу. Задумайтесь об этом. Ибрай Алтынсарин называл такую веру «иман таклиди» - подражание. Такие верующие слышали об Аллахе и уверовали в Него, потому что верили соплеменники. Но сами не имели понятия о сути религии. Это слабая вера.
Большинство алашординцев, погибли мученической смертью за свой народ. За его право иметь собственное государство, в котором, как говорил Алихан Букейханов один из основателей Алаш – Орды, главным приоритетом должны быть национальный язык, религия, менталитет. Они никогда не отличались показной религиозностью, она жила глубоко в их душах. Они не мученики веры, хотя с какой стороны посмотреть, ведь они боролись за самостоятельность не только в политическом контексте, но и религиозном. Хотя были против той религиозности, от которой также пытались защитить казахов Абай, Шакарим, Ибрай Алтынсарин. Вот что писал Мыржакып Дулатов: «Я из Средней Орды, род мой – Аргын. В два года остался без матери, а в двенадцать без отца. Когда мне исполнилось восемь лет. Отец отдал меня на обучение аульному мулле. Он был очень невежественным муллой. Не помню, сколько я у него обучался, но я ни чему не научился, кроме заучивания молитв на арабском языке». Как же актуальны его слова в современном Казахстане, мы живём в век достижений цивилизаций, а нас тянут в седьмой век нашей эры. Это же настолько явно, что понятно «даже ежу», ведь религиозное образование у нас в стране на уровне ниже плинтуса. Поэтому подавляющее большинство имамов, мулл и устазов твердят одно и то же (рай, ад, смерть, неверные, харам, кафиры. Смысловой ряд основных слов можно продолжить, но концептуально это нагнетание страха и безысходности). Порой мне кажется, что этот порочный круг, стал их единственной дорогой к Богу, увы, печально, если я прав. В этой связи хочу привести несколько строк ещё одного алашординца, Байрона Степи, Магжана Жумабаева поэта от Бога, хотя если исходить из мнения нынешних приверженцев веры, то поэзия тоже харам: « На разум, душу нам надели цепи,/Горящий прежде ослепили взор./ Учили рабству и жить без цели./ Ты ведь мулла, принёс такой разор./ Уйдите прочь, не служите вы Богу,/ И души ваши, и сердца мертвы/ Алаш, проснись, вставай! Я бью тревогу/ Опомнись, друг мой, и в себя приди/. Ему же Магжану принадлежат слова: «Мы тюрки. Наша цивилизация выше арабской культуры и религии». В одном из своих материалов: «Дорогу осилит идущий» я писал о том, что основные каноны Единобожья в мировые религии привнесли, тюрки, исповедовавшие Тенгрианство, они и в Зооастризме, и в индийских Ведах, и Иудаизме, и Христианстве, и Исламе. Религия это не просто вероисповедание, это и история человечества, и её опыт, это и философия, и психология человека и жизни, это сложная и многогранная наука, её изучение и понимание огромный труд. Мне думается нам и на общественном и на государственном уровне необходимо изменить парадигму отношения к религии, особенно в плане изучения мировых религий, защитить подрастающее поколение от «тупого вбивания» догматов веры, которое меняет менталитет нации, прислушаться к тому, о чём говорили величайшие мыслители не только нашего народа. Конечно, концептуально и юридически, и формально религия отделена от государства, но наше будущее во многом зависит от этого вопроса, это вопрос национальной безопасности всего народа Казахстана. Необходимо привлечь лучшие умы страны, чтобы выработать единую стратегию в религиозной сфере, мы теряем время и теряем людей. То, что мы с обретением независимости широко открыли двери перед всеми конфессиями и предоставили им равные права, сыграло с нами злую шутку. Оказалось, что мы выпустили джина из бутылки и теперь не знаем, что с этим делать, поскольку к нам проникли псевдорелигиозные течения и секты и обильно пустили свои корни. Об этом наш народ и нашу власть не раз предупреждал, недавно ушедший из жизни классик казахской литературы Мухтар Магауин: «Религия это опиум для народа – говорил В. Ленин. В маленьких дозах опиум может быть лекарством. Но при постоянном употреблении он становиться ядом. Против чего боролись казахские интеллектуалы XIX – XX века? Против колониализма и против религии. Религия – это тьма! Нельзя быть чересчур религиозными. Настоящая культура вырастает не из религии, а из образования и науки, ей учат не в мечети, а в школе. Именно поэтому казахская интеллигенция и общественные деятели писали массовые письма против распространения салафизма в стране». О значении образования и науки также говорит Олжас Сулейменов, великий мыслитель и поэт, призывая к толерантности, он в то же время призывал к необходимости со школьной скамьи давать знания об истории религии и продолжения этого курса в высших учебных заведениях. О том, что мракобесию можно противостоять только образованием и знаниями, вот что он писал: «…Все говорят, давайте жить мирно и хорошо. Но почему то люди всё таки уничтожают друг друга. А идёт это от полной безграмотности и незнания. Мусульмане говорят, что их религия самая человеколюбивая, самая толерантная. А я посмотрел историю, и оказалось самым толерантным был Бату хан, который не боролся с христианством, разрешал церкви строить с золотыми куполами. А христиане в то же время уничтожили всю древнегреческую литературу и искусство, потому что считали их языческими». А у нас многие «носители мусульманской веры» стали бороться с национальным, казахским, превознося всё арабское и стали называть харамом, не только советское, но и вековые обычаи и традиции казахского народа. На бытовом уровне это уже вполне заметно и таких «носителей», увы, становится всё больше. Мы запускаем болезнь, недооценивая исходящую угрозу, и вместо того чтобы заниматься проблемой, мы пытаемся сделать вид, что это обычная, вялотекущая и проходящая проблема. И в этом ошибка и государства, и общественных институтов. Эта болезнь меняет менталитет казахской нации, привнося не свойственные ей качества: нетерпимость, разделение людей на своих и чужих, на неверных и праведных, на харамщиков и халялщиков. Не знаю, кто анализирует ситуацию, происходящую в этой сфере, но неужели непонятно, что Духовное управление мусульман Казахстана плетётся в хвосте и не в состоянии противостоять этим тенденциям в религиозной сфере. Достаточно сходить на пятничные намазы в мечети, чтобы понять, кто составляет организованное, целенаправленное, скоординированное, уже почти не меньшинство среди верующих. Они на современном уровне знаний психологии занимаются «рекрутированнием» в свои ряды сторонников. И это не представители традиционного ислама ханафитского масхаба принятого у нас в Казахстане, у них другие цели и задачи. Кому-то может показаться, что я сгущаю краски и ничего плохого в том, что люди приходят к Богу совершенно другим путём нет. Но этот путь, это путь отрицания и неприятия того, что мы впитали с молоком матери, то, что нам передали наши предки в качестве аманата. Проснись, казах, думай, казах! Теряя своё исконное, своё кровное, ты становишься манкуртом не помнящим родства, уж этого точно не хочет Всевышний.
Свидетельство о публикации №225012101129